ТЕМА

Оба они принадлежали к миру искусств и оба были одинокими, хотя каждый из них был одинок по-своему.. Он приходил к ней каждый вечер и уходил утром.   Рая не задавала ему вопросов о жене. Не говорил о ней и  Имран. Только однажды, перед уходом, он со вздохом произнес: «Что же поделаешь, если уже и врачи отказались ей помочь»... Рая  молча сжала его руку.
 .Оставаясь одна, она занималась своими акварельками, которые к тому же кормили ее. Вечером готовила легкий ужин и ждала, когда он придет, и еще с дверей скромно произнесет: «Я пришел"
. Он уже не раз говорил, что не может обходиться без нее, и намекал на их общее будущее  Если, у них есть общее будущее, то пусть и секреты у них будут общими. Так будет честнее.- как-то подумала Рая.
  В тот же вечер  она поведала ему тайну, которую много лет  хранила на сердце и никому  не открывала.
  "Мой отец,- начала  она, - умер, когда я была еще в пеленках. Мама привела в дом любовника, и он остался у нас жить. Он полюбил меня,  крошечную,  как своего собственного ребенка, нянчил и кормил из ложечки.
    Мама умерла от рака.  Мы   остались  с ним  одни. Он продолжал заботиться обо мне: водил гулять, покупал игрушки, а уходя на работу, просил соседку присматривать за мной. Когда у меня обнаружились способности рисовать, он накупил мне карандаши, краски, и отвел  в  студию, где учили детишек рисовать  Он и сам был не без способностей,   учил меня  рисовать,  как он  говорил,   «вживую», ставя передо мной  кувшин  или   вазу с цветами. А когда я стала школьницей, он настаивал,  чтобы все свободное от уроков время я занималась  рисованием. Так мы и жили,  как отец и дочь. Но потом он начал пить, и домой приходил пьяным. Мне было очень больно видеть, как пьяным он бил себя по голове, говоря: «зачем, зачем вы так, подлецы и негодяи."   Кто были эти «подлецы и  негодяи» - он не говорил, но трезвым просил у меня прощения,  уверял, что скоро все кончится и он перестанет пить.
 Мне исполнилось пятнадцать лет.  В день моего рождения он дал мне много денег и сказал: «Купи себе, что захочешь и отпразднуй  этот день с с друзьями». Я так и сделала: купила себе новое платье, туфли и пригласила друзей в кафе.  Мы  хорошо повеселились. Домой я пришла усталая и сразу легла спать."
  Через  доли  секунды,   с трудом переведя  дух,   Рая  продолжала: 
    Я  проснулась  оттого, что отчим голый сдирал с меня рубашку. Он был сильно пьян, и как я ни  старалась вырваться из его рук - не смогла. В эту ночь он меня изнасиловал."
 Повисла  пауза.
  - Что было потом?-  спросил Имран.
  - Потом он не раз приставал ко мне. И как я ни умоляла и просила  его оставить меня в покое,   он не слушал.
  - А ты? Что же ты?
  - Что я? Иногда чувствовала к нему сострадание, но чаще ненавидела.
  - Чем же все кончилось?
  - Кончилось, когда утром пришли за ним люди в форме, посадили  в машину и увезли. Его  судили и  посадили  на  восемь лет.
  - Ты его больше не видела?
  - Ездила в тюрьму, носила передачу, как никак у него кроме меня  никого  на свете  не было. Через год его не стало.  Заболел, его положили в тюремную больницу и там, в туалете,  он повесился.
Рая  замолкла, молчал и Имран. В комнате наступила такая тишина, что  казалась осязаемой.
  - Жизнь груба и жестока,  -  заговорил  Имран,  --  Слава  Богу,  все уже в прошлом.  Не  надо,  не стоит  об этом вспоминать.

В этот вечер  Имран не остался ночевать, сославшись на то, что жене стало хуже. Не пришел он и в следующие дни. Рая  встревожилась: «Неужели это мой рассказ…» - терялась она в догадках.
Через неделю из газет она узнала, что жена   Имрана   скончалась.. Теперь  Рая  беспокоилась о нем самом: «Как он там? Похоронят, все разойдутся, он останется один»    Она подумала, не пойти ли самой к нему, но не знала, как это будет выглядеть, - вдруг  ему не понравится. Лучше  ждать. И он пришел
  - Трудно теперь тебе будет,  - ласково  обняла его  Рая. 
  - Легче, гораздо легче. - сказал он,  добавив: - Это было адское мученье.
 Больше они на эту тему не говорили.

