Ноябрьский драйв

8- 9 ноября, в районе поселка Комсомол и птицефабрики «Бент» прошел  этап Чемпиона Казахстана по джип-триалу под названием «Ноябрьский драйв» 2008.

Многие спортсмены ждали гонок с нетерпением, потому что это была последняя попытка завоевать недостающие очки в Чемпионате.

Финальная гонка, нервы у всех накалены до предела, особенно у тех экипажей, кто шел на призовые места. На деле оказалось, что число участников не столь велико, но это было к лучшему, потому что за короткий световой день экипажи ТР2 не успели откатать финальные заезды, а самую «взрослую» категорию ТР3 перенесли вообще на утро второго дня.

Ненастная погода так же внесла свои коррективы в регламент. Шедший в ночь с пятницы на субботу проливной дождь заставил организаторов, в целях безопасности отменить заявленный зрелищный триал.  Триал – это не спринт, скорость прохождения трассы весьма невелика, но этот вид джиперских соревнований предполагает критические углы крена автомобилей,  и если поверхность скользкая, крены и вывешивание колес могут представлять опасность сноса автомобиля с трассы и переворота.

Поэтому в субботу состояние покрытия сыграло решающую роль и формат соревнований был изменен.

Была кольцевая парная скоростная гонка по близлежащим холмам, по раскисшим склонам с преодолением нескольких серьезных «построенных» препятствий и естественного низинного болота. Для ТР1 и Свободного класса (в этой категории выступают машины, не вошедшие в три  категории)  круг составлял порядка полутора километров, болото не входило в их трассу, но это вовсе не сказалось на зрелищности – внизу оврага на накопанных ямах машинам пришлось изрядно попрыгать. Один из джипов – американец Чероки, синего цвета, выступающий под номером 004, после прыжка потерял кардан. Лидировали те пилоты, которые выбрали оптимальную скорость прохождения этих препятствий, при которой тяги хватало, чтобы взобраться на очередной бугор, но исключая прыжки, крайне тяжело отражающиеся на техническом состоянии автомобилей спортсменов.

Вся трасса была огорожена ленточками, каждая машина ехала строго по своему коридору, за сбитые столбики начислялись штрафные секунды, внизу, в овраге, машины менялись коридорами и  уходили на второй круг. При старте категории ТР1 - среднее время составляло 3 минуты, но потом экипажи "вкатились" в трассу, почувствовали ее, что сократило время прохождения в среднем на 30% до 2х минут .

Но даже первый склон, превращенный непогодой в настоящее месиво, стал серьезной преградой для первых машин. Последующим участникам пришлось немного легче, когда зубастые колеса докопались до более-менее твердого покрытия, заметно увеличилась скорость прохождения дистанции, спортсмены не так много стали терять времени на скользких подъемах, а на спусках машины были более управляемы, а не просто катились вниз по склону, как на лыжах. Контрольное время прохождения дистанции было 15 минут.
Трасса была очень удачной для зрителей – она практически вся просматривалась с холмов. Несмотря на дикую грязь и  почти все время шедший дождь  болельщиков было очень много. Конечно, был один отрицательный момент – не было микрофона и громкой связи и не всегда было понятно – кто едет, как и почему.

В первый день  в категории ТР 1 было заявлено 11 машин, в Свободном классе 8, в ТР2 – 8, в ТР3 – 7.  Экипажи прошли тех комиссию, затем была жеребьевка,  после которой начались заезды в самой «младшей категории». Заезды проводились по Олимпийской системе на выбывание. Из выигрывавших экипажей формировалась финальная сетка. 

После ТР 1 стартовал Свободный класс, затем состоялись финальные заезды ТР1 и Свободного класса. Дождь то шел, то заканчивался, и отдельные участки трассы даже успевали просохнуть. В ТР1 отличился клуб «Проходимец», представители которого заняли все призовые места.

После обеда, когда трасса снова  раскисла и была заметно усложнена, стартовали  серьезные машины в категории ТР2 и зрители пришли в заметное оживление. Так получается, что в этой категории в основном гоняют на Тойто Прадо в 71 или 78 кузове, обрезанным под пикап.

Первые стартовавшие машины ехали очень медленно и осторожно, потому что существовала реальная возможность переворота, который среди джиперов называется «сделать уши». Резкий спуск вел в зеленую топь. Болото было проходимое, но проезжать его нужно было на большой скорости, в состоянии – «ходом, педаль в пол». Малейший сброс скорости грозил тем, что машина останавливалась, и выехать снова было весьма проблематично.

Склоны оврага были голые, возле болота не росло даже чахлых кустиков, и лебедиться застрявшим экипажам было практически не за что. Спасали якоря, которые штурмана старались укрепить в жидком грунте. Но это мало кому помогало, штурманов, стоящих на якоре просто стаскивало вместе  с ним в болото, и многие машины оставались в воде ждать помощи от организаторов. Джипы вытягивала «Шишига», но это означало незачет всей дистанции.  Плюс уйма потраченного времени.

В протяженность трассы не только включили часть болота, но и после крутого подъема, на который машины просто залетали на полной скорости, иначе было не подняться, следовала длинная и глубокая прямоугольная канава, огороженная ленточками. Это и было самое зрелищное место – машины проваливались в нее одной стороной, а выпрыгивая, демонстрировали зрителям свое днище. Здесь требовалась четкая работа штурмана по грамотному направлению пилота.

Тем экипажем, кто не мог выбраться самостоятельно, приходилось использовать лебедку, теряя драгоценные секунды.

