Как я на форум ходила

                Как я на форум ходила


Вообще-то я не публичный человек: лишний раз рта не открою и на площади каяться в грехах не стану. Но тут, лет этак с шестнадцати, одолел меня зуд  «–плётства», как рифмо-, так и прозо-: денно и нощно мечтала я о славе писательской либо журналистской, что, в сущности, одно и то же. Шли годы, жизнь приближалась к трети – стихи пошли, и не поверила, и не продолжила. Дальше жизнь покатилась, к середине приблизилась – проза пошла; здесь я себя увереннее почувствовала и «прозарила» при каждом удобном случае. Но вот ни славы, ни почета все не было и не было, да и денег тоже, чтобы можно было купить и славу, и почет. И вот в одном из моих жилищ – некоем хайфском литературном объединении появилась поэтесса и сообщила всем желавшим ее слушать, что публикует свои стихи на русском сервере «Стихи.ру». Кинулась я туда и обнаружила рядом сервер «Проза.ру». Вот так и обосновалась на этих двух серверах и стала ждать и славы, и почета, и, хотела написать, «денег», но не тут-то было: серверы денег не берут, но ничего и не платят.
   И вот живу я на этих двух серверах уже полгода, брожу по ним, как по осенним аллеям, в гости к таким же, как я сама, графоманам заглядываю и к себе зазываю. И вдруг на «прозаре» мелькает имя «Анти-Христ» и его публикация о том, как обрести читателя, то бишь славу. На Стихире и Прозаре, пишет Анти-Христ, нас никто не читает, а лишь щелкает по носу, то бишь по произведениям. А вот на ФОРУМАХ мы найдем истинного благодарного читателя, а там и славу, и почет. Тщеславие раньше нас родилось – один из смертных грехов. Не каюсь: грешна – все равно буду тщеславиться.
   И решила я заглянуть на форум, а перед тем освежила в памяти это понятие: оказалось, что «форум» в переводе с латыни означает «общение», и начало этому явлению как общественному – положил Римский Форум, рожденный на римском рынке, а позже перешедший и на римские трибуны. Интернет же форум существует для организации общения посетителей веб-сайтов, и значение его соответствует понятию римского форума. Итак, быстренько выяснив по Интернету, что такое веб-форум, я наивно решила, что это такое место в том же самом Интернете, куда обычные посетители сайтов приходят общаться друг с другом – на определенные темы. Анти-Христ подвиг меня на «высокое» общение.
   Для такового я выбрала форум одной из российских газет. Было лето, плыла израильская юго-восточная жара, вспоминалась доисторическая, или, выражаясь политкорректно, географическая родина …и захотелось поговорить о родине… Я вбросила на российский форум тему «С чего начинается родина, особенно, если их больше одной…» Собственно говоря, я даже не знала, с кем буду общаться, просто мне хотелось привлечь к своей персоне как можно больше читателей. И вот что из этого вышло.

                Занавес RU открыт

   Я:     Родина, как убедительно доказал историк Лев Гумилев, есть понятие географическое. Поэтому начинаться с картинки в букваре она не может уже по определению. И в наше время, очевидно, любой дошкольник знает, что родина начинается с рождения, точнее,  с той точки на планете (для нас это – Земля), где осели два человека для создания семьи и произведения на свет нового героя (или нескольких героев) своего пространства и времени. Итак, хотелось бы сказать, что родина – это пространственно-временная координата, которую рождаемый человек сам себе не выбирает, равно как он не выбирает для себя и родителей.
   Это материалистическая точка зрения на родителей и родину. Есть и другая точка зрения, достаточно модная в нашу эпоху – точка зрения идеалистическая, точнее – эзотерическая, согласно которой реинкарнируемая душа сама выбирает себе и родину, и родителей. И поэтому вопрос: с чего начинается родина? – может в данном контексте звучать несколько неожиданно: родина начинается с нашего решения воплотиться на Земле (или в какой-либо другой звездной системе) в данном конкретном хронотопе и у данных конкретных родителей.
   Я изложила здесь две мировоззренческие точки зрения на проблему выбора (очень модную в современной психологии) – и собеседнику остается только выбрать себе позицию из данных двух – или придумать себе третью. На то оно и мировоззрение, чтобы быть личным м собственным.