Вскоре он предложил Рае  перейти к нему. Она согласилась, перенесла к нему все свои принадлежности для живописи, устроила уголок, где  поставила мольберт, разложила на столике краски, но работать не спешила. Ей и без работы было хорошо на душе. Она признавалась себе, что счастье, которое ей судьба подарила, было как манна небесная.  Не появись он, ее жизнь так и была бы бесцветна. Другие мужчины, лишь  выкручивали перед ней свои  донжуанские штучки, о серьезном с ней никто из них не помышлял.
А  Имран даже не старался, но Рая  сразу оценила его надежность.  К тому же, она почитала его талант.  И хотя слава его последнего фильма стала приутихать, она верила,  что скоро он отпразднует свой новый успех. (Если бы  тогда  она  знала, что  предрекала в этот миг самой себе!)
    А пока она с грустью замечала, что часто он возвращался со студии вялым, удрученным, словно побитым. Было больно слышать, когда он восклицал: «Ну до каких же пор эти бездари будут предлагать мне свои бредовые сценарии?»  По вечерам он перелистывал газеты, журналы, надеясь натолкнуться на что-то, за что могла уцепиться его мысль, но, отшвыривая все в сторону, задумывался и молчал. «Ничего нет?»- спрашивала она. Он знал, что она не подталкивала его,   не направляла - она просто участвовала в его переживаниях, а потому  лишь отмалчивался. Но нервы его сдавали. К тому же без работы становилось трудно не только морально, но и материально.
  - Может, мне снова заняться  акварелями?  Все же  помощь  нам .-  Осторожно произнесла Рая.
 Имран озадаченно нахмурился и после некоророго раздумья, произнес:
  - Этим дело не поправишь.
 Но постепенно и  сама  Рая начинала нервничать.
  - Я не понимаю,  -  сказала  она,  -   чего ты ищешь?  Ведь снимают же другие.
  - Другие? - передернулся Имран-  Пусть снимают. Я не «другой»,

С некоторых пор она стала замечать в нем  перемену. Он  забивался в своем кабинете и что-то подолгу писал. Но  странная вещь: исписанные листы он  не оставлял на столе, как это обычно делал, а старательно прятал  под ключ в ящик  стола. И все было бы ничего, если бы не его странный, испытующий  взглляд на нее,  когда она возилась на кухне или  находилась поблизости.
  - Ты что так странно на меня смотришь? - не выдержала Рая.
  - Ничего, просто так- заверил он, и поспешил удалиться в свой кабинет.
«Делом занят,- решила  про себя  Рая.-  Пора и мне заняться делом, Завтра же начну рисоват»
 Каково же ей было, когда поздно вечером, перед сном, он огорошил ее вопросом:
  - Как ты думаешь, этот негодяй раскаялся в тюрьме?
  - Кто? Какой  негодяй? - изумилась Рая.
  - Твой отчим,- сказал он так, будто только что о нем шел разговор.
  - Мой... мой отчим?-  воскликнула Рая. И вдруг ее осенило: - Ты что, о нем пишешь, да? Так вот почему ты прячешь свои листы. Что ты надумал? Решил писателем стать? Покажи, что ты там пишешь. Иначе  ты просто... - пыталась она найти нужные слова для своего гнева,  но,  вместо этого  строгим  голосом  заявила:
  - Я  не желаю  больше  слышать  об  этом. Тебе ясно?
  Имран   молча опустил голову.

