Лекции. 1 курс

ВЫБОР

Перед началом работы — желание рисовать.
Задача художника — отразить мир в конкретной работе, сделанной здесь, сейчас, вот этими руками.

Надо подумать о том — «что ты хочешь?» Например, — что бы мне сейчас порисовать?
Может:
иллюстрацию к «Алисе…»
Суд Париса
портрет девушки
букет цветов
иллюстрации к «Дон Кихоту»
или Чичикова!

Вы всегда делаете выбор. Делаете выбор между тем, что делать и что не делать. Выбор — это самое главное. Надо уметь отказываться, и не делать второстепенное, неглавное, не «по большому счёту». Сосредотачиваетесь на чём-то одном, самом главном, и делаете это уже до завершения, то есть до какой-то такой логической точки, до которой эта тема развивается, оставаясь живой. Вы постоянно находитесь в диалоге с возникающим у вас изображением. В этом заключается мировоззрение художника. Вы рисуете не просто красивые картинки, не показываете свои наработки в техничности, вы никого не удивляете, а вы разбираетесь с теми проблемами, которые у вас возникают в процессе работы. Очень важно размышлять с карандашом в руке, рисуя. Очень важен процесс, действие. В это время художник делает то, что действительно хочет выразить. Поиск этого идёт через зрение. Мировоззрение — глаза — взгляд на мир — действие, фиксирование, остановка, сосредоточенность своего взгляда — зачем? — это такое своё, собственное изучение, познавание мира. Становятся совершенно ненужными многие проблемы — стилистика, красота, живость, эффектность. Художнику уже не до этих формальных и внешних вопросов.





ОТКРЫТИЯ

Познавая мир, художник делает открытия. Радуется.
Художник открывает вещи, которые другим кажутся само-собой-разумеющимися. И, открывая эти простые вещи, открываешь их индивидуально, так, как можешь открыть их только ты, и бежишь к другим с возгласом: «Посмотрите!»
«Бежишь показывать» — это значит то, что ты нарисовал свои ощущения, сфотографировал, описал словами, то есть передал чувство удивления, что это существует, что сделал открытие такой простой и видимой всеми вещи, сумел рассказать об этом так, что другие тоже удивляются: я это всегда знал, но не думал, что это может быть предметом искусства, что об этом можно говорить, что это можно изобразить:
«Днём светло, ночью темно».
«Яблоко очень вкусное».
«Воробей прыгает, а трясогузка хвостом качает».
«У человека есть руки и ноги».
«Если у тополя не отпиливать ветки, он вырастает очень большим».
«Если смотреть на ложечку в стакане с чаем, то она кажется сломанной, но общее направление всех изломов говорит нам, что ложечка целая».
«Ни у одного листа дерева нет одинаковых прожилок, но мы всегда отличим, какого вида дерева этот лист».
«Пол, на который падает солнце — тёплый, а рядом в тени — прохладный».
«Когда в тёмную комнату попадают солнечные лучи, видно как в них кружатся пылинки».

Придумать гармоничнее, чем это существует в природе — невозможно.





САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Многие рисовали только когда были студентами, а потом рисовать перестали, потому что нет внешних стимулов. Нет заданий, нет педагогов, нет отметок. Никто, кроме самого художника уже не спросит: а почему ты не рисуешь, почему теряешь время? Этим равнодушием внешнего мира к тому, рисуешь ты или нет — проверяется то, насколько вам необходимо продолжать рисовать, насколько вы можете самостоятельно двигаться по этому пути. В жизни всегда будут встречаться такие обстоятельства, которые будут отвлекать вас от работы. Это могут быть и материальные трудности, а может быть и то, что с изменением возраста исчезает потребность рисовать. В юности стихи пишут почти все, но кто продолжает писать стихи всю жизнь? Остаются только те, кому это действительно необходимо.
Часто система школьного образования не учит человека самостоятельно решать, что и как ему рисовать. Выполнить задание бывает проще, чем самому себе придумать тему или самостоятельно начать сам процесс рисования.
Когда вы находитесь в аудитории, где все рисуют, где вы на виду, то что вам остаётся кроме того, чтобы рисовать так же, как это принято здесь.
В самостоятельной жизни нет аудитории-стимула, нет педагога, нет задания. Есть только вы и ваш настрой. И бесконечно мешающие вашему рисованию обстоятельства.
Самостоятельностью проверяется прежде всего не только ваша воля и сила характера, но и действительная потребность быть вам художником или нет. Потому что принуждая, заставляя себя, вряд ли что-то хорошее можно сделать.
Может быть, заставляя себя начать работать, вы можете только подтолкнуть процесс, который сам начнёт разворачиваться и захватит вас. Ведь только стоит начать, как процесс сам начинает двигаться и заносить вас в работу. Работа тогда начинает нести вас вперёд, вы открываете то, что даже не предполагали, что можете зайти сюда, столкнуться с этими вопросами и проблемами.
То есть — только чуть-чуть надо подтолкнуть себя в самом начале, чуть-чуть усилия в самом начале, чуть-чуть побеспокоиться о том, чтобы процесс захватил вас, до его начала настроиться на работу. Но процесс надо суметь выпустить на волю, суметь накопить энергию, чтобы освободить её в процессе рисования. Взорвать плоскость, краски — своей энергией. Даже так: взорвать плоскость не собственной энергией, а той энергией, которая проходит через вас во время работы. Во время работы вы сталкиваетесь с такими силами, которые проходят через вас и которые вы не можете объяснить и сформулировать и не можете этой стихией управлять. Вы можете только со стороны наблюдать за энергией и силой, которая заключена в вас и высвобождается во время работы.
А в самом начале — самостоятельно принятое решение начать и организовать стихийный процесс рисования.
И самостоятельно надо уметь решать проблемы без учителя. Когда не будет рядом мастера, у которого можно получить дельный совет, художник должен сам найти выход из очередного тупика, т. е. — сделать открытие.
Самое сложное — оставаться художником несмотря ни на что. Все вокруг бросают рисовать. Становится скучно, лень, некогда, отсутствие денег, меняются интересы. А художник работает. Что это за работа такая? Игра, а не работа.
Нельзя сказать — «я умею рисовать» или «я не умею рисовать». Создается система, которая самонастраивается. Человек меняется, меняется мир вокруг. Меняется отношение человека к окружающему миру. Но внутренний стержень остается неизменен. Жить, радоваться, внимательно смотреть, размышлять и — рисовать.
Этот стержень немного похож на упрямство. Пусть всё вокруг против вас, пусть то, что вы делаете, никому не интересно и не нужно. Ваш собственный интерес к своей работе, ваша сила, заставляющая вас рисовать и рисовать, ежедневно и постоянно — вызовут интерес к вашей работе и у зрителей. Зритель будет смотреть ваши работы, потому что зритель впитывает в себя вашу энергию, вашу страсть, вашу любовь. Не «качественные, хорошие» работы, а именно энергию, которой вы наполнены и которая заставляет вас рисовать, которую вы в себе находите, которая ведёт вас в жизни и охраняет вас.
Не бойтесь, что плохо получается. Работу закончить невозможно. Её можно бесконечно менять — рисовать, стирать, рисовать, стирать. Но работа идёт, значит, всё хорошо. И вдруг глаза как бы открываются, и ты увидел — ааа, вот в чём дело, но на эти новые знания накладываются уже десятки новых проблем.
А потом вдруг надо вернуться к самым азам, самому простому.
Учёба и творчество идут одновременно. Нет разницы между штудиями и творчеством.
А, если учиться кропотливо не хочется, а хочется бунтовать и баловаться на бумаге красками — кто знает, может сейчас для вас это правильно, и учёба может погубить свободу художника.
Слова «свобода» и «самостоятельность» — это почти синонимы.
Самостоятельно и свободно рисуете всё, что хотите, как хотите, так, куда заносит краска.





СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

Сосредоточенность — это погружение, исчезновение. Существует только белый прямоугольник листа или холста. Во время работы вы исчезаете из реальности и погружаетесь в этот белый прямоугольник, становитесь линией, краской, тоном. Тем, что возникает на плоскости.
В состояние сосредоточенности вы попадаете не всегда, но вы всегда чувствуете, когда с вами происходит предельная концентрация. Это удача, это праздник! Когда вы в этом состоянии, у вас всё получается само, легко, без внешних усилий. Это можно назвать вдохновением. Вы уверенно и точно идёте вслед за краской. Краска и рука, наносящая краску, идут впереди вас, ведут вас. После такого всплеска эмоций вы даже удивляетесь, откуда что взялось, неужели это было заключено в вас, что это, откуда это? Как это происходит? А вы только и сделали, что сосредоточились, отрешились от мира, поплыли по течению эмоций. Откуда такое количество и разнообразие, что толкает вас на ежедневное рисование? Зачем вы рисуете? Чтобы постоянно ощущать полноту жизни, которая в вас заключена, которую вы отпускаете на волю поиграть и повеселиться на бумаге и холсте. Это и называется искусство. Можно ли этому научиться? Можно ли это понять разумом, проанализировать? Но именно такие работы действуют и на вас и на зрителя, будят ответное творчество. Отрешённость от жизни наполняет вас жизнью, делает всё вокруг вас эмоционально насыщенным, оживляет пространство вокруг вас. И вы попадаете в течение, которое несёт вас ко всему новому, тому, что ещё не было, а вы своей работой это зафиксировали, сформулировали, показали, остановили. Вы своей работой учите зрителя, что есть такая возможность и ему сосредоточиться, погрузиться в своё творчество.
Творчество несёт в себе любая работа, не только рисование. Художник показывает другим возможности погружения в работу, возможности вдохновения, сосредоточенности. Поэтому картину потом вешают на стену, идут на выставку или в музей, смотрят репродукции в книге. Чтобы переживать, проживать и наполняться собственным творчеством.
Для того, чтобы уметь ежедневно входить в творческое состояние, нужно уметь и выходить из такого напряжения творческой энергии, чтобы этот поток сосредоточенности приходил ежедневно, постоянно, нужно уметь выходить из сосредоточенности, уметь отдыхать от такой погружённости. Потому что творчество питается не само из себя, а из жизни, из событий, из того, что с вами происходит. Творчество и жизнь переплетаются, но не заменяют друг друга. Чтобы уметь сосредотачиваться, надо уметь отвлекаться, забывать на время о рисовании. Но не волнуйтесь, жизнь всегда своими событиями вмешается и поможет вам выйти из состояния сосредоточенности на рисовании.
Если я что-то нарисовал, то это значит, я реализовал одну из своих идей. И освободил место для новой работы.
Работы художника — это верхушка айсберга. Невидимым, но ощущаемым является жизнь, события жизни, благодаря чему или вопреки — художник продолжает и продолжает рисовать.





