Евангелие от Матфея. Глава 5

Евангелие в стихах

--------------------------------
Увидевши народ, взошел Он
На гору. Сел. И приступили
К Нему Его ученики.
Уста отверзши, Он учил их:

«Блаженны те, кто нищий духом*,
Их Царствие Небесно есть.

Блаженны те, кто плачет ныне,
Они утешатся потом.

Блаженны кроткие, поскольку
Они наследуют всю землю.

Блаженны те, кто жаждет правды,
Они насытятся вполне.

Блаженны милостивцы – будут
Они помилованы впредь.

Блаженны чистые сердцами,
Они сумеют видеть Бога.

Блаженны также миротворцы,
Ведь это Божии сыны.

Блаженны, кто гоним за правду.
Их Царствие Небесно есть.

Блаженны вы, когда вас будут
И поносить, и гнать за Бога.
Вы радуйтесь и веселитесь,
Ведь велика для вас награда
На небесах припасена.
Так гнали раньше и пророков,
Что говорили прежде вас.

Вы – соль земли. Теряя силу,
В воде покорно растворяясь,
На что тогда сгодится соль?
Чем землю сделаешь соленой?
И кинуть соль придется вон –
Сгодится только на попранье.

Вы – мира свет. Не скроешь город,
Что на верху горы стоит.

Не ставь свечу ты под сосуд.
Зажги свечу и ставь в подсвечник,
И пусть всем в доме светит свечка.

Пусть светит свет перед людьми,
Чтоб видно было добро дело
Всем людям. Пусть они прославят
Отца Небесного за то.

Не нарушаю я закона**,
Пророкам также верен я:
Пришел исполнить, не нарушить.

Доколе есть земля и небо,
Ни йота не прейдет закона,
Пока не выполнится все.

Кто заповеди нарушает
И учит этому людей,
Тот будет наречен малейшим
В Небесном Царствии потом.

А тот, кто заповедям учит,
Тот будет наречен великим
В Небесном Царствии потом.

И ваша праведность пусть будет
Превыше, чем у фарисеев:
Тогда лишь только вы войдете
В Небесно Царствие потом.

И древние так говорили:
Не убивай. А кто убъет –
Тот должен подлежать суду.

Я говорю вам: кто на брата
Держать свой гнев напрасно будет –
Тот будет подлежать суду.

Кто ж брату скажет: «Ты безумный» –
В геенне огненной сгорит.
Иди, и с братом помирившись,
Тогда лишь к храму дар неси.

Мирись с соперником скорее,
Пока еще в пути ты с ним,
Пока не отдал он тебя
Судье, а тот не вверг в темницу.
Тогда не выйдешь ты оттуда,
Пока все деньги не отдашь.

Когда ты смотришь с вожделеньем –
На женщину – так ты уж с ней
В сердечных мыслях согрешаешь.

Коль правым глазом соблазнен –
Так вырви глаз тот. Пусть погибнет,
Частица тела твоего,
Но спасено все будет тело –
В геенне не сгорит огнем.

А кто с женою разведется,
Тот даст ей повод к преступленью,
К прелюбодеянью толкая.
Кто женится на разведенной -
Прелюбодействует преступно.

Пустые клятвы не давай.
Ни небом больше не клянись –
Является оно престолом
Для Бога. Помни это свято.

И ни землею не клянись –
Является она подножьем
Для Бога. Помни это свято.

Иерусалимом не клянись –
Царя Небесного сей город.

Главой своею не клянись –
Ведь ты не можешь изменить
Своих волос цвет на желанный:
На белый, либо черный... Так ведь?

Да будет верным слово ваше:
«Да, да», «Нет, нет» – и все, довольно.
Все от лукавого, что сверху.

В Исходе*** сказано, чтоб око
Отдать за око, зуб за зуб.

А я скажу – не спорь со злыми.
И коль удар получишь справа,
Щекою левой обратись –
И пусть опять тебя ударят.

А если кто рубашку спросит –
Так дай еще одежды верхней.

Тому, кто просит, дай побольше.
Занять кто хочет – так займи.

