Надежда

Эту историю мне рассказала мама моей подруги юности Ирина Николаевна. Мы с Ленкой, её дочерью, учились заочно в одном институте, на одном факультете и вместе готовились к сессии.
Однажды вечером, когда я пришла к ней, дома были только Ирина Николаевна и моя подруга. Ленкина мама, как обычно, стала поить нас чаем с моим любимыми пирожками с капустой и клубничным вареньем. Мы сидели втроём на кухне и говорили обо всём и ни о чём. Отец моей подруги, Леонид Петрович, начальник ткацкого цеха текстильно-швейной фабрики, задержался на работе, а младший Ленкин брат Витька гулял с друзьями во дворе. Нам никто не мешал, и мы устроили своеобразный девичник.
-Ирина Николаевна, расскажите что-нибудь из своей юности,- попросила я.
-Да, мама, расскажи,- поддержала меня Лена.
-Да что рассказывать? Какая там юность у меня была? Война. Много работали, и отдыхать было некогда, а война закончилась, мне уже под тридцать было. Вот и вся юность. Мой жених на фронт ушёл, а оттуда не вернулся. Если хотите, я вам расскажу историю моей подруги. Ирина Николаевна начала свой рассказ.
-Это было в первый год после Великой Отечественной войны. Городок наш тогда был маленький. Основным значительным предприятием в нем была текстильно-швейная фабрика. Конечно, были и другие небольшие тогда заводики, которые впоследствии переросли в огромные заводы международного значения. В городе жили в основном женщины, дети, и те, кто не мог уже по возрасту воевать или по болезни, и, конечно, вернувшиеся с фронта раненые и покалеченные. Жизнь продолжалась. Работать стало легче, и молодежь выходные вечера проводила в фабричном клубе. На танцы приходили в основном женщины и подросшие за войну юноши. Тогда танцы были парные, а пары женские. Где нам было взять мужчин, когда для этих юношей подросли юные невесты?
У нас была небольшая женская компания. Мы все работали в одном цехе и часто после работы проводили свой досуг. Одна из девушек, Вера, жила в соседнем от меня маленьком частном домике, который построил еще ее дед. Жила она одна, родители померли еще до войны. Вера отличалась от всех в компании: на танцы не ходила, только все свободное время проводила за книгами в областной библиотеке. Мы жили на самой окраине города, а она регулярно ходила пешком в центр за очередной книгой. Всегда была задумчива, молчалива, а если и говорила, то это были мечты о прекрасной любви, крепкой семье и обязательно с детьми. Вера считала себя некрасивой и на прекрасного принца не рассчитывала, но «мечтать» - говорила она - «никогда не вредно». И мечтала. Особенно часто она говорила о ребенке, которого, если не родит, поскольку тут нужна помощь мужчины, а «кому я такая нужна, старая и некрасивая», то возьмет малыша на воспитание: «вон, сколько сирот осталось после войны».
     Итак, Вера жила мечтой и надеждой.  Однажды субботним вечером она подалась на уговоры подруг и пошла в клуб. Танцы были в полном разгаре, подруги сразу тоже  ушли танцевать, а Вера осталась в сторонке у стенки и наблюдала за танцующими.
    - И зачем я сюда пришла? Лучше бы книжку почитала, - с досадой подумала она. Жизнь придуманных героев её больше увлекала, чем реальная, настоящая. – Только время зря теряю. Девушка уже собралась уходить, но тут к ней подошёл невысокий молодой человек.
     -Девушка, разрешите вас пригласить на танец.
     - Я не танцую,  - ответила Вера.
     - Но вы ведь сюда пришли? Зачем?
     -Сама не знаю. Лучше бы не приходила. Я и танцевать не умею.
     - Я тоже. – Засмеялся мужчина. – А давайте будем учиться вместе.
     Вера удивлённо посмотрела на мужчину. Его она видела впервые, хотя всех, пришедших в клуб, она знала: это были работники фабрики, на которой девушка работала уже много лет, с подросткового возраста.
     - Вы кто? Я вас почему-то не знаю, - спросила она.
     - Конечно, не знаете. Я на вашей фабрике в командировке. Вера немного подумала и решительно сказала:
     - Хорошо. Пойдёмте танцевать. – Она лукавила, когда сказала, что не умеет танцевать. Девушка кружилась в вальсе легко и уверенно. А потом был второй танец, третий…  Вечер прошёл незаметно. Она уже не жалела, что пришла сюда. Юрий, так звали мужчину, пошёл её провожать.  Он ничего о себе не рассказывал, а Вера ни о чём его не расспрашивала.
     -Зачем? – рассуждала она про себя,- он здесь в командировке. Наша встреча случайна. Как началось, так и закончится. Они шли и молчали. Каждый думал о своём. А вот и её дом. Они остановились у калитки. Ну, всё. Надо прощаться. Больше мы не встретимся,- подумала девушка, но сказала совсем другое:
     - Юра, вы не хотите зайти? Мы шли долго, вы, наверное, замёрзли. Я вас чаем напою. У меня даже варенье есть.
     - Хорошо. С удовольствием попью чай с вареньем, улыбаясь, ответил мужчина и, взяв девушку под руку, повёл её к крыльцу.
     Они пили чай и разговаривали. В основном говорила Вера о работе, о фабрике и подругах, о книгах, которые читала и о всяких других, как она считала пустяках. Когда Юрий стал собираться уходить, Вера вдруг сказала:
     - Останьтесь.
Юрий удивлённо посмотрел на девушку.
     -Останьтесь, - повторила она.- Присядьте. Послушайте, Юра. Мне очень трудно об этом говорить. Я весь вечер об этом думаю… , даже не знаю с чего начать.  В общем, мне нужен ребёнок, - выпалила Вера.
     -Ребёнок? – удивлённо спросил мужчина.- А  причём здесь я?
     - Не перебивайте. Я очень волнуюсь. Понимаете, я уже не юная девушка и шансов встретить достойного мужчину у меня почти нет. Посмотрите вокруг: совсем юные парнишки или женатые мужчины. И тех не так уж много. Война забрала наших мужей и женихов.  А я хочу иметь семью, хотя бы ребёнка. Юра, я даже ни о чём вас не спрашиваю.  Меня не интересует женаты ли вы. Мне ничего от вас не нужно. Я даже адреса вашего не спрошу. Мы проведём с вами ночь, и вы уедете. Больше никогда мы не встретимся. Я забуду вас, а вы - меня. Пожалуйста, выполните мою просьбу. Вас это ничем не обяжет, - умоляла Вера мужчину.
     Юрий слушал и молчал. Затем подумал и спросил:
     - Вера, у вас  кто-то был?
     - Я до войны была замужем. Мы прожили с мужем несколько  лет, но детей у нас не было.   Муж погиб в первый год войны.
      -Хорошо. Я останусь, - сказал мужчина.

