4. О богословии, капусте и Никомедийском рынке

Врач из Вифинии.
Глава 4

Никомедийский рынок гудел, словно тысячи бубнов в руках у фригийских танцовщиц. Верблюды и мулы, навьюченные мешками и корзинами всех видов и размеров, возвышались над суетой торговых рядов, а ослы увеличивали эту суету, то и дело упрямо преграждая путь мужчинам и женщинам, свободным и рабам, грекам и варварам, христианам и язычникам, и издавая при этом торжествующий рев.

В шумной, пестрой, многоголосной и многоязычной толпе были и вифинцы из приморских деревень, и греки, по особому покрою хитонов которых было невозможно не угадать в них жителей соседнего острова Кос, и большеглазые сирийцы в цветной одежде, и молчаливые египтяне, и болтливые критяне, и жутковатые аравийцы, похожие на больших невеселых обезьян. Порой в толпе мелькал и римский профиль.

Темнокожие нубийцы, верхом на пегих толстоногих лошадках, с бичами у седел, следили за порядком на столичном базаре. На их лицах было спокойствие, делающее честь любому индийскому гимнософисту. Как видно, они от утробы матери имели то блаженное и покойное состояние, к которому стремились мудрецы их белокожих соседей, эпикурейцы и стоики – им не нужно было уже достигать ни атараксии, ни апатии.

Не поколебался их покой и тогда, когда в овощных рядах раздались истошные крики:
- А я говорю: не было, не было, не было!

Народ, привлеченный неистовым криком, заторопился к лавке зеленщика. Высокий, сухопарый грек намертво, подобно парфянскому псу, вцепился в покупателя своей капусты. Тот лишь беззвучно раскрывал рот и был похож на вытащенную удочкой рыбу. Судя по профилю и одежде, эта незадачливая рыба была из реки Тибр.

- Не было! Не было! – верещал продавец капусты. – Понял меня? Не было!

- Да отстань ты!- неожиданно забасил римлянин с сильным акцентом, и в нем сразу пропало сходство с рыбой, зато появилось что-то, роднящее его с капустными кочанами, попадавшими на землю с прилавка.- Что ты привязался? – он добавил в свою коверканную греческую речь несколько крепких латинских словечек. – Я говорить – сколько цена капуста твой?

- Капуста?! Мне ли продавать капусту нечестивому савеллианину?!- завопил пуще прежнего продавец. – Убирайся отсюда!

При этом он не выпускал рубаху покупателя из своих худых и жилистых рук.

Нубийцы, наслаждаясь атараксией, смотрели в сторону горизонта, где за Иерусалимской пустыней и желтыми песками дельты Нила лежала их знойная родина.

- Что здесь происходит? – любопытствовали новые зеваки у стоящих в первых рядах. – Нам не видно! Вы посмотрели, уступите место!

- Он дал ему за капусту четверть динария, и хотел сдачи. А тот говорит – не было четверти динария! Вообще ничего не было!

- Не было! – донеслось от корзин с капустой. – Было, когда не было! Было, было, было, было!

- О, это ужасно, - вздохнула пожилая римлянка в темной столе, обращаясь к своим рабыням, несущим корзины с покупками. – Как хорошо, что завтра мы уезжаем из этого варварского места! О чем они спорят, Фото?

- Он говорит, госпожа Туллия, что было, когда не было, - с готовностью начала объяснять хозяйке молоденькая рабыня.

- Безумие! Как это называется у греческих врачей – френит! Безумцам разрешают здесь торговать на рынках! Все греки помешаны на этих спорах! Только говорить могут, а работать у них некому! Бездельники!

- Не было! – тем временем кричал владелец капусты, которого добровольцы из толпы уже смогли оттянуть от покупателя.

- Не было, прежде чем произошел! Было время, когда Сына не было! А ты сливаешь! Сливаешь! Как Савеллий нечестивый! Не смей сливать! Пустите меня! Я ему покажу, как сливать Божество!