Люби же близких и неблизких,
Вплоть до того – люби врагов.

Благослови, кто проклинает
Тебя. Благотвори его.
Молись за тех, кто обижает,
За тех, кто гонит и ругает.

Так будьте же сынами вы
Отца Небесного отныне.
Он солнцу своему велел
Всходить над злыми и незлыми,
И дождь он равно посылает
Как праведным, так и неправым.

Любить лишь любящего вас?
И мытари вот также любят.
Какая вам за то награда?

Приветствовать лишь только братьев?
Так что особенного в том?
Язычники так поступают.

Любите тех, кто вас не любит,
И будьте этим совершенны,
Как совершен Отец Небесный».
----------------------------------

*) Блаженны нищие духом – по мнению диакона Андрея Кураева:
"Блажен" – В библейском контексте это слово часто получает оттенок "быть спасенным". Таким образом, утверждение блаженства нищих означает, что сама мечта исполнилась: они мечтали о том Дне, когда Яхве будет жить со своим народом — и вот поистине с нами Бог. Остаток Израиля со времен пророка Осии знал, что пришествие Бога к нему потребует его собственного преображения и переплавки. О том, какими должны стать эти процессы, до каких невероятных пределов должны раздвинуть они эгоцентрический мирок "ветхого человека", и говорят последующие поучения Спасителя.
"Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф 5:20).
     Но масштабы, в которых праведность Христовых учеников должна превзойти праведность книжников и фарисеев, совершенно невероятны. И понятно, что неоднократно среди слушателей Христа зарождался ропот. "Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?" (Ин 6:60)
Пожалуй, ни одно другое место из Нагорной проповеди не нуждается сегодня в более тщательном комментировании, чем это. Многие современные читатели Евангелия, готовые благожелательно принять "новую мораль" Нагорной проповеди и искренне любующиеся красотами ее афоризмов, испытывают почти болевое ощущение при соприкосновении с первой заповедью Блаженств. Они предпочли бы вычеркнуть ее из Евангелия. Каждое время находит в Евангелии свои излюбленные места, и каждое время стремится в этой же Книге что-то обойти молчанием или, напротив, заслонить слишком сложными и обильными толкованиями.
     Но Сам Христос не дает никакого толкования своим заповедям, не поясняет Он и этого образа – духовной нищеты. Обратим внимание и на то, что те, к кому обращается Христос в Нагорной проповеди, называются в Евангелии от Матфея – "толпа", "простолюдины".
Начальные слова любой проповеди должны быть ясными и в то же время привлекающими к себе внимание некоей особенностью. Это наводит на мысль, что ключевое слово в начальной фразе заповедей Блаженств было хорошо знакомо и понятно слушателям, смысл которого ясен современникам без дополнительных пояснений.
     Это ключевое слово — нищие духом. У Луки в греческом оригинале стоит в большинстве списков просто - нищие.
     Также и добавление слова "духом" сделано, чтобы сразу отсечь ненужные толкования: речь не идет о нищих как о социально-экономической группе.
     Для понимания начала Новозаветной проповеди надо услышать ветхозаветное звучание слова "нищий".
"Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его" (Пс 13:6);
"Господи! Ты слышишь желания смиренных" (Пс 9:38); "
"Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время" (Ис 25:4);
"Не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет" (Пс 9:19).
Эти и многие другие тексты пророков и псалмопевцев показывают, кто есть нищий в ветхозаветной традиции:
"Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу и не знает, и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога.
Нищие, столь часто упоминаемые в Библии, это люди, которые прошли испытание страданием и созрели, и смирение научило их вручать себя Богу".
Нищие –  это люди, увидевшие, что у Бога все дается милостью, а у человека все приемлется верою.
Псалмы от начала до конца представляют собой молитву тех нищих, которым евангельские заповеди блаженства обещают Царство Небесное, то есть тех, кто знает, что у человека нет ничего, чем бы он мог хвалиться перед Богом, но также нет ничего, что он не мог бы надеяться получить от милосердия Божия...
     Итак, нищие Ветхого Завета — это люди определенного духовного склада, те, кто всецело связал свою судьбу с поиском и исполнением воли Бога.
"Не забудь угнетенных Твоих до конца" (Пс 9:33).
Это — нищие Бога. Это те, кто стал "рабами" Всевышнего, Его "уделом".
И как только у нас появляется такое понимание этой "нищеты перед Богом", уходит на второй план и становится необязательной несчастность в этой земной жизни.
Теперь нищий Бога — это прежде всего служитель Всевышнего, а его здешнее положение, место среди людей уже не важны.
     "Нищ" Иов — и в душе своей  еще до того, как лишится видимых богатств:
"Его почитали стяжавшим многое, но, по испытании его Господом, оказалось, что Иов ничего не стяжал кроме единого Бога".
