Банковский кризис. Как мы с Первым Президентом Рос

                Банковский кризис. Как мы с Первым Президентом России  спасали ЦБ РФ

После развала СССР в августе 1991 г. предпринимались  попытки определенных сил продолжить развал  молодой России. С этой целью они использовали мощные криминальные группировки, которые в тот период были очень могущественны и пытались завладеть наиболее выгодными предприятиями России. Для этого им были необходимы огромные наличные деньги, чтобы не только приобретать предприятия, но и подкупать нужных государственных чиновников. Криминал организовал уникальную систему по подделке авизо ЦБ РФ,  с помощью которой организовал массовое хищение наличных денег из Центрального Банка РФ. В последующем это дело назвали «фальшивое авизо»*.
Криминал получал огромные доходы от кражи денег из ЦБ РФ. Это заставляло его  внедрять новейшие технические системы для осуществления грабежа.  Технический уровень таких систем соответствовал лучшим достижениям спецслужб. К августу 1992 г. с помощью «фальшивых авизо» из ЦБ РФ было украдено несколько триллионов рублей (в современных ценах - около четырехсот миллиардов долларов). Как говорил сам Дудаев, он «отправлял разные бумажки, а взамен ему привозили самолеты с мешками денег».
Размах деятельности криминала достиг такого размера, что финансовые платежи в России были практически остановлены. Это означало остановку предприятий, выплаты заработной платы, пенсий, что  могло привести к массовым волнениям среди населения, недовольству правительством и, как результат,   к новой катастрофе в России - её очередному разделу.  На это и рассчитывали силы, которые  провоцировали это крупнейшее в мировой истории ограбление банка и кризис банковской системы России.
В этом небольшом рассказе я не буду останавливаться на технических деталях оснащения ЦБ РФ, которые актуальны до настоящего времени.
В сентябре 1992 г. моя компания заключила договор на поставку для ЦБ РФ нескольких тысяч шифраторов для кодирования  авизо ЦБ РФ, передаваемых по открытым линиям связи. После  грандиозных хищений денег руководство ЦБ РФ никому в России не доверяло - и не без основания -   оно поручило моему предприятию изготовление ключей для кодирующих устройств под пристальным контролем сотрудников ЦБ РФ.
Ключ – цифровая последовательность из 110 десятичных знаков, которая вводится в кодирующее устройство. Зная ключи, можно раскодировать любое кодированное сообщение. (По некоторым данным, криминал в последующем предлагал банковским служащим  более $100.000 за один ключ). Кроме того, необходимо было обучить работе на этих кодирующих устройствах около 6000 сотрудниц ЦБ РФ.
Работа по оснащению шифраторами  ЦБ РФ началась в сентябре 1992 г. Сотрудники ЦБ РФ приезжали в мой офис в сопровождении многочисленной вооруженной автоматами охраны. Под их контролем мы изготавливали цифровые ключи для кодирующих устройств, и они их забирали с собой в  банк. А мы оставались одни…
Как потом напишут в своих  интервью  российские министры, в частности министр внутренних дел России, в организации этих краж из ЦБ РФ  участвовало около 10.000 бандитов.
Потом началась самая интересная работа. Оказалось, что ЦБ РФ нарушил закон о том, что государственный банк обязан использовать только сертифицированные ФАПСИ шифровальные средства. Наши шифраторы не были сертифицированы ФАПСИ для кодирования телеграфных авизо ЦБ РФ. Это было нарушением закона, к тому же грубым нарушением было то, что ключи для крупнейшей государственной организации России производило какое-то предприятие, а не специализированное государственное.
