Новые красные праздники? Стена плача

Казалось бы, совсем недавно "великий и могучий" под мощным названием СССР 70 лет(!) существовал под красным стягом коммунистического будущего...И что? Разве плохо было всем подряд? Или я ошибаюсь?

Теперь  единственной страною постсоветского пространства, где 8 лет к ряду «рулят» неокоммунисты, является лишь Молдавия.

- Хорошо ли тебе, девица? - хочется спросить страну-уникум... 

Мировые эксперты считают, что, судя по  всеобщему обнищанию населения и бедственному положению в социальной сфере – дела в республике идут из ряда вон плохо. Но президент Владимир Воронин упреков не признает. Убогость положения конца 2008 года усугубил обшемировой кризис и вынужденное возвращение нескольких тысяч земляков-гастарбайтеров, уволенных с  российских  строек.

Официальная статистика утверждает:  треть  трудоспособного населения страны по-прежнему находится за границей, неофициально – гораздо больше. Около 35 тысяч социальных сирот живут без опеки и заботы обоих родителей, выехавших за рубеж,  а 75 тысяч молдавских детишек  находятся на попечении лишь одного родителя.

О социальном неблагополучии в коммунистической Молдавии как нельзя красочно повествуют и новые традиции: например, «красные дни» молдавского календаря за последние два года пополнил  Национальный день молитвы за всех сограждан, пострадавших от миграции. В уходящем году 7 декабря церкви и молитвенные дома не только провели службы, но и арендовали на 2 часа центральное лобное место Кишинева, именуемое площадью Великого Национального Собрания (ВНС).

Жители столицы и пригородов коммунистической Молдавии теперь ежегодно смогут помолиться не только за родственников,  находящихся на изнурительных заработках за рубежом, но и за жертв, пострадавших от  торговли людьми. Прямо на площади ВНС один раз в году, в канун рождества, устанавливается «Стена плача», у которой обездоленные молдаване смогут не только поплакать, но и оставить записки для священников, которые помолятся за «закордонных» родственников.  Эта акция в РМ хоть и носит межконфессиональный характер, но спонсором ее выступают вполне цивильные структуры, например МИД  родственной (в смысле романоговорящей) Италии.

В уходящем 2008-м, в канун выборов, остро почуяв в настроении населения явные нелады, президент Владимир Воронин  с однопартийцами изменил и реестр памятников, охраняемых государством. Список был дополнен семью монументами: памятники Котовскому, борцам за советскую власть и Комсомолу получили статус национального значения, а монументы Сергея Лазо, героев-освободителей от фашистской оккупации - местного значения. Однако среди старшего поколения, пережившего годы войны и исторические катаклизмы 90-х, бытует мнение, что упомянутые памятники были поставлены коммунистами тем людям, кого они в разное время сами же предавали. Это – памятники …их предательству!


Хотите примеры? Решением президиума Верховного Совета от 1991 года в Молдавии уже была запрещена коммунистическая символика, а решением Совета Европы от 1997 года приравнены друг к другу коммунистическая и фашистская символика. Или другой пример, как вопрос: почему Молдавия воздержалась в ООН при голосовании за резолюцию, осуждающую возрождение фашизма - разве это не предательство по отношению к «носителям» реставрирующихся ныне памятников?   

Чиновники от министерства молдавской культуры утверждают, что памятники отбирались с учетом их художественной ценности. Из перечисленных монументов бесспорную ценность, по всеобщему мнению,  представляет лишь памятник Котовскому работы известного скульптора Лазаря Дубиновского. Между тем в столице насчитываются десятки исторических зданий – и  довоенного периода и современных,  которые особо остро нуждаются в государственной опеке. Но они напрочь позабыты государством.

Пополнение реестра молдавских памятников по вполне понятным причинам носит чисто идеологический характер и преследует   пропагандистские цели: парламентские выборы на носу и есть надежда на то, что часть электората воспримет это как «уважение к традициям». Однако всегда ли коммунисты чтили тех самых героев, которым сейчас якобы отдают дань памяти?

Уроженец Молдавии Григорий Котовский, по словам депутатов-коммунистов,  отдал свою жизнь за идею. Однако это не помешало коммунисту Сталину «заказать» красного командарма. Кстати, семья Котовского по-прежнему утверждает, что Григорий Иванович так и не вступил в партию большевиков. По-видимому, он считал одесских бандитов, с которыми дружил, более порядочными людьми, чем Сталин и Троцкий. И вероятно был прав.
Разрушающийся памятник героям-комсомольцам у центральной кишиневской гостиницы «Турист» десятки  лет никого не волновал, пока там не стали тусоваться лимоновцы и анархисты. Вот тут партия Воронина показала, кто в доме хозяин: соратников по левому движению стали беспощадно сажать, а после монумент  «приватизировали» воронинские комсомольцы.  И сразу нашлись деньги на новую мемориальную табличку!

В период между двумя мировыми войнами на территории бывшей Бессарабии действовали подпольные коммунистические и комсомольские организации. После второй мировой войны их перестреляли и пересажали …свои, не кто-нибудь, а местные коммунисты. Компартия Молдавии признала бессарабских коммунистов лишь в конце 80-х. Те из подпольщиков, кто остался в живых, были уже глубокими стариками. Они дожили свой век без признания, без благодарности и без привилегий. «К слову, в 70-80 годы в компартии МССР верховодили два товарища -  Воронин и Бондарчук – почему же в те годы они не подняли вопроса об увековечивании памяти коллег-коммунистов?» - резонно задается вопросом главный нынешний оппонент Воронина, бывший мэр Кишинева Серафим Урекян.   

Кстати, из всех мемориальных объектов, чей статус в канун выборов был повышен, в  самом плачевном состоянии находится памятник то ли борцам за власть советов, то ли борцам с фашизмом, - тот, что возвышается у бывшего кинотеатра «40 лет ВЛКСМ» в Кишиневе (теперь он зовется «Гаудеамус»). Парадоксально, но факт: за 8 лет правления у кишиневских коммунистов нашлись огромные деньги на помпезный чиновничий ремонт здания Минздрава находящегося напротив «Гаудеамуса», а не близлежащей детской республиканской больницы,  а также на расширение «ново-румынской» улицы Пана Халиппы…

Почему же не нашлось средств на поблекший монумент советских времен, если он все же был признан столь ценным? Неокоммунисты Молдавии плохо помнят о прошлом, это легко видно даже при поверхностной   прогулке по Кишиневу: старинные, по-настоящему прекрасные  здания осыпаются, а земли захватываются под особняки, бензозаправки и застройки аналогичного предназначения.

Так хорошо ли тебе, девица? Хорошо тебе, красная?

Е.З., Е.Т..


Рецензии