Kinder, Кunst und Krankheit

Или молодежное кино по-немецки

Снесло нас ветром осенним (не зима, а одно издевательство с плюсовыми рекордами) на 7-й Фестиваль немецкого кино, организованного культурным центром им. Гете напару с компанией German Films Gmbh, где сделали очередную (после мюнхенских пабов и берлинских парков) попытку влюбиться в неметчину. Или хотя бы снять пенку с романо-германских фамилий, известных и не очень, но в афишке заявленных как зеленые и перспективные. Благо и адрес располагает – «35 мм», единственная в Москве киноплощадка, ориентированная на некассовый, но престижный (для режиссеров) арт-хаус, с подобающе крошечными залами и кукольными чашками эспрессо, где при любой погоде и кризисах всегда аншлаг – вечно голодный (до зрелищ не менее, чем до хлеба) молодняк и горсть продвинутых и, скорее, сытых бабушек.

Но, как обычно… Мылила водные лыжи на «молодежное кино» из страны, где «кому за тридцать…и далеко» - больше полнаселения (если не все 70 процентов). И соответственно получила – детям о детях и ооочень зрелых детях. В традиционном сборнике короткометражек «лучших студентов» немецких киношкол из чисто «молодежного» только один сюжетец, но и он с моральной отсылкой к семье. «Девушка в желтых чулках» Грегора Мускула (в нем. варианте, кстати, das M;dchen, существо среднего рода, до конца не сформированное), где не по-деццки объемистая фройляйн трижды за одно утро в постели отвергает предложение парня окольцеваться. Под предлогом, явно рассчитанным на русского зрителя («Наполеон Москву три месяца осаждал»), но совсем ему не понятного, учитывая временную сверку и достижения сексуальных революций (у нас, а тем более, у них). И право…с какого перепуга? Вроде любят, даже спят и неплохо, раз за окном день, а до кофе в постель еще не дошло. И чего не жениться, если дело только в Наполеоне? В Наполеоне ли?... Здесь, видно, предполагается мхатовская пауза и серьезный вопрос зрителя самому себе: wаrum (почему)? Молодые, здоровые, любят и любимы, а в загс (или что там у них?) не идут, хоть палкою загоняй… или не загоняй нагоняй?

Вот и все «молодежное», за исключением «Автомобилей чиновника» Лотара Херцога на больную для Запада тему экстремизма - с длинным-длинным ночным велотреком, мокрым (как в Москве сейчас) калейдоскопом улиц, с одной сигаретой и двумя скупыми, как мужская слеза героя, диалогами в титрах («Я там ночевал» - «Ты что-нибудь взял там?» и «Ты будешь с нею встречаться?» - «Не знаю»). И одним поджогом черного бумера, мною понятым как бессмысленный бунт подростка против горькой участи вора… А на самом-то деле (подсмотрела позже в синопсисе!) – гражданский акт «левого радикала в Берлине». Ёпрст, как плохо титры не все читать! Зареклась очки оставлять в машине…

В остальном… Название альманаха курсовиков и дипломов «Next Generation 2008» много обещающее, а никаких Америк старушка Европа (даже в юной ее ипостаси) не открыла. Какие-то работы вовсе ученические. Одна - «Морфогенез частоты» Онни Поль – забавная игра (как, наверное, под действием морфия) с трехмерной графикой, близкая пробе клипа, но не кинА. Отзвучала дуэтом Адама-ихтиандра и Евы-русалки, сравняв водное царство с небесным. Это в моем воображении. В режиссерском же (на сцене авторша полная das M;dchen) – все не так пОшло и глобальнее втрое: некое зачатие звука, и от пересечения звуковых волн воды и ветра - рождение тела мира. В общем, еще одна реплика в тему происхождения Вселенной. Ну и о'кey, для меня в данном ролике вообще важно не wast ist das, a wie (как?). Das ist fantastisch! В смысле, красиво, но не более.

И на том спасибо, потому как дальше со «стариковскими» пилюлями зрителю – вообще некрасиво. Дальше все «по-взрослому»! Никаких подтекстов, виньеток, мотивов и витиеватостей псих. игры – сплошь ахиллесовы пятки, и все наружу. С немецкой точностью и прямотой продавлены больные темы: рак, болезнь Альцгеймера и все что около - с попытками несчастных мужей помочь женам моральной или физической поддержкой или, наоборот, ее лишением... Очевидные мотивы и простейшие способы выдавить слезу. Скажем, перевернуть фабулу и дать действию реверсивный ход. Как в «Аbsolution» Маркуса Зера (в программке «Прощение», более точный перевод – «Отпушение»). Звонок в службу доверия и пересказ еще не случившегося убийства в прошедшем времени. Отпущение адвокатом жены-растения (по фильму он еще и психолог!) грехов измученному супругу («я вас понимаю…»). И под занавес – «с благословления», «спасительный» глоток коктейля из снотворного с коньяком (немецкий педантизм превращает финал в подробную инструкцию отравления)… С белыми одеялам, одеяниями, белыми, больнично-домашними стенами, белым же светом в белые рамы на бледность личика белокурой Лени и ангельской (до просветления) улыбкою ее благоверного… в белом уютнейшем флисе, только крылышек за спиной не хватает. Так и просится финальным аккордом что-то сакраментальное из Чехова: «Ich sterbe, geben Sie Champagner!» («Я умираю, дайте шампанского!»)