. . . Утром, позавтракав, они вместе отправились на фабрику: Вера на работу в свой швейный цех, а Юрий в Технический отдел. После рабочего дня Вера, как обычно, растопив печь, готовила  для себя  немудреный  лёгкий ужин. Она никого не ждала и решила потом заняться мелкими домашними делами. Вдруг  девушка услышала шаги на крыльце, затем стук в дверь.
     -Кто это может быть? – подумала она и пошла открывать. На крыльце стоял Юрий.
     - Можно войти?- спросил он. – Скучно сидеть одному в общежитии, вот и решил придти в гости. Не прогоните?
     -Заходите. Мне тоже не очень  весело одной, - усмехнувшись, ответила Вера.
     До конца командировки оставалось три дня, и эти дни, вернее, ночи  Юрий провёл у Веры.  Девушка по-прежнему ничего у него не спрашивала, а когда провожала, ещё раз напомнила Юрию, что  он ничем ей не обязан и им надо забыть  о том, что  было между ними.

     Шли дни, недели, и когда Вера почувствовала, а врач подтвердил, что она беременна, сияла от счастья. Подруги заметили, что девушка изменилась: счастливая улыбка не сходил с её лица.
      -Вера, что с тобой? Ты просто светишься. Уж не влюбилась ли?
     - Нет, не влюбилась. Да и в кого здесь можно влюбиться? – отвечала Вера.
      Спустя несколько месяцев беременность уже нельзя было скрыть и работницы в цехе стали предполагать, от кого Верка носит ребёнка. Кто-то вспомнил тот вечер, когда девушка танцевала с одним и тем же мужчиной. Они потом никогда не видели Веру с ним, но всё-таки не "сбрасывали его со счетов".
     - Вера, а где тот молодой человек, с которым ты была в клубе?- спросила одна из подруг. Все насторожились и ждали, что ответит девушка.
     - Какой молодой человек? О ком вы спрашиваете? Я и в клуб-то не хожу, - ответила Вера.
     - Но ведь была однажды и весь вечер танцевала с элегантным молодым человеком. Он, кажется, не местный.
    - Не знаю, не помню.
     -Вера, мы же видим, что ты беременна. Как же будешь одна растить ребёнка?- спрашивали женщины.
     - Это мои заботы. Я не первая и не последняя. Вон сколько сейчас матерей-одиночек. Все они как-то справляются, и я справлюсь, - отвечала Вера. И хотя она сказала Юрию, что забудет о нём, она всегда помнила те незабываемые ночи, когда он, прижимая к себе, ласкал её. Девушка часто думала о нём, о своём будущем ребёнке.
     - Нет. Он никогда не узнает о своём сыне или дочери, - шептала Вера по ночам.- Я так решила, так оно и будет.

