Из истории татар

  Татары Поволжья и Приуралья — довольно многочисленный среди тюрков этнос, количество которых составляет почти семь миллионов. Немалая часть татар проживает в Казахстане. По данным переписи 1999 года в нашей республике их насчитывалось 248952 человека, и по своей численности они занимали шестое место среди других народов [5. с. .529].
Татары, как известно, имеют с казахами духовное и генетическое родство. К тому же историческая судьба очень часто объединяла два народа в единые государственные пространства.
  Все это не может не вызывать интереса к данному народу, к его истории. В частности, привлекает внимание этническая история татар, потому что, как уже было отмечено, татар и казахов объединяет генетическая связь, то есть общие исторические корни, общие предки.
Проблема этногенеза татарского народа затрагивалась еще в трудах историков советского периода. К этому вопросу обращались, например, такие величины исторической науки, как В.В.Бартольд и Л.Н.Гумилев. На сегодняшний день точки зрения на происхождение татар высказываются на страницах как российских, так и казахских научных изданий. Так, интересный взгляд на историю этого народа высказал татарский исследователь Р.Фахрутдинов, а в Казахстане эта проблема затронута в работах "История Казахстана: народы и культуры" и "Культурология: Евразия - Казахстан - Восток - Запад".
Надо заметить, что этногенез татар, как и этногенез казахов, весьма сложен и, так же, до конца не выяснен. Как следствие, в ходе исследований этой проблемы возникают разные точки зрения на этот вопрос, вызывая споры и дискуссии.
По всей видимости, в современной исторической науке имеются основные три точки зрения на происхождение татарского народа.
  Одна из них гласит, что татары изначально были монгольским племенем. Само же название "татары" впервые появилось среди средневековых монгольских племен, которые обитали к юго-востоку от Байкала [5. с.529]. Сторонником монгольской версии происхождения татар был видный востоковед В.В.Бартольд. Он писал, что это было могущественное племя, обитавшее к юго-западу от Байкала до реки Кэрулен [2. с. 559]. Также, по его мнению, возможно народы монгольского происхождения сами себя называли татарами, поэтому и возникло двойное название этого народа. Слово же "монгол" было официально введено при Чингисхане [2. с. 560]. В качестве одного из аргументов приведено свидетельство китайского посла Мэн Хуна, в присутствии которого полководец Мухули, происходивший из племени джалаиров, назвал себя "татарским человеком" [2. с.255]. Таким образом, по мнению В.В.Бартольда, татары - отюреченные монголы, название которых перешло на некоторые современные тюркские народы [2. С.561].
С мнением Бартольда был согласен Л.Н.Гумилев. Он утверждает, что древние тридцать татарских племен говорили на диалекте монгольского языка и были известны китайцам под именем "шивэй" [3.  С.31].
  Категорически не согласен со сторонниками версии монгольского происхождения татар современный татарский исследователь Р.Фахрутдинов в своей работе "Золотая Орда и татары". По его сведениям, первые известия о татарах обнаружены на территории Восточно-Тюркского каганата, существовавшего в VII-VIII вв. в Южной Сибири и Центральной Азии, в надписях на намогильных камнях. В них упоминаются племена под названием "Отуз-татар" (тридцать татар) и "Токуз-татар" (девять татар). Далее автор сообщает, что в IX в древние татары были известны китайцам под именем "да-да" и "та-тань" [7. с. 5].
Интересно мнение Р.Фахрутдинова о том, что войско монгольское было названо еще и татарским потому, что татар, как покоренное племя всегда выстраивали впереди войска для принятия основного удара.
  Утверждая, что татары изначально были тюрками, исследователь приводит сведения из сочинений Гильома де Рубрука и арабского автора ХП1 в Ибн ал-Асира. В первом из них говорится, что Мингу-каган и Бату, беседовавшие лично с Рубруком, не желали называться татарами, "ибо они были другим народом" [7. с.8]. Арабский историк же, по сведениям Р.Фахрутдинова, сообщал "... в страны ислама явились татары, большое тюркское племя, место обитания которого горы Тамгаджские, около Китая" [7. с.11],
К этому можно добавить, что очень интересные сведения о татарах имеются и у других средневековых авторов, в частности, у Абулгази Бохадур-хана, который их так же относит к тюркам. По свидетельству Абулгази, самые "лучшие" и "многолюднейшие" роды татар жили в земле Бююрнавар (оз. Буир-Нор), поблизости к Китаю. Довольно многие роды их обитали на берегах реки Айкара-Муран (Ангара) [1. С.39].
