Караван-сарай -3-

Шей Халат добрался в селение под утро. Любой был бы смущён, кто целью путешествия имел девушку на одну ночь, а добрался до неё лишь утром, но только не эмир. Он был воспитан в лучших философских традициях Востока, поэтому такие мелочи как заход и восход солнца его интересовали не более математической задачи, которую его мудрецы давным-давно решили. Да и решали, в сущности, зря – Аллах всё уже предусмотрел. Каждое возвращение солнца, эмир теперь воспринимал как его – светила - личное дело, потребное лишь для указания времени намаза и погребения правоверных. Не ленись благодарить Аллаха за мудрое устройство земной и небесной жизни и действуй так, как тебе велит  твое положение на земле. Хорошо работать наместником Бога! Эмир имел право и возможность самому распоряжаться сутками, как ему заблагорассудится, и собирался сейчас своим правом воспользоваться.

Огромные проездные ворота Караван-сарая пропустили эмира во двор. Не такими уж они были большими, однако на фоне жалкого, низкого сооружения для гостей ворота были полны величия. Эмиру это понравилось. Он вспомнил, какой он великий в сравнении со своим ничтожным ханством и его народом, и улыбка умастилась на его плоском лице так, как сырая лепёшка прилипает к горячей стенке тандыра. К тому же, приятно ехать, когда не надо лишний раз регулировать движение осла пятками, а уже сам ишак сквозь широкий проём отлично видит место привязи. Это сейчас для него не столько очередная человеческая ловушка, сколько конец ожидания корма и появление приятного чувства свободной от груза спины.

Около привязи несколько довольных верблюдов, сонно шевелили толстыми губами, занимаясь важнейшим делом пополнения опустившихся горбов. Эмир любил смотреть на верблюдов с пустыми горбами – это всегда означало, что караван идет по направлению к его столице, где горбы пополнить можно, а вот кошельки на обратной её стороне окажутся у караванщиков совершенно пустыми. Об этом были все заботы его ханства, жившего проездом через него неуёмных в жажде наживы и странствий торговцев. Эмир прекрасно знал, что грабёж дело государственное и никаких разбойников к нему допускать нельзя – не справятся и налоги не заплатят, поэтому в ханстве, благодаря сильному войску и бесчисленному числу чиновников, было тихо и спокойно. Все, кроме проезжих, давно были ограблены.

Шей Халат легко спрыгнул с осла и перекинул поводья через жердину, чтобы найти лопоухого упрямца на том же месте, где его и покинул, после того, как свершит своё важное дело. Хозяин заведения увидел, как с низкого седла ишака тяжело сполз толстый человек и спешно направился к нему, чтобы встретить и обобрать достойно.
- Да прилипнут все звёзды к твоим рукам, большой человек. Будь как дома и не забудь внести три деньги за постой осла и свой ночлег.
- Проводи меня, хам правоверный, в мои палаты, да позаботься хорошенько о моей драгоценной поклаже и осле. Поклажа не любит воров, а осел любит свежую подстилку из соломы, брошенную под его усталые ноги и морковку, втиснутую прямо в зубы. Овёс тоже не помешает. А я люблю….
Утомит любого путешественника, у которого слипаются глаза и подкашиваются ноги от долгого пути, перечисление всего того, что заказал эмир к своему столу и ложу, но только не хозяина караван-сарая. Он догадался, что мошна у проезжего тугая и требует облегчения. Он разбудил всех своих слуг и каждому поручил важное дело. Пока шли приготовления, Шей Халат присел на ступени и задумался. Как исполнить своё желание? Никого из кандидаток на осчастливливание он вокруг не видел. Низкое солнце вдруг ударило ему прямо в глаз, перепрыгнув через глинобитную стену, и эмир тут же понял, что ему необходим советчик. Что такое мысль эмира? Это немедленное исполнение. Не успел эмир выкурить и половину кальяна, лёжа на приготовленном ему ложе, как в ноги ему упал пыльный мудрец, успевший отмыться и стать просто лысым и бородатым, а не пыльным и усталым. Долгая служба при дворе его закалила, и он умел восстанавливать свои силы, хотя бы и за час, проведённый вдали от повелителя. Он был готов свеженьким и бодрым взяться за новое поручение, но не просто так, а соблюдая и всячески демонстрируя внешне довольный и даже счастливый вид.
- Я не спрашиваю тебя, о, чистый, бородатый мудрец, как ты справился с моим простым поручением - мой зад благодарен тебе за труд, в отличие от меня. Что толку передвигаться всю ночь в одном направлении, если оно выбрано с целью, не связанной с передвижением?
- О, эмир, премудрый Шей Халат, вопросы твои требуют всемерного размышления и, не обладая тою мудростью, что ты, о, мудрейший, на них так сразу не ответить. Разреши мне подумать?
- Какое разрешение тебе требуется, о, источник чесотки в голове? Думать и размышлять твоя работа, а не развлечение, которыми я тебя милостиво оделяю вопросами и пожеланиями. Отвечай немедленно.
- О, несчастный я мудрец, который не может сравниться с мудростью постановки вопросов своего повелителя, но слушай мою речь со спокойствием, чтобы червячки не забегали у тебя перед глазами, и давление живота на грудь не сравнялось с давлением головы на плечи. Обещай мне своё спокойствие, и я немедленно дам тебе ответ.
- Какое спокойствие может быть у ишака, когда его кормят одними обещаниями? Ничего я тебе не обещаю, чтобы не попасть в твою же компанию вечно ждущих вопроса, а не требующих ответа. Отвечай или я прикажу дежурному палачу затупить саблю перед твоей казнью.
- Слушаюсь и повинуюсь, о, мудрейший и терпеливейший падишах. В словах твоих я слышу разочарование и упрёк - это разрывает мне сердце, но я уже отдал распоряжение хозяину, чтобы он привёл тебе несколько девушек, из которых ты сможешь сам выбрать себе утешительницу души для восторга тела на одну ночь, не утруждая себя дальними походами и бесплодными поисками.
- Ничему ты не учишься, чистый мудрец. Разочарование моё тобою не изгладят даже девушки в бесчисленное число ночей, а не только за одну. Но, так и быть, – саблю оставим острой, как для почётных преступников. Ты доволен? Не отвечай, твои ответы только утомляют, а не приносят приятного чувства лёгкой и гибкой спины. Ответь мне, где ты так успел отмыться от дорожной пыли, и как твоя борода приняла такой благообразный вид. Прекрасные бороды - дело государственной важности.
- Никакого секрета, в отличие от секрета твоей, о, прозорливый, непревзойдённой даже орлами наблюдательности, в этом нет. Через дорогу от караван-сарая есть замечательное сооружение для мытья и купания, если соизволите, мой падишах, то я провожу вас в баню с превеликим удовольствием.
- Немедленно веди меня и не забудь привести туда девушек. Ничто так не раскрывает достоинства женщины, как хорошо промытая ручками и промятая их ножками спина.