В ФАПСИ заволновались: вдруг наша компания что-то не так  сделает, а им потом по закону придется отвечать за нас? Их можно было понять. Формально они, конечно, были правы, поэтому ФАПСИ  пыталось возбудить против меня  уголовное дело о  незаконном использования кодирующих устройств в ЦБ РФ, чтобы в случае каких-то ошибок с нашей стороны доложить о том, что они вовремя предупреждали о нарушении и даже  старались предотвратить его. С другой стороны, Министерство Безопасности  РФ пристально  следящее за криминалом и  устанавливающее виновников таких огромных хищений в ЦБ РФ, стало выяснять, не передаю ли я часть денег, полученных по договору от ЦБ РФ, руководителям ЦБ РФ и ФАПСИ.  По их мнению, руководители ЦБ РФ незаконно заключили с моим предприятием Договор, а ФАПСИ явно медлили с возбуждением уголовного дела против меня (сложные отношения ФАПСИ и МБ РФ в тот период многим известны). Чтобы уличить меня в финансовых махинациях, была назначена  налоговая проверка деятельности моего предприятия. Бандиты тоже заволновались. Почувствовав угрозу своим баснословным прибылям, они решили тоже со мной заранее договориться, чтобы я не нарушал их  «бандитские» законы.
Вот в такой «дружеской» обстановке мы начали производить наши шифраторы – кодирующие устройства. А времени было мало. За такой небольшой срок никто ни разу за всю историю СССР и России не производил  такое количество шифраторов.
Обычно рабочий день начинался с приезда какого-нибудь представителя МБ или ФАПСИ. Потом подтягивались бандиты, а налоговая инспекция уже постоянно сидела на предприятии. Иногда заезжали следователи из Прокуратуры и МВД, которые интересовались сугубо техническими вопросами – каким образом бандиты могли подделывать авизо ЦБ РФ. После обеда, отправив  всех «гостей», можно было спокойно заниматься своей работой по изготовлению шифраторов и разработкой методического пособия для обучения сотрудниц банка работе с нашими кодирующими устройствами. Как-то все работники предприятия уже привыкли к визитам «гостей». Они даже иногда все вместе сидели у меня в приёмной. Мы их угощали чаем, кофе, конфетами, даже пирожные специально покупали. Как я помню, выпили они  не мало, так как беседы и ожидания были длительными.
Работа входила в нормальное русло, но, как иногда бывает, случилось непредвиденное. Бандиты, отчаявшись договориться со мной, несмотря на то, что привозили взятки, доходившие до десяти миллионов долларов США, перешли к прямым угрозам физической расправы и собрались штурмом взять завод, где собирались шифраторы, чтобы разом прекратить оснащение ЦБ РФ нашими кодирующими устройствами. Бандиты  также требовали, чтобы я строго соблюдал российское законодательство в области производства шифровальной техники и перестал заниматься самодеятельностью в демократической России.
Помню, поздно вечером звонит мне директор завода Валерий Д. и говорит:
- Срочно вывози свои шифраторы. Бандиты угрожают мне физической расправой. Я не гарантирую, что до утра твои шифраторы будут целы.
Делать нечего. Сделав ночной «марш бросок»  на завод, мы сумели  перевезти шифраторы в надежное место.
От таких острых детективных историй моё здоровье дало сильную трещину. К утру я не мог разогнуться, схватило желудок, а поясницу пронзила острая боль. Звоню моему другу Володе К. - он раньше был лечащим врачом Ю. Андропова - и спрашиваю, какую таблетку надо принять, чтобы снять эту боль. А он говорит:
-  Срочно приезжай ко мне! С этим шутить нельзя, можно и «в ящик сыграть»!
Работал он в Медицинском Центре Управления Делами Президента РФ (ЦКБ),  в Кунцево. Делать нечего, поехал я к нему лечиться. Меня быстро оформили как коммерческого больного. Дали отдельную палату, чтобы я мог спокойно по телефону  давать указания своим работникам. Там и протекала моя болезнь. До 12 часов дня делали всякие уколы, лекарства принимал, иглы ставили – однажды 30 штук даже поставили. А после 12 часов - снова на работу и до 12 часов ночи. Все приёмы «гостей» перенесли после 12 часов. В «Кремлевку» они не приезжали: то ли боялись,  то ли совесть ещё у кого-то осталась.
Всё хорошо, но однажды приезжаю к воротам «Кремлёвки» в 12 часов ночи, а меня не пускают. В охране стояли в основном пожилые мужчины, отставники, которые раньше служили в 9 Управлении КГБ СССР (охрана правительства). Теперь к этой охране прибавился ещё один молодой, подтянутый человек в темном костюме. Когда я объяснил ему, что я больной и лечусь здесь,  он резонно ответил, что больные в 12 часов ночи в больницу не заявляются, а давно уже спят в своих больничных палатах.
Он был прав. Я поехал ночевать домой. Наутро пришел к своему другу Володе К. и спрашиваю, что случилось, почему меня вчера не пропустили. А он показывает пальцем наверх и говорит:
- Сам вчера приехал.
Я  сначала не понял. А Володя мне разъяснил, что Президент России Б. Ельцин вчера поступил в больницу, поэтому ГУО ( Главное Управление Охраны) и перекрыло все входы. Теперь он ничем мне помочь не может.
Вот это был удар! Работа в разгаре, времени нет, да и «друзья» без меня могут приостановить деятельность компании под каким-нибудь предлогом.
Спрашиваю Володю, что делать. Может выписаться из больницы? Володя отвечает, что он спрашивал  врачей о моем состоянии. Без их помощи я через несколько дней снова вернусь в больницу, но еще хуже будет.
- Что же тогда делать? – спрашиваю его.
Володя говорит:
- Иди к Владу В. , он там  один из руководителей, которые осуществляют медицинское обслуживание Президента. Может быть, он поможет.
Прихожу к Владу. Сидит он весь какой-то замученный. Говорит, голова сильно болит.  Я его и спрашиваю,  поможет ли он мне с пропуском на машину, чтобы меня впускали на территорию больницы ночью. А он смотрит совсем грустно на меня и говорит:
- Рад помочь, но не сейчас. Когда Б. Ельцин  находится в больнице, ГУО все входы охраняет. А они мне не подчиняются.
- А как мне быть? - опять задаю дурацкий вопрос Владу.
Он отвечает:
- Всё, что я могу тебе предложить, это пройтись по коридору, где расположены процедурные кабинеты, там Б.Н. Ельцин процедуры принимает. Там, конечно, охрана стоит. Но если Ельцин сам  тебя увидит, вспомнит и  подзовет  тебя, тогда и проси у него, чтобы выписали тебе пропуск. А по-другому я не знаю, что и делать.
Мне ничего не оставалось, как подняться на этаж больницы, где располагались процедурные кабинеты, и я как больной стал прохаживаться мимо них, всем видом показывая охране, что меня интересует только лечение. Так мне Влад объяснил.  Стою в коридоре час, а может больше. Вижу, Б. Ельцин выходит из одного кабинета. Я как-то разворачиваюсь к нему лицом, думаю, увидит. Но он не увидел, развернулся и вошёл в другой кабинет. Ну, думаю, не уйду, может быть, в следующий раз повезет больше.