  Описывая земли татар, Абулгази показывает их процветающим, богатым племенем. В устье реки Ангары, по его сведениям, расположен большой город Алакчин, около которого имеется много селений и пасутся многочисленные стада и табуны. Причем "кони там крупные; у них жеребенок по первому году так велик, как у нас двухгодовалый; кони все пестрые, другой масти они не бывают". Также Абулгазы пишет о богатстве тамошних серебряных рудников, о том, что котлы, чашки и блюда татары делают из серебра, и поэтому у узбеков есть пословица: "у него пестрый конь и дом с золотым очагом" [1.   с.40].
Как и Абулгази, Р.Фахрутинов, отвергая устоявшуюся точку зрения о "дикости" и "варварстве" кочевнической цивилизации, описывает высокую для своего времени культуру Золотой Орды.
  Также отметим, что Р.Фахрутдинов считает нынешних казанских,
крымских и сибирских татар одним народом и утверждает, что все они
в большей степени потомки тех татар, которые пришли в Дешт-и-
 Кыпчак вместе с Вату [7. с. 14].
  Таким образом, мы подошли к изложению еще одной, третьей по счету, концепции этногенеза татар. Дело в том, что в современной историографии, по всей видимости, утверждается точка зрения, что влияние монголо-татарского элемента на сложение народа, напротив, не было основным.
 Следовательно, имя "татары" было присвоено народу неоправданно.
Еще в начале прошлого века корифей советского востоковедения
В.В.Бартольд, замечал, что современные татары не согласны с данным
им именем [2.   с.561].
  В действительности же, по мнению сторонников этой версии, современные татары Поволжья и Приуралья являются потомками  тюркоязычных булгар, которые смешались здесь с финноязычными  племенами. Эта точка зрения изложена, в частности, у В.Тимошинова в его работе "Культурология: Казахстан — Евразия — Восток — Запад", где автор перечисляет народы,  также повлиявшие на этногенез татар: кипчаки, славяне, иранцы, монголы, кавказцы, германцы (остготы) [6. с. 180]. То есть совершенно ясно, что автор придает монголо-татарам совершенно небольшую роль в сложении татарской народности. 
Что касается булгар, предполагаемых прямых предков волжских татар, то это один из загадочных средневековых народов, кочевавших по евразийской Великой Степи. Одни из первых сведений о них восходят к VI веку. [4. с.110,112]. В VII- IX веках, в период  могущества Хазарского каганата, волжские булгары были подчинены этой тюркской кочевой державе. В конце IX- начале X веков у слияния Волги с Камой возникает государство Волжско-Камская Булгария. В 1236 году в результате монгольского нашествия Булгария теряет свою независимость [8.    с.11].
  Сведения о булгарах имеются в трудах византийских, русских, арабских и других историков. В частности, автор анонимного сочинения X века "Худуд ал-алам" описывает Булгар - "город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В этом городе все жители - мусульмане и из него выходит до 20 000 всадников". Далее автор добавляет, что "это — место крепкое, богатое" [4.  с.219].
  Богатство Булгарии подтверждает путешественник из Гренады аль-Гарнати в сочинении "Ясное изложение некоторых чудес Магриба" (XII век). Он пишет, например, что в реке, на берегу которого расположен город Булгар, "есть такие виды рыб, подобных которым я вообще не видел на свете, одну рыбу может снести только сильный мужчина и еще такой вид рыбы, что ее может снести только сильный верблюд. Но есть среди них также и маленькие... Она вроде овечьего курдюка, нашпигованного куриным мясом, даже приятнее мяса жирного барашка и вкуснее" [4.   с.231].
  "А жители Булгара", — также пишет аль-Гарнати, — "выносливейшие из людей в отношении мороза, потому, что пища их и питье по большей части из меда, мед же у них дешевый. И выше этой страны обитают народы, которым нет числа, они платят джизью царю булгар. А смысл слова "булгар" - ученый человек"  [4.   с.233].
  Таким образом, в исторической науке, нет единого мнения по поводу происхождения татарского народа, и, по всей видимости, к одной истинной точке зрения исследователи придут не скоро.
  Однако, несмотря на это, ознакомление с теми или иными
моментами истории народа, имеющего с казахами общую религию,
родственный язык и взаимосвязанное историческое прошлое, думается,
представляет немалый интерес. В то же время, бесспорно, что
популяризация знаний по истории и культуре любого народа всегда
способствует только сближению и улучшению взаимопонимания между
народами.





