Смерть Сократа

«Итак, завтра ЭТО наконец-то свершится. Меня не станет. Меня не станет? Ну, уж нет: это для меня никого не станет - ни друзей, для которых я был все равно, что знак отличия - ну как же, пили с самим Сократом! -, ни ученичков, молодых дурней, взахлеб повторяющих, что «философ должен заботиться прежде всего о душе», ни старой ворчуньи Ксантиппы...
Завтра они все придут проститься со мной - отведать, так сказать, последний глоток из чаши мудрости. О, как они будут ловить каждое мое слово! Чтобы потом повторять на всех пирушках, переврав до неузнаваемости ради благозвучия. Какое это будет для них утонченное наслаждение - слушать, как я советую каждому истинному философу умереть поскорее, и со сладким замиранием сердца представлять себя на моем месте, - зная, что их, благонамеренных, никто к этому не приговорит. И прекрасно: не хватало только, чтобы вся эта братия гонялась за мной по полям Аида!
Знаете, как превратить ком глины в драгоценность? Заверните его в дорогую ткань, положите в красивый ларец и шепните паре отпетых болтунов под большим секретом, что в ларце - Нечто. Увидите, как слух облетит весь город, и как охотно вас будут ссужать деньгами под залог вашей «драгоценности». А когда слух, обойдя уста всех, превратится в общеизвестную истину - кому придет в голову проверять, что же на самом деле лежит в ларце!
«Он ничего не желал, кроме разумения!» Как бы не так! Я - такой же человек, как и вы, и хотел того же, что и вы. Но, в отличие от вас, я не мог позволить себе этого.
Боги не дали мне ничего - ни знатности, ни богатства, ни красоты, ни даже мыслей. Зато они хорошо подвесили мой язык. Я уверял, что тело - прах, а золото - тлен, только потому, что был некрасив и беден. Мои проповеди - всего лишь вывернутые наизнанку жалобы человека, обделенного случаем и природой.
Но когда нашлись дурни - богатые дурни! - которые сочли мои жалобы философией, я оказался не настолько глуп, чтобы развеивать их приятное заблуждение. Появились последователи.... ученики.... Платон...
Я влез в ларчик, посмеиваясь, чтобы заработать на кусок хлеба и потешить публику. И ларчик захлопнулся. А когда я начал задыхаться, и решил, что пора заканчивать представление, было поздно.
Поразительно, с какой готовностью люди отдают реальные блага за слова, за отвлеченные понятия, да при этом еще и благодарят отнимающего. Но попробуйте покуситься на их привычные иллюзии - и эти глупцы разорвут вас, как пьяные менады.
Ах, какой был бы скандал, если бы Сократ вдруг перестал ходить босиком по снегу, избегать женщин и произносить мудрые речи!
Даже когда меня никто не видел, я не мог забыть, что я - Сократ.
И когда я понял, что маску можно содрать с лица только вместе с кожей, я решился. Глупцы, они вообразили, что я попал в капкан, и ждут, что я отгрызу себе лапу, чтобы вырваться. Зачем? Не они подписали мне приговор - я заставил их меня казнить. Просто через их западню лежал путь наружу из рокового ларчика.
Не беспокойтесь, я знаю свою роль и доиграю ее до конца - спокойствие, мужество, мудрые мысли, величавые жесты... да, и не забыть про петуха для Асклепия - уж это-то, наверняка, вставят в нравоучительные рассказы для детей!
Скандала не будет. Ларец, по несчастной случайности, канет в бездну вод. А легенда о сокровище останется. И ничье спокойствие не будет потревожено.
Чаша выпита. Ну вот, еще немного побыть философом - и всё будет кончено.... Холодеют ноги.... бедра.... грудь.... Темнеет в глазах.... Свободен..... Свободен! Свободен.


Рецензии
А чё, Сократ умер шоль?
Ну ни *** себе! :))

Баргельд   11.12.2008 21:30     Заявить о нарушении