Уснуть  в  эту ночь  Рае   не удавалось. Мысли ее путались: что-то она упустила, какая-то завеса стала между нами, –  размышляла про себя  она.  - Надо быть повнимательней к нему, подобрее. Хорошо бы  переменить обстановку. Нужно  сходить в бюро путешествий и поинтересоваться, какие там есть недорогие путевки.
Но на следующий день, прямо с утра, Имран снова огорошил ее  вопросом:
  - Почему же ты не ушла от него, а продолжала с ним жить? Он угрожал, что…
  - Опять?- вскрмчала  Рая - Зачем ты терзаешь меня?  Что тебе надо?
Скажи, что?
  - Не сердись милая,  пойми, я хочу знать. Это образ человека, который…
  - Какой это тебе образ? Это моя трагедия. Я не хочу ее вспоминать.
  - Прости, умоляю, прости. Но ты  только  выслушай  меня. Мы с тобой художники и, если для тебя средство выражения  живопись, то для меня это кинематограф. Это ведь хорошо, что у нас есть общее.
  - Какое общее?- простонала Рена - Тебя тогда не было. Что же здесь общего?
  - Искусство. - спокойно произнес Имран.- А искусство, как тебе известно, требует жертв.
  - Шутить решил? Ну шути, шути - бессильным от негодования голосом, проговорила Рая.
Махнув рукой, она направилась к дверям
  - Ты куда? - тоскливо  кликнул  ей вслед Имран
  - Пойду пройдусь. Может, приду в себя.

 Имран встретил ее необычно возбужденно.
  - Дорогая, где ты ходишь?  Ты представляешь, такая удача... я так рад. Нашелся спонсор, богатая нефтяная компания!
 Рая серьезно всмотрелась в его глаза. Ничкго, кроме ликования.
  - Я заказала путевки. -   спокойным тоном  объявила  она.  - Поедем на море.
  - Путевки? На море?! - взревел Имран. - Ты с ума сошла! Сейчас, когда мне так повезло! Я начинаю съемки, какое тут море?- Он взял ее руки в свои - Радость моя,  мы снимаем наше кино.
 Она отдернула руки, лицо ее вспыхнуло:
  - Ты собираешься снимать мою историю? То, что я тебе, как дура рассказала?
  - Родная моя, ну что тут такого? – умоляюще протянул Имран - Это просто история одной девушки. Ты что ли одна такая?
Промолчав,  Рена угасшим голосом сказала:
  - Делай, что хочешь.
Имран радостно подскочил на месте
  -  Прекрасно, милая. Я столько времени был без работы. Ты видела, как мне это доставалось.
  -  Повторяю, делай, что хочешь. -  едва  выдохнула Рая и,  отвернувшись, ушла в спальню.

 Она слышала, как он ходил по комнате. «Хватит мне злиться на него,- уговаривала она себя. - Он действительно страдал без работы. Талант - и без дела... К талантливому человеку надо относиться терпимо и бережно. Подумаешь, моя тайна! В жизни бывают и похуже вещи. А главное, в моей судьбе все обошлось хорошо. Я любима, что же еще мне надо? Нет, я не буду ему мешать.
 Она прислушалась, в комнате шаги затихли. На цыпочках, балансируя руками, Рая вошла в столовую, увидела, что он спит на диване, наклонилась и поцеловала его в щеку.
  - Это ты? Я так устал,- простонал  Имран.
  - Спи, спи,- сказала она, укрывая его пледом.

