Путешествие во Владимир

 

В моём распоряжении была суббота, и город  Гороховец, простучавший сухими горошинами, поманил древними храмами и купеческими домами, как рассказывали знакомые, сохранившимися в целости и придающими его образу неповторимый и привлекательный вкус русской нетронутой старины.  Около 10 утра поехали.
Рискнули по МКАДу, и промчались по нему ветром, успев за полчаса до образования пробок. О которых потом объявили по авторадио,  когда мы уже выехали на финишную прямую по Горьковскому шоссе. К северо-востоку от Москвы, на Нижний Новгород, Казань.
Названия, как музыка летели навстречу – Покров, Богослов, Юрьевец. Русь здесь осталась в названиях населённых пунктов. Да в умирающих покосившихся деревянных избушках с наличниками, к которым почти вплотную примкнула вечно гудящая, несущаяся двумя непрерывными потоками трасса.
На пути к Гороховцу – Владимир, один из древнейших русских городов. Не могли проехать мимо.
 Официальной датой основания города считается 1128 год, когда князь Владимир Мономах заложил здесь крепость, а ещё раньше, как упоминает Ипатьевская летопись,  другой Владимир, Святославович, в 990 году основал на этом месте город и назвал его своим именем. В дальнейшем обустраивал и прославлял город Владимир внук Владимира Мономаха, Андрей Боголюбский.
Когда-то славный, богатый и  красивый город, Владимир многократно разорялся набегами татар, и после очередного опустошения - войском Мехмед-Гирея в 16 веке, так и не смог вернуть былого величия. В 19 веке это уже был небогатый провинциальный город.
Сегодня центр города с широкими площадями и грандиозными храмами величествен,  но отойдёшь чуть в сторону – пыльные перекошенные, обшарпанные дома, кажется, готовы рассыпаться от лёгкого толчка. И, нелепая на фронтонах старинных зданий, реклама стильной одежды… Правда, микрорайон вполне приличный, и по городу  часто ходят автобусы и троллейбусы; есть несколько современных зданий и в центре,  одно даже фешенебельное – гостиницы, около которого, наверное, моют асфальт.
В центре -  Успенский собор. Великолепный, огромный, белокаменный, с многочисленными золотыми главами.  С богатейшей росписью внутри, иконами в драгоценных роскошных золотых ризах, с прекрасными иконостасами, с мощами святых в раках  – святыня земли русской…
И вдруг у входа старуха спрашивает: ваш билет?! Теряю дар речи – билет на вход в храм, чтоб приложиться к иконам?
Очередная толпа голоногих экскурсантов под предводительством громогласной гидши отвлекает внимание билетёрши. Осматриваюсь: женщины в платках за свечным ящиком продают свечи и иконы, установлены ящики для пожертвований, пахнет ладаном. Не по-музейному – какие же билеты? 
Протискиваюсь сквозь наш и заграничный люд.  Около подсвечников и икон суетятся бабушки, смотрят строго,  вперёд пройти нельзя – пространство перегорожено бархатными перетяжками, как в метро у не работающих эскалаторов.
Просочилась в щель между стойкой перетяжки и храмовой колонной, прошла и   приложилась к иконе Богоматери. Возвращаюсь и вижу женщину, которая со слезами обращается то к  одной, то к другой из служащих старушек и умоляет их пропустить к иконе. Старушки неприступны. Цепляется взглядом за меня – как прошла?  А я уже собираюсь протискиваться обратно. Женщина протягивает с отчаяньем руки и почти кричит: у меня ноги больные, я едва добралась сюда, ну как же мне к иконе подойти?!
Останавливаюсь, спокойно и  внятно  говорю: да проходите, пожалуйста, икона для всех, чего вы проситесь? И немного отодвигаю стойку, освобождая проход.
Женщина проходит, а на её лице: смешение эмоций и крайняя растерянность  - простота решения привела её взволнованные чувства в ещё большее смятение. Помоги ей, Господи!
А что старушки? Ничего. Отвернулись.   
Дочь моя взирала на всё это с недоумением. Когда вышли, сказала, что на душе тяжело и добавила: «Вот, мам, почему мне здесь сразу  безблагодатно показалось».
Думаю, что святые места святыми и благодатными остаются всегда, только мы не чувствуем благодати, когда пытаемся «обилетить» к ним вход.
У входа стояли группами иностранные туристы из разных стран. Их было много – старых и молодых. Умилилась, когда  в толпе одинаково кругленьких, загорелых, в коротких штанишках, иностранцев разного пола увидела, что все женщины натянули на головы почти одинаковые панамки – готовились войти в храм.
Съели вкусное по-старинке местное мороженое и поняли, что  в Гороховец не успеем – уже четыре часа. Тогда заглянем в Юрьев-Польский, почти по пути обратно. Но сначала заехали в Боголюбов, где над прудом возвышается прекрасный белокаменный  храм с синими куполами.
В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (эта икона называется Владимирской). Недалеко от Владимира лошади, везшие икону, остановились, и  не могли тронуться с места. Князь попросил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед этой иконой, и сам стал молиться. И увидел Пресвятую Богородицу со свитком в правой руке. Она велела князю принесенный из Вышгорода Её образ поставить во Владимире, а на месте своего чудесного явления построить храм.
Князь Андрей заложил на этом месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии там возник монастырь. Иконописцы написали образ Божией Матери так, как видел Её князь: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Эта икона стала называться Боголюбской иконой Божией Матери, теперь она - одна из древнейших чудотворных икон России. Празднование 18 июня. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, и сам с тех пор стал прозываться Боголюбским.

