Семь чудес света

Когда-то в детстве я услышала выражение: «…одно из семи чудес света…». Я заинтересовалась: что же это за чудеса света такие? Начала спрашивать у дедушки, он ответил, что точно все перечислить не может, но назвал пару из них… В те времена с информацией были большие проблемы: не было, как сейчас, в свободной продаже каких-либо энциклопедий или справочников, а Большой Энциклопедический словарь появился у нас уже когда я заканчивала школу. Нужно было идти в библиотеку, причём только в читальный зал, потому что такие книги на руки не выдавали, и долго и нудно искать там какие-то сведения. Постепенно, из разных источников, я всё-таки узнала названия всех семи чудес, а даже увидела на картинках как примерно выглядели некоторые из них…
Почему семь? Это число считалось священным числом бога Аполлона, и ещё с древности именно оно считалось полным, законченным и совершенным.
Во времена расцвета Древней Эллады мир вокруг казался ее жителям уютным, потому что они знали только небольшую часть, и красивым, так как жили они в окружении чудеснейших произведений искусства и гигантских (по тем временам) инженерных сооружений.
О семи чудесах света писали «отец истории» Геродот и «отец географии» Страбон, Павсаний и Плиний Старший, но мы ориентируемся на дошедшее до нас тоненькое – едва в двенадцать страниц – сочинение «О семи чудесах света» Филона Византийского, жившего примерно в Ш веке нашей эры.
Вот они: Статуя Зевса Олимпийского, Александрийский маяк, Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды Эфесской, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне и Египетские пирамиды.
Точно так же как их не видел Филон, не можем их видеть и мы, кроме одного, самого старого: Египетских пирамид. Остальные чудеса погибли ещё в древности от землетрясений, пожаров и людей.
Но те семь чудес света, о которых мы знаем сейчас были далеко не единственными. Путешественники, бороздя из конца в конец Средиземное море, удивлялись и поражались многому, что встречалось на их пути, и оставили описания разных архитектурных шедевров, они тоже вошли в историю, но по разным причинам не попали в список именно самых главных, список семи… Хотя и этот список не окончателен, в разные времена разными историками перечисляются и разные чудеса… Например: стены Вавилона, Александрийская библиотека, Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя, Римские Колизей, Капитолий и гробница Адриана, храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе, лабиринт Миноса на острове Крит и многие, многие другие…
Недавно в Интернете промелькнуло сообщение, что все семь чудес света будут восстановлены в натуральную величину. Проект Falcon City of Wonders, представленный в Дубаи, обещает стать самым большим познавательно-развлекательным центром не только в Арабских Эмиратах но и на всем Ближнем Востоке.


Египетские пирамиды самое древнее из всех чудес и единственное «дожившее» до нашего времени. Располагаются они недалеко от современного Каира и тянутся на десятки километров до самого Фаюмского оазиса. Считается, что первую пирамиду построил фараон Джосер (около 2780-2760 до н. э), она сравнительно небольшая: высотой около 60 метров и состоит из 6 огромных ступеней. Но, пожалуй, самыми известными являются 3 гигантские пирамиды фараонов IV династии, построенные в 3 – 2 тысячелетии до н.э.: Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Первая, самая большая, имеет высоту 137 метров, длина ее стороны 233 метра, сложена она из 2 млн. 300 тысяч каменных глыб, каждая весом 2,5 тонны. Пирамиды строились в течении примерно 20 лет, одновременно в строительстве участвовало около 100 000 рабочих, сменявшихся каждые три месяца. Пирамиды были очень красивы, облицованные снаружи отполированными плитами, они ослепительно сверкали в лучах горячего египетского солнца, внутри белый известняковый пол хорошо гармонировал с розовыми гранитными столбами и темно-зелеными статуями фараона. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов Египта. Более поздние правители уже не строили таких сооружений.

Висячие сады были созданы около 700 лет до н.э. по приказу вавилонского владыки Навуходоносора Второго для своей любимой жены, которая была родом из зеленой гористой страны Мидии (северный Иран) и очень тосковала в пыльном Вавилоне. Они представляли собой неправильный четырехугольник со сторонами 42 и 34м, расположенный с северо-западной стороны его огромного дворца, и представляли собой гигантскую пирамиду, состоявшую из четырех ступеней-платформ, напоминавших горные уступы. Опорами были колонны высотой до 25 метров. Каждая платформа состояла из огромных каменных плит, покрытых толстым слоем тростника, залитых асфальтом, на который были уложены толстые свинцовые пластины – всё это были меры предосторожности, чтобы поливная вода не просачивалась с верхних ярусов на нижние. На свинцовые пластины был насыпан слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы в нем росли цветы и травы, кусты и деревья. Вода для поливки этого огромного зеленого холма бралась из реки: рабы постоянно крутили большие водоподъемные колеса, зачерпывающие кожаными ведрами речную воду, подававшуюся по трубам внутри колонн на верхние ярусы.
Эти сады очень нравились Александру Македонскому, и именно среди их зелени он и скончался. Постепенно всё пришло в запустение: перестали качать воду для полива – так погибли почти все цветы и деревья, потом огромное наводнение подмыло столбы, и обожженные в спешке кирпичи не выдержали – гигантское сооружение рухнуло.
По ошибке, это сооружение названо именем ассирийской царицы Семирамиды, правившей примерно за 200 лет до Навуходоносора Второго.