Перед туалетным столиком, напевая, Рая полировала ногти. Имран вошел тихо и обнял ее за плечи.
  - Хочешь мне что-то сказать? - обернулась она к нему.
  - Я нашел человека на роль отчима. -Сказал он. - Отлично проявился на пробах. Правда, молодой, но и тот, наверно, был тогда не очень старым.  Разве не так?
 Рена молчала.
  - Он не актер. -Продолжал Имран. -  Но я и не хочу наших актеров, они или переигрывают, или не доигрывают. Он театральный художник. Как ты считаешь?
Рена  лишь  пожала плечами.
  - А почему ты не спрашиваешь, кого я выбрал на роль героини?  - удивился  Имран.
  - Кого?- вяло спросила Рая.
  - Тебя. Ты будешь сниматься в нашем фильме.
  - Чт - о? - взорвалась Рена - Я? Да ты с ума сошел! Совсем перестал соображать?
  - Нет, -  невозмутимо произнес  Имран и, слегка  подумав, повторил:- Нет.
  - Что «нет»?- вскочила Рая со стула, не обращая внимания, как маникюрные принадлежности разлетелись в разные стороны.- Я не актриса и играть не умею.
  - Вот и хорошо.- радостно подхватил Имран.- Тем искреннее сможешь донести правду.
 Раю затрясло как в лихорадке.
  - Донести правду? – вскричала она. - Кому, зачем? Мне хватит того, что я уже перенесла в жизни. Этого мало? Ты  просто кретин,  Имран!
  - Раньше ты говорила, что я гений, а теперь я кретин? - хихикнул он.
  - Раньше я тебя плохо знала. А теперь знаю.
  - Ну хорошо, я согласен, я кретин, но ты должна...
  - Никому я ничего не должна. Слышишь? Не должна.- Не только лицо, вся ее фигура выражали возмущение. Она бухнулась на кровать и закрыла  руками  лицо.  «Дура я, дура,»- всхлипывала она.
 Он вмиг очутился у ее ног, обнимая  ее, он называл ее нежными именам.
  - Уходи. -  Ногой  оттолкнула его Рая. -  Не могу тебя видеть.
  - Раичка,, радость моя, - бормотал Имран - ну почему ты так?  Ты моя жена. Помогала мне в трудную минуту, помоги и сейчас.
Она в упор посмотрела на него. На лице ее проступила страшная бледность. Казалось, что в ней все  внутри заледенела.
  - Хорошо - процедила она сквозь зубы. - Я буду сниматься в твоем кино.
  - В нашем, в нашем кино, - протянул к ней руки Имран .
  Презрительно скривив губы, Рена  отвернулась  от него
 

Сьемки шли полным ходом. Снимали город, улицы, какие-то «проходы», школу, учеников за партами и еще много всяких общих планов.
Рая сидела в кресле,  закинув ногу на ногу, и наблюдала  как на площадке возились с декорацией. Имран подвел к ней девчушку лет семи.
  - Это наша маленькая героиня - сказал он. - Нравится?
Рена ласково потрепала девочку по волосам.
  - А вот и наш герой,- направился  Имран к вошедшему. - Раичка, дорогая, это твой партнер, знакомьтесь. Вам теперь целую жизнь вместе придется прошагать. - рассмеялся он, довольный своей шуткой.
 И через минуту:
  - Похож? -  шепотом обратился он к Рае. - Как ты считаешь,он подходит на роль отца?
  - Ты больше подходишь. Такой же садист, как  был  тот, - Так же шепотом ответила Рая
 Имран горько улыбнулся, потом снова прошептал ей на ухо:
  - И все-таки я люблю тебя.

Девчушку отсняли, материалом остались довольны и принялись за Раю. Декорация была готова. В тесной  кухоньке, в охидании отчима она должна была готовить ужин.
Пришлось снимать чуть ли не десятки раз. Рая  злилась, отказывалась повторять.
Понадобилось немало настойчивости и еще больше терпения, чтобы с грехом пополам сценка была отыграна.
Дома Имран пробовал ей втолковать:
  - У тебя все время какой-то осоловелый взгляд. Так нельзя, дорогая, соберись.
  - А ты что от меня ждал? Телячьих восторгов? Отчего? Оттого что ты меня запряг...
  - Не говори так, пожалуйста. - перебил ее Имран. - Подумай лучше, какой ты была до... ну, до... ты понимаешь о чем я говорю. Наверняка ты была мягкая, теплая, даже немножко смешная. Ну откуда тогда могли быть в тебе злость и упрямство?
  - Отстань, - устало отмахнулась Рена. - Я тебе не кукла.
  - Ну, ладно, родная, не сердись. Все у нас получится, я уверен. Впереди еще есть время.
И время действительно делало свое дело - оно творило с Раей метаморфозу:
Сцены ее с «отчимом» проигрывались на высоком накале и как говорится «с ходу» Никому не было понятно, что с ней произошло. Непонятно было и ей самой, что заставляло ее вытягивать нерв за нервом, чтобы находясь рядом с мнимым "отчимом", не выдать наружу волнение, которое в ней кипело. Такого с ней ни разу в жизни не было.
 Сценки отсняли  без единой репетиции. Имран был в восторге и от восторга все время чертыхался.
  - Черт возьми, я не ошибся! Я знал, чувствовал, какая в тебе сила. Талант! Бывает же такое! Как мне, черт побери, повезло!- потирал он от удовольствия ладони. - Раичка, ты…
  - Уймись, - ледяным тоном прервала  его  Рая.