... Или иной ход оправдать тривиальный выбор темы - неожиданный фабульный поворот (короткометражка ведь хуже одноактной пьесы, где действие сжато и интересно осечкой). Как в «Темно-красном» Фрауке Тилеке. Обоим «едва за пятьдесят», «старики» счастливы вместе черт знает сколько лет, комфортная бюргерская жизнь, без облачка на горизонте. Как водится, «ничто не предвещало», и вдруг - потеря памяти, муж готов смириться (и уже вовсю проявляет знаки внимания – фруктики, например, выжимает)… Если бы не случайные снимки жены с любовником в недвусмысленных позах... И автограф с «милой надписью на память»… Громом среди ясного дня - имя, с которым она ежедневно ложится, встает… Туз раскрыт, следы сгорели, жена сбежала в парк, супруг, разгневанный и тут же отрезвленный (даже разгон немецкому тяжеловесу не потребовался - до актера вообще как будто не дошел смысл происшедшего), летит за неверной в парк, находит среди праздных гуляк, к которым бедняга пристает с одним и тем же вопросом «вы мой муж?» и, попав под руку благоверной, на второй уточняющий вопрос «вы Андреа?» вдруг соображает сказать «да»... Браво, der Mench! Фанфары и хэппиэнд - зажили они недолго, но счастливо, прямо по рекомендации нейрохирурга «проминать только позитив и ничего более". Ну, что делать, если в прошлом твоей благоверной один позитив – чужой дядя Андреа?!

… Или еще беспроигрышный ход – разворот на 180 в финале «Братец, Братец» Ларса Крейсига. Всю дорогу подводить к братоубийству, а в последний момент вдруг оставить ребенка в живых… Сам по себе сюжет, кстати, мощный - и придуман, и снят идеально. С двойным дном, с параллельными сюжетами – ужастика, творимого в кино и одновременно в реале. С «рассказом в рассказе», с игрой мускулов на лице, со сменой искры в глазах младшего на пепел лица старшего (правильно в старом МХаТе говорили – «собак и детей не переиграешь»). Правда, я бы выдала трэш за классный ролик социальной рекламы. По типу, «мамы и папы, не забывайте о детях, которые тут, у вас под ногами!». А сюжетец – жесть, конечно, не без черного юмора: воскресный вечер, фрау мамаша носом уткнувшись в модный журнал, херр папаша-филистер – носом в «ящик» и пиво… Подростки 13 и 9 лет закрываются в ванной и давай фантазить и разыгрывать на мобильник триллер – с ныряниями под воду, глазами в кучку и рыльцами даже не швайн, а похуже. И так десять дублей подряд (любят немцы нервы пощекотать): младший ныряет, старший на пульте. И вдруг не задача, старшему финал показался неубедительным: «бабок не заработаем –ныряй глубже». Младший требует дать отсмотреть «монтаж», старший не дает, драка, разборки, младший оттяпал мобильник, старший в попытках отнять девайс все оставшиеся 5 минут из 11 топит братика не на шутку…

Нет, не без смысла, конечно… Блицем догадка: дети в жестокости сами не ведают, что творят… типа играют. Под занавес, что и требовалось доказать, имеем ребенка-утопленника и протрезвевшего в миг подростка. Старший несется к маме-папе, и… в облом любителям триллеров, но на радость родителям, малой восстает из гроба, пардон, из ванны, и выясняется: жив, курилка, но пошутил… Что противно, родичи отделываются коротким испугом, а дети… их «дурак» друг другу звучит не по-детски. Не мальчики уже, а мужи. А может, успели и поседеть…

… Серьезные режиссеры-киндеры – достойная смена трезвыми гросфатерам с их «социалкой» без соплей и тени улыбки . То ли сами немцы помешаны, то ли с расчетом на беспокойную русскую жизнь злободневное одно привезли. За исключением, может, пары любовных сюжетов и одного… дружеского («Дай мне больше» Уизенма Борху)… Точнее, эротически-познавательной (скорее, для мужчин, женщины-то свое тело давно изучили и через три латентные лесбиянки – как выяснилось,) истории сближения девушек… Скорее, исповеди – очень скромной, с осторожным подходом через воспоминания «мальчугового дет-ва» и «попыткой узнать себя лучше», с красивыми операторскими находками, неожиданными «фрейдовскими» ассоциациями с телесным, с текучей мыслью режиссера и такой же «тянучкою» и игрою крупников, призванных зафиксировать до последнего карандашного штриха привлекательность всяких изгибов…

Но и женские линии не смягчают линейно жесткий слог немецкого киноязыка, лишенного даже французского пеньюара и иронии… Разве что в «Отце-роботе» Маркуса Дитриха, где смекалистая девочка выдает папашку-больного (опять!) с чипом в голове за работа и переключает презрительные плевки однокашников («Твой отец алкоголик!») в иную тональность - мистики и приключений – мелькнет усмешка… Или в кратчайшем, на одну минуту, мультике о Любви и Ненависти Тобиаса Билгери, где один пуфик все время мычит «ненавижу», а другой требует тенором «люблю» и в итоге во все время влюбленного втюривается Некто третий – большой, толстый и еще более любвеобильный… Единственный, похоже, лучик света в темном царстве «будущего» немецкого кино. Или я чего-то нихт фирштейен)

ПС. По ходу, в витрине ресторана «Чернышевский» в цоколе «35 мм» напоролись на Ромку, приятеля (мальчики, не ходите с любовницами по ресторациям))) шучу)… С дамой, что вдвойне неожиданно при его подчеркнуто холостяцком образе жизни, досочиненном в моем же «Афисионадо». Бурные восторги по поводу «рождественской сказки» Марка Майера «Семейные правила». Очевидно, с сытным содержимым и красивым финальным аккордом, иначе бы девушку не повел… И сдержанно, но со слезою в голосе (уже Незнакомка сама) – об «Эскперименте-2» (в нем. варианте – «Die Welle», «Волна») специально приглашенного гостя Денниса Гензеля и «Девятом небе» Андреаса Дезена. Но дер райхе нах… В следующий раз то есть. (в посте "Ich liebe dich, Gro;vater!" )


Рецензии