Маленьке солнце. Закарийа Тамер

Перевод Нехорошевой О.


 Абу Фахд возвращался домой неспешной походкой, проходя, чуть покачиваясь, вдоль узкого извилистого переулка, который был освещен редко разбросанными желтыми фонарями. Абу Фахду показалось досадным молчание смотрителя, которого он поприветствовал. Тогда он низко нараспев затянул песню «Несчастный и обделенный»
Время близилось к полуночи, а на душе у Абу Фахда становилось все веселее, т.к. он успел выпить три стопки арака. Изрядно захмелев, он пропел снова: «Несчааааааастный и обдееееееленный». И вдруг ему показалось, что его голос наполнился удивительной сладостью. Обращаясь к самому себе, он произнес громким голосом: «Да ведь я – певец!». И тут ему представились люди с открытыми от восторга ртами, которые махали ему руками в знак приветствия и аплодировали. Он долго смеялся, затем слегка сдвинул свою красную феску на затылок и продолжил радостно распевать: «Несчааааааастный и обдееееленный». На нем были надеты малиновые шаровары, а пояс был перетянут старым желтым поясом.  Когда он взошел на мост, где темнота одержала верх над светом, его глазам предстал черный барашек, стоявший, как вкопанный около стены. Абу Фахд открыл рот, пораженный, и сказал самому себе: «Я не пьян! Я вижу превосходно. Но что же ты видишь? Это же баран! А где его хозяин?». Он осмотрелся по сторонам и никого не увидел. Переулок был абсолютно пуст. Тогда он пристально взглянул на барашка и промолвил: «Неужели я пьян?». Слегка усмехнувшись, он ответил сам себе:
- Боже Милосердный! Ты знал, что Абу Фахд и Ум Фахд не ели мясо вот уже неделю!
Затем он подошел ближе к барашку и попытался заставить его двигаться. Он толкал его вперед, несмотря на то, что тот напрочь отказывался пошевелиться. Тогда Абу Фахд схватил барана за маленькие рога и с силой потянул за них. Однако барашек продолжал стоять на месте, будто бы он был приклеен к стене. Тогда Абу Фахд взглянул на него с яростью и проговорил:
- Я унесу тебя, да ещё и твоего отца и твою мать в придачу!
Взяв барашка, Абу Фахд поднял его и положил себе на спину, держа руками за передние ноги, и продолжил путь, вновь запев свою песню. Его радость и хмель выросли тотчас. Однако через некоторое время пение прекратилось, поскольку барашек стал казаться Абу Фахду тяжелее и больше. Неожиданно он услышал голос:
- Оставь меня!
Абу Фахд нахмурил лоб, сказав самому себе:
- Будь проклят алкоголь!
Спустя несколько мгновений тот же голос произнес:
- Оставь меня – я не простой барашек!
Абу Фахда перетряхнуло – страх вынудил его вцепиться в барашка и остановиться. Голос повторил:
- Я Ибн Малик - джинн! Оставь меня, и я дам тебе все, что ты пожелаешь!
Абу Фахд не ответил ни слова, продолжая идти быстрым шагом.
Голос вновь произнес:
- Я одарю тебя семью телегами, наполненными золотом!
Абу Фахду вдруг почудилось, что он слышит звон монет, падающих где-то неподалеку. В этот момент он споткнулся, и барашек выскользнул из его рук. Когда Абу Фахд повернулся, готовый сказать: «Давай!», но обнаружил, что стоит в длинном узком переулке в полном одиночестве. Не обнаружив барашка,  он несколько напряженных минут провел без движения, а затем поспешил домой. Придя домой, он разбудил жену Ум Фахд - чтобы поведать ей, что с ним приключилось. Она ответила на это:
- Спи! Ты пьян!
- Я выпил всего три стопки!
- Ты пьянеешь от одной!
Абу  Фахд, почувствовав себя оскорбленным, ответил с вызовом:
- Я не опьянею даже, если выпью бочку арака!
Ум Фахд, не сказав ни слова, стала припоминать истории, которые она слышала в детстве, - о джиннах и их проказах. Абу Фахд тем временем разделся, погасил свет и растянулся на кровати рядом с женой, натянув одеяло до самого подбородка.
Внезапно Ум Фахд сказала:
- Тебе не следовало отпускать его, прежде чем он одарил бы тебя золотом.
Абу Фахд ничего не ответил. Ум Фахд же продолжила с воодушевлением:
- Пойди завтра, схвати его и не отпускай.
Абу Фахд зевнул, усталый и изнуренный, затем возразил в изнеможении:
- Как же я его найду?
- Ты точно найдешь его на мосту! Принесешь его в дом и не отпустишь, пока он не даст нам золота.
- Я не найду его!
- Джинны ночью живут под землей. Когда же наступает ночь, они поднимаются на поверхность, чтобы позабавиться, пока не наступит рассвет. Если им понравится место, они будут появляться там постоянно. Поэтому ты встретишь барашка на мосту.
Абу Фахд вытянул руку, положив её на грудь жене, и, оставаясь без движения, произнес:
- Мы будем богаты…
- Купим дом…
- Дом с садом!
- Мы купим радио…
- Большое радио!
- И стиральную машинку.
- Да, и стиральную машинку…
- Мы больше не будем есть похлебку!
- Будем есть белый хлеб!
Ум Фахд засмеялась, как девочка. Между тем Абу Фахд продолжал говорить:
- Я куплю тебе красное платье!