ЛИТЕРАТУРА
1. Абулгази Бохадур-хан. Родословное древо тюрков. Пер. Г.С.Саблукова. Казань, 1906.
2. Бартольд В.В. Собрание сочинений. Т.V. Москва, 1968.
3. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, 1993.
4. Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках. Алматы, 1997.
5.Масанов М.Э., Абылхожина Ж.Б., Ерофеев И.В., Баратова Г.С.
Алексеенко А.Н. История Казахстана: народы и культуры. Алматы, 2001.
6.Тимошинов В. Культурология: Казахстан - Евразия - Восток - Запад.
Алматы, 2001.
7. Фахрутдинов Р. Золотая Орда и татары. Набережные Челны,   1993.
8. Фехнер М. Великие Булгары. Казань. Свияжск. М


Рецензии
Автор права, что "татар и казахов объединяет генетическая связь, то есть общие исторические корни, общие предки". Совершенно верно.
Но историки, примеры из работ которых приведены в данной статье, оперируют устаревшими постулатами романовской и советской историографии, согласно которой средневековых татар-тюрок, прямых предков современных татар, в истории якобы "не было".
При том игнорируются многие серьезнейшие сведения, например, такие, как данные арабских источников о родстве татар Чингиз-хана и многих кыпчаков с VIII века. Также позабыты официальными историками бесценные сведения о том, что многие кыпчакские племена - потомки многих представителей современных тюркских народов - были «единоплеменными с родным улусом (народом) Чингиз-хана поколениями, общее название и самоназвание которых было не иное, как Татар» (русский академик XIX века В. П. Васильев, по данным древних и средневековых китайских источников). А также масса подобных, и согласующихся друг с другом сведений проигнорированы официальными историками при составлении "теорий об этногенезе и истории татарского народа".

Новое об этногенезе (происхождении и развитии) татар, и вообще об их подлинной истории, общей, прежде всего, с историей тюркских народов Евразии - башкирами, казахами, уйгурами и др., а также с историей России и русского народа, см. на сайте "Татары Евразии (подлинная история)":
http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1

По указанному адресу размещена рецензия доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую, фундаментальную работу (книгу) Г.Р. Еникеева "Чингиз-хан и татары: мифы и реальность", на основе и в развитие которой Г.Р. Еникеевым написаны еще две книги (работы) по истории татарского народа.
Главы из третьей книги Еникеева Г.Р. "По следам черной легенды", отзывы на книги этого татарского историка и писателя, и его статьи можно прочитать на том же сайте( http://tartareurasia.ucoz.com/ ).

С уважением, Камиль Халфа

Камиль Халфа   17.10.2009 21:09     Заявить о нарушении