Когда дети маленькие 3

Урсула Нойманн


Книга "Когда дети маленькие, дай им корни,          
когда они вырастут, дай им крылья"


(Книга для родителей)



Глава "Достаточно ли моих сил для
рождения ребенка?"


Во втором примере мы слышим о проблеме чувств молодой женщины, которая в такой драматической форме бывает очень редко. Мне кажется, все-таки удалось, усилиями наших хлопот составить лучшее представление о разнообразии событий миров мужчин и женщин, по-поводу ожидаемого ребенка. Одновременно, на этом примере поясняется, что человек является исторической сущностью, но в то же время он хочет обладать свободой, которая ему не позволяет согласиться с исторической сущностью своей плодовитости. Не рожденный ребенок дал госпоже М. толчок; постараться разъяснить, по-новому, ее специфические конфликты чувств.
Госпожа М. сообщает озабоченно и крайне не спокойно в том, что она боится своих «детских чувств». То есть озабочена уже сейчас, что ее «нутро» не готово к заботе о ребенке. Она говорит: «Я никогда не любила маленьких детей. Еще молодой девочкой, я когда-то решила: замуж – да, детей – нет. Я никому не могла об этом сказать и меня мучила совесть.  Страх за маленьких детям рос до тех пор, что госпожа М., при своих ежедневных поездках в поезде, не могла садиться в то отделение, где сидят матери с маленькими детьми. Она думала всегда о том, «чтобы с детьми не случилось что-нибудь непредвиденное. Она думала, что она обязана до них дотрагиваться и им помогать». И этого она боялась. Уже эти немногозначительные строки, указывают читателю на то, что госпожа М. попала «внутренне» в значительный кризис. Она не уверенна в том, что она имеет достаточно сил для своего ребенка.  Потому что, она заставляет себя избегать маленьких детей. Если кто-то «должен что-то делать», что он собственно не хочет, то есть ему что-то предписывают «его внутренние силы». Если невидимая инстанция (для человека) предписывает ему что-то, то это сигнал о том, что человеку нужна помощь. И в этом отношении, такие сигналы должны рассматриваться, как шанс, даже если характер тревоги не каждому непосредственно понятен.
Сигналы такого характера мне очень важны, потому что в сегодняшние дни еще очень часто возникают проблемы чувств, которые могут быть решены человеком с помощью разума и воли. И госпожу М. две врачебные консультации сделали готовой придти к призыву разума и воли. Она испытывала чувство застенчивости, когда представлялась врачу «словно голая»; так называла она свою ситуацию, а затем, как девочка-школьница отправлялась домой с домашним заданием, которое ее раскрепощало и являлось решением врачебной помощи, которую она просила.
Не один человек не может победить врага, которого он не видит. Вначале надо изучить врага, который подскажет, что делать и что можно, вообще, допускать. Чаще всего, это возможно осуществить с психотерапевтической помощью. Госпожа М., вскоре с успехом, воспользовалась этой помощью по-праву. Ее ребенок, рожденный между тем, растет здоровым и радостным. О тревогах и страхах, бывшей беременной женщине, ничего больше не должно напоминать.
А мы все-таки должны задуматься, какой опыт имела госпожа М., до ее беременности с маленькими детьми. Она была старшей, между своими тремя братьями. Разница со вторым ребенком было четыре года. Таким образом, пришли на нее и ее родителей нелегкие обязанности; расти «большой» девочкой с тремя «маленькими» братьями, то есть «быть взрослой дочерью» с тремя маленькими сыновьями.    В связи посредничества братьям, к ней определились особые требования, которые выражались у госпожи М. в педагогическом руководстве в родительском доме, и как любая маленькая девочка – она не имела опыта и не справлялась с заботами и уходом за маленькими детьми. Когда-нибудь эта взрослая дочка будет благодарна за общение с маленькими детьми и этот опыт. Такая моральная интерпретация – о ранних детских обязанностях, делает тяжелое положение братьев и сестер – еще проблематичней.