- Эй, почтенный!- обратился к нубийскому философу высокий черноволосый молодой человек. – Ты что, не видишь, что у тебя под носом делается? Смертоубийство!

- Не извольте беспокоиться, - пробасил нубиец сверху на прекрасном греческом языке. – Здесь такие споры – дело привычное. О богах христианских спорят. Об отце и сыне. Поспорят – и разойдутся. Никакого смертоубийства. Сами-то как изволите думать – было или не было?

- Знай свое дело, - отрезал молодой человек, и хотел идти, но его уже обступили.

- Пусть каппадокиец скажет нам, было или не было! - сурово загнусавили слева.

- Пусть скажет! – язвительно протянули справа.

- Они хитрые, каппадокийцы!

- Змея, говорят, одного каппадокийца укусила – и померла. Отравилась!

- Так было или не было?

- Да, скажи нам! Скажи! – подбежал к растущей заново толпе какой-то вертлявый человек с длинными, по-женски уложенными волосами.

Его товарищ в пестром плаще мима запрыгнул на прилавок и запел:



Не всегда был Бог Отцом,
Было время – был один Он,
Не был Он еще Отцом,
Позже стал Отцом.
Не всегда с ним был и Сын,
Сын был создан из не сущих,
Все, что есть, что Бог создал,
Из не сущих создано.
Даже Слово Божие
Из ничто Им создано!
Было, когда не было,
Было – Слова не было,
Прежде, чем Он начал быть,
вовсе Сына не было.
Сын был Богом сотворен,
Из не сущих создался,
Он начало возымел
Бога изволением.

- Александр! – раздался голос из толпы. – Наконец-то я тебя нашел! Эти треклятые верблюды…

Каллист, подобно непутевому ученику Сократа – Алкивиаду, спасающемуся от погони, отчаянно прокладывал себя проход в толпе. В руке у него, в отличие от Алкивиада, не было копья, но выглядел он более чем внушительно. Плечами врезавшись в плотно обступивших Кесария людей, раздвинув мясника и женоподобного мима, он схватил товарища, как орел  - Ганимеда, и утащил его от рыночных богословов.
 
Через несколько минут они оказались в тихом месте рынка, где никто уже не спорил о времени рождения, а на черном бархате прилавков лежали золотые и серебряные украшения.

- Давненько я не был на базаре, - вытер пот со лба Каллист.

- Надо было нам взять носилки, по шесть рабов на каждые. И еще с глашатаем – чтобы оповещал благочестивых жителей Никомидии о том, что Каллист и Кесарий, врачи направляются на беседы для катехуменов в храм святого мученика Анфима!

- Что это там они кричали, эти безумцы?

Кесарий откинул волосы со лба, и ничего не сказал.

- Это христиане?

- Ты спросил, чтобы мне еще стыднее стало? – резко ответил каппадокиец.

- Нет, что ты, - смутился его друг. – Я просто очень путаюсь во всех этих учениях… Это кто были? Никейцы?

- Нет, что ты…Ариане, - смягчившись, ответил Кесарий. –Судя по всему, аномеи. Они учат, что Сын не подобен Отцу, совсем другой. Между ними пропасть… Хотя кто их на рынке разберет, может, они и  омии…

- А что сливал этот капустник-латин?

- Не знаю, что он там слил, но продавец обвинял его в том, что он не делает различия между Отцом и Сыном, следовательно, сливает Троицу в одно. Как Савеллий Ливиец сто лет тому назад, - обреченно продолжал Кесарий.

- Да…Как это ты в этом разбираешься…А мим кто?

- Омий. Наверное. Они говорят, что Сын – подобен Отцу, но не полностью, как творение может быть похоже на создателя. Вообще-то омии уклоняются от определений. Шут с ним, с мимом. Скорее всего, он просто мим и не более того.

- А еще кто есть?

- Омиусиане. Говорят, что Сын – подобен по сущности Отцу. Омиусиос.

- А никейцы? Это вы с Григорием?

