Преображение 1

«Но как ни трудно мне об этом петь, я всё-таки пою,
Ведь кто-нибудь услышит» К. Никольский.

В августе этого года мы продолжили путешествие по Северу России. Первая цель была найти могилу нашего деда, погибшего и похороненного под Великим Новгородом в годы войны, а затем совершить паломничество к святыне православия – посетить Александро-Свирскмй монастырь. Но путешествие оказалось длиннее, чем предполагали- мы побывали в Карелии, дивном крае лесов и озёр, в Кижах и на Валааме, и в Архангельской области на Соловецких островах, не доехав всего лишь 150 км до Полярного Круга…

                Костя

Костя был младшим братом среди братьев нашего деда по материнской линии. Его очень любили в семье за весёлый, отзывчивый характер. Он погиб 3 февраля 1942 года. Это была уже четвёртая похоронка, та самая, после которой наша прабабушка, не вынеся горя,  бросилась с берега в Истру…
О Косте в Книге  Памяти сказано: «Поветников Константин Семенович, красноармеец, 21 сп 180 сд. 1921 г. рождения, Истринский р-н Московской обл. призван Истринским РВК. Погиб в бою 3 февраля 1942 г. Похоронен ст. Парфино, Парфинского р-на Новгородской обл.».
В честь него был назван мой брат, который тоже погиб, только на другой, необъявленной  войне…
Видно, пришло время отыскать под Новгородом Костину  могилу.
Взяли земли с могилы брата, Книгу Памяти, карту автомобильных дорог,  и 8 августа отправились с дочерью на поиски.
Ольга поставила диск К. Никольского: «Я сам из тех, кто спрятался за дверь…»
Новгородская область, поворот на Яжелбицы. За деревней – озёра, плавают утки, тревожно шумят ковыли и лоснятся на солнце. Первый привал. Обедаем.
Дальше – леса на холмах. Первозданная красота.
Закатное солнце ослепляет. Не вижу, что нас пытается остановить сотрудник ГАИ, еду, как ни в чём не бывало, он пускается в погоню, и перегораживает дорогу. Очень вежливо делает предупреждение за превышение скорости, с пониманием относится к моему побегу, и, козырнув, отпускает: «Будьте осторожны!»
Демянск – маленький чистый городок, прекрасная дорога, хорошенькие домики и гостиница (!)
Пахнет пряными травами, мёдом, лесом. Хорошая дорога, мы на ней одни уже около часа. У деревни Целина на шоссе стоит аист; притормаживаю, тяжело поднялся и взлетел перед самой машиной. Деревня Хахили. Пять древних домиков, кто-то живёт ещё.
Ремонт дороги. Едем по грунтовке, вслепую навстречу закатному солнцу.
Убогое село Залучье, но тоже ещё жилое. А вот Великое село – четырёхэтажные дома с пустыми оконными проёмами, остовы машин. Люди ушли… Обитают только несколько пьяниц.
Коровитчино – отличное жилое село с хорошими домами. Большая Река Ловать. Рамушево – тоже хорошее село. Жители трезвые, перед домиком с резными наличниками сидят крепкие загорелые мужики, играют в карты. У околицы девицы сидят, как в старину.
А в лесах – окопы. Перед деревней Редцы – большая братская могила. Красные треугольники обелисков, как языки пламени. На могилах лежат простреленные каски. Прошло столько лет, мы не знали этой войны, почему же так больно? Перечитываем списки погибших.  Нашего нет.
Село Давыдово. Живое, большое, крепкое. Река Редья. В деревне спрашиваем про братские могилы. Нам отвечают: «Они у нас на каждом шагу, написано по 300 имён, а захоронено по тысяче человек – остальные остались не известными». Перед деревней Стариково огромное воинское захоронение, кроме старых могил военных лет, несколько новых – с 1994 года в окрестностях работают поисковики, и каждый год находят погибших.
Пока доехали до Парфино, сельского округа, осмотрели пять братских могил. Последней была большая братская могила в самом  Парфино. Не нашли.
Стемнело. Проехали 780 км. Остановились на ночлег в гостинице.
Утром в администрации ждём, когда нам смогут уделить время. Приходят старики, плачут, жалуются…
Председатель местного Совета ветеранов Эльвира Михайловна Меликова объясняет, что станции Парфино уже нет, а останки, что там находились, могли быть перезахоронены.  Называет несколько могил, на которых мы уже были. «Тогда, скорей всего, на Ясной Поляне, отсюда километра три». Привожу её рассказ.