Как жила госпожа М., будучи девочкой 8-10 лет со своими братьями? Могла ли она естественно и непринужденно, так рано, присматривать за детьми? Как мальчики признавали ее авторитет? Госпожа М. вспоминает один случай по-поводу Рождества, когда подарки, по ее вине, были выданы не вечером, а на другой день. Она потеряла ключ от кладовки, в которой были замкнуты три больших подарка, один большой велосипед и два трехколесных. Ей тогда было 10 лет, когда ее посвятили в эту тайну. Для безопасности она взяла ключ себе для того, чтобы никто из  братьев не смог войти туда. Во время Святого Вечера ключ потерялся, да так, что только на следующий день дверь смогли открыть с помощью мастера.
Что у взрослых осталось в памяти из прошлых лет – то имеет особое эмоционально-разрядное значение для него. Не надо иметь много психологического опыта, чтобы догадаться, что госпожа М. еще девочкой 10 лет; через эти подарки – младшим братьям, подвергалась раздражению и, вероятнее всего, оказывала внутреннее сопротивление. И если мы позже слышим, что она не может вспомнить собственный подарок к этому  волнующему Христовому Рождеству, то возникает чувственный протест против этих подарков, а точнее сказать, против братьев и, наверное, против родителей. А когда после этого мы узнаем, что госпожа М., будучи школьным ребенком, не имела собственного велосипеда, а пользовалась велосипедом матери и считала такое решение – вполне нормальным, тогда мы по-праву можем предполагать, что у госпожи М. были значительные аффективные проблемы с братьями.
Дети не могут еще распоряжаться (управлять) своей эмоциональной силой, которая саморегулируется и переваривается у каждого ребенка по-своему. Даже если, кажется, что ребенок согласился и то это не означает, что внутренняя потребность ребенка исчезла. Потерянный ключ в тот взволнованный вечер – Рождества Христового, по меньшей мере, привел в движение ее застопорившиеся переживания, но внутренняя проблема осталась, так же нерешенной. Ее прежний опыт, с маленькими братьями, представляет госпоже М. всплывающие страхи, и играют важнейшую роль.
В связи с беременностью, снова надвигается на нее жизненная ситуация, которая требует от нее ответственности  для беспомощного маленького человека. А у нее с этими обязанностями связан свой специфический, предварительный опыт, которым она уже овладела. Он то и всплыл в ее памяти и наложил свою печать на ее индивидуальность.
Прошлый, душевный (психический) опыт каждого дня дает вполне четкое отражение на будущий день. В нашем примере, радикальная неуверенность внутренней силы для будущего ребенка, рождает у многих беременных женщин вопрос; смогу ли я удовлетворить свои потребности, если я полностью посвящу себя ребенку? Смогу ли я отвечать за подрастающего человека, если я знаю, что он без меня не сможет жить? Этот вопрос заостряется до альтернативы: Ребенок или карьера? Я вспоминаю многочисленных женщин, которым значение их опыта жизни, стало ясным «очень поздно», как они говорили. Они чувствовали себя плохо информированными, в значении прежнего эмоционального опыта, а также взаимосвязи психического развития ребенка. Принятие решений, в этом случае, не могут быть подсказаны учеными. Это решение зависит только от той единственной женщины, соответственно, единственной чете (паре), на которую ложиться полная ответственность.
Женщины, которые в детстве на правах старшего ребенка, находились под моральным давлением и очень рано обязаны были заботиться о своих маленьких братьях и сестрах, переживают снова и снова серьезное возрождение скрытых проблем чувств, словно новый заряд. И это возрождение  возникает по той причине, что  они не могли продуктивно переработать проблемы своего детства. Жизнь, с момента детства, шла дальше. Взрослый человек имеет специфическую свободу; нетронутые душевные проблемы заново перерабатывать. Беспомощный ребенок неожиданно поспособствовал госпоже М. приобретению счастливого опыта чувств, которые она сама описывает  следующим образом: «Я смотрю на мир другими глазами, глазами ребенка. Его глазами мир обновляется, и становиться смыслом моей любви».               



