Если б я был султан...

   Неуклюжими и смешными смотрятся новобранцы. Словно птенцы впервые вылетевшие из гнезда, испуганно озираются и смотрят на всё широко раскрытыми глазами. Всё внове и всё в диковинку. А тем паче ожидается неведомое и тяжелое - служба армейская. Наслышаны… И про дедовщину, и про командиров самодуров, и… Да много о чем наслышаны. Служба сладкой не бывает. Не зря же во все времена старались «откосить». Да ещё и маманьки… «Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты…»
   Особенно служба меня пугала необходимостью быть в коллективе. Постоянно быть у всех на виду! Не привык я к этому… Уж так сложилось в моей жизни, что из-за частых переездов родителей, я не успевал вживаться в коллектив. Я не был изгоем и в тоже время был вне коллектива.  И смешно было смотреть на ровесников, которые ни разу в жизни не видели железной дороги… или наоборот - теплоходов и пароходов. Смеяться мне не позволяла врожденная «интеллигентность», а кому-то что-то доказывать… Пробовал, но потерпев неудачу несколько раз, особо не стремился. Моими «друзьями» стали книги, фантазии и природа.
    С какого-то возраста начал себя воспитывать на примерах литературных героев. Как и любому пацану хотелось выглядеть, ну если уж не суперменом, то хотя бы настоящим мужчиной. И в набор обязательных для мужчины программ входила и служба в армии. После исполнения 18 лет я стал ожидать повестки с призывом к службе. Месяц жду, другой… А её нет и нет! Пришлось идти в военкомат и напоминать о себе! Смешно? Но вот так уж получилось - пошел, можно сказать, добровольцем! Романтик!!! Боялся и в то же время стремился. Главное ведь для мужчины - победить свой страх и неуверенность.
   Новое и непривычное всегда запоминается сильнее всего. А первые армейские дни именно такие и есть. Для ознакомления с армейским укладом всех вновь прибывших в часть поселили в отдельной казарме, расположенной в старом здании, в стороне от остальных, построенных гораздо позднее.
Все дни были заполнены изучением уставов воинской службы, присяги и занятиями строевой подготовкой на плацу.
      В столовую естественно, как и положено, ходили строем в строго отведенное для нас время. И это было одним из лучших мгновений в новой жизни. Молодые желудки требовали, после занятий строевой на свежем воздухе, уже задолго до приема пищи. А к назначенному времени бороться с ними уже было сверх  всяких сил…
    Время обеда подошло. Строем с песней подошли к столовой. Один из сержантов забежал внутрь. Через некоторое время вышел, что-то сказал второму и… Вместо команды заходить мы слышим: «Кругом!»… Выполняем.
“Шагом марш!».. А что делать? И повели нас прочь от такой желанной столовой в неизвестность…
    Настроение у всех понизилось запредельно… Ноги стали сбиваться с ритма. Похоже им этот ритм диктовал желудок! А сержанты этого понять не желают!
Решили подбодрить: «Запевай». У нас уже определился штатный запевала…  Запел! Его хватило на куплет… Но когда никто не поддержал - сник. А что? Одному петь за весь строй? Так не на концерте же!
 Чувствуя сопротивление, так сказать: «бунт на корабле» сержанты скомандовали - «Бегом… марш!!!» И сапоги, угрюмо хлопая по асфальту, стали уносить нас всё дальше от желанной столовой и вожделенного, честно заслуженного обеда…
   Дальше бежать некуда - граница городка. Отмахали километра три. Разворачиваемся и переходим на шаг. А сержант опять: «Запевай!» Издевается, что ли?! Затянул запевала, несколько голосов вроде бы подхватили, но… как-то сникли и сошли на нет. Только угрюмое постукивание подошв.
   Сержант переходит на другую тактику - начинает назначать запевалу, выкликая каждый раз новую фамилию. Результат тот же самый. Один поет, а остальные словно воды в рот набрали… Таким макаром очередь доходит до меня!  Очередная команда «Запевай!» звучит в паре с моей фамилией. Тут ведь не спрашивают умеешь или не умеешь ты петь, главное чтобы погромче! А ритм задают ноги…
  - А что запевать?
 - Строевую!
 - А какую?
 - Любую! Какую знаешь!
  - Какую знаю?!
     Я ненадолго задумался и, как назло, ни одной песни вспомнить не могу.
А приказ нужно выполнять! В голове же крутится что-то несерьезное. «А! - думаю - за один куплет не убьют. Надо петь!» Надеялся, что как и другие запевалы останусь в гордом одиночестве… Набрал воздуху в грудь побольше и грянул:
    « Если б я был султан,
       Я б имел трех жен!
      И тройной красотой,
      Был бы окружен!»
 И все дружно и с воодушевлением подхватывают!
    « Неплохо очень
      Иметь три жены!
      Но очень плохо
      С другой стороны.»….

  Что было потом? А что было… Дошли, пообедали. На следующий день я беседовал с командиром роты… Долго беседовал… он со мной… Многое я узнал по… и по… Я уж и не помню дословно… Вот только мне кажется, что из-за этого случая следующие полгода службы были у меня нарядные! Не в том плане, что красочная и яркая… А в том, что наряды на работы были приоритетом для меня. Дневальный по роте, дневальный по автопарку, рабочий по кухне, патрульный и т.д. плавно перетекали из одного в другой и обратно.  Нормой было пять-шесть нарядов в… неделю! А остальное по плану командира.
     Интересно, как бы всё сложилось если бы на язык вылезла песенка про капрала!!!
 


Рецензии