   Маска Боря:   Вы так уверены, что душа сама выбирает? А как же карма?

   Я:   Я полагаю, что пока мы здесь, на Земле, нам не дано этого постичь. Но даже если нашей земной жизни диктует карма, мы выбираем ее (жизнь) сознательно. Вспомните тибетцев, Далай-Ламу с его предположением перевоплотиться в женщину, вспомните Лобсанга Рампу, наконец: ведь его последнее земное воплощение – это все круги ада. И дальше карма была бессильна. Его отпустили, точнее, его лишили выбора.

   Маска Саша:   Мне кажется не слишком удачной идея рассуждать, с чего начинается Родина, оперируя такими понятиями, как карма, перевоплощение и проч. Хотя бы потому, что немалая часть участников форума не сможет поддержать разговор в силу принадлежности к другим религиям. Впрочем, каждый волен…
   А Родина все-таки начинается с картинки в букваре, с хороших и верных товарищей, с той песни, что пела нам мать. И еще – «с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять».

   Я:   Уважаемая маска Саша, если это Ваша третья, личная, точка зрения, то я ее приветствую.

   Маска Миша:   «Родина», как и любое сложное понятие, не может быть однозначно понимаемо как «географическое» или «политическое». Тут сплав и переплетение нескольких, порой взаимоисключающих компонентов. Вот был у меня в детстве знакомый, так у него в графе «место рождения» значились как раз координаты – широта и долгота. Где-то в Атлантическом океане. Ну нельзя же утверждать, что его Родина – это океан? Не ихтиандр, чай. С другой стороны – есть понятие «мать». Казалось бы, сугубо биологическое, но как быть с пословицей «Не та мать, что родила, а та, что вырастила!»?!

    Я:    Уважаемая маска Миша, Ваша первая фраза наводит меня на мысль о том, что Вы               невнимательно читали Гумилева и относитесь к нему скептически. Ну да ладно. Это Ваше право. Удивляет меня другое. Вы, очевидно, и впрямь решили, что я могу точку в каком-либо океане считать родиной конкретного человека. На самом деле я четко пишу о том, что два человека (родительская пара) оседает в какой-либо географической точке (уж, конечно, не в океане, но возможно, что это остров в океане) для воспроизводства себе подобных, то есть для жизни. И тогда это место рождения потомства (я не имею в виду экстремальные ситуации) и будет его родиной. Простите, но это, кажется, называется азбучной истиной.
   Что касается явления и понятия материнства, то разве я его отрицаю?

   Маска Вова:   …Те, кто будет себя плохо вести, после смерти родятся в Намибии, а те,
кто хорошо, в США… (я до сей поры считал это приколом).
   Маска Миша:   Уважаемая Владлена! А разве нельзя внимательно прочитать Гумилева и все же относиться к нему скептически? И где Гумилев доказал, что «Родина есть понятие географическое», все же хотелось бы услышать ответ – Гумилев написал много томов и сходу припомнить, что он говорил о Родине, мне лично сложно. Для более предметного разговора назовите, пожалуйста, если не сложно, конкретную его работу, посмотрим, может, согласимся, а может, поспорим.

   Я:   Уважаемая маска Миша! Это большая работа Л.Н.Гумилева «Этногенез и биосфера Земли». Прочтите ее повнимательнее, и Вам все станет ясно.

   Маска Боря:   Тибетцы (и Далай-Лама), я думаю, пожинают плоды своего увлечения махаяной. Слишком много излишних сущностей они наплодили, карму себе отяготили на века и века. Впрочем, это я так думаю.
   А Родина для меня штука, скорее, не географическая, а эмоциональная. Есть несколько мест, где я чувствую себя своим. И это не только родные Сокольники, но, скажем, Байкал. Или улочки старого Каунаса. Догадываюсь, что изрядные откровения ждут меня и в тех местах, где я не был. Потому, наверное, люблю путешествовать.

   Я:   Как пишет мне мой издательский менеджер, доброго времени суток, маска Боря… 
Вспоминаю я свой собственный афоризм (преамбула на моей страничке Прозы.ру) –  «Все мы родом из любви». Правда, это перефразирование афоризма Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства», но мне сейчас пришла мысль, что во вчерашней дневной дискуссии можно было задействовать оба варианта этого афоризма: мои оппоненты настаивали на варианте Экзюпери, о моем же собственном варианте в пылу дискуссии я забыла, а теперь Вы мне о нем напомнили.
   Родина – это место, откуда мы родом, это место, где были счастливы наши родители.