Не прошло и нескольких часов, как эмир, тяжело отдуваясь и громко фыркая, взгромоздился на одну из выбранных им девушек, но остальных не отпустил, а велел им почёсывать и похлопывать его спину, умащая благовониями и бальзамом, во всё время тяжких трудов повелителя, затеянных с целью исторгнуть из себя возможного незаконного наследника. В самый разгар угодных Аллаху упражнений эмира неожиданно посетила странная мысль, и он решил её немедленно проверить. Бросив бесплодное во всех отношениях занятие, Шей Халат побежал к небольшой купальне, в которой его час назад отмывали от пота ишака и дорожной пыли. Эмир повелел срочно наполнить мраморную ёмкость до самых краёв. Когда это было сделано, Шей Халат бросился в бассейн и вытеснил из него почти всю воду своим жирным телом. Он уже захотел громко и победно вскрикнуть, чтобы все вокруг начали «дуть в горн», что в переводе с арабского означало бы победу, как понял, что потеряет своё лицо, если его догадка вдруг окажется не верна. Не вылезая из мраморной лохани, посредством одной из прислужниц, эмир приказал срочно прибыть в баню мудрецу и предстать перед его очами.

Свой опыт эмир повторил в присутствии мудреца, у которого глаза полезли на лоб, когда вес бочки с собранной с пола водой в точности оказался равен весу эмира, сидевшего напротив, в такой же бочке, но на другом конце доски, уложенной на круглое бревно. Опыт повторили, но, уже погружая в воду мудреца и сажая его в бочку, чтобы взвесить. Мудрец точно также уравновесил бочку с собранной водой, которую сам же и вытеснил. Было небольшое расхождение в весе, но мудрец быстро сообразил, что мокрую бороду надо выжать, тогда всё пришло  в строгое соответствие условиям опыта.

Весь остаток дня и весь следующий день мудрец и эмир провели за расчётами и опытами. Все присутствующие в караван-сарае под страхом смерти были пропущены через бассейн и измерены вдоль и поперёк. Наконец, ближе к вечеру обнаружилось совершенно случайно, что найденный вновь закон природы уже был злонамеренно открыт в давние времена, каким-то хитроумным греком. Гонцу, прибывшему с этой вестью из ближайшей библиотеки, с горяча, чуть не отрубили голову, но одно происшествие, к закону не относящееся, повергло всех, а особенно эмира, в ещё больший траур. Обнаружилась пропажа всех драгоценностей эмира и богатых одежд, которые он вёз с собой, чтобы не чувствовать себя обделённым судьбой простолюдином, даже играя его роль в путешествии по собственной воле. 

