Книги, часть 7

ДЕЙСТВИЕ III

Картина 1

Лес. На поляне сидят люди и пьют кофе. Рядом с ними стоит небольшой телевизор. Сзади появляется Монтег. Он идет устало, еле передвигая ноги. Увидев людей, попытался спрятаться.

ГРЭНДЖЕР. Ладно, можете не прятаться. (Монтег попытался уйти) Да уж ладно, не бойтесь. Милости просим к нам. (Монтег медленно подошел) Садитесь. Хотите кофе?

Монтегу протягивают кружку с кофе. Он берет ее и начинает с наслаждением пить.

МОНТЕГ. Благодарю. Благодарю вас от всей души.
ГРЭНДЖЕР. Добро пожаловать, Монтэг. Меня зовут Грэнджер. (протянул Монтегу небольшой флакон с бесцветной жидкостью) Выпейте-ка и это тоже. Это изменит химический индекс вашего пота. Через полчаса вы уже будете пахнуть не как вы, а как двое совсем других людей. Раз за вами гонятся, то не мешает вам опорожнить эту бутылочку до конца. (Монтег выпил содержимое флакона) От вас будет разить, как от козла, но это не важно.
МОНТЕГ. (удивленно) Вы знаете мое имя?
ГРЭНДЖЕР. (кивком головы показав на телевизор) Мы следили за погоней. Мы так и думали, что вы спуститесь по реке на юг, и когда потом услышали, как вы ломитесь сквозь чащу, словно шалый лось, мы не спрятались, как обычно делаем. Когда геликоптеры вдруг повернули обратно к городу, мы догадались, что вы нырнули в реку. А в городе происходит что-то странное. Погоня продолжается, но в другом направлении.
ТЕЛЕВИЗОР. Поиски окончены. Монтэг мертв. Преступление, совершенное против общества, наказано.
ГРЭНДЖЕР. Приветствуем воскресшего из мертвых. Теперь вам не мешает познакомиться с нами. Это Фред Клемент, некогда возглавлявший кафедру имени Томаса Харди в Кембриджском университете, это было в те годы, когда Кембридж еще не превратился в Атомно-инженерное училище. А это доктор Симмонс из Калифорнийского университета, знаток творчества Ортега-и-Гассет, вот профессор Уэст, много лет тому назад в стенах Колумбийского университета сделавший немалый вклад в науку об этике, теперь уже древнюю и забытую науку. Преподобный отец Падовер тридцать лет тому назад произнес несколько проповедей и в течение одной недели потерял своих прихожан из-за своего образа мыслей. Он уже давно бродяжничает с нами. Что касается меня, то я написал книгу под названием: "Пальцы одной руки. Правильные отношения между личностью и обществом". И вот теперь я здесь. Добро пожаловать к нам, Монтэг!
МОНТЕГ. (робко) Нет, мне не место среди вас. Всю жизнь я делал только глупости.
ГРЭНДЖЕР. Ну, это для нас не ново. Мы все совершали ошибки, иначе мы не были бы здесь. Пока мы действовали каждый в одиночку, ярость была нашим единственным оружием. Я ударил пожарника, когда он пришел, чтобы сжечь мою библиотеку. Это было много лет тому назад. С тех пор я вынужден скрываться. Хотите присоединиться к нам, Монтэг?
МОНТЕГ. Да.
ФРЕД КЛЕМЕНТ. Что вы можете нам предложить?