Самый зрелищный прыжок совершил экипаж Олега Мандриченко, выступающий под номером 207.  Штурманом на этот раз был Пархоменко Вадим.  Джип просто оторвался тремя колесами, и на секунду завис в воздухе. Казалось, что сейчас он перевернется, но опытный пилот сумел обуздать своего железного коня и оказаться в числе лидеров гонки.

Так же быстро, четко и очень грамотно ехал экипаж Чудакова Павла  и  Ветринского Артема, под номером 203. Очень жаль, что талантливый и поистине бесстрашный пилот Артем пропускает этот сезон, и катается в разных экипажах штурманом. По словам Артема, он строит боевую машину и весь следующий год планирует откатать на ней. Пока же этому экипажу повезло меньше, в яме у них разбортовалось колесо и было потеряно слишком много времени на его замену.

Спортсмены категории ТР3 все еще надеялись в субботу выйти на старт, для них уже были выкопаны дополнительные препятствия, но в 17-30 наступила практически ночь, резко усилился дождь, который ночью перешел в снегопад.

С раннего утра склоны оврагов  вновь заполнили зрители, в ожидании захватывающего шоу, под названием – «Стартуют самые подготовленные машины ТР3, и не могут забраться даже на первый склон…». Вся трасса раскисла до такого состояния, что практически превратилась в одно большое скользкое болото. А склон перед ямой, куда вчера залетали машины ТР2 стал просто непреодолимым препятствием. Красный боевой Дефендер Марата Абыкаева, не раз прошедший болота Российской Ладоги, очень долго штурмовал этот склон, превращая его практически в свежевспаханную пашню. Заехать удалось только при помощи лебедки. На краю оврага были навалены бетонные плиты, за которые и лебедились многие экипажи.

Для машин ТР3 канава не представляла серьезной преграды, монстры ее просто пролетали, но и тут было не все так просто. На очередном прыжке, при приземлении  Дефендер ломает рулевую тягу и уезжает за ограждение.

Их соперникам по первому заезду не повезло больше. За рулем прототипа, построенного на базе Нисан Патруля с Уазовскими редукторными находился известный не только в Казахстане, но и за его пределами Сергей Карасюков. Карась решил взять злополучный склон  с разгона, заехав на противоположный склон оврага. На склоне «притаилась» предательская ступенька, прототип подпрыгнул на ней, приземлившись на дно оврага со сломанным передним мостом. Колеса у машины предательски подогнулись и боевой прототип стал похож на безжизненного раздавленного лягушонка. После его эвакуации заезды продолжились. Зрители в оживлении бегали с места на место, чтобы ничего не пропустить, на дикий холод и ледяной ветер казалось, уже никто не обращает внимания.

Экипажу двух весельчаков – Лузину и Свиридову после старта  никак не давался первый подъем. С каким-то непонятным упорством они продолжали и продолжали штурмовать склон, когда их соперники пошли уже на второй круг, мастерски на склоне обогнав буксующую машину. Казалось, что будет столкновение, но нет!  Склон «сдался» только после того, как парни вышли из машины и спустили колеса. Но у спущенной резины есть один большой минус – она легко разбортовывается, что и случилось с экипажем пару минут спустя в болоте.
Очень хорошо начал свой заезд экипаж Алексея Никижева и Александа Мороза, номер 307. Их прототип остановило спустившее колесо, не разбортоваться помогла хитрая система под названием – bead lock (Bead lock(бэдлок) - это специальное приспособление, которое крепится на колесный диск и позволяет жестко закрепить покрышку на диске. Данное приспособление предотвращает разбортирование колеса даже при сниженном почти до нуля давлении). Но даже она не помогла достойно финишировать.

Многие зрители с диким нетерпением ждали выступления экипажа Дениса Березовского и Наиля Шакиржанова. Мало кому известно, но Денис, больше известный, как Береза, на днях вернулся с заключительного этапа Чемпионата Мира по ралли рейдам, проходившем в ОАЭ,  где он стал Чемпионом в классе ТР2.

Именно из-за него были на неделю перенесены эти соревнования – Ноябрьский драйв. Денис заслуживает не просто уважения, он заслуживает восхищения! Не так много казахстанских автоспортсменов становятся Чемпионами международного уровня. Можно даже сказать – что это единичный случай. Но новоявленному Чемпиону родные стены на этот раз не помогли – при спуске к болоту на склоне машина заглохла и просто неуправляема влетела в болото. Машину удалось завести и при помощи якоря она покинула топкий плен.

Заезды ТР3 продолжались долго,  не совсем была понятна эта «олимпийская система», а впереди всех ждал  финал ТР 2 и зачет категории Абсолют.

Долгое ожидание сделало своей гиблое дело – финалы этой категории получились не очень зрелищными, хотя зрители все так продолжали бегать по склону в ожидании захватывающих моментов.

Вот и наступило время Абсолюта. К первым стартам замерзли почти все – и спортсмены, и зрители. Категория ТР1 перемешали со Свободным классом,  ТР2 с ТР3. Во время жеребьевки из-за туч выглянуло солнышко.

Экипажи проходили так же два круга, с учетом времени. И многие из них, как говорится – ехали на все деньги, потому что это был самый последний шанс набрать очки. С одной стороны нужно было ехать внимательно, чтобы на скользкой трассе не сбить столбик, но с другой стороны – нужно было ехать очень быстро. И многие экипажи, которые, казалось бы – выигрывали заезд, в итоговой таблице оказывались далеко не впереди.
Зрители ждали не только заезда ТР3, но и награждения. Последние машины откатали трассу уже практически в сумерках, а судьи отправились домой – подсчитывать все результаты.


Рецензии