С ноткой упрека в голосе Ум Фахд произнесла:
- Только одно платье???
- Я куплю тебе сто платьев!
Он замолчал на несколько мгновений, а затем спросил:
- Когда тебе рожать?
- Через три месяца.
- У нас будет мальчик!
- И он не будет страдать, как мы.
- И не будет голодать…
- У него будет чистая и красивая одежда.
- Он не будет постоянно искать работу.
- Он будет учиться в школах.
- Хозяин дома не будет требовать с него денег!
- Когда же он вырастет, он станет врачом.
- Я хочу, чтобы он стал адвокатом!
- Мы спросим у него самого: «Кем ты хочешь стать – врачом или адвокатом?»
Ум Фахд нежно прижалась к мужу и спросила лукаво:
- А ты не женишься во второй раз?
Тогда Абу Фахд в шутку укусил её за ухо, проговорив:
- Зачем же мне жениться? Ты ведь лучшая женщина на земле!
Он выждал паузу – их обоих переполняла в этот момент огромная радость, и в то же время необыкновенное спокойствие. Однако Абу Фахд решился, и, спустя какое-то время скинул одеяло.
Ум Фахд удивилось:
- Что с тобой?
- Я пойду сейчас же!
- Куда?
- Искать барашка!
- Подожди до завтрашней ночи. А сейчас спи!
Однако он поспешно покинул кровать, включил лампочку под потолком и принялся натягивать на себя одежду.
- Едва ли ты найдешь его…
- Я найду его!
Помогая мужу подвязать талию желтым поясом, Ум Фахд проговорила:
- Тогда не отпускай его!
Абу Фахда обуяло чувство, будто ему придется пойти на безумно опасный поступок, и ему понадобится кинжал. Его кинжал был с изогнутым мрачно поблескивающим лезвием.
Он вышел из дома и спешно пустился в путь, пока не достиг моста. Однако велико было его разочарование, когда он не обнаружил на мосту барашка. Улица была пуста, а в окнах домов, рассыпанных по обеим сторонам,  свет уже не горел. Абу Фахд застыл недвижим в ожидании, прислонившись к стене. Вдруг до него донесся едва различимый шум, который постепенно приближался к нему. Вскоре не замедлил появиться пьяный мужчина, врезаясь в стены улицы, натянутым голосом пытающийся выговорить: «Эй! Я – человек!». Как только он поравнялся с Абу Фахдом, он приостановился, выпучил от удивления глаза и радостно выговорил:
- Что ты тут делаешь?
- Проваливай отсюда!
Пьяница нахмурил в раздумье брови, а затем с торжествующим выражением лица сказал?
- Ей Богу! Я тоже люблю женщин! Ты, должно быть, ждешь, когда муж ляжет спать, и женщина откроет тебе двери!
Абу Фахд был раздосадован. Он почувствовал, как негодование возрастает в нем по мере того, как пьяный человек продолжал разговор:
- Красивая женщина?
Вне себя, Абу Фахд возразил:
- Какая ещё женщина?
- Женщина, которую ты ждешь!
- Убирайся!
- Я могу стать твоим товарищем!
Ярость возрастала в Абу Фахде, поскольку он боялся упустить барашка из-за какого-то пьяницы. Поэтому он злобно произнес:
- Проваливай, куда шел! Иначе я оторву тебе голову!
Пьяный мужчина отрыгнул и удивленно произнес:
- Ты мне приказываешь? Да кто ты такой???
Промолчав секунду, он добавил:
- О Всевышний! Ну, оторви мне голову! Давай!
Абу Фахд ответил ему:
- Уходи! Оставь меня! Я не собираюсь отрывать тебе голову!
Тогда пьяный мужчина воскликнул в негодовании:
- Нет уж! Давай! Оторви мне голову!
Отойдя чуть назад, он добавил задиристо:
- Иначе я превращу тебя в сито!
Затем он засунул руку в карман штанов и вытащил бритву с длинным лезвием. Тогда Абу Фахд поспешил протянуть руку за пояс, вытаскивая кинжал. Между тем пьяница приближался к нему стремительно и осторожно. Абу Фахд поднял кинжал над головой и бросился на мужчину. Тот, в свою очередь, неожиданно рванул влево, и кинжал не задел его. Он ударил Абу Фахда в грудь бритвой, восклицая:
- Получи!
После этого он извлек лезвие из плоти, отходя назад.
Абу Фахд прислонился к пыльной стене и занес кинжал во второй раз, несмотря на то, что бритва пьяницы достигла цели снова, попав ему в грудь. В третий раз оно пришлось ему в правое плечо – и тотчас его рука безжизненно свесилась, клинок выскользнул из пальцев и упал на землю.
Пьяница ликовал, прыгая вокруг него:
- Получи! Получи!
Он вонзил лезвие в бок Абу Фахду, от чего тот застонал, почувствовав, как слабость захватывает его члены. Он попытался оставаться непреклонным и не падать, однако бритва преследовала его плоть, протыкая и рвя его на куски без пощады. Пьяница кричал:
- Получай!
С этими словами он вонзил лезвие в живот Абу Фахжа, так, что его кишки вывалились наружу. Абу Фахд придерживал их своими руками.
Квартал вокруг вдруг начал дрожать, а затем, померкнув, скользнул куда-то вниз. Абу Фахд упал на спину, между тем пьяница нагнулся над ним. Он покашлял, затем его стошнило, и он побежал прочь.
Абу Фахд внезапно услышал барашка, обращающегося к нему:
- Семь тележек с золотом!
И золото сыпалось и сверкало, как маленькое солнце.
А голос отдалялся все дальше и дальше…
(1964г.)


 


Рецензии