МОНТЕГ. Ничего. Я думал, у меня были часть Экклезиаста и, может быть, кое-что из Откровения Иоанна Богослова, но сейчас у меня нет даже этого.
ДОКТОР СИММОНС. Экклезиаст - это не плохо. Где вы хранили его?
МОНТЕГ. (показав на свой лоб) Здесь.
ГРЭНДЖЕР. А.
МОНТЕГ. Что? Разве это плохо?
ГРЭНДЖЕР. Нет, это очень хорошо. Это прекрасно! Есть у нас Экклезиаст?
ДОКТОР СИММОНС. Да. Человек по имени Гаррис, проживающий в Янгстауне.
ГРЭНДЖЕР. (взяв Монтега за плечи и глядя ему в глаза) Монтэг. Будьте осторожны. Берегите себя. Если что-нибудь случится с Гаррисом, вы будете Экклезиаст. Видите, каким нужным человеком вы успели стать в последнюю минуту!
МОНТЕГ. Но я все забыл!
ГРЭНДЖЕР. Нет, ничто не исчезает бесследно. У нас есть способ встряхнуть вашу память.
МОНТЕГ. Я уже пытался вспомнить.
ГРЭНДЖЕР. Не пытайтесь. Это придет само, когда будет нужно. Человеческая память похожа на чувствительную фотопленку, и мы всю жизнь только и делаем, что стараемся стереть запечатлевшееся на ней. Симмонс разработал метод, позволяющий воскрешать в памяти все однажды прочитанное. Он трудился над этим двадцать лет. Монтэг, хотели бы вы прочесть "Республику" Платона?
МОНТЕГ. О да, конечно!
ГРЭНДЖЕР. Ну вот, я - это "Республика" Платона. А Марка Аврелия хотите почитать? Мистер Симмонс - Марк Аврелий.
ДОКТОР СИММОНС. Привет!
МОНТЕГ. Здравствуйте.
ГРЭНДЖЕР. Разрешите познакомить вас с Джонатаном Свифтом, автором весьма острой политической сатиры "Путешествие Гулливера". А вот Чарлз Дарвин, вот Шопенгауэр, а это Эйнштейн, а этот, рядом со мной,- мистер Альберт Швейцер, добрый философ. Вот мы все перед вами, Монтэг, - Аристофан и Махатма Ганди, Гаутама Будда и Конфуций, Томас Лав Пикок, Томас Джефферсон и Линкольн - к вашим услугам. Мы также - Матвей, Марк, Лука и Иоанн. (все негромко засмеялись)
МОНТЕГ. (удивленно) Этого не может быть!
ГРЭНДЖЕР. (с улыбкой) Нет, это так. Мы тоже сжигаем книги. Прочитываем книгу, а потом сжигаем, чтобы ее у нас не нашли. Микрофильмы не оправдали себя. Мы постоянно скитаемся, меняем места, пленку пришлось бы где-нибудь закапывать, потом возвращаться за нею, а это сопряжено с риском. Лучше все хранить в голове, где никто ничего не увидит, ничего на заподозрит. Все мы - обрывки и кусочки истории, литературы, международного права. Байрон, Том Пэйн, Макиавелли. Христос - все здесь, в наших головах. Но уже поздно. И началась война. Мы здесь, а город там, вдали, в своем красочном уборе. О чем вы задумались, Монтэг?
МОНТЕГ. Я думаю, как же я был глуп, когда пытался бороться собственными силами. Подбрасывал книги в дома пожарных и давал сигнал тревоги.
