Русский язык как ощущение

  Каждый язык - замечательное творение человеческого гения, многовекового опыта социальных отношений. На Земле насчитывается около четырёх с половиной тысяч языков, и каждый из них одинаково "велик и могуч", ибо носителю язык прививался с молоком матери, с её нежными колыбельными песнями и первыми объяснениями об устройстве мира.
  Язык, который близок жителям обоих полушарий Земли, понятен каждому, независимо от возраста и национальности, не требующий знаний грамматики, - это музыка. Многие произведения классической музыки написаны русскими композиторами. Думаю, это повод для размышлений. Звуки, интонации языка формируют душу человека, составляют её основу. И лучшие представители русского народа - композиторы - сумели впитать в себя всё самое красивое и ценное, что есть в звучании русских слов. С.Прокофьев, М.Огинский, П.Чайковский, С.Рахманинов, Д.Шостакович, Н.Римский-Корсаков - эти признанные миром гении свои первые слова произнесли по-русски. Самые нежные, самые красивые слова, слова гордости и силы, слабости и надежды они выразили международными буквами - нотами. И в лучших сонатах, операх, симфониях слышны твёрдые звуки такого же твёрдого по смыслу слова "друг", звуки глубины слова "вдохновение", контраста "настроения", лёгкости "нежности", спокойствия "тишины", объёмности "любви". Смысл не только в самих словах, но и в звуках русского языка, и это доказали композиторы.
  Максимальные возможности разума человека проявляются в выражении его чувств. И поэзия является лучшей хроникой этих чувств. Говоря словами Иосифа Бродского, "поэзия способна постигать действительность, конденсируя её в нечто осязаемое, в нечто такое, что иначе не может быть постигнуто умом". Поэзия - высшая форма любого языка. Самое потрясающее явление в русской поэзии - Марина Цветаева. Лучшие свойства и особенности русского языка нашли отражение в её стихотворениях. Неподражаемые интонации, стремительность мысли, чарующая красота созвучия слов - поражают воображение. Марина Цветаева - художник во всех смыслах этого слова. Всё могущество и богатство языка выражены в её творчестве. Она художник, безукоризненно выбирающий краски для своих картин, музыкант с абсолютным слухом, гениальный режиссёр, проникающий "вглубь - до потери чувства" своих актёров-читателей в фантастической по красоте пьесе-языке. Её проза так же является совершенной поэзией, может быть, в другом измерении. Марина Цветаева - величайший поэт, показавший миру безграничность русского языка, его волшебство и глубокую проникновенность.
  Русский язык похож на танец. Расстановка ударений в словах и акцентов в интонации не подчиняется никаким правилам. Звучание русской речи стремительно, как танго, мелодичность фраз плавна, как вальс.
  Замечательное место в поэзии занимают поэты-исполнители, являющиеся представителями русской рок-музыки. Они открыли новую грань, новое измерение языка. Владимир Высоцкий, Александр Башлачёв, Яна Дягилева, Виктор Цой, виртуозно владея словом и звуком, достигли потрясающего поэтического накала в своих стихах и песнях. Создавая новое направление в поэзии - рок-поэзию - они "заявляли о своих правах" на свою нишу в музыке и литературе. Безошибочно собирая слова в твёрдые фразы, они учили слушателя и читателя: "Ты должен быть сильным! Иначе, зачем тебе быть?!". "Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души", а потому голос их - крик, их выстраданные слова вонзаются острыми стрелами в сердце каждого. Их звучание неповторимо, раз услышав, их голоса невозможно забыть. Гениальная философия этих прекрасных поэтов звучит на пределе голосовых связок, звонко и мощно. Они стали символами языка нового времени.
  Язык - не инструмент поэта, а поэт - инструмент языка. В зависимости от того, насколько он настроен на поток языка, поэт раскрывает его возможности и свойства. Поэты, пишущие по-русски, раскрыли свой божественный гений, взаимодействуя с сильным и свободным языком.
  Русский язык - окно не только в мир русской литературы, но и в мир русской живописи, музыки, театра, балета. Это окно в бесконечность, наполненную ярчайшими красками.


Рецензии