«В июле 1941 года здесь уже были немецкие войска. 9 января 1942 года освободили Юрьевск. Потом Парфино. В начале февраля бои были в Сергеево - в том место, что в вашей книге названо станцией Парфино. Скорей всего, там и погиб ваш дед. А, так называемый «Демянский котёл», здесь был до 1943 года».
Ещё нам рассказывают, что здесь работает поисковая экспедиция «Долина», которая производит поиск и захоронение погибших. Можно связаться с её руководителем, Игорем Михайловичем Неофитовым. На всякий случай записываю. Здесь же узнаю, что военкомат, к которому относится этот сельский округ, находится в Старой Руссе. 
Понимаем так: раз могила со станции Парфино перенесена, и мы, объехав ближайшие окрестности, нашего имени на могилах не нашли, значит, надо осмотреть братскую могилу, именуемую здесь Ясной Поляной, где похоронены пять тысяч советских солдат (известны имена лишь 1080).
Ясная Поляна с арочным входом, в центре – фигура Воина с хмурым, скорбным лицом, опирающегося на винтовку. Почему-то вспомнился давний сон: ночь; вижу памятники на братских могилах Истринского района; серебрясь под лунным светом, мужчины и женщины в шинелях с такими же хмурыми и скорбными лицами, тяжело спускаются со своих постаментов.  Женщины складывают к подножию одного из памятников свои серебряные венки, поправляют винтовки за плечами, и негромко и немногословно переговариваясь, уходят. Куда-то уходят. Навсегда. Остаётся чувство вины и невозвратной потери.
Длинные могилы, ряд ржавых простреленных касок, длинные списки. Наш не значится.
В Старую Руссу! Не может так быть, чтоб в Книгу Памяти был занесён, а похоронен не был. Надо искать.
По пути деревня Медниково, при дороге – братская могила. Снова читаем списки. Не находим.
Старая Русса. Военкомат закрыт на обед, не теряя времени, едем осматривать город. Красивый, старый, уютный, ветшающий. Церковь на берегу реки, мост. Музей Достоевского – к сожалению, не успеваем. Курорт; бьёт из фонтана минеральная вода, вокруг на скамейках сидят люди. Посидели и мы недолго. 
Краеведческий музей находится в Спасо-Преображенском монастыре, разрушенном во время войны. Зашли. Смотрительница сказала, что в войну город был сожжён дотла, восстановлен, объяснила, где находится музей Северо-Западного фронта Великой Отечественной войны. Поехали.
В музее собраны и с любовью оберегаются реликвии военных лет, есть карта военных действий. Здесь мы узнали, что 180 стрелковая дивизия, в которой воевал наш Костя, за подвиги была переименована в 28 Гвардейскую; формировалась в Прибалтике, и командовал ею Иван Ильич Миссан. Из её состава погибли  её 455 тысяч 325 человек.
На снимке Душнов (Иван?), служил в 21 полку – однополчанин Кости.
Музейные смотрительницы принесли нам яблок, кто-то вздохнул: вот и внуки стали приезжать.
Спасибо вам, люди, спасибо за всё – за эти яблоки, за внимание и сочувствие к нашему поиску, к не забытым, ухоженным могилам наших близких.
В военкомате искали по спискам – не нашли. Нет станции Парфино, нет могилы, нет имени. Часть этих списков кто-то внёс в компьютер, стали искать там и вдруг – находка: Повестников  Константин Симонович. Он, конечно! Да, с ошибками, но даты рождения и смерти совпадают! Где же он может быть похоронен? И тут одна из женщин вспомнила – под Парфино есть деревня Парфино, там – сельское кладбище, на нём – воинское захоронение. Может быть там?
Был шестой час вечера.
Возвращаемся из Старой Руссы в Парфинский район. Не доезжая сельского округа Парфино поворот направо, напротив деревни Федорково – одна деревня, другая. Колдобины. Деревня Парфино. Спрашиваем у жителей, где кладбище. Находим.
Сельское кладбище, братская могила. Оля говорит: нашла! Надпись на памятной доске среди других имён Повестников К.
Наш. Пусть с ошибкой. Но это наш Костя.
Высыпали на его холмик землю. Позвонили маме: мы здесь, на его могиле. Неужели нашли?! Нашли.
Посидели рядом, потрогали землю, плиту, сфотографировали. Спели «Вечную память». Вечная память… Простились.