ГРЭНДЖЕР. Вы делали, что могли. В масштабах всей страны это дало бы прекрасные результаты. Но наш путь борьбы проще и, как нам кажется, лучше. Наша задача - сохранить знания, которые нам еще будут нужны, сберечь их в целости и сохранности. Пока мы не хотим никого задевать и никого подстрекать. Ведь если нас уничтожат, погибнут и знания, которые мы храним, погибнут, быть может, навсегда. Мы в некотором роде самые мирные граждане: бродим по заброшенным колеям, ночью прячемся в горах. И горожане оставили нас в покое. Иной раз нас останавливают и обыскивают, но никогда не находят ничего, что могло бы дать повод к аресту. У нас очень гибкая, неуловимая, разбросанная по всем уголкам страны организация. Некоторые из нас сделали себе пластические операции - изменили свою внешность и отпечатки пальцев. Сейчас нам очень тяжело: мы ждем, чтобы поскорее началась и кончилась война. Это ужасно, но тут мы ничего не можем сделать. Не мы управляем страной, мы лишь ничтожное меньшинство, глас вопиющего в пустыне. Когда война кончится, тогда, может быть, мы пригодимся.
МОНТЕГ. И вы думаете, вас будут слушать?
ГРЭНДЖЕР. Если нет, придется снова ждать. Мы передадим книги из уст в уста нашим детям, а наши дети в свою очередь передадут другим. Многое, конечно, будет потеряно. Но людей нельзя силком заставить слушать. Они должны сами понять, сами должны задуматься над тем, почему так вышло, почему мир взорвался у них под ногами. Вечно так продолжаться не может.
МОНТЕГ. Много ли вас?
ГРЭНДЖЕР. По дорогам, на заброшенных железнодорожных колеях нас сегодня тысячи, с виду мы - бродяги, но в головах у нас целые хранилища книг. Вначале все было стихийно. У каждого была какая-то книга, которую он хотел запомнить. Но мы встречались друг с другом, и за эти двадцать или более лет мы создали нечто вроде организации и наметили план действий. Самое главное, что нам надо было понять, - это что сами по себе мы ничто, что мы не должны быть педантами или чувствовать свое превосходство над другими людьми. Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, - ничего больше. Некоторые из нас живут в небольших городках. Глава первая из книги Торо "Уолден" живет в Грин Ривер, глава вторая - в Уиллоу Фарм, штат Мэн. В штате Мэриленд есть городок с населением всего в двадцать семь человек, так что вряд ли туда станут бросать бомбы, в этом городке у нас хранится полное собрание трудов Бертрана Рассела. Его можно взять в руки, как книгу, этот городок, и полистать страницы,- столько-то страниц в голове у каждого из обитателей. А когда война кончится, тогда в один прекрасный день, в один прекрасный год книги снова можно будет написать, созовем всех этих людей, и они прочтут наизусть все, что знают, и мы все это напечатаем на бумаге. А потом, возможно, наступит новый век тьмы и придется опять все начинать сначала. Но у человека есть одно замечательное свойство: если приходится все начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий.
МОНТЕГ. А сейчас что мы будем делать? - спросил Монтэг.
ГРЭНДЖЕР. Ждать. И на всякий случай уйдем подальше, вниз по реке.