ПЛОСКОСТЬ И ПРОСТРАНСТВО

Плоскость листа — это пространство.
Плоскость листа — это плоскость листа.
Противоречие остаётся всегда.





ЛИНИЯ

В природе линий в чистом виде нет. Есть только формы, цвет, тон. Когда на листе появляется линия, она понимается одновременно как линия в пространстве и как линия на плоскости.
В природе нет прямых линий. Линейка и углы — изобретение человека. Прямая стена дома — это только так кажется. На самом деле дома кривые и наклоненные.





ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ

Лист ограничивается вертикальными и горизонтальными линиями. Это единственные прямые линии.
Все кривые линии сравниваются с этими прямыми линиями.





РАМА

Рама — это дверь, через которую входишь в картину.
Даже, если рамы у картины нет, то рама — это край картины.
Рама защищает мир картины от окружающего мира.
Рама помогает картине быть предметом нашего реального мира.





ОБРАБОТКА КАСАНИЙ

Форма идёт, идёт — и поворачивает или заканчивается. Надо чётко разобраться именно на поворотах формы, которые я называю «касания».
Обработка касаний — не значит, что на переломах, изгибах и обрывах формы — надо много рисовать или особенно выделять эти места. Но надо, чтобы было видно, что художник понимает, как здесь всё устроено, даже, если художник не будет вообще рисовать на касаниях.





ЖИВАЯ ВЕЩЬ

Каждое ваше действие — это событие. Или вы моете пол, или рисуете, или разговариваете, или молчите — художник всё делает, как самое великое и интересное дело.
Когда художник так живёт, он делает живую вещь!





ПРОЖИВАНИЕ

Когда рисуешь, — волнуешься.
Когда рисуешь, — происходит чудо.
Это удивительно!
Об этом можно не говорить, но можно говорить! Это удивительно!





ВОИН

Состояние воина — спокоен, рассудителен, контролирует ситуацию. «Его могут убить, но он убьёт первым», — так говорят на Востоке.
Художник находится в таком же состоянии. Он подтянут, бодр, трезв, весел, азартен, изобретателен, свеж, внимательно смотрит, работает, у него всё получается.
Нужно грамотно войти в это состояние и грамотно из него выйти, чтобы не было нервных срывов.





ОТДЫХ

Жизнь должна быть полноценная. Отдых — глубоким, чтобы каждая клеточка отдохнула, искупалась в счастье и неге.





ЛИСТ БУМАГИ

Рассмотрим лист бумаги, как белое молоко. Если я выпущу карандаш из руки, он булькнет и исчезнет в листе. Так я понимаю глубину листа. Из этой глубины можно извлечь всё. Но плоскость и изначальная белизна листа сохраняются.





ВДОХНОВЕНИЕ

Если я не хочу рисовать, то я сажусь рисовать, и уже оторваться на сон и еду очень трудно. Желание рисовать просто переполняет вас.





НАРИСОВАННЫЙ МИР

Если вы рисуете, значит, вы совсем по-другому живёте. Вы создаёте мир. Вы ищете образ. Рисуя, вы постепенно расширяете границы вашего мира, осваиваете, открываете то, чего не было до вашей работы. Появляются правила, условности. Появляется и нарушения этих правил.