Первая цель нашего путешествия достигнута. Вторая цель – по совету и благословению отца Константина – посещение Александро-Свирского  монастыря, где покоятся мощи преподобного Александра.
Ехать решили через Новгород. Очень хотелось показать дочери этот прекрасный, воистину Великий русский город.

                Новгород

Огромная река Шелонь… От Старой Руссы до Шимска – белое стальное солнце, белое сияющее шоссе, белое небо.
Вернулись к Ильмень-озеру. Тёплая вода, можно идти долго-долго, а вода всё не доходит до колена. Просвечивающий на мели песок придаёт ей светло-кофейный оттенок. Вдали синь, по которой идёт пароход, противоположного берега не видно.
Закатное солнце уже мостит по воде свою вечную дорогу. Что для неё отрезок человеческой истории, вместившей в себя историю русичей, рождение и смерть их страны? Когда-то крепкая вера спасала их от гибели, от нашествия иноплемённых и междуусобной брани – от самих себя. Не позволяя брату уничтожать брата, вытесняя его с родной земли, лишая куска хлеба…
Простор и покой, не хочется уезжать. Не хочется возвращаться туда, где нет на родной земле места, где вечная суета и рабский труд для тех, кто не в силах сопротивляться…
И горько сознавать, что и здешний покой до времени - однажды поставят забор и скажут: частная собственность. Построят «элитные» города или пляжи с игровыми комплексами, как на острове дураков…
 Неужели?!
Деды, мои деды, за что вы сложили головы? Нет, не за то, чтоб одни ваши внуки стали рабами у новых господ и у своих братьев, а другие поселились на вышеупомянутом острове. И не за то, чтоб с лица земли исчезли ваши деревни и сёла, оскудели поля, погибли леса, высохли озёра…
Часам к десяти вечера были в Новгороде, поселились в гостинице Волхов в центре города. Прекрасный номер, можно отдохнуть, выспаться.
 Утром поехали  осматривать окрестности. В двух шагах Кремль. Перед ним – целая аллея сувенирных палаток. Суббота, свадьбы - молодожёны идут в Кремль приобщиться к истории своей родины, постоять у Вечного огня.
Много иностранцев, одна небольшая группка всё время следовала попутно с нами, и я невольно обратила внимание, как они слушали своего экскурсовода, как напряжённо и долго  всматривались в памятник «Тысячелетию России», в храмы, в иконы, выставленные в музее. Неужели догадались через всю ложь и грязь, что не может народ, когда-то создавший всё это великолепие, построивший такие города, народ многовековой силы и славы, основавший богатейшую культуру, быть лишь ублюдочным пропойцей и подонком?
Знал, что делал тот вечный лжец, кто оболгал этот народ; как  знает  он вечное, библейское - что царство, расколовшееся в самом себе, не устоит.