Сьемки  подходили к завершению. В этот день снимали самую важную сцену, которую из-за важности  отложили на конец. Оператор долго возился, ставя юпитер, вставляя то одну, то другую заставку. Рая в ночной рубашке лежала на кровати, прикрытая  простыней. Нет, она не хотела углубляться мыслями в прошлый кошмар, как того от нее требовалось. Лучше было бы вообще ни о чем не думать, - вздохнула она. - все равно ничего не выйдет. А если и выйдет, ей это безразлично Она опустила глаза и снова  вздохнула. Проклятая хлопушка - ну ее... Ею овладело ощущение, что вокруг пропасть, которая длится целую вечность. В тот же миг она почувствовала, как сильная мужская рука, скользя по ее ногам к животу, обвила ее бедра. Она вздрогнула, когда ладонь, налитая силой, точно скрученная пружина, настойчиво сжала ее грудь. Она открыла глаза и вперила взор в уголок горящего над ее лицом, глаза и тонкий изгиб ноздри, которая то сжималась, то расширялась.  Она  пододвинулась бочком. Робко, нерешительно ее острые ноготки пальцев скользнули вверх  вниз по его позвоночнику. Она почувствовала себя слабой, зависимой и, дрожа, крепко прильнула к нему всем телом, губы ее   сомкнулись с его  губами,  когда команда «стоп» заставила ее очнуться. Она не двигалась. Наступила мертвая тишина, казалось, каждый замер на месте. Слышно лишь было, как щелкала зажигалка в углу где, прислонившись к стене, Имран курил сигарету.  Низко опустив голову, он покачивал ею из стороны в сторону. Через минуту он подскочил к Рае и, нервно подергивая губами, прошептал: «Ты забываешься, дорогая.» «Ну и что? - так же еле слышно произнесла она,  задиристо глядя ему в глаза.
  - Отдохнем! - скомандовал   Имран  группе, невольной свидетельнице всего. - На сегодня все!
Наконец работа  над  фильмом  была  закончена.  Радовались все участники съемок. Больше всех радовался  Имран.  Он теперь  не только чертыхался, но и поминутно  смахивал  со лба  пот.

  - Ты довольна, радость моя? - вернувшись со студии, прямо с порога, спросил  Раю  Имран. - Теперь мы можем отдохнуть и поехать куда захочешь.
 И только  тут  он заметил, что она стоит в плаще с  дорожной сумкой в руках.
  - Ты куда? - удивился он.
  - Я от тебя ухожу.
  - Куда ты уходишь? - заморгал Имран глазами.
  - К нему. Он ждет меня внизу.
Не успел Имран опомниться, как она свободной рукой отстранила его от двери и вышла.

Повсюду в городе были расклеены афиши. На телеэкране мелькали рекламные ролики анонса фильма. Наступил день премьеры. Зал был переполнен. На сцену один за другим выходили создатели – «немые» труженики фильма. Долго и много каждый говорил о своем: трудностях и достижениях в процессе работы.
Под громкие аплодисменты на сцену вышел режиссер. Всегда тщательно одетый, он выглядел растерзанным и очень неопрятным. Аплодисменты утихли, зал замер в ожидании.
  - Господа, - проговорил он хмельным голосом. - Искусство требует жертв. - Он замолк, обводя вокруг себя глазами, как человек, который ищет какую-то вещь, которая только что была рядом и вдруг исчезла. В зале послышался смех. Смех прокатился по рядам, затем по всему залу  и снова аплодисменты и смех. Он поднял руку:
  - Ради Бога, не смейтесь,- слабым голосом проговорил он.- Я все сказал.
 Махнув рукой, шатаясь из стороны в сторону, он ушел за кулисы.
Потом вышла маленькая героиня - Рая  в детстве.
Не было, к удивлению и огромному огорчению зрителей, двух главных героев фильма под названием «Тема».
 В этот самый момент, в небольшом загородном ресторанчике, он и она, нежно заглядывая друг другу в глаза, вели беседу. У них в разгаре была своя собственная тема - вечная и неисчерпаемая тема Любви.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.