И, действительно, через сорок минут выходит Б. Ельцин и какой-то мужчина. Они идут  по коридору, и Ельцин вдруг замечает меня.  Б. Ельцин машет мне рукой, мол, подходи. Охранники пропустили меня. Подхожу к Б. Ельцину здороваюсь, а он меня спрашивает:
- Что ты, криптографер, здесь делаешь?
Б. Ельцин использовал мой шифратор, и я его обучал работе с ним (после этого он меня стал так называть).
- Да, вот, заболел я, - засмущавшись перед Президентом России, ответил я.
- И я тоже заболел, - ответил Б. Ельцин.
- А меня из больницы не выпускают, а мне работать надо! - как-то совсем невпопад сказал я о наболевшем, перепутав, что меня не впускают.
- И меня тоже не выпускают, - посерьёзнев, сказал Б. Ельцин. - А что за болезнь у тебя? – .
Я ему ответил, что  желудок болит, диагноз такой-то.
- Ну, это быстро я сам тебя вылечу, без всяких врачей! - сказал Б. Ельцин. - Пойдем со мной.
Входим в его палату. Б. Ельцин приказывает:
- Садись за стол.
А сам достает две хрустальные рюмки и наливает водку.
- Утром натощак сто грамм хорошей водки выпьешь, а потом вечером ещё сто – и вся твоя болезнь за несколько дней пройдет! – объяснил он.
Выпили мы  по рюмке водки. Б. Ельцин спрашивает, чем я сейчас занимаюсь. Я объяснил ему, что произвожу шифраторы для ЦБ РФ, так как там украли много денег. Б.Ельцин нахмурился, налил ещё по одной рюмке себе и мне. Молча выпили.
- Мы здесь, видишь, в больнице лежим, а они там рады этому, всю Россию растаскивают.
С этими словами он снова налил в рюмки водку.
- Знаю я эту эпопею с воровством. Наверно, свои и крадут. Докладывали мне. Говорят, прилагают все усилия, чтобы прекратить кражи. А к чему прилагают и где прилагают, сами не знают.
 Выпили  ещё по рюмке. Б. Ельцин спрашивает меня:
-  А кто-нибудь тебе помогает?
- Да нет, сами справляемся, - ответил я.
- Это хорошо. Значит, все сделаешь правильно, - заметил Б. Ельцин. – Говоришь, не выпускают? - голос Б. Ельцин резко повысился, и я уже пожалел, что пришел к нему. Кто знает, как Президент России отреагирует на мои слова, а полномочия у него огромнейшие. Помолчав немного, Б. Ельцин встал из-за стола и пошел в другую комнату. Я понял, что он пошел звонить кому-то по телефону. Я только расслышал его слова: «Клепова пропускать везде». Потом пауза, отборный мат, а в конце: «Почему Президент России должен за Вас работать? Сами выясняйте!»
Через минуту Б. Ельцин вернулся в комнату и сказал:
- Твою проблему решили. Работай спокойно. Если что-то не так, заходи. Помогу.
В это время вошел Влад вместе с медсестрой, видимо, ему уже пошли звонки, и он посчитал, что  необходимо срочно прекратить мою аудиенцию. Строго пожурив меня за то, что я мешаю Б. Ельцину лечиться, он стал выпроваживать меня, так как Б. Ельцину надо принимать лекарства. Я побыстрее смотался.
Днём приезжает ко мне в компанию  фельдъегерь. Привозит пропуск на машину для круглосуточного въезда в Кремль. Звоню Владу и спрашиваю, разрешат ли мне по этому пропуску въехать в больницу. Он говорит, что нет, но мой визит к Б. Ельцину такой навел шум, что он все уладит сам и быстро выпишет нужный пропуск.
На следующий день пришли сотрудники ГУО и ФАПСИ, стали устанавливать в моем кабинете правительственную телефонную связь. Мои разнообразные «гости»,  увидев это, сильно заволновались и как-то незаметно исчезли вместе с налоговой инспекцией. Но она все равно выписала компании небольшой штраф за то, что компания  купила слишком много чая и кофе и «необоснованно» включила  затраты на них в себестоимость.