Новгород впервые упоминается в летописи под 859 годом.
Пятьсот лет назад русские земли объединились в одно государство под власть Москвы, и Великий Новгород утратил свою независимость - на пользу или во вред великому городу оставим размышлять историкам.
Летописцы говорят, что  Новгород не знал до того ни татарского ига, ни княжеских усобиц, его закон был справедлив и честен: «без вины волости не лишати, без посадника волости не раздавати, закладников не принимати…». Таким законом ограничивалась княжеская власть от «беспредела»  с учётом мелочей,  даже запрещая охоту ближе к городу, чем за 60 верст.
Но, ограничив разбой в своём княжестве, новгородцы разбойничали в других русских землях, грабя и избивая наряду с иноземцами, своих братьев, русичей. Жестокими и беспощадными были их походы к Нижнему Новгороду, в Кострому…
Сколь веревочке не виться, а расплата пришла – Дмитрий Донской, путём кровопролития и уговоров укротил  Новгород, взяв мзду, обложив налогом.
Не только жадность гнала новгородцев на разбой: одной из причин было плохо  развитое сельское хозяйство - бесправные крестьяне (смерды), тянули непосильную лямку на малопригодных для сельского хозяйства землях… К этому прибавлялись боярские интриги, новая ссора с Москвой по смерти великого князя, и неприязнь соседей – двинян, которые не желали защищать интересы притеснявших их новгородцев. Распря ширилась от Севера до Галича… Шла распря и за московский престол, и новгородские бояре плели интриги для поддержания этой распри… Воевали князья, содействовали их брани бояре, рекой текла русская кровь, не вылезал из ярма труждающийся люд…
Вот фрагмент истории Новгорода...
Амбиции его понятны –  город владел  территорией от Кольского полуострова до  Торжка. Являлся средоточием русской культуры, был центром летописания, книгописания, распространения грамотности - археологами найдено около 800 берестяных грамот 11-15 веков. Он сыграл важную роль в развитии русской архитектуры, живописи и прикладного искусства.  После того, как в 1478 году Новгород вошёл в состав Русского централизованного государства, в 16 веке, был третьим после Москвы и Пскова по количеству населения, и до 18 века оставался одним из крупных хозяйственных и торговых центров России. Несмотря на то, что сильно пострадал от шведской оккупации в1611-17 годах.
Но нет ничего вернее простых истин - прекратить раздрай и усобицу на Руси, одолеть внутреннего врага, и врага внешнего можно было лишь объединившись. И мирное житие пожить, творя и созидая, а также сохранить созданное возможно только в целостном государстве.
Пример тому – победа  в Великую Отечественную войну. Новгород в годы войны  был почти полностью разрушен. В 1950-60 гг. отстроен заново.

Мы посетили прекрасный музей в новгородском Кремле, где как раз и  дополнили, и обновили свои исторические познания. Экспозиция рассказывает о прошлом  с самых ранних времён, в неё включены предметы быта, берестяные грамоты, оружие, орудия труда,  одежда и обувь горожан. На втором этаже большое собрание иконописи. О русской иконописи издано много книг, мне нечего к ним добавить, кроме восхищения и благоговения, когда в очередной раз рассматриваю иконы в музеях.
 В этот раз как будто вновь увидела, какое большое значение придавали древние мастера  отделке каждой мельчайшей детали - впечатляет тончайшая, кропотливая узорная роспись, филигранная резьба окладов, будь они из дерева или металла.  Как хватало времени на такую работу?
 В  Кремле идут восстановительные работы. Строителями работают русские парни и девушки, наверное, студенты. 
Зашли в  Софийский собор, самый древний из всех построек за крепостной кремлёвской стеной. Построен сыном Ярослава Мудрого, Владимиром. Есть предание - когда иконописцы писали настенное изображение Спасителя, Его благословляющая длань оказалась сжатой. Три раза пытались это исправить, стирали и вновь писали, но каждый раз история повторялась. Пока не услышали голос, сказавший, что рука будет сжата и город цел до тех пор, пока Господь держит Новгород в Своей руке.
В Софийском соборе в числе других чудотворных икон находится образ Божией Матери "Знамение". Эта икона  XII века считается заступницей Новгорода и его жителей.
Поклонились ей, приложились.

Поехали в Свято-Юрьев монастырь, основанный в 1030 году Ярославом (в крещении Георгием) Мудрым. Георгиевский собор снаружи напоминает трёх витязей-исполинов, стоящих плечом к плечу в стальных шлемах-куполах, в которых отражается небо.
Храм, как три богатыря –
Вера и родина вместе. Не зря.

В монастыре Юрьевом розы цвели,
Купола, как шлемы. Синие от неба…

Ввысь, ввысь,
Душа, поднимись
И отвлекись
От насущного хлеба.