   Маска Гриша:   Родина начинается с картинки в учебнике географии?

   Я:   С любви… Я так полагаю, что родина на бессознательном уровне начинается с реинкарнации, а на сознательном – с любви…

   Маска Дина:   С реинкарнации, говорите? С любви?.. Ну, это уж у кого как получается. У Инны Кабыш, например, по-другому:

                Господи, вот он, покой, -
                Мысли густые, кисельные…
                Вот он, выходит, какой:
                Дом, занавески кисейные.

                Разве бывает полней?
                Речка, ребенок, смородина…
                Прочь от калитки моей,
                Родина!..

И мне весьма созвучна ее любовь-отрицание. Всё индивидуально, конечно, но моя любовь началась не с картинки в букваре и не с неких эзотерических моментов, а в момент осознания неисключительности моей родины, всего многообразия ее плюсов и минусов. Я не понимаю любви с широко закрытыми глазами.

   Маска Соня:   …А если Родины не стало… есть любовь-память, есть и нелюбовь-память… Есть просто память, без любви. «И солнце светило, и радуга цвела. Все было, все было, и любовь была…» Да есть просто память о том, что было, «было и прошло».

   Я:   Маска Соня! Да будет так!

   Я:   Уважаемая маска Дина! Та любовь к родине, которую изобразила (совершенно прекрасно!) Инна Кабыш и которой Вы так же совершенно прекрасно восхищаетесь, - на самом деле является патологическим чувством любви-ненависти (это чувство описал еще в 1920 году швейцарец Блейлер, и оно повсеместно известно как амбивалентность). С поэтами и вообще творческими людьми такое довольно часто случается. В противном случае, я полагаю, и поэзия, и искусство вообще были бы весьма пресными, а когда они основаны на сильных противоречивых чувствах, они-таки бьют в «десятку».
   Что касается Вашего неприятия любви к родине с закрытыми глазами, то что же здесь поделаешь? А вот недавно ученые доказали, что любовь вообще слепа. И с этим надо как-то мириться…

   Я:   …любовь зла…

   Маска Дина:   Так в ту же тему анекдот про червячка с мамой, которая ему объясняла, как родину любить: живешь в навозной куче, в кои-то веки выбираешься наверх, на солнышко поглядеть – а потом все равно в ту же куче и возвращаешься, потому «наша родина, сынок».

   Я:   Анекдот развеселый. Остается уточнить, где навозная куча и где солнышко… Размежеваться, так сказать… И, потом,  удобрение – вещь нужная и важная для земного шарика… Только вот выполняем ли мы функцию удобрения?

   Маска Соня:   Странно… у одних есть чувство Родины, другие говорят, аааа-ааа, убили Родину, третьи говорят правильное слово амбивалентность (кстати, уважаемая Владлена Драбкина, это не только творческим человекам типа «поэт» свойственно, человек априори амбивалентен, природа его такова).
   Говорено уже было: «Люблю отчизну я, но странною любовью»… Что изменилось с тех пор… Если люди всё те же, с тем же внутри.

   Я:   Уважаемая маска Соня, цитата, которую Вы приводите, принадлежит поэту, даже стыдно напоминать его имя. Так что мы с Вами возвращаемся на круги… амбивалентности…

   Маска Соня: Да с них сойти невозможно, так что нет «возвращений».

   Маска Лева:   Позабавило – «родина там, где были счастливы наши родители»… А если я не знаю, где они были счастливы? И были ли счастливы вообще? А у некоторых и родителей-то нет… Видимо, если на родине себя не чувствуешь, надо покопаться в семейной истории и обнаружить, что родители были когда-то счастливы где-нибудь на Багамах. Там и истинная родина, стало быть! Ну, понятно же, что очень субъективное переживание, не надо возводить его в универсальное правило.

   Маска Белла:   А сегодня один очень интересный историк Даниэль Клугер сказал, что Гумилев очень интересно рассказывал мифы, которые он сам сочинял. Всё около истории, где-то рядышком, где-то под своим личным углом.
   И еще… если я не признаю реинкарнацию, а родину люблю? А если я признаю реинкарнацию, а родину не люблю? А если я считаю, что в прошлой жизни я жила в Монголии, какую родину я должна любить?

