Огни большого города

Пять веков назад никто не  мог предугадать, что в городе на  болотах Берлине будет  утвержден ежегодный Фестиваль света. Сотни прожекторов осветят  исторические памятники, старинные соборы, телебашню. Впервые в ночной темноте без труда можно  будет разглядеть циферблат самых больших в мире часов.

Восхищенные зрители под гимн фестиваля будут любоваться сказочным световым шоу с цветовыми и водными эффектами.  Организатор Андреас Бёльке поделится впечатлением от работы со светом: «С ним можно играть, строить, высвечивать здания, вырывая их из ночной мглы. В этом есть своя магия».

Когда-то магия света заставила храбрецов подойти к  горящему дереву, расколотому молнией, взять  в руки горящую ветку, укрыть ее от ветра в пещере и  беречь.
А потом пучки тонко расщепленных  лучинок вставили в железные держатели – светцы.  Заостренные светцы вбивали в стены, лавки или ставили на собственной железной ножке, будто  современные  торшеры, подставляя  корыто  с водой, опасаясь пожаров.

 Время шло. И уже в округлой плоской чашечке с загнутым внутрь краем и спиральной ручкой, поднимающейся намного  выше края сосуда, налили масло и  опустили  в него  фитиль. Свет такого светильника был не  таким ярким, как  у горящей лучины, но горел дольше и не  дымил.

Позже  в домах появились сальные  свечи, затем восковые.  В парадных залах  знати  под потолками висели на цепях  кованые люстры, где и горели десятки свечей. Свечи вытеснили бы и  лучины, и масляные плошки, если бы не  дороговизна.

Первые попытки устроить регулярное освещение городских улиц относятся к началу XV века. В 1417 году мэр Лондона Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице.

И в начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV,  « короле – солнце», французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей, чего  требовал  Указ об уличном освещении  1667 года.

Грянул век семнадцатый, и организатор пожарной охраны Ян Ванн  дер Хейден создал первую систему городского  уличного  освещения.  Он  обосновал  необходимость установки  уличных фонарей в Амстердаме  тем, что по ночам горожане  падали в каналы, и тем, что освещение поможет бороться  с преступностью и  координировать действия пожарных. По  его проекту в 1668 году было  установлено  две с половиной тысячи масляных фонарей. Сам создатель получил должность Директора и инспектора городского  освещения и ежегодное жалование в две тысячи гульденов.

 Вскоре амстердамское новшество позаимствовали и  другие города, а  в  1682 году городское освещение системы Ван дер Хейдена было введено в Берлине.  А в Лондоне, к примеру, уличное освещение впервые появится  только в 1807 году.
Масляные фонари  были популярны 130 лет. 

Школьники решали задачку по  арифметике: "Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажен, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажен, скорость фонарщика - двадцать сажен в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?" (Ответ: 64 фонаря  на этой улице фонарщик зажжет за 88 минут.)

Николай Васильевич Гоголь предупреждал  в своей повести «Невский проспект»: «Далее, ради Бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом".

Уже  в 1766  году  « озаряло» Москву  600 фонарей, а в 1782 году - 3,5 тысячи, в 1800  - 6,6 тысяч. На эксплуатацию каждого такого фонаря казна отпускала один рубль в год
Первые фонари устанавливались на деревянных столбах и заправляли конопляным маслом, которое было "чисто, для пищи приятного вкуса, но горело не так светло, потому что было сделано из сырых коноплей... Зажигать и чистить их лежало на обязанности пожарных, которые большую часть конопляного масла, отпускавшегося им для освещения, довольно плохого, съедали с кашей. Вследствие этого редко поставленные масляные фонари, ночью едва мигавшие на темных улицах, рано гасли и улицы с переулками погружались в кромешную тьму и тем дополняли картину патриархальной Москвы..."

Но простые керосиновые фонари  часто гасли от непогоды, и прижился полезный  совет: не надейся на фонари, лучше на звезды посмотри.

 «Почти что европейское  обличие» Москва приняла тогда, когда появились  керосиновые фонари.  Стало на улицах оживленнее. По описанию  Гиляровского,  «сама толпа расцветилась и подобралась».

 Через несколько лет после устройства керосинового освещения на московских улицах засияли газовые фонари. В Москве первые  восемь  уличных газовых фонарей были  размещены у  царского  дворца. А  в 1720 году Петр 1 установил  первый образцовый уличный фонарь у Зимнего  дворца.   В 1865 году Московская городская дума подписала контракт с английской фирмой голландского предпринимателя А. Букье и английского инженера Н. Гольдсмита на «устройство» газового освещения. За три года построили  газовый завод, проложили газопровод и установили три тысячи газовых уличных фонарей.

Известна  неудачная попытка в 60-е годы XVIII века  использовать для освещения улиц хлебный спирт. Фонарщикам, через полчаса  после получения горючего, было  «до фонаря», что  кому-то страшно гулять по  улицам незажженных фонарей.

15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, электрические фонари засияли на площади вокруг Храма Христа Спасителя, а на колокольне Ивана Великого в Кремле   заискрилась первая электрическая иллюминация.

