Прикосновение к иероглифу

Я не лингвист, а уж тем более китайского языка не знаю, и, тем не менее, вчера с ребенком-дошкольником провела урок китайского языка.Не знаю, правильно или нет, тем более и не педагог.
А вот теперь, когда урок уже позади, теперь уже села и задумалась. Надо консультацию спросить, хотя бы у педагога.  Вот где  Инна, она б мне сказала, как надо урок строить.Ну, не китайского, а хотя бы другого предмета, например, биологии или ботаники, тоже интересно.
А все получилось само собой. И когда на  следующее утро мой ребенок выразил желание изучать китайский язык, поняла, что урок прошел успешно.
У меня был нестандартный подход, оно и понятно, я ж в области педагогики - пень пнем. Но моя личная заинтересованность предметом, а на данный момент это был китайский язык, наверное, сыграла роль.
Эх, зарыт был во мне талант педагога, не знала, а то бы в педуху пошла в самом начале.
Рассказываю все, как было, мож, кому интересно. А кому неинтересно те и не будут читать, ясно.

Дело было так. Мы пришли домой после ужасных предыдущих капризов, чему виной скорее всего была сделанная сегодня поутру прививка, и я не знала, как подступиться к дитяти, который сидел насупленный и без настроения, готовый в любую минуту продолжить свои капризы.
Я внутренне подготовилась к ним и, стараясь не делать резких движений, молча достала альбом, краски и кисточки, спокойно объявив, что мне надо срочно нарисовать одну вещь.