ОТВЛЕЧЁННОСТЬ

Каждую работу надо довести до такого состояния, чтобы она стала отвлечённой, т. е. зажила самостоятельной жизнью. Красота и разнообразие жизни передаётся через реальную работу, существующую в реальности, а не только в воображении.
Отвлечённость — то есть абстрактность. Это значит, что через частности, детали, которые могут быть понятны только вам, вы делаете работу, которая становится вне частных сюжетных мотивов. Ваша история становится общезначимой и зритель находит в вашей работе уже такие мотивы, которые вы даже не закладывали. Дерево становится не только портретом дерева, а вообще деревом. Человек — это не только нарисованный кто-то, а «человек с бородой», «человек с носом», «человек в очках». Становится отвлечённым знаком человека.
Но если в этом знаке не было таких частностей, которые понятны вам, которые вы видите в реальном человеке, то такая отвлечённость может быть неинтересной. Просто дерево надо увидеть в конкретном дереве. Размышления о человеке надо передать в портрете реального человека, решая и задачи сходства с натурой.





ПРОЦЕСС

Работа получается совсем не такой, как её задумали, а лучше. Во время работы находится то самое единственное решение, которое выражает ваше состояние. Художнику важен непрерывный процесс рисования. Процесс никогда не будет завершён.
Во время рисования всё уходит из-под контроля. Всё начинает жить по своим собственным законам, а рука художника — это инструмент, который как бы самоустраняется, но рисует-то именно рука! Что хочу, то и рисую, но не тут-то было! Вот такой сложный, бесконечный процесс, который прекращается, когда перестаешь рисовать, но посмотришь на рисунок, и мысленный процесс опять возобновляется.
Работу продолжаешь мысленно рисовать, когда на неё смотришь.
Бывает часто так, что художник исчезает, перестаёт рисовать. Даже перестает думать об искусстве. И вдруг человека озаряет, и он выдает нечто, всех удивляющее.
Но в такие чудеса я мало верю.
Всё-таки процесс рисования лучше не прерывать на долгое время.
Для себя я считаю недопустимым перестать работать. Надо держаться и рисовать, во что бы то ни стало, не давать лени ни малейшего шанса. Качество вырастает из количества. Но количество не должно быть моторным, только для объёма.
Художник рисует для того, чтобы установить гармонию взаимоотношений с окружающим пространством. Рисунок получается тогда, когда он пришёл сам, без вымученности и без чрезмерного волевого усилия. Пришёл, играючи, легко. Для того, чтобы это происходило, нужно быть готовым к этому. Ждать прихода рисунка с кистью в руке, постоянно смешивать краску, проводить по бумаге линии, постоянно находиться в процессе, тогда рисунки сами будут приходить к вам.





ТЕМЫ

Художник и его работа.
Художник и модель.
Яблоко и кувшин.
Бутылка и вино.
Взаимоотношения, взаимовлияния.





ГИБКИЕ СТРУКТУРЫ

В мозгу много гибких структур, поэтому человек многое может!





ПЕДАГОГ

Педагог не преподает абстрактно — что такое искусство, творчество. Педагог может научить только мастерству, но своим отношением к тому, что такое мастерство, он показывает своё отношение к искусству.
Учитель не учит, что и как надо делать. И те силы, которые находит в себе ученик для развития самостоятельной работы, делают из него по-настоящему интересного художника.
А педагог — такой же ученик, он работает рядом. И трудно всем!





ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Пение, когда я принимаю холодный душ — это искусство.
Идеальный образ жизни, который надо бы вести художнику — пока мало кому, к сожалению, доступен — это беспечность, чтобы художник мог целиком отдаваться искусству и не думать о заработке, не зависеть от вкусов тех людей, которые покупают картины.
Беспечность, беззаботность — вот идеальный образ жизни художника. Тогда и петь, то есть рисовать — будет хотеться, а значит, и получаться.





РАБОТА

Что бы ни происходило в жизни, нужно всё время работать. Если возникла пауза в работе, нужно обязательно начинать всё сначала как ни в чём ни бывало. Как пчела, которая без работы умирает, так и художник, не работая, перестает быть художником.
По большому счёту, если работа не станет самым главным делом вашей жизни, то и результата не будет, не придут такие рисунки, которые меняют жизнь и могут сами жить самостоятельно, меняя пространство вокруг себя. Только из работы всё растет. Постоянной и ежедневной. Рисование становится образом жизни.





ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Перед рисованием заранее продумываю все мелочи, чтобы было удобно, чтобы всё было под рукой: все необходимые краски, бумага, кисти, белые тарелки, которые я использую как палитры, банки для разведения колеров с закручивающимися крышками, чтобы краска не высыхала, готовлю не меньше пяти банок для воды, чтобы не отвлекаться на замену воды во время самого главного — рисования, проверяю, чтобы крышка клея ПВА не присохла и легко откручивалась, заранее беспокоюсь о том, куда буду отбрасывать неудачные рисунки и раскладывать удачные, чтобы на столике для красок была только краска, а не всякий хлам. Продумываю заранее: стоя буду рисовать или сидя, как будет падать свет, где будет модель, на какое расстояние буду отходить от мольберта. Чтобы во время работы — только работать. А не искать нужную краску или расчищать пространство вокруг.
Работа художника напоминает труд ремесленника.
В вашей власти — заранее побеспокоиться о том, чтобы всё было на нужном месте. Это очень помогает сосредоточиться.