"Нищ" родовитый Исайя и Давид после своего воцарения не перестает быть "нищим".
И происходящая из царского рода, не испытавшая еще мирских несчастий и притеснений отроковица Мария славит Господа словами молитвы:
"что призрел Он на смирение Рабы Своей;... низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем" (Лк 1:48,52-53).
С детства воспитанная в храме, в атмосфере псалмов и молитв, Мария естественно вспомнила глубочайшие молитвенные воздыхания Израиля в один из самых высоких моментов своей жизни.
Естественно, что в ее молитве слышен отзвук псалмов:
"Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет" (Пс 33:11,19).
     Уже в начале Евангелия мы видим, как тесно связано оно с чаяниями и надеждами тех нищих, блаженство которых будет возвещено в Проповеди на горе.
Вернемся, однако, к смыслам, встающим за выражением нищие Бога. Если ударение со слова нищие передвигается на Бога, то и само выражение начинает означать "верные Бога", "Богом избранные в Свой удел".
Как человек переносит свою скорбь — вот критерий "нищеты духа".
"Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню" (Пс 118:67).
"Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс 118:71).
"Кто такие нищие духом? — Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно".
Остаток — это люди, научившиеся узнавать исток своих бед в покаянном всматривании в себя . Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: человеческий род живет немногими.
     В Новом Завете новый народ Божий также рождается через выделение.
Церковь  – это не просто "собрание", как обычно переводят, а "вызывание". Точнее, это — собрание приглашенных (собрание имеющих право голоса в Афинах, собрание членов народа Божьего в Израиле).
"Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод" (Ин 15:16).
Лука, кстати, говорит, что избрание Господом двенадцати происходило непосредственно перед Нагорной проповедью.
     Итак, можно сказать, что нищие духом — это вся Церковь Христова. Нищие – остаток Израиля — Церковь.
"Бог избрал немудрое мира... не бедных ли мира избрал Бог?" (1 Кор 1:27; Иак 2:5).
В устах апостолов это было отнюдь не самобичеванием и самоуничижением. Отождествление себя с "нищими" и "бедными" имело очень высокий смысл в еврейской среде I в.
"Собрания убогих Твоих не забудь навсегда" (Пс 73:19) — вот прошение Церкви к своему Создателю.
     Не на свое скромное происхождение намекали апостолы. Для знающих язык Библии эти слова звучали, напротив, как утверждение высочайшего происхождения:
"Мы – нищие Превысшего Бога; отныне мы — Его служители и избранники, а не Израиль по плоти".
     Однако для понимания Нагорной проповеди надо вспомнить, что выражение нищие Израиля имело еще один, очень важный смысловой оттенок.
     Нищие Израиля — это "чающие утешения Израилева" (ср. Лк 2:25), обращенные всеми своими помыслами к восстановлению правды и обновлению мира.
     Такая всепоглощающая надежда и была у нищих Израиля. Более того, она составляла как бы сущность их духовной жизни, и нельзя было сказать нищий, не сказав тем самым — "чающий".
    Более того, Блаженства Нагорной проповеди по сути являют собой парафраз Исайи: "Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,  утешить всех сетующих" (Ис 61:1-2).
Сравним — "Блаженны нищие... блаженны плачущие... блаженны алчущие... блаженны изгнанные".
     Проповедь Исайи относится к "Дню Яхве", к будущему.
Проповедь Христа говорит о настоящем (блаженны вы сейчас) и о Самом Христе (блаженны, когда будут гнать за Меня).
Мы уже говорили, что начальная фраза проповеди должна быть понятна. Действительно, слово нищие в первой заповеди Блаженств не требовало в те времена дополнительных пояснений. Одновременно начало проповеди должно быть и достаточно необычным, чтобы привлечь внимание слушателей. И это правило также осуществляется в Нагорной проповеди, когда нищим, то есть тем, кто по сути весь в будущем, говорится: вы сейчас блаженны.
     Значит, обещать нищим блаженство — это не больше и не меньше как возвестить им приход "Дня Господня".
Именно это и составило главное содержание Нагорной проповеди. Главный предмет проповеди Христа всегда — Он Сам. О чем бы Он ни говорил, Он подводит к пониманию того, что главное — в Нем Самом как в Воплотившемся Сыне Божием и Господе.
     Заповеди Блаженств не связаны между собою жесткой логической связью. Они связаны гораздо более цельно — через общий подразумеваемый центр: все они соотнесены с пророчеством Исайи и через него – с возвещением Дня Господня, который меняет, перевертывает порядок мира сего и воистину "низлагает сильных с престолов и возносит смиренных". В слушателях Христа они одна за другой пробуждали одну и ту же невероятную мысль: День пришел!
     Да, главная мысль Нагорной проповеди — Царство уже пришло, уже посреди нас. "Достигло до вас Царствие Божие" (Мф 12:28).
http://ao.orthodoxy.ru/arch/001/001-kuraev.htm

