Евангелие от Матфея. Глава 10

Евангелие в стихах

---------------------------------
Всего учеников – двенадцать.
Иисус к Себе их всех призвал.
Им передал свое уменье
Нечистых духов изгонять
И врачевать болезнь любую,
И немощь в людях избывать.

Апостолов всего двенадцать.
Вот имена их: Первый – Симон,
Которого Петром зовут.
Второй – Андрей, он брат Петру.
А третий – это был Иаков
С четвертым – братом Иоанном,
(То Зеведеевы сыны).
А пятый – назван был Филиппом,
Шестой – то был Варфоломей.
Седьмой – Фома. Восьмой был мытарь
Матфей. Девятый – был Иаков,
Алфея сын. Десятый – был Леввей,
Фаддеем прозванный позднее.
Одиннадцатый был Симон
Кананит. А двенадцатый –
Иуда был Искариот,
Который Иисуса предал.

Двенадцать сих послал Иисус,
Им заповеди говоря:
«К язычникам вы не ходите,
В град Самарянский не входите.
Идите вы к погибшим овцам
Израилева дома – все.

И проповедуйте про Царство
Небесное – оно все ближе.
Больных проказой очищайте,
И даже мертвых воскрешайте,
А также бесов изгоняйте –
И то, что даром получили –
То даром людям отдавайте.

И не берите вы с собою
Ни злата и ни серебра,
И даже меди не берите,
Сумы в дорогу не берите,
И двух одежд не надо вам,
И не понадобится обувь,
И посоха не нужно вам.

Всегда трудящийся достоин
За труд питанье получить.

В селенье, в городе любом
Вы о достойных узнавайте.
У них в домах и поселяйтесь.
И в дом входя, вы говорите:
«Мир дому твоему» – всегда.

И если дом того достоин,
То мир ваш на него придет.

А коль не будет дом достоин,
То мир ваш возвратится к вам.

А если кто не примет вас,
И не послушает слов ваших,
То, покидая дом такой,
От ваших ног прах отряхните –
И плохо будет в день суда
Такому дому – пострашнее,
Чем даже и земле Содомской
Или Гоморрской, например.

И вот Я посылаю вас,
Как будто бы овец к волкам.
Так будьте же мудры, как змеи,
При том – как голуби, просты.

Людей при том – остерегайтесь:
В судилища вас будут гнать
И бить вас будут в синагогах,
К правителям вас поведут
За то, что славите Меня.

Когда вас будут предавать,
То не заботьтесь, что сказать.
Ведь в нужный час дано вам будет,
Что нужно перед кем сказать:
То скажет Дух Отца за вас,
Устами вашими глаголя.

Предаст брат брата смерти лютой,
И сына вдруг отец предаст,
И на родителей восстанут
Вдруг дети их – и умертвят.

Вас люди будут ненавидеть
За имя только лишь Мое.
И тот, кто до конца претерпит –
Спасется в Царствии небесном.

Когда из города погонят –
Бегите в город вы другой.
Израелевых городов
Всех обойти вам не успеть,
Как приидет Сын Человечий.

И ученик Меня не выше,
Слуга не выше господина.

Довольно, чтобы ученик
Таков был, как его учитель.

Довольно, чтобы был слуга
Таким же, как его хозяин.

И если есть хозяин дома,
Что вельзевулом* все зовут,
То так же звать и всех домашних.

Не бойтесь их: нет ничего
Сокрытого, чтоб было тайной
Всегда. Откроется оно,
И будет узнано другими.

Что говорю вам в темноте –
То вы при свете говорите.

Что вам на ухо говорю,
То проповедуйте на кровлях.

Не бойтесь тех, кто убивает
Лишь тело – душу не убить им.

Но бойтесь более того,
Кто вместе с телом душу губит
В геенне огненной и жуткой.

И ни одна из птичек малых
На землю с неба не падет,
Коль нет на это воли Божьей
Отца Небесного в тот миг.

И сочтены власы на главах
У вас – так чем вы хуже птиц?

И кто Меня исповедает
Перед людьми, – и Я того
Перед Отцом Моим Небесным
Исповедаю и спасу**.

Кто ж от Меня вдруг отречется
Перед людьми, – так отрекусь
И Я перед Отцом Небесным.

Не мир пришел Я принести,
Но меч в своей руке держу Я***.

Я сына разделю с отцом,
Дочь с матерью – Я разделю,
И разделю свекровь с невесткой.

Все потому, что человеку
Его домашние – враги.

Кто более отца-мать любит,
Сильнее, нежели Меня –
Меня тот вовсе недостоин.