ПРИРОДА

Мы утратили связь с природой, потому что мы учимся, живём в городе, в информационной среде. И мы приходим к природе через ум, через работу над собой.
Природные люди — это люди, не столкнувшиеся с разрушительной силой цивилизации и с таким механизмом, как «средства массовой информации», которые несут в себе не только политическую пропаганду, но и визуальную, мировоззренческую. Крестьянин, расписывающий свой дом птицами и деревьями — природный художник. Если он увидит Сезанна, или, что ужасно — выпускника Академии художеств, и поймёт чуть-чуть, он потеряет связь с природой, а через ум до своего былого совершенства уже не дойти.
Рисование — это увлекательная работа, которую завершить невозможно, но двигаться с огромным интересом — реально.
Искусство живо прежде всего натурой, природой, в которой есть всё. И даже город, в котором мы живём.
Для того, чтобы человеку было уютно в городе, надо хотя бы, чтобы было чисто на улицах, чисто в домах, чисто в душе.
Но почему-то все связи не работают.
Так сделаем хотя бы свою жизнь чистой и посвящённой работе!
Если никто вокруг не хочет работать и жить нормально, то хотя бы мы свою жизнь проживём хорошо, согласуясь с законами природы.
Можно не знать многого, что делается сейчас в искусстве, но чем больше будет настоящего искусства, тем лучше будет жизнь.





САМОНАСТРАИВАЮЩИЕСЯ СТРУКТУРЫ

Всё живое рождается и умирает.
Человек живёт 100 лет.
Детство — Юность — Зрелость — Старость.
Всё существует по чётким законам.
Утро — День — Вечер — Ночь.
Жизнь человека: сон — не сон — сон — не сон и т.д.
Посмотрите внимательно на воробья за окном. Воробей прыгает беззаботно. Внешняя беззаботность помогает воробью выполнять последовательно и непрерывно определённую программу жизни. Ведь не зря же воробей прыгает именно здесь. А не думали ли вы — а куда вы идёте сейчас по улице? Зачем? Почему вы сейчас не в мастерской и не работаете?
Всё в природе состоит из сложных, самонастраивающихся и приспосабливаемым к внешним изменениям структур. И даже мысль: «Не буду сегодня рисовать!» и лень — даны человеку как свобода выбора.
Свобода выбора чрезвычайно важна для художника. Что хочу, то и делаю. Свобода не рисовать, спать до обеда, материальная независимость и свобода нарушить визуальные традиции.





МОЛОДОСТЬ

Если человек развивается, учится, способен воспринимать разрушительную силу молодости, то искусство такого человека всегда будет современным и молодым, не зависимо от возраста художника.





СОВРЕМЕННОСТЬ ИСКУССТВА

Стилистика работы быстро становится устаревшей, но если чувство настоящее, то работа художника не устареет никогда. Почему мы до сих пор смотрим Сезанна и Ван Гога? Потому что мы видим их чувства, переживания. Их работы живые.





ХУДОЖНИК НУЖЕН

Только художник может фиксировать свои чувства в художественной форме, выражая тем самым чувства других людей. А люди, даже не подозревая о том, как им нужен художник, пользуются результатами его творчества. Художественные образы входят в сознание и подсознание общества.





ВЫСТАВКА

Часто участвуя в выставках, художник имеет возможность посмотреть со стороны на свои работы. Художник сразу делает большой шаг.
Выставка — не самоцель.
Художник рисует не для выставок — он просто рисует, но для подошедших по времени выставок у художника есть новые работы. Выставка — возможность отстраниться, посмотреть на себя со стороны, подумать, найти новые решения.





ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Первый взгляд на работу очень важен. Когда вы заходите в мастерскую, первое, что вы видите, — свою работу, и первое впечатление — самое правильное. Это чтение работы знаком, сразу, без деталей. Вы сразу видите, что несёт в себе работа. Потом, когда вы начинаете рисовать, ощущение первого взгляда проходит, глаза теряют способность видеть обобщённо. Тогда вы работаете над деталями. И то, и другое очень важно.





ПОСТЕПЕННОСТЬ РАСКРЫВАНИЯ

Работа художника действует следующим образом: я вижу доли секунды, и мне сразу понятно, хорошо или плохо. А потом картина постепенно начинает усложняться, раскрываясь для вас. Вы общаетесь с работой — это похоже на открытие в большом доме дверей в разные комнаты с разным содержанием. Хорошую работу всё время хочется разгадывать, и вы будете в ней всегда видеть что-то новое для себя. Может быть, для такого общения художник и рисует картину.