Он действительно женится на мне?


С последним примером в этой первой большой главе мы подойдем к проблеме чувств у двух молодых людей. Оказавшись лицом к лицу с «не желаемой беременностью» вы уже не можете дальше говорить о совместном будущем. Молчание является тем сигналом, который означает, что обе стороны сильно поражены вопросом: Какая жизненная дорога открывается перед нами? Как справиться с новой задачей? Эти вопросы поставила им сама жизнь, не мать и не отец, никакого давления извне. Женщины вообще в состоянии по – одной простой причине раньше принять конструктивное решение, в случае беременности, в отличие от мужчин, потому что женщины вынашивают новорожденного ребенка в своем теле (чреве). В этой связи не надо удивляться, что мужчины и женщины по-разному реагируют на одно и то же событие. Как чрезмерно различаются эти два пола еще сегодня, я опишу еще дополнительно в последующих главах этой книги.
Рената и Хайнц, обои были единственными детьми в своих семьях, знакомы 15 месяцев, влюблены друг в друга и интерпретируют свою влюбленность, как начало большой любви. Они убеждены, что первый раз в своей молодой жизни испытывают «большое счастье». Для Ренаты означает: быть не одной, уединение исчезло на все времена». Для Хайнца: Я имею человека для разговоров и для моих интересов в свободное время. Они уже говорили о совместном проживании и дальнейшем супружестве.
Спустя два месяца я познакомилась с ними. Незапланированная беременность так омрачила их отношения, что они уже не в состоянии понять, как их путь может выглядеть дальше. У Ренаты еще впереди два года учебы до окончания 13 класса в гимназии. Конкретных представлений – о будущей профессии – она еще не имеет, а наоборот, она сопротивляется, чтобы быть запертой на работе более чем «шесть часов». Школу она хочет закончить в любом случае, она не собирается себя «уродовать» в связи с появлением ребенка. Ее 20-летний друг учиться третий год и собирается, тоже,  еще доучиваться до «окончания гимназии». Уже из своей повседневной, производственной практики он видит, что всю свою жизнь он не сможет (по состоянию здоровья) выполнять эту работу.
Хайнц и Рената являются вполне типичным примером нашего времени. Необычным является только то, что они По-инициативе Ренаты согласились на одну, или  два разговора. Они показались мне сразу весьма симпатичными, потому что обои могут глубоко вслушаться в себя. И потому, что они не хотят сами себя, и друг друга обманывать, то они подошли к своим вопросам с полной ответственностью, которая помогла выйти  из кризиса во время незапланированного события.
И что их особенно привязало друг к другу, так это «голод по миру» и  то, что они не находят смысла в 4-х звездочном хотелле или дискотеке, они с удовольствием путешествуют с рюкзаком  и имеют большой интерес познать другие Страны и людей. И уже только этот, указанный интерес является тем, опорным строительным камнем, который определил их совместную жизнь. Но, через три месяца появилась беременность. С этих пор между ними и появилась, раньше незнакомая им отчужденность. «Хайнц не говорит теперь о женитьбе – хочет ли он меня, вообще, еще?» Рената, не знает можно ли ей задавать еще этот «горячий вопрос».
Ей уже несколько раз снилось, что ребенок родился нездоровым. Вместе с тем, она обвиняет себя в том, что она не сказала своему другу, что она уже не пьет таблетки. В их семье очень редко говорили о сексуальности. Она тоже, стесняется говорить с другом о своих сексуальных желаниях и чувствах. В ее глазах – брак ее родителей был фиктивным, потому что она не видела между ними нежности. Отец растворялся в своей работе. Для него – работа была хорошей возможностью затушевать свое «мертвое» отношение в доме.
Хайнц рассказал нам о том, что ему было 10 лет, когда его отец, безвинный, погиб в автомобильной катастрофе. С этих пор он жил с матерью один. Она родила его в 38 лет, совместных интересов было у них мало. Между им и отцом было совсем по-другому. Мать любит «читать» и имеет мала контакта с другими людьми. С деньгами у них все нормально. С тех пор, как он себя помнит, она вменила ему в обязанность – «не причинять ей хлопот» в ее жизни. Каких же еще хлопот он мог бы ей сэкономить? Хайнц ответил нам на этот вопрос так – он в 9 лет – еще до того, как погиб отец – пришел к выводу, что он будет гонщиком. С первых, заработанных денег он купил себе мотоцикл и с этих пор мать мучается мыслью – что его может настичь беда так же, как отца. «Как сегодня обстоят дела с материнским наказом?» С тех пор, как я познакомился с Ренатой, я забросил занятия – гонщика».
Такие обязанности, как старомодное желание – иметь детей – является доказательством любви. С влагой на глазах, говорит Хайнц, что он совсем не испытывает радости По-случаю рождения ребенка. Он чувствует себя ужасно и видит горы ограничений и надвигающие денежные расходы. Как могло так случиться, что еще не рожденный ребенок изменил его представление о мире. В мыслях он часто видел, перед собой только высокую железную стенку, которая не давала анализировать свое прошлое. «В этом состоянии я не могу решиться на будущее супружество». До этих пор он не решался говорить с Ренатой о своих страхах «на будущее». Она могла расценить этот страх, как недостаток любви, а это могло его очень оскорбить.
