Ответ критикессе N

Уважаемая госпожа!

       При всем уважении к вашей твердой позиции в отношении "нетленной классики", признаться честно, несколько удивлен вашей рецензией.
Еще до знакомства с трудами русских философов «серебряного века» я понял, что духовную жизнь Церкви Христовой определяет Сам Господь. В ее основу полагаются либо Божественные Откровения, либо субъективные взгляды воцерковленных художников на элементы Божьего Промысла. И то и другое осуществляется целенаправленной мировой деятельностью Духа Святаго. Исходя из этой мысли, уважаемая госпожа N, позвольте не согласиться с вашими оценками нашего скромного коллективного творчества.
Сказано Христом: «Бог есть Дух, и поклоняться Ему надобно в духе и в истине».
Как иначе поклоняться Божеству художникам, если не плодами своего творчества?
Хоть на выставке, хоть в концерте сразу видно, что православный художник есть прежде всего философ и богослов. В основу творческого процесса он полагает собственную субъективную форму выражения той сферы эмоций, которую ему предлагает Бог. Именно предлагает, а не определяет, так как в творческом процессе Бог и Его чадо всегда паритетны. И это надо понять (или принять как постулат) оценивая конечный продукт уникального духовного сотворчества.
Что же касаемо союза с невоцерковленными художниками, так их творческая деятельность вполне укладывается в формулу: «всякое зло в конечном итоге работает на благо».
Иначе говоря, руководство Духа Святаго незримо присутствует и в деятельности светского художника. И если творческий метод выбирает он сам, то истинный смысл его произведений предопределяет Бог.
Помните?
«…погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну…»
Разве не работало это во все времена?
Взять хоть «Черный квадрат» Малевича. Вроде бы признанный символ заумного светского абстракционизма, а глянуть шире - чем не эпиграф к Евангелию от Иоанна?
Или вот устоявшаяся ныне четырехчастная форма крупных музыкальных произведений: сонатно-симфонический цикл. Зародилась как примитивно-прикладная (оформление средневекового светского раута), а живет как высшая форма музыкального искусства. И здесь Божий промысел виден всякому.
Зачем же стараться быть умнее Бога в оценке нашего скромного труда?
Ну какой духовный ущерб могут нанести развлекательной классической музыке современные ритмы и бас-гитара при бережном отношении к творческому замыслу автора?
Да никакого, скорее наоборот!
Новое время, новые средства музыкальной выразительности, новые музыкальные инструменты. А цель-то остается прежней: дать публике высокие образцы развлекательного музыкального искусства. Вот мы и попытались это сделать на основе симфонических увертюр Джоакино Россини.
Разве не называли его ваши итальянские собратья по цеху «господином громыхателем»? Называли, и вот почему. В его увертюрах, наряду с красивейшими мелодиями, заложены такие ритмические рисунки, что даже модным поп-артовским музыкантам приходит на ум дух захватывающая мысль: да не предвидел ли гениальный композитор нынешние рок-обработки своей музыки еще тогда?
Забавно, конечно, но ведь возможности его партитур действительно благодатны для современных звучаний! Можно себе представить, что бы вышло, дай ему Господь в творческую палитру современную рок-группу. Никакие транскрипции были бы не нужны, и первые в мире рок - оперы несомненно принадлежали бы перу Джоакино Россини.
Так что в преддверии праздника Рождества Христова искренне благодарю Вас, госпожа N, за разгромную критику в столь почетной и приятной компании.

 
С искренним уважением
художественный руководитель и главный дирижер
Липецкого симфонического оркестра
Николай Иннокентьевич Губин

 


Рецензии