Не пароход - не самолет

Каспийский монстр.
(литературный сценарий документального фильма)

   ...Это была одна из самых интересных историй в моей жизни. Завод в заводе. Огромный , непонятно, корабль или самолет, такое ощущение, что дышащий, смотрел на меня. Это был монстр. Непонятный. Никем не признанный. Почему-то забытый. Как у Блока - "...стоял огромный и дышал". Пришедший из неоткуда, и уходящий в никуда. Гениальное творение гениального человека, оказавшееся забытым. История, да и только.
   
       Ростислав Алексеев. Это имя сегодня знают только посвященные. 1957. Сорок семь лет тому назад. Именно он тогда, в 57 придумал подводное крыло. Точнее катер на подводных крыльях. Никита Хрущев был в восторге. Москва. Северный речной порт. Хрущев на палубе. Ракета, Метеор, 55 километров в час по воде. Этот давало возможность сделать новый флот, поставить на крыло тяжелый корабль. На самом деле Ростислав Алексеевич, наверное, все- таки был не гениальным конструктором, а гениальным компилятором.
      Увидеть у Роберта Бартини набросок, посмотреть Леонардо Да Винчи, и вынести из этого свое. И сделать. Те, кто был рядом, говорили, что он хотел летать, а еще хотел летать по воде. И поэтому родилось крыло. На самом деле просто до него никто не догадался. Снять хвостовое оперение с самолета и поставить на корабль. Ну вот просто не догадались. А он увидел. И корабль полетел. А потом, как говорят те, кто это видел воочию, была тысяча рисунков, сплошная графика. Черное на белом и всегда вода. Ими, этими рисунками  и сегодня модно заглядеться. Все время вперед. И все время летим. Именно не плывем, а летим. В графике родился обвод. А потом из обвода получился новый корабль. Именно корабль. Непохожий ни на что. Шесть двигателей у акульей морды, тупое плоское крыло, и самое главное - новый волнорез. Он и стал секретной разработкой КБ Алексеева.
    Это было вкусно придумано. Именно вкусно. Такого не было ни у кого. Волнорез, за ним редан. Они поднимали над водой, вода подталкивала и вместе с тем не отпускала. Машина шла верхом. Вода создавала то, что не могла дать земля. Идеальную плоскость. Даже при волне рельеф был лучше. Экран. Как в кино, белое полотно, на котором ты можешь нарисовать свою мечту, и она оживет. Оживет и полетит. А может быть все- таки поплывет?
    На первый испытательный полет были заказаны защитные шлемы, из истребительного полка. Приехали генералы. Посмотреть. Не очень верили, что сделанное Алексеевым существо вообще жизнеспособно. А самое главное никто не знал взлетим или не взлетим. По теории аэродинамики, должны были взлететь. По расчетам Ростислава Алексеевича, должны были просто очень быстро плыть.
Запуск. Вспененная вода, подхлестывающая под крыло. Разворот и разгон. Шесть двигателей поставленных на носовой  зверя  давали суммарную тягу около семидесяти тонн. Это было непонятно и страшно. Все ждали взрыва. Удары воды казалось сомнут крыло+
А потом он взлетел. Ну не совсем взлетел. Непонятный зверь казалось, подгреб под себя воду, оттолкнулся от нее и тяжело всхрапывая пошел над ней. 100, 200, 300 Дальше было страшно. Генералы с биноклями не могли в это поверить. 400. 500. 575. А потом не хватило мощности.
 Экраноплан. Такого термина никогда не существовало. Его придумал Алексеев.   И название машины тоже придумал он. "КМ". Соратники, правда, от Алексеевского названия - "Корабль -Макет" быстренько отказались, тут же перекрестив зверя "Каспийским Монстром" - испытания были на Каспии, да так оно и прижилось.
   Он правда был зверем. Огромный, изящный, при всей своей огромности. И, правда, совершенно непонятный. Он был и не корабль и не самолет. Он, казалось, вобрал в себя все стихии.
   Смешно. Казалось все так просто, а никто не смог повторить. И даже не из-за секретности. Просто обвод  морды . Ее, кстати все так и называли - "Морда". Ощеренная, злая, а погладишь рукой - теплая. И когда притерпишься к оскалу, даже симпатичная.
Первую машину Ростислав Алексеевич придумал в 53. Собрал сам своими руками. Длинная такая сигара с хвостиком. Денег тогда за изобретения не платили. Взял у друга моторку - лодку с подвесным мотором - Казанку, выгнал на озеро, и, как мальчишка, пошел модели пускать. Плывут. А скорости добавишь летят.
   Черно белые фотографии.  Алексеев на озере. В руках модель. И абсолютно счастливое лицо. Я четко понимаю сегодня, что я никогда не буду так счастлив. Нет не потому, что чего-то не хватает в жизни, вроде все есть, просто потому, что у меня в руках были только копии. Копии того, что придумывал Бартини. Копии того, что рисовал сам Ростислав Алексеевич. Эх, родиться бы не сорок, а шестьдесят лет назад. Может быть и повезло бы.
       Вторая машина вышла в 54. Она была больше. Двигателей, которые могли бы ее разогнать не было. Ее привязывали фалом за лодку и гоняли по воде. Примерно на сорока километрах в час - 25 узлов,  возникала подъемная сила на крыле и машина старалась уйти от воды. Тогда же в 54 возник и первый облик  зверя.