«Ребенок появляется в Мир, без договора с двух сторон и появляется очень рано». Собственно, Хайнцу еще самому непонятно, что именно выводит его из самообладания – «собственно это же хорошо быть способным к оплодотворению». Незапланированная беременность привела двух людей к кризису, который они не знают как решить. О дельнейшем супружестве и их взаимных симпатиях они заговорили очень быстро, а о планировании детей – нет. Хайнц как-то сказал, между прочим, что к семье – у него относятся, также всегда и дети. И как теперь выясняется, их этого предложения Рината сделала только один вывод: «отделить свое нутро от постоянной химии», стать самой режиссером и научиться обходить свои дни оплодотворения.
Для Хайнца эти слова означали совсем другое. Он хотел ими сказать, что его подружка, до их супружества должна взять в свои руки. Вопросы предохранения беременности: это же вполне естественно для женщины сегодня – таблетки от беременности».
 Как вы себя чувствуете, дорогой читатель, в этом беглом, не большом эскизе? Вам ясно, что два молодых человека оказались перед значительной проблемой? «Они ее сами создали, но они должны все взвесить и посмотреть, как им эту проблему решить», и эта часто встречающая проблема – первая реакция родителей. Если эта реакция задержится, то она не превращается в помощь. Естественно и понятно, что Хайнц и Рената находятся в шоке, от подтвердившейся беременности и в этой связи, они не хотят говорить сразу с родителями. Они, очевидно и сами, еще быстрее догадаются о намерении молодых – вести самостоятельную жизнь.
Хайнц и Рената скорбят о своих сомневающихся чувствах. Они говорят «да» и они говорят «нет» по-поводу незапланированного ребенка. И они говорят «да» и «нет» по-поводу своих постоянных связей. Рената не хочет, чтобы Хайнц женился на ней из-за чувства «долга». Она сама беспокойно переживала близость и отчуждение одних и тех  же близких людей – ее родителей. Она не знала, как владеть противоречивыми чувствами.
«Беременность не должна прерваться» – с   этим они согласны обои. Они хотят жить вместе, но они хотят оставить открытым вопрос супружества. Они договорились – обговаривать свой совместный путь. Денег на жилье – у них нет. Рената не хочет оставаться у матери и отца. Хайнц предполагает, что его мать готова согласиться взять ее к себе. Они всегда говорили о ней только хорошо. Рената и Хайнц принимают свои сомнительные чувства всерьез, они не бегут навстречу с открытыми глазами во внутреннее утверждения супружества. Они хотят научиться – немного прислушиваться и спрашивать своего партнера  о том, в чем они не уверенны. Такая конструктивная перспектива, через немногочисленные консультации говорят о том, что наша пара, вопреки своей молодости, окрепнет в своей любви, любовь делает реальностью принимать другого человека всерьез.
Эту «супружескую пару», я встретила снова, когда их дочери было 4 месяца. Они поженились еще до рождения ребенка. «Я не только внутренне, но и внешне решился признать Ренату и нашего ребенка», говорит Хайнц. Рената, улыбаясь замечает, что она, наконец, проснулась от своих «6-часовых будней». Она нужна ребенку круглосуточно. «Мы с ребенком становимся все ближе и ближе. Меня радует и успокаивает, когда я кормлю ребенка грудью и ощущаю ее прикосновение».
К ее «крику, разговору» она уже привыкла, даже, если иногда он кажется «невыносимым». Занятия в школе она прервала, эту упорную цель она наверстает потом. Они живут на жилплощади Хайнца, Рената помогает свекрови, а та в свою очередь готова, иногда, ухаживать за ребенком. Хайнц хочет еще три года поработать в подмастерьях, чтобы заработать деньги. И только потом, он хочет решиться на учебу. Свой «голод по миру» они хотят притормозить до тех пор, пока их дочери- Сузане не исполниться 3 года. Ребенок Сузаны «упал» в хорошо обдуманное гнездо, которое создали ей два молодых человека после чрезмерного штурма чувств. Они стойко перенесли свои конфликты и не выбросили свои – начатые отношения. Они увидели и поняли, что жизнь, также  любовь не бывает без конфликтов, без отчуждений и противоречий. Они не стали играть в обычную «игру общества», которое всегда перекладывать вину на других, По-правилу «не я, а ты отвечаешь, если что пойдет косо». Каждый из них принял судьбу «ребенок», для того, чтобы дальше идти втроем».
Из этого маленького сообщения можно сделать значительные выводы: жизнь нового человека не определяется в тот день, когда Сузана или Петер увидит свет Мира. В течение девяти месяцев беременности развиваются внутреннее поведение будущих родителей, с которым они встречают своего ребенка.  Предродовое развитие является с давних пор темой психологического исследования. О том,  что физические заболевания будущей матери могут повредить биологическому созреванию ребенка, знаем мы все.
 Как влияют позитивные и негативные, предродовые материнские чувства на ребенка – это мне не известно. Я чувствую неприятную ответственность перед людьми за пробел научных исследований в этом вопросе. Дети приносят много открытых вопросов родителям, и поэтому наш интерес был полностью обращен к этому вопросу. И вскорости, совсем неожиданно я изменила мое мнение о психологических исследованиях не рожденных детей. В одном их неопубликованных статей, со стороны научных исследований По-вопросу  «поведения» написано, что невылупившийся гусенок, еще в скорлупе проявляет звуки «приветствия» и «слез». Если мать реагирует на этот сигнал, то «слезы» затихают, а «приветствие» усиливается. Таким образом, начинают проявляться первые формы связи, еще до появления ребенка на белый свет. Естественно, что наблюдения над животными не могут полностью переноситься на людей. Но вместе с тем, это заставило меня придти к размышлению – о невидимом душевном развитии ребенка в утробе матери.      





Продолжение с главы



"О недобровольных отцах и
«беременных» мужчинах"


Рецензии