МАЛЕНЬКАЯ ТОЧКА ПОД НОГАМИ

Найти что-то в себе, очень интересное и простое, и нарисовать это так, чтобы это было вещью.
Мир — это нечто непонятное и чужое. Нарисовав что-то, художник находит с объектом связь, взаимоотношения и делает его частью своего обжитого и уютного пространства. Чужой и холодный мир обживается, становится частью тебя, потому что ты его изображаешь. Это похоже на точку опоры, на которую уже можно крепко поставить одну ногу. И делать следующий шаг в познании и раскрытии мира, так как мир бесконечен, и познавать его можно бесконечно. Рисуя, художник изучает мир, постепенно расширяя границы освоенного: от рисунка к рисунку, от картины к картине, от скульптуры к скульптуре. Опыт накапливается так же, как растёт снежный ком. Всё время появляются новые линии развития, которые идут параллельно, пересекаются, выходят на первый план или исчезают. Каждую новую работу начинаешь, как будто ничего не умеешь, как будто нет никакого опыта, и художнику опять надо искать эту маленькую точку опоры. Художник всегда ученик, и стремится учиться и у природы, и у людей, которые его окружают.





МЕТОД ВЫЧИТАНИЯ

Всё время думайте: что вы рисуете? зачем вы это рисуете? почему сюда пошла линия? для чего вы берёте этот цвет? Почему рисуете именно эти: пейзаж, дом, окно, лицо, фигуру?
На рисование вы тратите свою жизнь, и надо сразу делать хорошо. Этот день уже не повторится.
Вы всё время должны искать определение того, что вы делаете. Перед вами — бесконечные возможности. Вы можете рисовать в любой манере, в любой технике, но вы должны определиться и уметь выбрать из всего разнообразия, что же вы делаете и как вы это будете делать. Из бесконечности возможностей вы отсекаете ненужное — то, что вы не будете делать. Вы должны точно найти тот один-единственный путь, идя по которому вы выражаете самое главное — то, чем вы живёте сегодня. И с максимальной сосредоточенностью и напряжением, насколько сейчас возможно, воплотить это в материале: в краске, в линии. Вы интуитивно приходите к такому результату, который является единственно верным решением. Если чудо произошло, и художник был точен и сосредоточен, то результатом его работы становится вещь, которая оказывается и во времени и вне времени.
Такой подход я и называю методом вычитания.
Чем больше возможностей вы будете знать, тем ваш выбор будет правильнее.





ЦИТАТЫ

Пауль Клее: «Суть космических процессов».
Джон Леннон: «Мы могли целыми днями вместе сидеть, пить и говорить о музыке».
Ренуар: «Плыть по течению жизни».





РИСОВАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Одно дело: мечтать о рисовании, думать, что я буду рисовать, строить планы, пить за рисование, говорить всем, что ты художник, всё время собираться рисовать.
Другое дело — рисовать всегда.





ВЕЗЕНИЕ

Случайные события жизни, встречи с людьми, которые на вас повлияли, или возможность быть беспечным в связи с тем, что вы родились богатым, или подвернувшийся заказ, который спасает вас от голода, или везение на вступительных экзаменах, после которых вы попадаете в художественную среду, которая вас формирует как художника — все случайности происходят или случайно, или не случайно, но момент везения необходим, чтобы стать художником, тем более художником реализовавшимся.





РЕАЛИЗАЦИЯ

Человек, который не реализовал себя и не стал художником (если он им хотел быть), заслуживает вопроса: «А почему ты не реализовал свои желания, почему ты не рисовал?»





СОЛНЫШКО

Вы проснулись, ещё хочется спать, вы потягиваетесь под тёплым одеялом, жмуритесь, делаете зарядку. Завтракаете. Но заставить себя сесть за рисование не находите сил.
Где брать энергию, чтобы рисовать?
А энергия — она от солнышка.





СХЕМА

А если отнестись к своей жизни так:
Проснулись, когда ещё темно за окном, и видите, как становится светло — Солнце встает, и всё в вас расцветает, расправляется. Глаза уже не сонные. И как приятно делать зарядку — всё растягивается и скрипит, похрустывает. Истома. Как глубоко проникает тёплая ванна! Холодный душ! Какой вкусный завтрак! Фрукты!
…вы уже идете по улице минут 20, по морозному утру до своей мастерской, и, что очень важно, никого знакомого не встретили, ни с кем не поговорили. Пришли в мастерскую и сразу увидели свои работы. И включились в «непрерывность размышлений».
Готовите краски, перебираете тюбики, палитра чистая! Кисти вымыты вчера вечером! А чай уже закипел! И всё… началась работа до обеда! И время побежало. БАЦ! Обед!
Вы идёте домой. Красивая жена кормит вас вкусным обедом.
Часа через два вы идете в мастерскую, и вы работаете, пока солнце не начинает скрываться за горизонтом. Вы ещё час-два прибираете мастерскую, моете кисти, чистите палитру, посидите перед работой, покурите, подумаете… и идёте домой. Хочется поужинать…
Приходите, а дома шумно, весело!