Чтобы "каждый желающий мог за свои 5 копеек за гектоватт-час иметь у себя на квартире электрическую лампочку", в 1895 году Московская Городская Дума заключила договор сроком на 50 лет с "Обществом 1886 года".

А в ноябре 1897 года торжественно открыли первую центральную электростанцию на Раушской набережной.

Поучительна  одна  история.  Провели  электрическое освещение  в купеческий дом к молодой вдове – миллионерше.  И  был назначен первый бал с электрическим освещением. Роскошный дворец с множеством комнат и всевозможных уютных уголков сверкал разноцветными лампами. Только танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества.  «Хозяйку дома загримировали применительно к новому освещению. Она была великолепна, но зато все московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам. Красавица хозяйка дома была только одна с живым цветом лица".

К 1910 году из 1082 городов Российской империи уличное освещение имели 886, электрическое  -  в 74,  газовое - в 35 городах.

Многие из городов сочетали разные типы освещения, в некоторых из них электричество появилось раньше газового освещения. И мало  кому известно, что ещё   до 1932 года в столице  существовали улицы, освещенные газовыми и керосиновыми фонарями.

В музее « Огни  Москвы» представлено  много  видов  электрических лампочек. Среди  них и  газонаполненные лампы начала XX века фирм Osram и Philips мощностью (3000 Вт и 5000 Вт) и размерами (высота 35 и 55 см.).  И рядом  лампы, предназначенные для освещения кремлевских рубиновых звезд.

В Мюнхенском музее  представлена история  электрической лампочки.
Изобретателем электрической лампочки накаливания считают русского электротехника А.Н. Лодыгина. В 1872 году он продемонстрировал образец лампы накаливания с угольной нитью и получил привилегию (патент).

В мастерской другого изобретателя электрической лампочки Томаса Алва Эдисона газовая компания в э то время  регулярно отключала газ  за неуплату.  Всё  же  на Всемирной выставке в 1881 г. он представил систему освещения. Его современник Эмиль Ратенау  отмечал: «В центре новой системы находился шедевр – лампа накаливания с угольной нитью». (Несколько  лет  спустя господин  Ратенау  оснастит лампами накаливания Эдисона королевский театр в Мюнхене.)

Когда Эдисон убедился, что сможет решить проблему электрического освещения в каждом доме каждого  желающего, он принялся работать над лампой с угольной нитью накаливания, помещенной в стеклянный шар, из которого выкачан воздух.

27 января 1880 года он получил патент на изобретение,  сам работал план электростанции, схему радиальных линий к домам и фабрикам, сделал  все, чтобы цена на лампочку стала дешевле.

И  когда каждая лампа по  цене  стала 22 цента и уже приносила прибыль в три цента, и новые доходы покрыли все предыдущие потери, Эдисон продал  компанию«Edison General Electric Company».

Эмиль Ратенау -  выходец из состоятельной купеческой семьи Берлина, изучал машиностроение в Ганновере и Цюрихе, работал конструктором у Августа Борзига, а затем отправился в Англию для углубления своих знаний. И однажды, на обратном пути из Англии, он встретился с Вернером Сименсом и обсуждал  с ним возможности освещения городских улиц электрическим светом. Год спустя, в Париже, Эмиль Ратенау  увидит эксперимент Томаса Эдисона на Всемирной выставке 1881 г. и окончательно выберет  свой профессиональный путь.
К  сведению, современные лампы с телом накала из спирализованной вольфрамовой проволоки имеют световую отдачу в 8-10 раз выше, чем первые лампы  с угольной нитью.

Он получит у Эдисона лицензию на производство его лампочки и в апреле 1883 г. откроет  фирму, которую в 1887 году окончательно  назовет «АEG».

Первого июня 1919 года три фирмы в сфере электротехники объединили свои  усилия по производству ламп накаливания, и возникла  торговая марка OSRAM и  фирма OSRAM Werke GmbH (Берлин), которая с 1978 года  становится подразделением  концерна Siemens AG. Штаб-квартира — в Мюнхене.

С самого начала во главе электротехнической промышленности Германии стояли два семейства -  Сименс  и Ратенау, на предприятиях который сегодня работают сотни  тысяч людей.
На липовой аллее в Берлине, проложенной еще во  времена короля Фридриха-Вельгельма, знаменитой Unter den Linden, горят современные  софиты старейших фирм, препровождая  сказку в жизнь.
 
 
Есть мнение, что искусственный свет губителен для животных и птиц. Но биологи утверждают обратное:  именно освещение городских улиц и  даже высокий уровень шума в городе, приводят к тому, что городские птицы поют даже по ночам.


 И сегодня магия искусственного света притягивает человека и восхищает
образностью

Догорай, гори, моя лучина -
Догорю с тобой и я;


силой противоборства, мужеством
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела; 
               
таинственностью, житейской мудростью
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь;

и  романтичностью

Тихий свет лампады -
Что тихий свет очей
И тихий свет улыбки
Любимой моей.


Рецензии