1. Город на Волге - Кинешма

                Родина – не родина, а одно жилье,
                Если захоронено слово про неё.
                Владимир Корнилов

Мое путешествие по ХХ-му веку начиналось с волжского города Кинешма в Ивановской области.Здесь я прожил  первые свои пять лет (1929-1935гг.) При упоминании слов Кинешма и Волга у меня сердце замирает, и в памяти всплывают волжские просторы, пароходы, их гудки, паром «Смычка», далекий противоположный берег с прекрасными пляжами. И  прибрежный бульвар с фонтаном!
   Мои корни глубоко кинешемские. Дед по материнской линии- Смирнов Геннадий Иванович – кинешемец от рождения, работал мастером на ткацкой фабрике №2. В 1918г. большевики его арестовали, а семью выселили из служебной квартиры на улицу. Мой прадед по бабушке  имел фамилию Баранов.
Мой дед по отцовской линии привез в Кинешму с острова Эзель в Эстонии перед первой мировой войной свое многочисленное семейство – 10 малолетних наследников и жену Юлию.
   Не довелось мне встретится с моими дедами. А с бабулей Юлей я однажды повидался. 
    Вспоминаются многие улицы города. Помню детский сад, в который мы бегали с подружкой Лирой. - это моя первая любовь.  Я её обожал, а она  пятилетняя вовсю кокетничала со мной.
    Вспоминаю булочную, в которой я сделал первую самостоятельную покупку – батон с изюмом. Возвращаясь домой, выковыривал изюм из батона и наслаждался сладостью. За это дома получил заслуженный нагоняй, помню его до сих пор.
     В память врезалось мне, как мы с отцом идем на рыбалку. Одной рукой я держусь за папину руку, а  другой – придерживаю удочку как ружьё на плече. Гордость, что мы с папой идем рыбачить, переполняло мое сердце. Это был счастливейший день в моем детстве. Всего один раз мы с ним рыбачили, больше не довелось. 
   Были еще два траги-забавных эпизода, связанных с Волгой.
   Иногда мы с пацанами отправлялись на противоположный берег Волги, чтобы, побеситься на прекрасном пляже. Попасть туда можно было только на пароме «Смычка». Билет стоил пять копеек. У нас таких денег не было. Но была сноровка. Мы приноровились пробираться на паром без билета, перемахивая через перила, подальше от контролеров. Таким же Макаром возвращались с купания. Но однажды нас матросы с  парома засекли, арестовали и повели на пристань.   Мы брели, опустив головы, не зная, что с нами будет. И вдруг я слышу: «Слава, это ты?» Я узнал свою родную тетю Машу – сестру отца.  Она с мужем работала на этой самой пристани. Наш арест был моментально отменен. Так подтвердился известный принцип: Спасение всегда приходит в последний момент.     Тетя привела нас в свою каюту, напоила чаем, дала рубль на мороженое и отпустила, наказав передать привет родителям. Привет я передал, соврав, что встретил её на улице.
    Помню огромный мост через заводь, за которой находился поселок с интригующим названием «Америка». Я не понимал, причем тут Америка? Но что-то вроде детского патриотизма шевелилось в моем пятилетнем сознании. Знай наших - у нас есть своя Америка!   
    А дальше «за Америкой» - другой поселок с лирическим названием Томна. Однажды (мне было лет десять) мы гостили на Томне у наших родственников. Я отпросился погулять и махнул на Волгу. Решил искупаться. Нырнул, вынырнул  и почувствовал, как меня несет быстрое течение. Пытаюсь плыть к берегу, а не могу, меня тянет ко дну. Не удается принять горизонтальное положение, быстрое течение не  позволяет. Несколько попыток угоризонталиться, чтобы плыть, не удались. Болтаю ногами, но не плыву, а сплавляюсь по течению. Испугался малость. И тут приходит спасительная идея - надо погрузиться в воду и потом выплыть на поверхность против течения не вертикально, а  под углом. Так сделал и смог приплыть к берегу.
  *  *  *   
    Наша семья покинула Кинешму по партийной указке. Отца направили на парт-учебу в областной центр - г.Иваново, а потом  на работу в маленький г.Южу.
    Родители вернулись в Кинешму в 60-е годы. Я часто приезжал к ним уже в зрелом возрасте. Прогулки по городу всегда были для меня бальзамом на сердце.
  *  *  *
    Помню моих знаменитых кинешемских земляков:  Дм.А. Фурманова,  маршала  А.М. Василевского,  бюст которого располагается на площади его имени. Эти личности хорошо известны кинешемцам. А вот Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1944) - знаменитого экономиста, думаю, в Кинешме знают не многие. А ведь личность весьма замечательная. Я горжусь таким земляком.
    Он открыватель «Больших циклов» в экономике. Мне он особенно близок потому, что тема «циклов» была моим научным увлечением. Разница лишь в том, что Кондратьев исследовал экономические ритмы и циклы, а я - химические. Но в любой экономике есть какая-то химия, и в любой химии – экономика. А циклы и ритмы имеют общую природу независимо от субстанции, в которой они проявляются.  Поэтому наши интересы сомкнулись. Труды земляка я изучал с большим интересом. Увы, сталинский большой террор погубил выдающегося ученого.
      Есть в Кинешме краеведческий музей. Не знаю, представлен ли там Н.Д.Кондратьев? На кинешемском портале в Интернете эта личность не замечена.
     Хочу закончить это воспоминание, вернувшись на кинешемский бульвар. Это место историческое. Сегодня в Интернете можно найти много интересных подробностей, связанных с этим бульваром и, конечно, с Кинешмой, Приведу несколько цитат, чтобы не пересказывать, то, что изложили другие до меня. www.kineshma-city.ru