РИСОВАТЬ ОЧЕНЬ ТРУДНО

Если работа у художника получается легко, художник должен остановиться и подумать, разобраться, в чём дело. Художник должен двигаться дальше, не повторяясь, не вырабатывая клише и приёмов. Когда рисуется чересчур легко, как правило, это говорит о том, что создается штамп.





СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Самое дорогое — это время. У художника должно быть много свободного времени: надо много думать, смотреть, общаться, учиться. Для художника важна возможность быть беззаботным — только тогда приходят такие идеи, которые обогащают искусство. Но в реальности чаще всего не бывает так, как представляется. Художник проживает нормальную человеческую жизнь с обычными заботами, где очень немного остаётся свободного времени, которое необходимо ценить и не тратить не на рисование.
Берегите свое время, рисуйте, не бездельничайте!





СКОРО ВСЕ БУДУТ ХУДОЖНИКАМИ

То, как вы нарисуете, необходимо всем! Никто не сделает так, как вы! История искусства будет неполной без ваших работ.





ЕКАТЕРИНБУРГ

Если вы не умеете реализовывать свой творческий потенциал там, где вы живёте, например, в Екатеринбурге, где художников никто не балует, то вы не сможете реализоваться как художник и в более комфортных условиях.





ЧТО ЗНАЧИТ — ЗАВЕРШИТЬ РАБОТУ?

Работу завершить невозможно. Невозможно понять всех причин возникновения работы у другого художника.
И не надо.
Важен результат.
Важно, чтобы был виден процесс. Как художник к этому пришёл, и видно, куда развиваться дальше.
Видны возможности.





ЗРЕНИЕ МИМО

Вы смотрите на натуру, и одновременно смотрите сквозь натуру, мимо натуры.
Вы проводите линию на бумаге и одновременно ищете эту линию, которая возникает из нескольких проведенных рядом линий. То есть, вы рисуете линиями, а мыслите понятиями.
Объём.
Масса.
Пространство.
Вес.
Тон.
Цвет.
Пропорции.
Соединение форм.
Где глаз отдыхает?
Куда глаз скользит?
Где больше? Где меньше?





НЕЛЬЗЯ СКРЫВАТЬ СВОЁ ИСКУССТВО

Это иллюзия, что мы тайно и тихонько что-то нарисуем, а потом всех удивим. Показывайте свои работы!
Но чувство, когда вам надо показать их, должно постепенно созревать, накапливаться. Не торопите искусственно события. Всё придёт вовремя. Прислушивайтесь к себе и не пропустите своё время.
В том, что вы показываете — вы получаете обратную связь: во-первых, трезво смотрите на результат, во-вторых, освобождаете место для нового и, в-третьих, отпускаете работу в самостоятельную жизнь.





МОЛЧАНИЕ

Перед началом работы не надо разговаривать. Не надо объяснять, что вы хотите выразить. Вы сразу потеряете энергию в своей работе. Если скажешь — не сделаешь.
Сказал — потерял.





РАЗГОВОР

— Над чем вы сейчас работаете?
— Я размышляю.





ПРОСТО РИСОВАТЬ

Моя идея — рисовать с утра до вечера, ни о чём не думая, не выстраивая никаких концепций, не определяя заранее планов, решая все проблемы параллельно рисованию. Рисунки — как большая полноводная река, с подводными течениями, заводями, перекатами, водопадами. У реки есть берега. А за ними и весь мир. Плывя по реке, можно выйти на берег и пойти гулять по лесу, и дойти и до пустыни и до вечных льдов.
Рисование как процесс.





РЕАЛИЗМ

Жизнь — это решение задач, которые возникают на пути. Художник всегда знает, что нужно сделать именно сегодня, сейчас.





ФОРМА В ПРОСТРАНСТВЕ

2 пространства.
Пространство неба и пространство земли.
Всё, что на поверхности земли — понимается как связь неба с землёй. Самая совершенная форма — человек. Почему человек так устроен? Как он устроен? Почему человек так красив? Почему всё, что существует в природе, так красиво?





РИСУНОК

Рисунок — это поиск, это процесс. Идеи художника выражают пропорции, соотношения. Фактура — это вкус.





ИЗУЧЕНИЕ

Изучение всех систем изображения. Изучение всех образов, ставших самоценными и делание этих образов своими.