**) Не нарушаю я закона – по мнению диакона Андрея Кураева:
В истории христианства на эти слова нередко ссылались для доказательства необходимости соблюдения Ветхого Закона. На деле же именно эти слова в контексте Нагорной проповеди кладут конец "эону закона".
Да, "не нарушить пришел Я, но исполнить". Но исполненное, т.е. наполненное, есть полнота, "потому что конец закона — Христос" (Рим 10:4).
"Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота..." Но в том-то и дело, что с тех пор, как "Слово стало плотью" – "небо" и "земля" прешли. Более не существует их ветхозаветной противопоставленности; "земля", материальность, "плотяность" от воплощения Небесного Царя перестают быть преградой к Богообщению:
"И Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их  ибо прежнее прошло" (Откр 21:3-4).
Все дело Иисуса представляется Ему самому как борьба с диаволом, для изгнания его из мира. В еврейском сознании рубежа Заветов земля – удел диавола, ею правит князь мира сего. Но – "ныне князь мира сего изгнан" (Ин 12:31).
И потому не только Царство Небесное — удел верных Божиих, но кроткие могут наследовать и земное.
     "Прежнее прошло" – пришло другое время, другой эон, когда Бог обитает с нами. Естественно, что закон прежнего эона, раздельной жизни Бога и людей ("Был Бог – и были люди") преходит вместе с прежним противостоянием неба и земли.
     Далее Христос дает новый закон – и чтобы раскрыть слушающим необходимость и своевременность нового закона, перед этим, в проповедях Блаженств, Он и возвещает им конец эры закона.
Не только Павел — любой иудей того времени мог сказать, что "закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал 3:24).
Собственно, предощущение временности, преходящести закона, его служебности – лишь до Христа – срастворено Ветхому Завету. Вопрос, разделивший Павла и его учителей-фарисеев, как и всех христиан и иудеев, лишь в том, кто именно Христос: Иисус из Назарета или кто-то, еще не пришедший.
     Отменяя закон Моисея и давая вместо него Свой закон, Иисус еще раз приоткрывает Свою тайну перед слушателями. Когда Спаситель говорил: "А Я говорю вам" - ;– первый вопрос, рождавшийся у слушателей, был вопрос о Нем Самом: кто Сей, что учил их, как власть имеющий? (Мф 7:29)
     Снова, как и при разборе заповедей Блаженств, мы видим, что и в этой части Нагорной проповеди главным предметом проповеди является тайна Богочеловеческой Личности Иисуса.
     "Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным" (Сир 3:19).
Тайны, открываемые смиренным, у ап. Павла сводятся к одной-единственной: "тайне,  которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол 1:27).
Главная "тайна" христианства — Христос в вас. И получается, что в Нагорной проповеди  Христос говорил "неучам" о самом "тайном" и самом главном в христианстве.
     И эта тайна есть уже не нечто, а Некто. В качестве живой Тайны она может открываться лишь сама и открывается лишь тем, кто с замиранием сердца, в напряжении и даже надрыве всех своих сил алчет и жаждет Правды.
     Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали: как читать Евангелие, как слушать Слово Божие. Можно сказать теперь: лишь нищие духом, лишь готовые отдать себя в служение Истине познают ее.
Лишь те, кто видит в Евангелии живое Слово, а не мертвый текст, который можно препарировать согласно своим вкусам, могут понять эту Весть. Познать тайну Христа значит дать Ему действовать в себе. И поэтому вера есть именно дело. Более того, она оказывается единственно возможным и единственно нужным делом.
"Что нам делать, чтобы творить дела Божии? ...вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин 6:28-29).