   Я:   А какого Даниэля Клугера Вы имеете в виду? Не балладо ли сочинителя? Не беллетриста ли? Тогда, в Вашей интерпретации, оба – и Гумилев, и Клугер – друг друга стоят.
   Что касается реинкарнации и любви к родине, то Вы можете верить или не верить, любить или не любить, но Монголия – Ваша истинная родина, хотя кто сказал, что Вы обязаны ее любить? Правда, Вы привели удачный пример – прямо эзотерический – есть за что любить Монголию: она солнечна и прекрасна! И я очень люблю древности! Даже навозные…

   Маска Дина:   Ой, Владлена Драбкина, можете верить или не верить, но моя истинная родина – звезда Ригель Кентаурус в системе Альфа Центавра. И, разумеется, Вас никто не заставляет любить ее. Так же, как никто никого не заставляет быть приверженцем теории Гумилева, правда?

   Я:   Итак, Лев Гумилев со всеми его  концепциями дружно отвергнут приличным обществом. Да он и сам был неприличным человеком, хотя поэтом от истории, а все поэты, как нам известно – из истории – суть люди неприличные.

   Маска Соня:   Владлена Драбкина – это обобщение улыбнуло.

   Я:   Здравствуйте, маски Соня, Белла, Дина! Вбросила я в эфир тему и понятия не имела, как она будет развиваться. А тут вдруг общение… с псевдонимами. Люблю я Восток, а теперь вдруг обнаружила, что каждый русский любит и знает Восток и, в особенности, Монголию. Любопытство меня гложет, простите, а сколько вас там, в редакции, у компьютера, монголоведов? Это, конечно, очень нескромно с моей стороны навещать чужую служебную кухню, но вот еще что мне интересно: маска Соня как «частый гость» говорит о себе в женском роде, а Соня как редактор – в мужском. Очень интригует меня этот вопрос: у вас не хватает разнообразных псевдонимов на всех участников событий или вас в редакции по штату три человека и вы дежурите сутками через двое?
   Уж простите мне мою святую простоту.

   Маска Соня:   Уважаемая Владлена Драбкина, Вас не затруднит перечитать правила форума?
   …неосмотрительно такие тексты писать – вот напомнили поговорку… уж извините: «Простота – хуже воровства» - как думаете, спроста или неспроста поговорки возникают?
О! еще одну поговорку напомнили… «Любопытство хуже свинства»… и – «Любопытной Варваре нос оторвали» - жуть! На один Ваш пост – три поговорки… С народной мудростью трудно спорить… Простите еще раз, ничего личного, просто «редакторским» глазом прошлась по Вашему посту…

   Маска Миша: А Вы с кем сюда пришли общаться? Правда, мне что-то кажется, что Вы не с псевдонимами, а с фантомами общаетесь.

   Маска Фира:   Маска Миша, а с кем же общаться, если Родин больше одной?.. у человека?

                Занавес RU закрыт


Отредактировал  ВЛАДЛЕНА  ДРАБКИНА      


Рецензии
Владлена, с Новым годом!
Вот встречаю рассуждения о родине у одной русской американки, теперь у Вас. И сам я родился на Украине, там же прошло детство, пол жизни прожил в Узбекистане, а родиной считаю Россию.
Всё дело в том, что Родина - абсолютно ясное каждому человеку понятие. Но - ясное до тех пор, пока не начинают его, это понятие, обсуждать, пытаться дать определение, вкладывать то политический, то социальный, то вообще эзотерический смысл. И в результате запутаются сами и запутают читателя, вызывая его на невразумительные споры.
Есть в физике понятие "принцип неопределённости элементарных частиц", которое заключается в том, что невозможно одновременно определить скорость и координаты частицы. Кажущийся парадокс упирается в инструмент исследования.
Полагаю, есть "принцип неопределённости понятия Родины", заключающийся в том, что это понятие определено, то есть имеет свои координаты на логическом поле, пока его не начинают "измерять".
В заключение отмечу, что эмигрантам лучше этот термин не мусолить, да ещё, как бы в оправдание... себе дороже!
С уважением и добрыми новогодними пожеланиями мира на Вашей "исторической" родине!

Станислав Бук   02.01.2009 07:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.