ПЛЕНЕР И МАСТЕРСКАЯ

Год своим температурным распорядком естественно делит работу художника на 2 части.
1) Когда тепло — пленер.
2) Когда холодно — работа в мастерской.
Одна часть другую дополняет и развивает. Работая на пленере, мы обогащаем себя и напитываем силой. Но хочется и лабораторной работы, для этого есть зима.





ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ САМОМУ

Никто не поможет художнику. Надо всё продумывать до последней точки. Если художник что-то придумал, это надо сделать.





КОНСПЕКТ

Художник всё время куда-то прорывается, уходит в другие пространства, а там темно. Художник пытается найти свет. Работа художника не однозначна и не прямолинейна. Главное — создать единую кровеносную систему. Если художник видит, что вышел не туда, спокойно начинает заново. И не испытывает жалости к себе.
Собираются какие-то кусочки, строчки, рисунки, вся эта груда вытряхивается на стол, и начинается самопроизвольный процесс.
Композиции развиваются не по задуманному сценарию, но всё постепенно находит своё место.
Более всего воспринимается иллюзия достоверности, а не подлинность. Популярно только то, что не утомляет, что не требует усилий. Гораздо проще посмотреть про страх, про ужас, про красивую жизнь, испытать шок и массу сильных эмоций, чем попытаться приблизиться к тому, что медленно тебе открывается.
Подлинное искусство не вызывает зависимости, а только прилив собственных сил.
Рассуждений нет. Есть инстинкт. Если говорить о концепции, то или её нет или она не нужна. Концепцию не нужно выставлять, показывать. Чем более она будет скрыта, тем более инстинктивно художник работает. Инстинкт предполагает другую степень искренности.





ЭПИЧНОСТЬ

Любой книжный сюжет, по поводу которого вы начинаете рисовать — иллюстративно или ассоциативно — надо понимать как рассказ о том как произошел мир, откуда взялись небо и земля. Например, рисую Буратино, а ведь это кукла, а это — модель человека. То есть в самом, на первый взгляд, незначительном сюжете надо находить вещи величественные и глобальные, заслуживающие того, чтобы это рисовать. А если вы не видите таких обобщений, то зачем тогда рисовать этот сюжет?
Ощущение, что вы сочинили это сами. Это ваш герой, ваша история. Тогда она рисуется так, что образы возникают такие, что никто не сомневается, что это так и есть на самом деле.





НАТУРА

Натура художнику необходима как сбор информации, но натура парализует личность художника. Всё выстраивается с белого листа и с появления на листе линии, с которой раскручивается весь мир.





НАСТРОЙ

Каждый человек сталкивается в жизни с тем, на что он настроен.
Жизнь и творчество становятся единым целым и художник счастлив, независимо от обстоятельств.





ПОСТОЯНСТВО ДВИЖЕНИЯ

Любой человек постоянно меняется, становится другим. Восприимчивость к новому в себе, непрерывная линия новых качеств, что даже кажется, что можно не успеть за собой. Это и есть — неизменяемая суть.





ХУДОЖНИК РИСУЕТ

Дело в том, что работать надо ежедневно.
Всё, что делает художник — он делает руками, разглаживает каждую складочку, убирает каждую пылинку. Комната, где долго не был, становится чужой. Но вот комната чистая, и художник начинает работать, и всё превращается в хаос, непонятно, где верх, где низ, всё в бумаге, кисточках, тюбиках. Этот хаос — самый родной. И вдруг — доносится запах пирога с картошкой. И художник рисует всю ночь яблоко, курит на кухне в форточку, а потом — съедает яблоко. Шаг за шагом, из всего этого складывается образный мир художника, который растёт так же постепенно, но становится сильным и заметным, как дерево. А тайна, из которой вырастает это дерево — не раскрывается.
Работа художника несёт в себе это тепло. Работа оживает, когда на неё смотрит зритель и передаёт мироощущение художника.





ТНЕ END

Чтение этих лекций может остановить вашу фантазию. Не читайте, а вслушивайтесь в себя! А лучше всего вместо чтения — загорать и купаться.


Рецензии
Очень не просто иногда разобраться в самом себе, и чем взрослее становишься, тем чаще важные вещи убираются на самую дальнюю полку.
Парадокс...
В повседневной жизни ты знаешь, что в рисовании вся твоя суть. Даже, если в дверь ломятся, чтобы тебя отвлечь... Рука не перестанет магнитом тянутся к карандашу, глаза гореть, а сердце ликовать !!!! В постранстве остаешься ты и рисунок.
а дальше...*Посмотреть и сказать, да* я доволен своей работой - к этому ведет долгий путь, поиск собственного Я...

p.s. Написанное в этой лекции так важно, не могу сказать чем или как, но мозгу становится легче и сердцу радостнее))))
СПАСИБО!!!!!! за мысли, которые можно прочитать

Кира Супрунова   23.10.2009 11:30     Заявить о нарушении