Понимание библейскими авторами веры как дела, как активного движения (а не как пассивного согласия) хорошо видно из сопоставления двух апостольских текстов.
"Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
А Павел, приводя те же примеры Священной истории, говорит не о деле, а о вере — "Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака...
     Нищий библейской традиции — это человек активного действия, его вера подобна воинской верности, его нищета сродни аскетизму солдата. Именно в этом контексте ведется речь о бедности христиан:
"Что мы по большей части слывем бедными – это не позор для нас, а слава. Как роскошь расслабляет душу, так бедность ее укрепляет. И беден ли тот, кто не нуждается, кто не зарится на чужое, кто богатеет в Боге?.. Мы владеем всем, если нас не одолевает жадность".
Христианин уподобляется страннику, чей путь облегчает отсутствие поклажи (36; 6); страдания христиан – "не наказания, но испытания воина, школа доблести" (36; 8).
"Какое прекрасное зрелище для Бога: христианин  смеется над грохочущей смертью; утверждает свою свободу перед лицом царей и правительств; боится единого Бога, Которому принадлежит" (37; 1).
     Но в целом с выходом Евангелия за пределы иудейской среды библейский смысл выражения нищие духом ослабел. Акценты оказались переставлены, и толкователями стало подставляться "смиренные".
Смирение же в позднейшей аскетической литературе — это прежде всего размышления о своем месте перед Богом, связанные с переживанием своего недостоинства: я ничего не имею, я ничего не заслужил, я ничего не могу, я недостоин своего призвания христианина.
При всей духовной и психологической правдивости этого понимания, надо заметить, что духовная нищета в Библии ориентирована иначе и лишена благочестивого эгоцентризма.
Быть смиренным в Библии означает не столько низко думать о себе, сколько достойно помышлять о Боге, уметь не смешивать Сущего с любыми идолами и избирать единственно возможные пути служения Ему. Это означает иметь всю нужду в Боге, ожидая от Него не суда за свои недостоинства, а спасения от своих немощей и от погибели. Это значит не превращать Всевышнего в слугу своих частных и земных интересов (национальных, государственных, семейных и т.п.), а быть готовым оставить даже самое по-человечески дорогое, если путь Господа ведет дальше.
Главное в смирении и нищете ветхозаветного праведника – это вопль к Богу: "Открой мне волю Твою и дай мне силы ее исполнить".
Главная забота смиренного и послушного — это активное согласование своей воли с волей Божией. "И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал 2:20).
     Это – главная тайна христианства. И если говорить о "новой морали" Нагорной проповеди, то она вся будет лишь вытекать из этой тайны. Она действительно новая, и новизна ее гораздо глубже, нежели замена одного ряда заповедей другим.
     В Ветхом Законе заповеди – преимущественно внешние. Они предписывают: "делай" или "не делай". Это в подлинном смысле закон, регулирующий внешние, социально значимые поступки человека.
Христос же говорит уже не о делах, а о более глубинном первичном уровне. Он обращается не к тому, что человек делает, а к тому, что он есть. Отсюда – забота о чистоте даже тайных помыслов (Мф 5:28) и сердца (Мф 5:8), о всецелой чистоте человека (Мф 5:29-30).
     Вместо "делай Ветхого Завета" Новый Завет говорит "будь!"
"Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5:48).
И "блаженства" – это внутреннее состояние духа, устроение духовной жизни. Это мы видели на примере духовной нищеты. Еще более очевидно это из того, что блаженны плачущие, кроткие, алчущие правды, милостивые, чистые сердцем.
     В Нагорной проповеди Христос лишь начинает приоткрывать тайну Своего учения, всю полноту которого Он раскроет апостолам на Тайной Вечере.