- Ну, не только мы с Григорием…- улыбнулся Кесарий. – Мы молодые еще…Есть старшее поколение. Самый старший – Афанасий, епископ Александрийский. Осий Кордубский – он уже умер… Аполлинарий… Был еще Александр Александрийский – в его доме воспитывался молодой Афанасий. Меня мать Александром в его честь назвала.

- Вот как! А я подумал про Македонского. А что говорят никейцы?

- Что Сын – единый по сущности с Отцом. Омоусиос.

- То есть, как Савеллий?

- Нет, - замотал головой Кесарий, разбрасывая густые пряди своих темных волос. – Совсем нет! Усия – что, забыл – у Аристотеля – это сущность. Сущность – да, у них одна. А сами они – разные. Савеллий, наоборот, говорил, что Отец и Сын – одно и тоже.

- Что ты сердишься? Тебе понятно, а мне нет.

- Да уж, мне кажется, тебе с христианами зато все понятно…

- Мне непонятно знаешь что? Мне непонятно, что вы этим друг другу доказываете, и откуда знаете, что является правильным. Вам вестники приходят, или вы философствуете? Ну, станешь ты верить, что Сын – лишь подобен, и что? Или что было время, когда его не было? Что в твоей жизни изменится? Ведь Сын – это Иисус? Так?

- Так.

- Человек?

- Не только.

- Потом Богом стал?

- Богом Он всегда был. Человеком – стал…А, вот мы пришли – сейчас послушаешь Пистифора, он хорошо объясняет. Не на рынке же христианство  изучать!

Над тихой городской улочкой возвышалась каменная церковь мученика Анфима. На ее кровле был позолоченный крест, а над распахнутыми дверьми – тоже позолоченные изображения креста.

- Григорий так возмущается этими уличными спорами! Знаешь, он же такой ранимый, и потом – он ко всему прочему, поэт. Он приезжал меня навестить – якобы уговаривать вернуться. Папаша только под таким видом его отпускает. Простудился, как всегда, по дороге. Пошли мы в Констанопольские бани. Входим в кальдариум, а банщик ему: «Сын – тварь, как и прочие твари! Ктисма!» Аномей попался. У нас в Константинополе полно омиев обычно... Мой Григорий взвился на дыбы. Пришлось пиявки ставить. Думал, кровь пускать придется. Терпеть не может, когда простолюдины с умным видом при нем чушь городят. Пришлось вести его в императорский зверинец, чтобы отвлечь. Смотрели на дрессированных слонов и медведицу. Он радовался, как ребенок, потом слово написал, о высоте человеческого разума и достоинстве человека перед прочими творениями. Могу дать почитать – я переписал себе. Там такое есть:

«Страшная медведица ходит на открытом воздухе,
Сидит на судейском троне, словно некий умный судья,
Держит в лапах, как можно подумать, весы правосудия,
И зверь кажется имеющим ум.
А ведь это человек научил его тому, чему не научила природа!»

- Он прирожденный ритор, твой брат.

- Его же в Афинах насильно удержали, хотели, чтобы он преподавал там.

- А почему он не остался?

- Он любит уединение, размышление, молитву…Он никогда не хотел быть ритором. Василий уговорил. А сам сбежал.

- Как?

- Уехал тайком на корабле. Уговорил Григория остаться, и уехал. Такое впечатление, что он от брата моего с его факелом дружбы попросту устал…Что это мы все стоим у входа? Все вошли уже, а мы все про медведицу, да про Василия. Ты же сам хотел узнать, в чем заключается наше учение о сотерии.

- Послушай, - заколебался Каллист. – А ты уверен, что мне можно в ваш храм? Туда же, бывает, не пускают нехристиан?

- Ну да, но только на Евхаристию. А сейчас не Евхаристия. Евхаристия по утрам в воскресенья и дни памяти мучеников. На Евхаристии и мне нельзя присутствовать.

- Как так?! Ты же христианин!

- Я же не крестился еще. Катехумен. Оглашенный. И долго им буду еще. Здесь как раз для таких беседы проводятся. Основы вероучения, подготовка ко крещению. Называется – «оглашение». Как раз, что нам с тобой нужно.