За поворотом на Юрьев-Польский сразу по обе стороны от дороги развернулись прекрасные русские  ландшафты – холмистые просторы с яркой свежей зеленью июньских полей, рощами, перелесками, синими от неба озерцами и речушками,  уютными издали  сёлами. Всё, как сто и двести лет назад. Тот же первозданный покой,  небо и солнце, пение птиц, тёплый ветер и безлюдье. Безлюдье на многие, многие километры.
Сначала решили заглянуть в Свято-Никольский женский монастырь вблизи Юрьева, проехали насквозь город, и направились по просёлочной дороге на видные издалека маковки.
Село Новое, от храма идут монахини, один из их спутников приостановился и помахал нам. Останавливаюсь, он подходит, улыбается, здоровается, представляется – Владимир. Из ворот выходит священник, благословляет нас, его зовут отцом Владимиром.
Одна из монахинь – сестра Феодосия вернулась, чтоб рассказать историю монастыря.
Он был основан в 1350 году, неоднократно по разным причинам прекращал своё существование.  Возрождён в очередной раз  в 1995 году. Поначалу здесь существовала тайная женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном (Абрамовым), умершем в1994 году.

"В обители сегодня пять чудотворных икон Божией Матери, которые были перенесены в этот храм после закрытия окрестных храмов: Иверская - местная, два образа "Всех Скорбящих Радость", "Скоропослушница" и "Боголюбская"
Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях:
"В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром".
Икона "Всех Скорбящих Радость", на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбным ликом, обращенным влево, принесена из уничтоженного села Некоморно, которое находилось в двух километрах на юго-восток отсюда, сохранились лишь фундамент храма и несколько могил.
С появлением этой иконы в Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления. Богородица велела девочке найти  Её икону, ополоснуть образ и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и обнаружили икону в мастерской - изображение почти пропало, её использовали в бытовых нуждах и даже прожгли табачным пеплом - до сих пор «ожёг» виден на образе. Когда икону обмыли и водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.
Еще одна икона "Всех Скорбящих Радость" - без оклада, в каноническом изображении. В старину, её, как особо чтимую в округе, часто возили по деревням.
Икона "Скоропослушница" - афонского письма (вероятно, из села Волствиново, в трёх километрах на северо-восток от села Новое.
Икона "Боголюбская" из села Симы - точная копия с чудотворного первообраза.
Особо почитаются такие иконы "Троеручица" из села Семьинское и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. Говорят, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, отходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от живых людей".

Мы получили приглашение на трапезу, на которую благословила игуменья – схимомонахиня Ольга. Нас угостили гречневой кашей и свежим монастырским молоком – держат коров. Передали поминальные записки в Новый Иерусалим.

По Юрьеву-Польскому проехали, когда вечерело – старинный, очень красивый, но очень обветшалый  город. Отражается в воде часовня Никитской церкви. Михаило-Архангельский монастырь в центре города с мощными  крепостными стенами, ворота уже закрыты. За ним – зарастающий пруд, ветхие какие-то строения, одуванчики.
Темнеет, возвращаемся. Ужасные дороги во Владимирской области, где-то  за  Кольчугино пробили колесо. Ночь. Наш с дочерью немой вопль о помощи с протянутой рукой у дороги остаётся безответным.  Редкие встречные машины не останавливаются, не притормаживают,  а  стараются подальше и побыстрее объехать. Что делать? В поле, напротив дороги строение, похожее на ферму. Там горит фонарь. Подошли, злобно залаяла собака. Людей нет. Выше, на горе - деревня. Пришли. Перебудили всех собак. Из трёх крайних домов никто не вышел, а из четвёртого, длинного, освещённого во все окна, вышел парнишка лет пятнадцати и сказал, что из взрослых дома одна бабушка. Мужиков в деревне нет, а дачников он не знает никого. Отправился вместе с нами будить дачников. Из одного аккуратненького домика вышла молодая женщина и шёпотом сказала, что муж спит… Разве сосед? Тут же из домика напротив выглянула девчонка, а за ней и сам сосед. Объясняемся. Что делать – идёт помогать. Поставленным голосом спрашивает: запаска есть? Инструмент?  Стараюсь незаметно разглядеть его в темноте - осанистый, высокий, волосы густые, длинные, немного вьются,  потрёпанные «огородные» ботинки с модным узким мысом, «огородное» пальто, разорванное подмышкой тоже модное. Артист что ль? Парнишка идёт с нами, за околицей догоняет заспанный сосед. Через полчаса колесо поменяли. Благодарю – спасибо, добрые люди, спасли!!! «Артиста», его зовут Владимиром, весело говорит на прощанье: «Счастливо, девчонки, будьте осторожны».


 


Рецензии