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:4-5).
     Лишь непосредственное, евхаристическое (во время обряда причастия) соединение со Христом, буквально – причастие Ему, делает возможным исполнение Его новых заповедей.
     В Нагорной проповеди это еще лишь едва-едва приоткрывается – через удивительный максимализм требований. Этот максимализм как раз и призван вызвать удивление (любить врагов своих – но как? не заботиться о завтрашнем дне — как?..) и чувство собственного бессилия в достижении новой праведности. Но там, где человек понял свое бессилие, свою нищету, там он уже готов к тому, чтобы принять помощь свыше. Где человек чувствует необходимость спасения, туда может прийти Спаситель.
     На иконах великомученика Георгия Победоносца часто встречается многоговорящая деталь: рука, держащая копье, разжата. Копье, уходящее за поля иконы, просто лежит на ладони, именно – вложено в руку воина. По-настоящему же копьем поражает змея Кто-то Другой. Так любой дар, любое оружие, любой талант могут быть вложены в наши руки лишь если те ничем не заняты, лишь если они свободны и раскрыты для принятия дара.
     Вот почему приход Благой Вести, даруемой человеку, начинается с ублажения нищих духом – тех, кто в Господе имеет надежду и от Него надеется принять силу и спасение.
     И когда мы понимаем это, мы еще более приближаемся к пониманию того, что же значит нищий духом. Это – самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу, раскрытую горнему миру, входит величайшее, премирное сокровище – Христос. Вот конец Нагорной проповеди:
"Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне" (Мф 7:24-25).
И вот та же самая тема о словах Иисуса, исполнении их и о созидаемом тем самым доме – в конце Его проповеди на Тайной Вечери: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин 14:23).
     Таким образом, тема духовной нищеты и смирения, вновь открывает свои более чем психологические, то есть мистические глубины. Мы уже видели, что заповеди блаженств не просто обещают что-то в будущем человеку за его хорошее поведение в настоящем, но и более того — они оказываются действенны и исполнимы только в том случае, если обетованное ими блаженство находится уже в прошлом данной человеческой жизни.
То состояние духа, которое ублажается Нагорной проповедью, достижимо лишь, если Бог уже коснулся своей милостью человеческого сердца.
"Христос принадлежит смиренным".И мы понимаем, что человек становится смиренным именно потому, что сердцем уже коснулся Христа.
Непонятно? Но вот свидетельство преп. Макария о таких людях: «Чем более обогащаются духовно, тем паче как бы обнищевают в собственном о себе мнении, по причине ненасытимости духовного желания стремиться к Небесному Жениху, как говорит Писание:
"Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать"» (Сир. 24:23).
Блаженны плачущие сказано не о тех, кто оплакивает потерю земных благ и даже не о тех, кто просто оплакивает свои грехи. Речь идет о плаче души, которая встретила и полюбила Господа — и вдруг потеряла Его.
     В Ветхом Завете вполне ясно уже возвещалось, что лишь пришествие Бога в сердце человека может заставить его забыть все былые несчастья:
"Уготовал еси благостию твоею, Боже, нищему пришествие Твое в сердце его" (Пс 67:11). Собственно, у Бога только два места обитания: "Я живу на высоте небес  и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис 57:15).
http://ao.orthodoxy.ru/arch/001/001-kuraev.htm

***) Исход –  события, описываемые в Пятикнижии (главным образом в книге Исход), связанные с массовым выходом евреев (израильтян) из Египта.
Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древне-египетской хронологии). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.


Рецензии