  «С давних пор жители Кинешмы облюбовали для прогулок свой тенистый бульвар. Как уверяют, именно он натолкнул великого драматурга А. Н. Островского на мысль избрать этот приволжский бульвар местом, где разыгрываются наиболее драматические сцены "Бесприданницы". В самой пьесе творчески использованы действительные события, некогда всколыхнувшие жизнь приволжского городка…
Интересна история Кинешемского драматического театра им. А. Н. Островского, одного из старейших в стране. Еще в 1886 году в память о знаменитом земляке в Кинешме был организован музыкально-драматический кружок имени А. Н. Островского, превратившийся в 1898 году в драматический театр, в котором начинали свою актерскую деятельность многие русские мастера сцены. С ним связано имя народной артистки СССР Е. П. Корчагиной-Александровской, почти все Садовские играли в Кинешме, а также Москвин, Пашенная, Гоголева и многие другие. Здесь в 1921 году начинал свою сценическую деятельность уроженец Кинешмы народный артист СССР Сергей Иванович Попов.
  Известно, что сюжетной основой пьесы " Волки и овцы " послужил нашумевший процесс кинешемской игуменьи Митрофании. Творчески переработав материалы суда, Островский создал образ властной, грубо - деспотичной крепостницы Мурзавецкой. Комедия " На бойком месте " - это сплав фактов, наблюдений и воспоминаний старожилов, собранных им в торговом селе Ивашеве и Кинешме….
"Кинешемские мотивы" легли в основу и других пьес Островского, поэтому он особенно близок и понятен кинешемцам, которые чтут его память и поныне. Именем Островского назван не только драматический театр, но и одна из центральных улиц города, примыкающая к театру. Великий драматург значительную часть своей жизни провёл в волжском крае и считал себя земляком кинешемцев. Волга и Кинешма органически вошли в его литературное творчество.»

    Добавлю к этим цитатам. Когда я приезжал в Кинешму навестить моих стареющих родителей, мы с отцом обязательно выходили на бульвар, подышать волжским воздухом, полюбоваться прекрасными видами. И мы часто встречали там знаменитых советских артистов. Они приезжали в Кинешму, по пути в усадьбу Щелыково – поместье А.Н.Островского, поблизости от которого располагается санаторий театральных деятелей.
      Кинешма, Кинешма остается для меня родным и любимым городом - Столицей моей жизни..


Рецензии
Написано хорошим языком, живо, интересно. Вольтер Б.В. изобрел, как мне кажется, новое слово (словообразование) УГОРИЗОНТАЛИТЬСЯ. Так этим словом очень образно описал случай спасения при плавании.


Феликс Шатхан   25.09.2015 22:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Феликс, за отмеченное словечко. А тогда, в детстве, оно спасло мне жизнь. Болеслав

Болеслав Вольтер   06.10.2015 12:26   Заявить о нарушении