- А я кто?

- Ты…интересующийся. Внешний, это называется. Заходи же, пожалуйста...

Они нырнули в полумрак базилики. Там уже было полно народа – кто-то сидел на скам ьях, кто-то – на полу, на подоконниках. Несколько матрон и юных девушек чинно сидели поодаль. Одна из девушек оживленно что-то объясняла своей подруге, показывая на изображения молодого пастуха с овцой на плечах и дельфина в морской пучине. Из-под ее темного покрывала выбивалась огненно-рыжая прядь.

- Окиронея, дочь кентавра, - пробормотал Каллист. Ему показалось, что где-то уже ее видел.

- Впишите ваши имена, - передал список кто-то из  переднего ряда.

Ах да – она тоже была на берегу Сангариса во время купания Митродора.

        Он вписал свое имя и передал пергамент Кесарию. Они сидели на полу, от масляного светильника над их головами бежали по бесконечному кругу тени. Было холодно.

- А когда все начнут молиться, мне что делать?

- Мы же говорили об этом – раз ты не можешь сказать, что искренне веришь во Христа, то зачем тебе притворяться, что ты молишься? Будешь спокойно сидеть, и все.

- А если меня кто-то узнает, Кесарий?

- А если меня кто-то узнает?

- Извини, Александр… Кто эта рыжая девушка там, слева? Не знаешь?

- Ты за этим разве сюда пришел, а? – повернулся к нему заросший бородой сосед. – Держи глаза долу и обуздывай плоть.

- Я не с тобой разговаривал, кажется, - ответил Каллист.

Бородач смерил его взглядом и, отвернувшись, забормотал что-то.

- Не знаю, - шепотом ответил Кесарий. – Разве это я в Никомедии живу?

- Тише! – зашипел ему в ухо кто-то сзади. – Отец Пистифор идет!

Продолжение : http://www.proza.ru/2008/12/17/671


Рецензии
Ольга, читаю и не перестаю восхищаться Вашей потрясающей образованностью. Неужели возможно было изучить столько трактатов, чтобы суметь разобраться, кто такие никейцы, ариане, аномеи, омии, омиусиане…?
Хочется повторить слова Каллиста: "…Как это ты в этом разбираешься…"
Надеюсь, к концу этой повести я тоже что-нибудь пойму ;о)
Творческих находок и дерзаний Вам!

Пассажирка   08.11.2009 18:00     Заявить о нарушении
Уважаемая Пассажирка!
Я очень тронута Вашим вниманием к моему скромному творчеству. К сожалению, у меня еще не дошли руки, чтобы исправить Ваши справедливые замечания. Там достаточно «блошек», весь текст ждет серьезной перечитки. Спасибо Вам за помощь.
Смущаясь от Ваших похвал, хочу предложить Вам частично список литературы, которым сама пользовалась, как готовясь к написанию повести, так и в других целях.

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. (замечательный ученый-энциклопедист, новый Ломоносов, живший в Санкт-Петербурге и преподававший в Петербургской Духовной Академии. Умер со словами: «Как прекрасны последние минуты! Иду ко кресту…Христос идет!») Серьезная, сложная книга, но очень информативная.
http://www.krotov.info/spravki/persons/19person/bolotov.html
+++
Две хорошие книги:
Прот.Александр Шмеман. Исторический путь Православия.
http://www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_01.html

