Вера

Немного опережая события, сразу хочу выкупить себе индульгенцию и отметить, что у всего, - у всего! - есть чёрная сторона и белая, светлая и тёмная, добрая и злая. Маккейн и Обама мироздания. Наивно было бы полагать, что мягкость характера – это замечательно, а грубость – это безусловно плохо. Дети во моём дворе давным-давно делили людей на «немцев» и на «наших» - признаться, даже не знаю, в кого играют они сегодня. А мы с вами взрослые люди, мы должны понимать, что в зависимости от ситуации, обстоятельств, окружения, угла зрения белое неизбежно становится то серым, то чёрным; при это исключительно белого, равно как и исключительно чёрного не бывает. Хочу попросить вас в оценке того, что следует ниже, иметь это в виду.

Вчера вечером у меня в голове скорым поездом «Буревестник» просвистела одна мысль, которую я толком даже рассмотреть не успел; в очередной раз осталось ощущение, что ты видел какой-то широкоформатный полнометражный сон, но, проснувшись, стремительно начал его забывать. И тут важно, пока не забыл, записать, оформить как-то смываемые временем недолговечные воспоминания. Я ехал домой и вдруг понял суть Веры. Мне на какой-то миг стало отчётливо ясно, что Вера – это универсальный инструмент манипулирования. Если хотите – пусть это будет тёмной стороной веры; я пока останусь при мнении, что это основное назначение Веры.

В этой формулировке я принципиально не касаюсь религиозной стороны вопроса. Не потому, что к Вере В Бога это не относится никаким боком – просто мне сейчас не хочется копать так глубоко. Было бы глупо и неправильно рассуждать о том, о чём имеешь лишь смутные представления. Не то, чтобы я был атеистом, - у меня в кошельке уже пятнадцать лет лежит молитва, написанная от руки моей мамой, и нет в том бумажнике ничего, что было бы важнее того пожелтевшего от времени листка бумаги, - однако институт церкви вызывает у меня недоумение и непонимание. Что православный, что католический, - туда я только хожу слушать органную музыку, - а остальных я в принципе не видел. Я отношусь к Вере других с почтением – сам же Веры не имею. Закрыли религиозную сторону вопроса.

Не говорю я здесь также и политической стороне. Но не потому, что не считаю, что политики это не касается, - её-то родимой это касается в первую очередь! Просто здесь всё настолько очевидно, что перемывать это вновь нет никакой нужды. Цель любой пропаганды – манипуляция людьми, их решениями, действиями, мыслями, а один из самых надёжных инструментов манипуляции – Вера в партию/вождя/идею. Не единственный, разумеется – есть ещё Страх, к примеру. Страх в роли кнута, Вера – красивый пряник, а разумное сочетание Страха и Веры дают удивительную покорность. Меня вот можно только пугать – наличием Веры и в этом вопросе я похвастаться не могу. В общем, и о политике больше ни слова.

Здесь я имею в виду только Веру человека человеку – то самое незамысловатое сбербанковское «…я тебе, конечно, верю – разве могут быть сомнения?...» Так вот. Вера – это универсальный инструмент манипулирования. Жена верит мужу, друг верит другу, подчинённый верит начальнику – и все они так или иначе объекты или субъекты комплексной сложной игры под названием «манипуляции». Заставить человека делать то, что тебе нужно, думать так, как тебе нужно, говорить то, что тебе нужно, лишить его права иметь своё мнение, навязав ему своё, можно лишь в том случае, если человек тебе верит – в отличие от большой политики тут даже Страх не работает. Только Вера.

Ассистенты гениального циника Грегори Хауза как «Отче Наш» усвоили его простую аксиому: «Все Люди Врут!». «Я не принимал наркотики!...», «У меня не было случайного секса!...», «Я никогда не был в Южной Африке!...» - посмотрим. Может, было – а, может, и не было. Тем, что он не верит людям, предпочитая смотреть на результаты анализов, лишает его даже минимальной возможности оказаться объектом манипуляций со стороны пациента – только в этом случае можно гарантировать объективность диагностики. То, что люди врут – это не хорошо и не плохо. Это даже не истина. Он просто не верит – вот и всё. В принципе. В каком-то смысле, это делает Хауза моральным инвалидом – трость и хромота тут не просто так! Но именно это делает его гениальным диагностом.

Я вот долго не мог понять фразу, которая казалась мне истинной, но отвратительно абсурдной: «Огради тебя, Господи, от друзей – с врагами ты и сам справишься!» Ну как же так? Это же… друзья! Нет, не друзья тут имеются в виду – Саньк, ты понимаешь! Тут имеются в виду те, кому ты веришь. Потому что перед ними ты беззащитен, покорен, как пластилин – сегодня из тебя мурзилку слепят, завтра задницу, послезавтра выбросят. И лишь с теми, кому ты не веришь, ты в относительной безопасности, ты готов ко всему; для тебя не будет неожиданностью удар в спину. Будет или нет – другой вопрос.

Эта Игра в «верю-не верю» может носить как незамысловатый, так и совершенно причудливый характер, приёмов здесь не счесть, правила отсутствуют – всё зависит лишь от твоей изобретательности, хитрости и опыта. Это закрытая гильдия виртуозных Мастеров, которые редко раскрывают секреты своего мастерства; Мастера Игры искусно владеют такими приёмами, которые ты даже не замечаешь – в лучшем случае уже постфактум осознаёшь всю многоходовую комбинацию.

Мне не хватит духу здесь и сейчас сказать вам «Никому не верьте!». Да Бог с вами – верьте кому хотите! Только посмотрите вокруг – а не манипулируют ли вами те, кому вы верите? Как бы там ни было, я за Игру на равных. И ещё раз хочу напомнить, говорю я здесь лишь о тёмной, поганой стороне Веры – а ведь есть ещё и светлая. Но это, как говорится, уже совсем другая история. Как-нибудь в следующий раз. Удачной охоты!


Рецензии
Безграничная Вера так же вредна (для тех кому веришь, и для тех кто верит, расслабляет обе стороны), как и постоянное недоверие. Во всем должна быть Мера. Важнее Вера в себя. Я так думаю. Интересная тема. Спасибо.

Маргарита Домбровская   05.03.2010 23:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.