Зачарованная страна

События Великой Отечественно войны вызывают до сих пор острые споры.   Так, характерно название темы, выбранной для обсуждения одним историческим клубом  -  «Генерал Власов: против Сталина или против России?» Одно то, как она сформулирована, говорит, что Россия в нашем сознании  -  все еще зачарованная страна.


Зачарованная в том смысле, что на протяжении веков являет миру  «состояние умов, ни в чем нетвердых», по замечанию Никиты Михалкова. Если мы противопоставляем таким образом  Власова Сталину, то получается, что бывший сталинский генерал, ставший под знамена фашистской Германии,  в то же время  может быть не «против России».


 В начале ХХ века этот парадокс отметил Василий Розанов,  когда сказал, что Россия не знает, чего хочет: «севрюжены с хреном или конституции». Теперь вот мы «сомневаемся», является ли человек, соединивший свое оружие с вражеским в годы смертельной для нас войны, - предателем.


Правда, большинство назвали Власова предателем, спасавшим свою шкуру любой ценой. Тем более что мы знаем,  как в аналогичной ситуации поступил генерал Карбышев. Многие обратили внимание, что Власов изменил присяге и выступил с оружием в руках на стороне врага, чему не может быть никаких оправданий. Однако ряд участников собрания находили для него «смягчающее обстоятельство» в том, что страна переживала   сталинские репрессии.


Наверное, этот человек находит сегодня некое сочувствие и понимание еще и потому, что смятение наблюдается и в более умудренных опытом умах. Так, энциклопедия «Кирилла и Мефодия» представляет  Власова  Андрея Андреевича как  «руководителя «Русской освободительной армии» (РОА). С 1920 в Красной Армии, генерал-лейтенант (1942). В Великую Отечественную войн у -  командующий 2-й Ударной армией (Волховский фронт), оказавшейся весной 1942 в окружении. Попал в плен, возглавил «Комитет освобождения народов России» (КОНР) и РОА, составленную из военнопленных. РОА ограниченно участвовала в боевых действиях  на стороне Германии. В Советском Союзе солдат и офицеров РОА, которые назывались «власовцами», считали предателями родины. В мае 1945 захвачен советскими частями. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР повешен».


То есть в советском прошлом Власов считался  предателем, но является ли он  таковым сегодня - этого постсоветская энциклопедия  с уверенностью сказать не может, хотя он и «участвовал в боевых действиях на стороне Германии».

Хотя тому, что Власов является предателем, есть исторические доказательства.  Здесь можно, конечно, сослаться на аналогию с маршалом Франции Анри Петеном, «героем Вердена» в Первую мировую войну, которого французское правосудие за сотрудничество с фашистами приговорило в 1945 году к смертной казни. 

 
Но более важным для нас фактом  является позиция, занятая Белой эмиграцией в подавляющем большинстве своем - за немногими исключениями, подобными Власову - в годы Второй мировой. Она не только с возмущением отвергла саму идею о сотрудничестве с фашистами, но сочувствовала Красной Армии, принимала участие в антифашистском сопротивлении в Европе.


Белая эмиграция была насквозь антисоветская и антисталинская, и много пострадала от революции, в отличие от Власова, который получил  от Сталина генерал-лейтенантские погоны, но она прекрасно понимала, с какой «культурной миссией» идет в Россию фашизм. И если этого «не понимал» Власов, это его нисколько не оправдывает. Политические режимы приходят и уходят, но страна и народ должны выжить при любом развитии событий.


Сталину приписывают такой анекдот. Отвечая на вопрос - Какой уклон хуже, левый или правый?  - он говорит: «Оба хуже!» Для Сталина, очевидно, невелика была разница между угрозой для его диктаторской власти слева или справа, «предателями» и «врагами народа», Власовым и, к примеру, Тухачевским. Но в действительности между ними лежит пропасть. И мы рискуем упасть в эту историческую пропасть, если перестанем различать предателей родины, если мы будем смешивать их с политической оппозицией, как это делал товарищ Сталин. 


Противопоставляя  сегодня генерала-предателя Сталину, мы, конечно, принижаем «вождя народов». Но, с другой стороны, мы переводим трагедии сталинского периода в плоскость криминального чтива, и этим принижаем и обессмысливаем нашу историю. Забывая, что страна с двусмысленной историей может легко стать объектом для новых экспериментов и манипуляций.


Сегодня опять наступила в нашей стране эпоха  «смены вех», и многими это считается поводом достаточным для смены исторических взглядов зачастую  на прямо противоположные. И вот уже в погоне за «новыми открытиями» - или славой Герострата? - даже  предательство откровенное, циничное, едва прикрытое маской оппозиции «режиму Сталина», приобретает  политический «диссидентский» окрас.

Почему нас так легко бывает обмануть, почему  мы порой  бываем так  легковерны  –  может быть оттого, что сами где-то «обманываться рады»?  По-настоящему страшно в истории с генералом Власовым то, что он мог ведь оказаться и среди маршалов Победы, не попади он  в окружение в волховских лесах. Не зря говорят, что от великого до низкого – один шаг, шаг величиной в одну непредсказуемую человеческую душу… 


Рецензии