Прот.Александр Шмеман. Введение в богословие.(Курс лекций по догматическому богословию)
http://aleteia.narod.ru/inquisitio/shmeman2.html
…особенно они хороши, как введение к истории Церкви и догматическому богословию ( оба предмета, как Вы уже заметили, неразрывно связаны).
+++
Курс православного догматического богословия – блестящий по силе мысли, глубине и свободы от схоластики: (один из лучших учебников для семинарий)
В.Н.Лосский. Догматическое богословие.
http://psylib.org.ua/books/lossv02/index.htm
+++
еп.Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие.
http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/1_3_3_1
Книга более доступная, но не менее интересная.
+++
Если Вы желаете ознакомится с учением того или иного Отца золотого века патристики, то рекомендую классический труд:
Прот. Георгия Флоровского Восточные Отцы Церкви IVвек.
http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/florov01.htm
+++
Могу посоветовать еще лекции Александра Дворкина – серьезная и добротная компиляция, опирающаяся на труды серьезных историков церкви.
http://www.sedmitza.ru/text/434637.html
+++
Для меня лично введением в историю Древней Церкви стали лекции проф.А.В.Маркедонова, преподавателя СпбДАиС и СПбГУ. Не знаю, есть ли они в сети.

С уважением,
Ольга Джарман

Ольга Шульчева-Джарман   08.11.2009 19:14   Заявить о нарушении
Ничего себе списочек! Нет, я такой умной никогда не стану)))
Спасибо, Оля! Мне бы для начала Писание осилить. Ветхий завет с трудом даётся. А вот над псалмами порой плачу...

Пассажирка   08.11.2009 21:43   Заявить о нарушении
Ветхий Завет очень сложен.Обычно начинают с Нового.
Однако чтение Писания можно проводить параллельно с самообразованием в отношении правасланой традиции. Книги прот.Александра Шмемана и еп.Илариона Алфеева - прекрасное начало.
Что касается Ветхого Завета - вот неплохой комментарий (Брюссельская Библия и комментарий Толковой Библии Лопухина) - http://www.bible-center.ru/bibleface?cont=synnew_ru ( смотреть комментарий, выбрав главу, например, вот здесь http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=ge+1
в окошке комментарии)

бывший ректор СПбДАиС о.Владимир Сорокин написал очень хорошее введение в ВЗ http://www.bible-center.ru/book/context

А его сын , о.Александ Сорокин, написал учебник ( могу выслать пдф). Прекрасное введение, на мой взгляд. По нему учатся в СПбДАиС.

Пятитомник о.Александра Меня тоже вполне приличная книга. На сайте БИБЛИЯ-ЦЕНТР вообще много хорошей литературы.
С уважением,
Ольга

Ольга Шульчева-Джарман   08.11.2009 21:52   Заявить о нарушении
Вот книга о.Александра Сорокина "Введение в Священное Писание Ветхого Завета".
http://www.mediafire.com/?cmyynyzyzht

А это - лекции в СПбДАиС замечательного библеиста, ученого и богослова, профессора архимандрита Ианнуария (Ивлиева)http://www.mediafire.com/?dfwmyoowwc2

Его лекции по Новому Завету (аудио) есть здесь:http://www.predanie.ru/mp3/
а именно -
http://www.predanie.ru/mp3/arhimandrit_iannuarij_ivliev/

Вот его сайт: http://azbyka.ru/ivliev/index.shtml

Ольга Шульчева-Джарман   08.11.2009 22:09   Заявить о нарушении
увидела опечатки :)
православной традиции :)

Ольга Шульчева-Джарман   08.11.2009 22:14   Заявить о нарушении
Спасибо, Оля! Все адреса пригодятся. Везде, если не поселюсь, то в гости загляну обязательно!
Простите, очень хочу, но не могу пока Вам ответить на письмо и, ещё жальче, что нет пока возможности продолжить чтение повести. Как-то уплотнилась жизнь))) А надо ещё подумать над сценарием детской Рождественской сказки. Словом, не прощаюсь. Надеюсь, что до скорых встреч с Вами и вашими героями.

Пассажирка   16.11.2009 14:53   Заявить о нарушении
Ничего страшного, милая Пассажирка! Жизнь,действительно,что-то уж совсем уплотнилась:) У меня тоже статьи горят и переводы:(
Успехов Вам!
Еще встретимся - может быть, к томц времени я напишу еще глав:) У меня разрыв между первой и второй частями, я постепенно его преодолеваю:)
С уважением,
Ольга

Ольга Шульчева-Джарман   16.11.2009 18:00   Заявить о нарушении