Храм богини Артемиды в Эфесе был построен греками в 550 г. до н.э. Собственно говоря, храмов на этом было множество, одни сгорали, другие были разрушены землетрясениями, а третьи просто ветшали от времени. Но наиболее известными и вошедшими в историю оказалось два. Первый был построении архитектором Херсифроном:  в мягкой болотистой почве был вырыт глубокий котлован, заполненный смесью древесного угля и шерсти – это послужило своеобразной «подушкой» от многочисленных в этой местности землетрясений. При строительстве этого храма возникало множество задач, для решения которых было найдено множество нестандартных решений, но о самом храме мы знаем очень мало: как выглядела статуя Артемиды, какие ещё колонны, картины, фрески там были – неизвестно. И все это «благодаря» Герострату. Простой человек захотел прославиться, войти в историю навечно – у него это получилось: в 356г. до н.э. он сжёг храм, простоявший менее 100 лет… Существует предание что именно в этот день родился Александр Македонский.
А храм было решено отстроить вновь, только теперь в еще больших масштабах. Что и сделал преемник Херсифрона Хейрократ. Новый храм имел 109 метров в длину, 50 - в ширину, и его в два ряда окружали 127 колонн 20-метровой высоты, внутри он был украшен великолепными полотнами греческих художников, золотыми и серебряными статуями богини. Этот храм и был признан чудом света.
Он долго оставался прибежищем язычников, и был люто ненавидим ранними христианами. В 263 году готы разграбили храм. А когда Эфес вошел в состав Византии, его крыша была разобрана, и храм рухнул…

Статуя Зевса в Олимпии воздвигнута в 430 г. до н.э. Случайно или нет, но это единственное из чудес находившееся на территории Европы… Олимпия – место где согласно древнегреческим мифам Зевс победил своего отца Крона и родина учрежденных в честь этого события Олимпийских игр. Впервые они состоялись в 776 году до н.э., а через более чем 200 лет появился храм, посвященный Зевсу, который стал главной святыней не только города Олимпии, но и всей Эллады, его размеры: длина – 64 метра, ширина – 28, высота внутреннего помещения около 20 метров. Украшением храма являлась статуя Зевса Олимпийского работы великого Фидия, по описаниям очевидцев, ее высота была от 12 до 17 метров, изготовлена она была из дерева, лицо, руки и другие обнаженные части тела покрывали розоватые пластины из слоновой кости, волосы, борода, плащ, сандалии и венок на голове покрывали пластины золотые, в глазах – драгоценные камни, в одной его руке была золотая статуя богини победы Ники, в другой – жезл. Трон, на котором восседал Зевс, тоже был богато украшен барельефами из слоновой кости и золотыми статуями других Олимпийских богов. Перед статуей был устроен специальный бассейн, в который стекали остатки оливкового масла, после обработки им статуи от сырости. Темная поверхность маслянистой жидкости отражала падающий из дверей свет, лучи его шли вверх, и казалось, что сама статуя излучает божественный свет. Существует легенда, что закончив работу Фидий подошел к статуе, поднял голову вверх и спросил: «Доволен ли ты, о, великий Зевс?». Ему в ответ сверкнула вспышка молнии, разбившая мраморный пол перед статуей – Зевс был доволен…
Первые византийские императоры, еще умевшие ценить красоту древностей, со всеми предосторожностями перевезли статую в Константинополь. Но в V веке нашей эры во время пожала уничтожившего дворец императора Феодосия П, статуя погибла…