   Двигатели в носовой части должны были динамическую воздушную подушку под крыло. Причем тяга должна была быть такой силы, чтобы реактивная струя создавала, формировала ее, практически сразу же после запуска и буквально поднимала крыло. И регулироваться это должно было специальными жаропрочными створками. Это потом академик Чепкин запустит в производство управляемый вектор тяги на истребителе и скажет, что это изобретение его предшественника - Архипа Люльки. Идея, возможно и да. Но в реальности, на самом деле, это придумал и сделал именно Алексеев.
     В 74 "КМ" вышел на испытания. Когда его по Волге гнали из "Красного Сормова", что в Нижнем Новгороде, на Каспий, случился анекдот. Машина секретная. Военные над ней трясутся. Алексеев обещает минимум пятьсот километров в час по воде. Если гнать своим ходом, американский спутник, что над Нижним висит постоянно, машину увидит. Показывать ее нельзя, а вдруг, ну тогда еще не знали, что все Алексеевские  расчеты оправдаются, так вот, а вдруг и вправду полетит, что делать, как маскировать. Написали письмо в газету "Пионерская правда", с просьбой прислать лучший рисунок корабля, который был бы похож на самолет. Мальчишечка какой-то действительно рисунок прислал, а там нарисован только что вышедший на линии аэрофлота "ТУ-134". Причем плывущий по воде. Умельцы на заводе посмотрели, головы почесали и решили, а почему бы и нет. Размеры совпадают. Неделю машину красили, а потом торжественным морским парадом, с рекламой, что будет создан музей авиации в городе Каспийске погнали машину из Нижнего (тогда еще Горький)баржами на Каспий. Причем так красиво покрасили, что от серийного самолета и не отличить.
   Американцы забили тревогу ровно через пол - года. Что-то летает над Каспийским морем. А что военные понять не могут. Вроде сначала плывет, потом летит, потом опять плывет. А в природе плавающе-летающего не существует. Кстати никто в мире так до сих пор и не понимает, как это 300-тонный корабль может развивать такую скорость.
   Испытания на воде давали 575 километров в час. Больше не тянули двигатели. Но Ростислав Алексеевич был абсолютно уверен в том, что даже этой тяги хватит на то, чтобы заставить машину лететь. И экраноплан взлетел. И стал экранолетом. Опять разгон, выход на редан, буруны, которые, кажется вот-вот убьют машину - вода-то на самом деле жесткая, кстати почти такая же жесткая, как и земля.... Захлест на крыло. Зверь ушел от воды на 180-ти километрах. Встал на метр над поверхностью. Прошел пол-моря. На пятистах начал подниматься. Народ на берегу плакал. Этого просто не могло быть!!! И все-таки, это все-таки было. Три тысячи метров над уровнем моря. Он уходил, как самый совершенный истребитель. 300 тонн.Это было, как... Я не знаю как это было, но... Корабль летел! Лете-е-е-л!!! Как в фантастической сказке. Но корабли не летают. А тут летит. Ле-е-тит!
        На трех тысячах летчикам, черт его знает, или капитанам сидевшим в кабине была дана команда  Малый газ. По инструкции  для корабля  нужно румпель-рычаг управления двигателями, через два звонка в машинное отделение, перевести на себя. По летной инструкции РУДы- те же самые рычаги управления двигателями, тоже на себя. До щелчка. Здесь начинается самое сложное. Это же все-таки не самолет - это корабль. А как корабль будет планировать. Малый газ пришлось отменить - слишком тяжелая машина. Есть такой термин в авиации, надо было  подрабатывать  двигателями. Ну чуть-чуть. На самом то деле, конечно же по полной программе, но для генералов - чуть-чуть.  Зверь . Он снижался , как потом говорили испытатели-куском. Немножко коряво. Но он все-таки снижался и был управляемым. Летучий корабль.
   Его больше нет. Он умер, как и его гениальный создатель. Они просто сделали свое дело и ушли. Знаменитый "КМ" разрезан на железо. Из лопаток турбин его двигателей сделаны именные ножи, которые потом роздали большим начальникам.. Его потомки, потомки "КМа", а не Ростислава Алексеевича, послужили флоту, наверное больше, как декорация. А потом на прикол. Все вышел пар у флота.
     Я был в заводе недавно. Тридцать три проверяющих. Нижегородская прописка. Разрешение от ФСБ. А новый "КМ" -  зверь ,  "Монстр" , так и стоит в стапеле. Его сегодняшний отец, получающий сто долларов в месяц и считающий, что он самый высокооплачиваемый конструктор в Горьком, гладит свою машинку по ее восхитительной морде и говорит, что все просто. Зверя просто боятся. Боятся, потому что не понимают. Все-таки корабль это или самолет. 


Москва-Нижний 1994г.


Рецензии
Прекрасно написано! Читаешь и видишь, как взлетает Каспийский монстр. Но я-то знаю, что автор видел лишь кино о Монстре. И тем интереснее было читать. Поздравляю! Здорово. Кстати, можешь зайти и на мою страничку на этом же сайте. В.Ионов.

Владимир Ионов 2   12.10.2010 15:10     Заявить о нарушении