Все стали постепенно вставать.

МОНТЕГ. Почему вы верите мне?
ГРЭНДЖЕР. Достаточно взглянуть на вас. Вы давно не смотрелись в зеркало, Монтэг. Кроме того, город никогда не оказывал нам такой чести и не устраивал за нами столь пышной погони. Десяток чудаков с головами, напичканными поэзией, - это им не опасно, они это знают, знаем и мы, все это знают. Пока весь народ - массы - не цитирует еще Хартию вольностей и конституцию, нет оснований для беспокойства. Достаточно, если пожарники будут время от времени присматривать за порядком. Нет, нас горожане не трогают. А вас, Монтэг, они здорово потрепали.

Картина 2

Лес. Стоят люди. Среди них и Монтег. Слышен звук пролетающих самолетов, затем взрывы бомб.

МОНТЕГ. (глядя в сторону кулис) Там осталась моя жена.
ГРЭНДЖЕР. Сочувствую вам. В ближайшие дни городам придется плохо.
МОНТЕГ. Странно, я совсем не тоскую по ней. Странно, но я как будто неспособен ничего чувствовать. Секунду назад я даже подумал - если она умрет, мне не будет жаль. Это нехорошо. Со мной, должно быть, творится что-то неладное.
ГРЭНДЖЕР. Послушайте, что я вам скажу. Когда я был еще мальчиком, умер мой дед, он был скульптором. Он был очень добрый человек, очень любил людей, это он помог очистить наш город от трущоб. Нам, детям, он мастерил игрушки, за свою жизнь, он, наверно, создал миллион разных вещей. Руки его всегда были чем-то заняты. И вот когда он умер, я вдруг понял, что плачу не о нем, а о тех вещах, которые он делал. Я плакал потому, что знал: ничего этого больше не будет, дедушка уже не сможет вырезать фигурки из дерева, разводить с нами голубей на заднем дворе, играть на скрипке или рассказывать нам смешные истории - никто не умел так их рассказывать, как он. Он был частью нас самих, и когда он умер, все это ушло из нашей жизни: не осталось никого, кто мог бы делать это так, как делал он. Он был особенный, ни на кого не похожий. Очень нужный для жизни человек. Я так и не примирился с его смертью. Я и теперь часто думаю, каких прекрасных творений искусства лишился мир из-за его смерти, сколько забавных историй осталось не рассказано, сколько голубей, вернувшись домой, не ощутят уже ласкового прикосновения его рук. Он переделывал облик мира. Он дарил миру новое. В ту ночь, когда он умер, мир обеднел на десять миллионов прекрасных поступков. Монтэг шел молча.
МОНТЕГ. Милли, Милли, Милли.
ПРОФЕССОР УЭСТ. Что вы сказали?
МОНТЕГ. Моя жена... Милли... Бедная, бедная Милли. Я ничего не могу вспомнить... Думаю о ее руках, но не вижу, чтобы они делали что-нибудь. Они висят вдоль ее тела, как плети, или лежат на коленях, или держат сигарету. Это все, что они умели делать.
ГРЭНДЖЕР. Мой дед говорил: "Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую гобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив". Мой дед говорил: "Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником, - говорил мне дед. - Первый пройдет, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение". Однажды, лет пятьдесят назад, мой дед показал мне несколько фильмов о реактивных снарядах Фау-2, - продолжал он. - Вам когда-нибудь приходилось с расстояния в двести миль видеть грибовидное облако, что образуется от взрыва атомной бомбы? Это ничто, пустяк. Для лежащей вокруг дикой пустыни - это все равно что булавочный укол. Мой дед раз десять провертел этот фильм, а потом сказал: он надеется, что наступит день. когда города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса, поля и дикую природу. Люди не должны забывать, сказал он, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно все, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана - просто чтобы еще раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. Мой дед говорил: если мы не будем постоянно ощущать ее рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придет и поглотит нас. Понимаете? Грэнджер повернулся к Монтэгу. Дед мой умер много лет тому назад, но если вы откроете мою черепную коробку и вглядитесь в извилины моего мозга, вы найдете там отпечатки его пальцев Он коснулся меня рукой. Он был скульптором, я уже говорил вам. "Ненавижу римлянина по имени Статус Кво, - сказал он мне однажды.- Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете. А если есть, так он сродни обезьяне-ленивцу, которая день-деньской висит на дереве головою вниз и всю свою жизнь проводит в спячке. К черту! - говорил он. - Тряхни посильнее дерево, пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю!"
МОНТЕГ. Вспомнил! Вспомнил! Чикаго! Это было в Чикаго много лет назад. Милли и я. Вот где мы встретились! Теперь помню. В Чикаго. Много лет назад.
ГРЭНДЖЕР. Феникс.
МОНТЕГ. Что?
ГРЭНДЖЕР. Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой родней человеку. Но, сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и все это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества.
МОНТЕГ. (в сторону) Что я скажу, когда придет мой черед? Что смогу я сказать такого в этот день, что хоть немного облегчит им путь? Всему свое время. Время разрушать и время строить. Время молчать и время говорить. Да, это так. Но что еще? Есть еще что-то, еще что-то, что надо сказать... "...И по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее каждый месяц плод свой и листья древа - для исцеления народов".

Все собрались на сцене. В середину этой группы входят Кларисса и сгоревшая с книгами женщина. По разные стороны, чуть поодаль встают Битти и Милдред.

З А Н А В Е С

ВАН © 2000

Книги, часть 6 (http://www.proza.ru/2008/12/13/162)
Книги, часть 1 (http://www.proza.ru/2008/11/08/167)


Рецензии
Потрясающе интересно. Как у вас всё здорово выходит. удачи в творчестве.

Александр Михельман   10.04.2011 08:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша. Уж больно исходный материал хорош!
С уважением ВАН

Van   16.04.2011 17:17   Заявить о нарушении