Мавзолей в Галикарнасе был построен примерно в то же время, что и второй храм Артемиды Эфесской. Владыка Карии Мавсол был правителем жестким и несправедливым, но и у тиранов бывают любящие женщины. Артемиссия – родная сестра и любимая жена Мавсола проливала горячие слезы над телом умершего, и эта гробница считается таким же памятником любви как Висячие сады или Тадж-Махал. Но это не совсем верно. Такое огромнейшее сооружение обычно строилось не один год, а Артемиссия умерла через 2 года после смерти Мавсола. А еще через 20 лет Александр Великий осматривал мавзолей готовым. Значит его начали строить ещё при жизни Мавсола.
Огромнейшее трехярусное почти квадратное сооружение высотой около 60 метров состояло из погребальной камеры высотой около 20 метров и площадью примерно 5000 кв.м., построенной из кирпича и облицованной снаружи плитами из белого мрамора, украшенных по верху фризами знаменитых греческих зодчих, где собственно и были похоронены Мавсол и Артемиссия. Второй ярус, окруженный колоннадой из 36 колонн и скульптур, являлся заупокойным храмом, в котором приносили жертвы. Третий представлял собой многоступенчатую пирамиду, на вершине которой стояла квадрига: колесница, запряженная четверкой лошадей, в которой стояли статуи Мавсола и Артемиссии.
С приходом в эти места римлян имя царя стало звучать как Мавзол, а гробницу назвали Мавзолеем. С тех пор именно так стали называть все крупные усыпальницы.
Мавзолей простоял почти 2 тысячи лет и был окончательно разрушен рыцарями крестоносцами в 1522 году.

Статуя Гелиоса в Родосе или Колосс Родосский была задумана как памятник покровителю острова богу Гелиосу, покровителю острова, и в благодарность за помощь в снятии осады потомков греческих завоевателей, в 304 г. до н.э. После снятия осады, греки бросили на берегу огромную обитую железом гелиополиду – осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта, которую приводили в движение три тысячи четыреста воинов. На деньги от продажи гелиополиды «на металлолом» и был возведен тридцатишестиметровый Колосс. Основу его составляли три массивных каменных столба, скрепленных поперечными балками на уровне плеч и пояса. На эти столбы и балки крепили железный каркас и сразу же обшивали его чеканными листами бронзы. Вся эта работа длилась двенадцать лет, и все двенадцать лет статую никто не видел: для удобства делавших ее мастеров, она была окружена насыпью, и после обшивки очередного пояса, насыпь подсыпали выше. И только по окончании строительства насыпь была убрана, и перед родосцами предстал их могущественный и прекрасный покровитель, вглядывающийся в даль из-под приложенной к глазам правой руки, и поддерживающий ниспадающее до земли покрывало левой.
Стоявший на берегу гавани на искусственном, облицованном белым мрамором холме, сверкающий бог в лучистом венце был виден за много километров от Родоса. Но простоял он совсем недолго: через пятьдесят лет во время разрушительнейшего землетрясения у Колосса лопнули колени, и он упал на землю. Отсюда и пошло выражение: «Колосс на глиняных ногах». Лежавшая на берегу статуя поражала всех огромными размерами, отсюда и пошли легенды, уверявшие что размер Колосса был намного больше чем в реальности, перенесшие его ко входу в гавань и говорящие, что он стоял на двух островах и между его ног проходили корабли…
Тысячу лет пролежал на земле поверженный бог, пока в 977 году местный правитель – арабский наместник – продал его купцу. Понадобилось 900 верблюдов, чтобы уложить все бронзовые части разрезанного на куски Колосса…

И седьмое чудо света – Александрийский маяк, был воздвигнут на острове Фарос в 285 г. до н.э архитектором Состратом Книдским во время правления царя Птолемея Второго. Александрия была городом богатым, имеющим огромный флот, гигантские каменоломни, и огромный мусейон – это и академия, и жилище ученых, и технический центр, и школа, и библиотека одновременно. Но у нее была очень неудобная, из-за ежегодного наноса ила Нилом, гавань Поэтому и решено было для удобства мореплавания возвести маяк. Построили его очень быстро – всего за пять лет. Трехэтажная башня высотой 120 метров, облицованных белым мрамором, в основании которой был квадрат со стороной 30 метров. Первый этаж высотой 60 метров был сложен из огромных каменных плит, на нем находился второй – сорока метровый восьмигранник, и третий – круглая, обнесенная восемью колоннами башня, увенчанная 8-метровой бронзовой статуей Посейдона, внутри которой и был сам маяк – постоянно горевший огромный костер, свет которого, усиленный очень сложной системой зеркал, был виден, по разным сведениям, на расстоянии от 60 до 100 километров. Топливо для костра доставляли по огромной спиральной лестнице, находящейся внутри маяка.
Маяк служил не только собственно маяком, а был еще и наблюдательным пунктом: с его вершины, благодаря все той же системе зеркал, можно было увидеть приближение вражеского флота задолго до его появления непосредственно у стен города. Благодаря ученым мусейона на маяке было много сложный астрономических приборов того времени, а так же часы и флюгера.
Разрушался маяк не один раз, и в основном землетрясениями, но каждый раз его восстанавливали, пока землетрясение 1326 года его окончательно не разрушило. Остатки его стен послужили основанием крепости Кейт Бей, которая стоит и поныне.
А название острова: Фарос – стало означать: маяк… скорей всего отсюда и пошло название: фара – источник света…

апрель 2008 года


Рецензии