     . . . Родилась крепенькая, симпатичная девочка. Молодая мама назвала дочь Надеждой, ведь с этой крошкой Вера связывала свою будущую жизнь.
     Начались трудные, полные заботы, дни. Как тяжело! Вера знала, что будет нелегко, но действительность превзошла все её ожидания. Везде сама, всегда одна. Хорошо ещё, что подруги поддерживают: то с Наденькой посидят, пока она в магазин сбегает или в аптеку, то просто прибегут поболтать, пока Вера кормит дочь, то ещё как-то помогут. Вот приданое для Надюши приготовили: распашонки нашили, пелёнки. В столярном цехе сделали ребёнку колыбельку. Хороший у них коллектив: всегда помогут в трудное время. Когда Наденьке исполнилось три месяца, Вера отдала дочь в ясли при фабрике.
     Девочка росла здоровенькой и умненькой. Мама гордилась малышкой и говорила подругам:
     - Наденька – моё счастье, моя надежда.
     Однажды пришло письмо. – От кого?- подумала Вера, испуганно глядя на конверт.- У меня же никого нет. Фамилия адресата была ей не известна,  и только имя подсказало от кого письмо. Оно было от Юрия. Мужчина почти ничего не писал о себе и только спрашивал о ней, о Вере : получилось ли то, чего она хотела, и если Вера забеременела, то кто у неё родился. Обратный адрес был "До востребования". Женщина долго думала, ответить ли на письмо. Даже с лучшей подругой посоветовалась.
    - Конечно, напиши! Ведь он всё-таки отец Наденьке!- воскликнула подруга.
     На следующий день Вера отправила Юрию короткое письмо с вестью о рождении дочери. Ответа долго не было. Она уже перестала ждать.
     -Я же сама сказала   Юре, что ничего от  него не хочу, так чего ещё жду? Наденька только моя дочь и никто нам больше не нужен,- рассуждала про себя Вера.
     Прошёл год со дня рождения дочери. День рождения праздновали всем цехом. В самый разгар веселья в комнату вошёл элегантно одетый мужчина, в котором женщины, правда, не сразу узнали того незнакомца, с которым Вера танцевала в тот единственный вечер, когда была в клубе. В комнате стало тихо. Все устремили свои взгляды на Веру. Женщина какое-то время растерянно смотрела на мужчину, затем медленно направилась к нему. Остановившись перед ним, она продолжала молча смотреть на Юрия. Это был он.
     Гости незаметно быстро разошлись, оставив Веру с мужчиной одних.
     - Вы зачем приехали? – спросила Вера.
     -Познакомиться с дочерью и тебя проведать, Вера,- ответил Юрий.
     - Я же сказала , что вы свободны и ничего нам не должны. Это моя дочь и больше ничья.
     - Верочка, во-первых, прекратите мне "выкать". У нас всё-таки общая дочь. Во-вторых, выслушай меня. Давайте присядем. – Они сели напротив друг друга и Юрий, волнуясь, сказал:
     -Вера, тогда, в клубе, ты мне сразу понравилась, потому я с тобой был весь вечер и пошёл провожать, а потом остался у тебя. Тогда я ничего не мог тебе предложить. Я не был свободен, т.е. я не был тогда женат, с женой мы развелись ещё до войны, но у меня была больная, прикованная к постели, старая мать. Я остался у неё один, младший на год меня брат не вернулся с войны. Я не мог остаться здесь или взять тебя к себе, чтобы превратить в сиделку старой женщины. Мама умерла. Сейчас я один. Вера, давай поженимся. Ты можешь сразу не отвечать, подумай и реши. Я приду завтра за твоим ответом.
     - Где ты остановился?- спросила Вера.
     - Пока нигде, но я попрошусь на  ночлег в ваше общежитие. Думаю, мне там не откажут. Завтра как ты решишь, так и будет. Юрий ушёл.
     Вера не спала всю ночь. Она думала о предложении Юрия. Тогда в клубе ей не просто понравился незнакомец, женщина влюбилась в него, как говорится "с первого взгляда". Ей понравилось в нём всё: и внешность, и как он был одет, и как говорил, и как обходился с ней. Но Вера понимала, что он здесь в командировке, а значит, где-то у него есть семья, которая его ждёт. Конечно же, Юрий должен вернуться в семью. Так женщина думала тогда и не строила иллюзий. Ей был нужен ребёнок, и она его получила. Теперь всё обстояло по-другому. Завтра ей нужно дать Юрию ответ и, конечно, она согласится выйти за него замуж. Именно о таком мужчине она мечтала.
     Спустя несколько дней надежда стала реальностью. Вера и Юрий расписались.  Свадьба была скромной в том же составе, что и день рождения Наденьки. А ещё через несколько дней молодая семья переехала к Юрию.


Рецензии
У вас очень трогательные интересные рассказы. Спасибо вам за теплоту.

Олег Наумов   03.08.2011 22:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.