В начале  декабря 1992 г. Председатель Правления ЦБ РФ В. В.Геращенко на VII съезде народных депутатов Российской Федерации доложил: « Произведено оснащение расчетно-кассовых центров шифровальными устройствами, что позволит свести к минимуму риск мошенничества при совершении телеграфного авизирования платежей».
К этому времени все расчетно-кассовые центры ЦБ РФ (около 2000)  были обеспечены нашими шифрующими устройствами.  6000 сотрудниц ЦБ РФ были обучены работе с этими устройствами. Разработанная нашей компанией уникальная криптографическая подпись, которая ставилась  на каждое авизо, передаваемое по телеграфным каналам связи ЦБ РФ, надёжно защищала их от подделки мошенниками. До сих пор в мире аналогов такой электронной подписи в мире не существует.
За шестнадцать лет эксплуатации нашей криптографической системы кодирования в ЦБ РФ никому не удалось её взломать. Но, конечно, основную работу по защите авизо ЦБ РФ осуществляли около 6000 сотрудниц ЦБ РФ, которые ежедневного кодировали с помощью наших шифраторов огромное количество авизо. Только благодаря их самоотверженной работе Россия в тот период не распалась на множество частей.

P.S.

* Фальшивые авизо — это сфабрикованные мошенниками поддельные платежные документы   ЦБ РФ, которые в начале 90-х годов легко «вбрасывались» криминалом в банковскую расчетную систему России.

По оценке главы МВД РФ Рашида Нургалиева ущерб от операций с фальшивыми авизо составил триллионы рублей ( из его интервью «Независимой газете».

Катализатором любого информационного кризиса является информационное рабство людей. Одни умеют так подделывать информацию, что другие  принимают её  за подлинную, и зарабатывают на этом колоссальные деньги.  Из-за невозможности отличить фальшивую информацию от подлинной другие люди принимают фальшивую информацию  за достоверную и несут огромные финансовые убытки.


Рецензии
Анатолий Викторович!
Портрет ЕБН узнаваем, он сам себя в круге первом называл "Царем" и действовал соответственно.

В деле с фальшивыми авизо было и иное, когда дешифраторы и не требовались. Знаком с такими "фин операциями" не по-наслышке, много лет работал в коммерческих банках советником по правовым вопросам непосредственно с президентами банков (еще не адвокатом), не вникая в рутину юридических отделов и департаментов (не "царское" дело!). Схемы были куда проще, моя виза (автограф) здесь не ставилась. Приезжает министр - горный орел - в коммерческий банк, привозит платежку - деньги в сумме 00000000000000000000 перечислены по контракту на поставку розовых слонов. Деньги будут идти неделю, а то и две, или четыре. Просит ускорить процесс, банк плательщика подтверждает перевод. Зиц-Председатель АБВгедейки - продавец слонов тоже тут. Договариваются с банкиром о цене вопроса - бандитские 50% - дело сделано. ЦБ выдает наличку тоннами. Полагаете это фэнтези? А за что банкиров сотнями укладывали под черный мрамор? За долги? Нет - за "доброе" дело для клиентов. Можно открыть Консультант плюс и увидеть, сколько тысяч коммерческих банков потеряли лицензии в первую же пятилетку независимости...
Вот так.



Владимир Павлович Паркин   07.06.2010 22:08     Заявить о нарушении
Владимир Павлович!
Вы описали процедуру фальшивых авизо, которые делали коммерческие банки. Согласен с Вами, что они тоже нанесли огромный ущерб экономике России. Но они были связаны с деньгами, которые находились в коммерческих банках, но не с деньгами ЦБ РФ. Несомненно, что в 90-х годах особенно в начале многие государственные организации России имели свои счета в коммерческих банках, которых специально банкротили, отправляя деньги по фиктивным договорам и счетам. Но следует заметить, что без подписи и печати распорядителя государственной организации, а это порой были и министры сделать подобное было невозможно. Поэтому процедура хищения денег из коммерческих банков была немного более скрытная, чем Вы описали. Мне это известно, так как моими система защиты были оснащены несколько сот коммерческих банков России.
С уважением
Анатолий Клепов

Анатолий Клепов   08.06.2010 10:21   Заявить о нарушении
Не в наше время расставлять все точки над "i". Это сделают другие, не мы, лет через тридцать. Но, смею заметить, что деньги, которые вы назвали деньгами коммерческих банков, уходили из казны, из ЦБ... А коммерческие банки шли под банкротство. Что было с распорядителями кредитов, мы знаем, криминальную хронику тех лет смотрели все. И плакать по ним в масштабах страны было некому. Впрочем, как сказал бы Конфуций, "все это уже не имеет никакого значения"...

Владимир Павлович Паркин   10.06.2010 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.