Кто более дочь-сына любит,
Сильнее, нежели чем Меня –
Меня тот вовсе недостоин.

И тот, кто крест свой не берет,
И кто не следует за Мной –
Меня тот вовсе недостоин.

Сберегший душу – потеряет
Ту душу позже непременно.

Кто ж для Меня теряет душу,
Тот эту душу сбережет.

Кто вас душою принимает,
Тот принимает и Меня.

А тот, Меня кто принимает –
Тот примет Моего Отца,
Пославшего Меня на землю.

И кто пророка принимает
Во имя этого пророка,
Награду примет от пророка.

Кто праведника принимает
Во имя праведника, тот
Награду примет от него.

И кто напоит одного
Из малых сих водой холодной,
В честь Моего ученика,
Воистину вам говорю,
Награды тот не потеряет».
-------------------------------

*) Вельзевул (Бааль-Звув, ивр.) – название ассиро-финикийского божества Баалзевув. Переводится как «повелитель мух». Один из демонов иудаизма. В Новом Завете – «князь бесовский», или сатана (Евангелие от Матфея, 12:24).
Великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя Адских сил вместо Сатаны. В действительности Вельзевул – вторая фигура в Аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера.

**) «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным», – говорит Христос.
Что бы ни происходило с нами, речь всегда идет о самом существенном, о нашей душе. Речь идет о нашем исповедании веры! Об исповедании веры перед людьми. И значит, не такой глубоко скрытой от всех веры, которую никто не может заметить.
Недостаточно называть себя верующими, когда это совершенно безопасно и ни к чему не обязывает, и ничего не меняет в нашей жизни. Речь идет об исповедании Христа перед судом, перед теми, кто противится вере и пытается заставить нас согласиться с ними, перед теми, кто смеется над нашей верой, кто грозит нам карами или отправкой в «психушку», как это было порой относительно недавно в нашей стране.
Исповедуем ли мы Христа перед людьми? Живем ли по нашей вере? Какой ценой это нам дается? Чем мы жертвуем ради этого? Служим ли мы на самом деле Христу Богу? Или только самим себе?
«А кто отречется от Меня пред людьми, – добавляет Христос, – отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».
Снова и снова нам дается понять, что мы сами, теперь, уготовляем свой последний Суд. Господь не отделяет Себя ни от кого, кроме тех, кто отделяет себя от Него. Он не отрекается ни от кого, кроме тех, кто первыми начали отрекаться от Него.
Когда мы говорим об отречении от Христа, мы думаем об отречении апостола Петра, которого Господь так чудесно простил после его тройного исповедания веры и любви на вопрошание: «Любишь ли Меня?»
Это значит, что никакое отречение не может быть непоправимо гибельным, бесповоротным. Нет такого греха, сколь бы ни был он тяжким, который бы был непрощаем. При условии покаяния и исповедания Христа, твердой веры, что Бог спасает и прощает.
Все самое драгоценное и подлинное в даре человеческой свободы заключается в этой способности сказать: «верую» – до пролития крови, если нужно. Вот о чем нельзя никогда забывать. До пролития крови! Это вовсе не обязательно означает мученичество. Но это часто требует от нас героической верности Господу в исполнении наших каждодневных обязанностей, требует мужества перед лицом приходящих к нам испытаний.

***) «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» -говорит Христос.
Наша вера – самое требовательное и самое бескомпромиссное, что есть на земле. Где компромисс с ложью, там не может быть мира с Богом, мира с совестью и с другими людьми. Христос дал Своим ученикам МЕЧ СЛОВА, чтобы они могли поражать им всякое учение, восстающее на истину и угрожающее вечному спасению многих.
Бог объявляет войну, и кто устоит!
В этой войне мир всегда разделяется на тех, кто принимает Христа и тех, кто отвергает Его. И в этой войне врагами человека могут оказаться домашние его.
Может случиться, что любовь к жене или к детям, к близким, заставит отказаться от опасного служения, от жертвы – потому что недостанет мужества оставить родных или подвергнуть их опасности.
Бывает, что кто-то не решается посвятить свою жизнь всецело Богу вследствие личной привязанности к одному человеку. Во всех обстоятельствах, если мы не хотим утратить и небесного, и земного, все самое драгоценное, что есть у нас на земле, должно уступить место верности Богу.
 «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Совершая множество чудес, Господь показывает, что учение и проповедь должны всегда сопутствовать им и идти впереди их. Исцеление болящих – спасение тела, проповедь истины – спасение души. Господь проповедует в городах их – в самых населенных местах. Он забрасывает сеть там, где больше всего рыбы.
/Протоиерей Александр Шаргунов/


Рецензии