И вот сижу себе с важным видом и рисую кисточкой  листочки дерева и раскрашиваю их в яркие осенние цвета. Максим не обращает внимания. Потом тоже берет кисточку и пробует рисовать, но у него не получается. Я машинально вокруг нарисованных листочков рисую фигурки, напоминающие иероглифы.
Он проявляет любопытство:
-А это что ты нарисовала?
-Это иероглифы китайские, у них такие буквы. И у японцев тоже похожие. Правда,  китайцы раньше свои придумали.
И тут мальчик преобразился и сказал:
-Где большая, серая книга, ну, та, где ероглифы? Ищи скорее, я буду их рисовать.
-Но они же очень сложные, - ответила я, - и достала книгу, лингвистический словарь, которую уже несколько раз показывала Максимке.
-Скорее найди мне их,-торопит меня мальчик.
Я раскрыла нужную страницу, где была таблица с китайскими иероглифами.
-На, смотри, только аккуратно, не помни страницы. Видишь, какие сложные. И как же ты их будешь рисовать?
- Сейчас нарисую, -сказал Максимка уверенно,- дай фломастер.
-Может быть кисточку? Ведь в древности китайцы их писали кисточками, очень удобно, смотри, вот так.-И я рисую тонкие палочки и загогулинки над ними.
-Нет, я фломастером.
-Ну, давай фломастером,-соглашаюсь я.
-Да уж, сложные, смотри, сколько я их нарисовал -хвастает малыш.
-О, красиво,-хвалю я Максимку.
-Бабушка, а ты прочитай, что я написал.
-Да я ж не знаю китайского языка. Только один иероглиф и знаю, "человек" называется. Вот он. -и я показываю мальчику этот иероглиф, -остальные я не знаю. Подожди, -продолжаю я, беру в руки книгу,- тут немного текста, сейчас прочту, что там про них написано.
Я читаю текст, но там только краткая историческая справка.
-Жалко, нет расшифровки-говорю я.-Но  мы сейчас сами придумаем  себе иероглифы.
 -А как?- спрашивает мальчик.
-А вот как, представь, что мы с тобой древние люди, живем в пещере. Вот здесь будет твоя пещера,- и я показываю ему на верх дивана, на котором сейчас сидит Максим, - а здесь моя пещера, около стола. И нам надо с тобой общаться, писать письма друг другу, чтобы рассказать, как мы тут живем в своих пещерах, что делаем, ну, всякие новости, которые у нас происходят. Ведь пещеры далеко друг от друга, целый день идти надо, чтобы прийти к тебе в гости или ко мне.
-Ну, залезай в свою пещеру,- продолжаю я,- сейчас будем изобретать письменность, как все древние люди делали. Ведь мы - дикие люди, и ни одной буквы пока не знаем.
-Ну, начали. Вот это у нас будет "человек" или "я". Вот такой простой значок,- и я рисую вертикальную палочку с крестиком на месте головы. -Похоже?
-Да.
-Дальше, вот эти два крючочка, похожие на сапожки или на ноги. Вот они у нас и будут означать "пошел", "ходить". Вот я пишу:  "я пошла",- и я нарисовала палочку с крестиком и два крючочка,- понятно?
- Да.
- Теперь я рисую глаз, что значит "увидел","увидела", а теперь вот такой значок, на что похоже? Что я увидела?
-Похоже на чудовище с разинутой пастью.
- Ну, да. Я и хотела изобразить волка простыми линиями.  Пусть это будет "чудовище" или "дикий зверь". Теперь рисую "лук", "стрелу", ведь у древних людей были на вооружении лук и стрелы, ты знаешь. Вот я пустила "стрелу"  и "чудовище" упало. Ура, я его победила, не промахнулась, а то ведь уже испугалась, ведь оно могло напасть на меня. Лес кругом. Вот "лес" изобразим так: тремя наклонными палочками, похожими на половинку от елки, правда?
-Похоже.
-И принесла я домой к себе в пещеру это чудовище, развела огонь и варю себе суп из него,- рисую крючочки в зеркальную сторону, означающие, что я иду в обратную сторону, рисую квадратик с крестиком внутри -"пещера", "мой дом" и треугольником изображаю "огонь". А на верху треугольника маленький полукруг. Это котел для варки еды.
-И вот я покушала и легла спать, а на улице дождь в это время. -продолжила я игру.
-Теперь я, дай я тебе письмо напишу, а ты угадай, -говорит скороговоркой радостным голосом Максимка.
-Пиши,-я даю ему листок бумаги и фломастер.
Максим быстро пишет и протягивает мне листок:
- Читай.
Я разгадываю все его значки, но нахожу и новые: вот нарисовано копье, вот кошка, а это рыба.
-О,  ты придумал новые иероглифы?
-Да, у меня в пещере живет кошка и вот я её кормлю, дал ей рыбу. А это она съела рыбу, а косточки я выбросил на дорогу. Прилетели птицы, вороны, и их съели. А на охоту я взял еще копье и кинул свое  копье в чудовище, оно повалилось, я победил, и притащил его в пещеру.
Фантазия разыгрывалась, началась наша игра с придумыванием всевозможных приключений в лесу и в пещере. И для новых событий нам требовались новые иероглифы. Некоторые иероглифы заменяли целые предложения, которые в нашем рассказе повторялись. Например, все действия, которые проделывала кошка, обвели в один квадратик. И получилось "Кошка съела рыбу". Всего один иероглиф, а заменяет целое предложение.
-Итак, мы придумали с тобой, всего 12 иероглифов, но по ним составили несколько рассказов, которые если бы их записывать русскими буквами, то пригодились бы все 33 буквы нашего алфавита,-сказала я Максимке.-А у китайцев знаешь, сколько всего иероглифов.?
-Сколько?
- Их тысячи, десятки тысяч, и даже сами китайцы не все знают свои иероглифы, а только самые умные, ученые, которые хорошо учились в школе.
Вечер рассказов из жизни пещерных людей продолжается, вникаем в подробности быта, разводим костры в пещере и на улице, ходим на охоту, пишем друг другу новости, предупреждаем об опасности.
Утром игра продолжается.
Опять читаю текст под таблицей с китайскими иероглифами.
-Ура, вот видишь, мы почти угадали, здесь так и написано, что самые древние иероглифы означали простые предметы и действия: "человек", "дерево", "верх", "низ".  А это -человек рядом с деревом- означает "отдыхать". Ну, да, он присел под деревом и отдыхает.Логично. Только мы с тобой для "человека" придумали крестик, а в книге такое понятие отображается  иероглифом,  похожим  на нашу букву л.
 -Значит мы с тобой, Максимка, - продолжаю я,- изобрели вчера писменность. Так и поступали древние люди, когда возникла необходимость в обмене информации. И писали они друг другу на скалах, камнях, дощечках.
-Бабушка, а чем они писали?
- Ну, как ты думаешь? Наверное, палочками, камнями и красками.
-А краски где они взяли? 
-Варили их из разных корней деревьев, цветов, кустарников.Например, чай если заварить, он ведь коричневый, а листья если сварить, получим коричневый цвет или зеленый. А есть такие растения, что получается красный цвет из их корней или синий. Разные растения дают разный цвет. Черный из углей можно получить.Да и камушками можно писать, есть разные камни, и белым цветом пишут и черным. Раньше люди много знали про природу, наблюдали, пробовали.
-Ну, бабушка, вот я когда вырасту, обязательно в Китай поеду, изучать их иероглифы.


Рецензии
Очень интересно! Моя старшая дочь преподаёт китайский язык в колледже, в Москве, она его гораздо лучше большинства китайцев знает. ГБ
P.S. Случайно посмотрел, - мой отзыв юбилейным для Вас стал, тысячным!!!

Геннадий Ботряков   18.05.2014 18:57     Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо за юбилейный отзыв.И как это здорово, что Ваша дочь преподает китайский. Умница!

Людмила Канашева   26.06.2014 03:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.