Скорой походкой монахи прошли.
Пристальный взгляд вспоминаю.
Чья – я? Не знаю…

Рядом – Витославицы, музей деревянного зодчества, куда с Новгородской губернии свезены деревянные церкви, дома, овин, кузница. Хорошо пахнет в старой деревянной избе, прохладно в жару. Что-то напоминают, печалят старые вещи, в них будто есть присутствие хозяев, ещё живо тепло рук, их создавших. В овине пахнет сеном, здесь время останавливается на пороге иного бытия – неторопливого,  вдумчиво творческого, созидательного.
Долго сидели на пригреве за старой церковью, откуда открывается широкий вид на поле, на Юрьев монастырь. Вечернее солнышко уже начинало золотить старые тёмные брёвна, Ольгины волосы, полевую траву…
Покачались на тяжёлых скрипучих  качелях с широкой  доской.
Спасибо вам, добрые люди, уберегшие эту частичку бытия. 
Вернулись в гостиницу, собрали и погрузили в машину пожитки, выпили отличного, крепкого, очень дорогого кофе в гостиничном баре и отправились дальше.

                Александро-Свирский монастырь

Проехали Кириши (Лениградская область), добрались по грунтовке через лес до Волхова. Стемнело. Покрутились по городу, который в темноте показался каким-то неуютным, мрачным. И решили ехать на Новую Ладогу.
Ночевали в машине у заправки,  утром отправились дальше.
Лодейное Поле. Около магазина сидят инвалиды в колясках и выпрашивают на выпивку пять рублей «на счастье». Дали, за что в магазине получили упрёк от продавцов.
Река Свирь, широкая, судоходная, проезжаем над ней по мосту. Перед нами – леса, придорожные склоны красны от брусники. В сосновом  лесу чудесный хвойный и церковный багульничий дух. Сколько черники!
 Указатель на поворот к монастырю.  Большая деревня, где живут питерские дачники, озеро. Вверх по дороге посёлок Свирьстрой.
Вот он - Свирский Александровский мужской монастырь (в прошлом принадлежал Олонецкой губернии), расположен  у озёр Рощинского и Святого, состоит из двух монастырей — Троицкого и Преображенского. Основан наиболее чтимым из олонецких подвижников, постриженником Валаамского монастыря преподобным Александром Свирским, поселившимся в здесь в 1487 году. Вновь обретённые, после революции, после долгих лет забвения, нетленные мощи преподобного, почивают в отреставрированном Спасо-Преображенском монастыре.
 Геранями украшена гостиница у входа в монастырь, рядом в беседке – источник со святой водой, белокаменный собор имеет тёмно-бирюзовую отделку, такого же цвета  крыши и купола. Часовенка покрывает собой место, где Александру Свирскому явилась Святая Троица.
Мы поклонились святыням Преображенского собора, выпили святой водички из источника.
Много паломников, много экскурсантов.
Троицкий собор отреставрирован не полностью, в братском корпусе находится психиатрическая больница, устроенная там с советского времени.
После обеда в небольшом кафе долго сидели у Святого озера на мостках, любовались красотой, мочили в воде ноги, загорали. Поехали искать Ладожское озеро.

Это уже Карелия. Не успели въехать – тут как тут ГАИ: ваши документы, превышаете скорость! Но - простили.
Мимо синих рек, мимо деревень старинной северной архитектуры: некрашеные высокие тёмные дома с белыми наличниками;  через город Олонец, мимо сосновых боров и их кружевных теней на асфальте ныряет – то вверх, то вниз извилистое шоссе. Ладожское озеро, южная сторона. Волны мягко накатывают на песок и скатываются обратно с ровным шумом, на берегу грядой лежат круглые валуны, вплотную к воде подступают сосны.
Нам везёт с погодой – солнечно, но не жарко. Едем обратно в монастырь, над дорогой носятся стрижи.
Свободных мест в гостинице нет, остаёмся ночевать в машине у стен монастыря. Тихое, спокойное место, спится так хорошо… Утром – на службу.
Прощаясь, ещё раз приложились к раке с мощами преподобного Александра.


Рецензии
Приглшаем в проект "Город - воин, труженик, поэт". Это литературный сборник, который посвящён городам Северо-Запада России и в частности юбилею Новгорода Великого. Делаем мы его за свой счёт, печатаем в Петербурге.
Если есть желание и возможность, присоединяйтесь.
Информация на моей страничке. Или сразу по адресу: lado_d (@) mail.ru (без скобок и пробелов).

Диана Доронина   11.12.2009 16:16     Заявить о нарушении
Спасибо. Буду рада.

Света Хохлова 2   16.04.2010 23:02   Заявить о нарушении