Эмир немедленно, как узнал о несанкционированном им грабеже, приказал согнать всех присутствующих и мимо проходящих во двор и запереть ворота. Началось дознание. Когда очередь дошла до порки кнутами и плётками девушек, то один молодой и красивый юноша-разбойник вышел на середину двора и крикнул:
- Делайте со мной что хотите, но это я украл все драгоценности нашего повелителя и его бесценные одежды. Не трогайте этих невинных существ. Я спрятал всё награбленное в колодце.
Эмир сдержал свой гнев, который был сильно усугублен разочарованием в учёных и всех без исключения науках, от которых одни неприятности у правоверных, и приказал опустить юношу в колодец, чтобы тот вернул имущество, а потом уже со спокойной совестью потерял свою буйную голову. Юношу опустили в колодец, привязав к толстой верёвке. По прошествии часа, устав ждать результата, из колодца выдернули обрезанную разбойником верёвку, а его самого и след простыл.
- Уверен – на него подействовала выталкивающая сила справедливого возмездия, и он сейчас в подземном зиндане даёт отчёт в своих каверзных поступках перед шайтаном с огненной плёткой в руке. Да свершится воля Аллаха! – Эмир уже не жалел о потерянном времени и драгоценностях с царскими одеждами. Главное, что он присутствовал при свершении чуда и не потерял своего лица. Он так устал, что немедленно отправился в отведённые ему покои, а толпа постепенно разошлась. Никто не рискнул спуститься в колодец, чтобы поймать разбойника или даже просто выяснить, что с ним случилось и можно ли теперь пить из колодца воду. 

Бородатый мудрец, тяжело вздыхая, поплёлся на задний двор, где ему была выделена солома и холщовая подстилка. «Не так уж плохо провели время», - думал он, - «Открыли старый, давно известный закон, хорошо помылись, дали пищу для ума, оба теперь довольны. Эмир тем, что увидел расправу Аллаха над вором, а я тем, что хожу до сей поры с головой на плечах, что ещё надо человеку?». Перед сном мудрец решил попить воды и остановился у злосчастного колодца, в котором исчез юноша-разбойник. Он привязал к огрызку веревки бадью и вытащил её полную воды. Он умыл лицо. Это оказалось так приятно, что немедленно вызвало у мудреца подозрение. Он зачерпнул пригоршню и отправил её содержимое в рот на дегустацию. Он долго полоскал воду во рту, сплёвывал, не глотая, наконец, определил точно: в воде полно ароматных масел и она отчётливо пахнет травяным бальзамом. Он уже хотел окончательно растеряться, но тут услышал голос, очень ему знакомый.
- Почтенный человек, прояви благородство, помоги мне выбраться из этого колодца. Я отдам тебе половину награбленного. Ничего не пожалею….
- А ты не боишься, что я тебя сдам властям, милый юноша?
- Нет, ты мудрый человек. Если ты сделаешь так, как я тебя попрошу, то я не только передам тебе половину сокровищ, но и открою тебе очень важный закон природы, не сомневайся.
- Хорошо. Если ты откроешь мне закон, и я его не вспомню, то есть признаю для себя незнакомым, то я тебе помогу. Говори, что я должен сделать?
- Пожалуйста, сделай милость, открой затычку в мраморной лоханке, которую вы оставили наполненной, когда вместе с эмиром вы открывали закон Архимеда, а то у меня там заканчивается прорытый мною подземный ход, и я не могу выбраться через него и удрать на верблюде, который привязан за баней.
- Хорошо, я так и сделаю, но сначала раскрой мне содержание мне неизвестного закона.
- Нет, ещё рано открыть тайну, но я клянусь Аллахом, что открою, как только ты вытащишь затычку. Я буду ждать тебя здесь и обещаю, что никуда не убегу.
Мудрец привык верить людям. Он вытащил затычку, а затем вернулся к колодцу. Над колодцем витал мощный запах благовоний.
- Слушай меня внимательно, мудрец, вот как звучит этот закон….

Мудрец уже сладко спал, когда неожиданная мысль пришла ему в голову во сне. Всё-таки обманул меня юноша. Я и сам догадался, когда подходил к колодцу о том, какой закон он мне откроет, следовательно, я уже его знал ещё до того, как он мне его поведал. Мудрец погладил свою бороду во сне и улыбнулся. Он забыл о юноше, который сейчас скакал по пустыне на своём верблюде. Ему приснилась прекрасная девушка, которая переливает воду из одного сосуда в другой, из одного в другой….


Рецензии
Забавно написано :) Но так исказить закон Архимеда! Ай-яй-яй :)) Дети же могут прочитать. Получат потом в школе двойку по физике :)

Авиэтта   02.03.2009 07:42     Заявить о нарушении
Сейчас дети умные - разберутся)))спасибо)

Жамин Алексей   07.03.2009 12:48   Заявить о нарушении