Сердце матери. Старая легенда

(репродукция картины "Рассвет в горах", художник Аслан Мац)

Высоко в горах жил-был джигит, по имени Аслан.  В семье у него  только одна мать, воспитывавшая его без отца, которого потеряли давно. Когда сын еще маленьким  был, сорвался он с крутых скал на охоте  за туром и погиб.
Аслан, единственный и любимый сын, воспитывался матерью по суровым горским традициям предков. Уже в семнадцать прослыл удачливым охотником, был силен как бык, быстр и ловок как снежный барс, умен и изворотлив как змея, и не было в ущелье более мужественного и  бесстрашного джигита, чем он.
Мать не могла налюбоваться на своего сына и очень гордилась им.
Шло время,  мать старела, и уже было трудно ей  поддерживать очаг в доме, готовить еду и носить воду из родника, все это приходилось делать самому Аслану по ночам, что бы это не могло вызвать насмешек их соплеменников.
Как-то вечером,  мать, позвала к себе своего любимого сына и сказала:
- Сын мой! Видишь, я уже постарела и мне нужна помощь, что бы поддерживать очаг нашей маленькой сакли. Ты уже стал взрослым и я хочу увидеть перед смертью своих внуков, поэтому тебе надо привести домой жену. Приготовь дрова и сушеного мяса для меня и иди вниз к людям в аул. Там обязательно встретишь ту, которая станет тебе женой…
Горько и волнительно было слышать джигиту слова матери, но ослушаться ее он не мог.
Недолги были сборы, быстро он осилил не близкий путь и вот Аслан оказался в большом ауле, которым правил князь Узден, слывший весьма жестоким и богатым человеком.
Когда же он зашел купить себе хлеба в торговую лавку, то услышал от людей, что князь Узден на завтра объявил поединки джигитов, и если кто в этих соревнованиях победит, тот получит в жены его капризную красавицу дочь.
Не раздумывал Аслан и на утро уже стоял в одном ряду со своими соперниками, достойными во всех отношениях молодыми джигитами.
Не будем долго рассказывать как Аслан победил во всех  видах соревнований: борьбе на поясах, стрельбе из лука, джигитовке и доказал, что он сильнейший из сильнейших.
Предстал он, как победитель, перед князем Узденом и красавицей его дочерью и, только ее увидел, сразу потерял разум, влюбился в княжну.
Капризной красавице тоже  понравился красавец-джигит, но вредный ее характер не давал ей покоя и она захотела узнать, сильно ли ее любит джигит Аслан.
Только хотел князь Узден объявить Аслана женихом своей дочери, как она, перебив отца, обратилась к нему:
- Нравлюсь я тебе?
- Да! – коротко и с достоинством сказал джигит.
- И полюбил меня?- продолжала она, нетерпеливо сдвинув свои прекрасные брови.
- Да! – отвечал юноша.
- Я хочу, что бы ты это доказал!
- Как?
- Кого до меня ты любил больше всех?
- Мать!- не задумываясь, отвечал Аслан.
- Так вот! Принесешь сердце своей матери, тогда я твоя! - и, отвернувшись, ушла к себе.
Князь Узден развел руками и, посочувствовав молодому человеку, сказал:
- Ты заслужил руку моей дочери, но в последнем желании я ей отказать не могу. Решай сам!
Сильно опечалился джигит, но другой женщины ему не нужно было, и он возвратился домой ни с чем.
Матери он ничего не сказал, а на все ее расспросы отвечал, что  не нашел он такую, которая бы ему понравилась,  да и не хочет он жениться, вообще.
С этих пор стал молчалив и невесел, пропадал дни и ночи в горах на охоте, редко видел мать. Она, конечна же, поняла, что сына гложет какая-то тайна и, улучшив момент когда он был дома, стала его пытать:
- Сынок, я вижу и сердцем чую, что тебя гложет какая-то тайна. Расскажи, что у тебя  случилось, не обидел ли тебя кто?
Долго Аслан отнекивался, но мать настояла на своем, и сын, не выдержав ее напора,  все ей рассказал.
Посветлело лицо матери, улыбнулась она своему сыну и сказала такие слова:
- Сынок! Вот и дождалась я, когда мой сын полюбил. Это такая радость! Не печалься! Мне все равно скоро умирать, а умереть за счастье своего сына это самое высшее благо для меня. Возьми мое сердце и отдай своей возлюбленной! И не раздумывай, если хочешь, что бы я была самой счастливой матерью на свете!
Возмутился сын ее словам и ускакал в горы, не смотря на громкие призывы матери.
Долго его не было.
Как-то ночью проснулась мать от некоего шума и увидела, как сын крадется к ней в темноте и, улыбнувшись, закрыла глаза притворившись, будто спит…
Спешил Аслан, летел к своей возлюбленной, дрожал от нетерпенья, быстрей бы ее увидеть!
А спешка, как вы знаете, не всегда идет впрок, споткнулся о камень, ловкий и сильный джигит, и уронил на горную тропу еще теплое сердце своей матери…
Вдруг, ожило сердце матери, и с тревогой спросило его человеческим голосом:
- Сынок! Не ушибся ли ты о камни, не больно тебе?


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.