Концепция нравственного возрождения личности и общ

Концепция нравственного возрождения личности и общества в романах Достоевского
Будем, во-первых, и, прежде всего, добры, потом честны, а потом не будем никогда забывать друг об друге.
Ф.М. Достоевский

Произведения Ф.М. Достоевского, пришедшиеся на II половину XIX века, стали определяющим для всей мировой культуры XX века. Слова Ф.М. Достоевского: «…Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что понял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»  - красной линией проходят не только через творчество писателя, но и через его жизнь. Интерес и внимание к «униженным и оскорбленным», падшей женщине, ребенку, человеку, запутавшемуся в своих исканиях, идеях, представлениях сделали Достоевского одним из величайших писателей гуманистов не только в России, но и в мире.
Ф.М. Достоевский жил в интересное и сложное историческое время: Россия на грани обвала, освободительное движение XIX века, религиозное невежество общества сороковых годов, глубоко безбожного, воспринимавшего Христа, только как историческую личность, и личная голгофа Ф.М. Достоевского.
22 декабря 1849 года Ф.М. Достоевского вместе с группой вольнодумцев вывели на Семеновский плац в Петербурге. Приговоренному к смерти Достоевскому оставалось жить не более полминуты, выстрела не последовало, казнь заменили каторгой. Пережив особое духовное состояние, он уже не боялся смерти. А дальше начинается жизнь взрослого человека вместе с уголовниками на общих нарах, в грязной казарме, где нравственные мучения и разрыв «интеллигентского» и «народного» казался Достоевскому неодолимым. Но именно в остроге Достоевский понял, как далеки идеи «нового христианства» от сердечного чувства Христа, каким обладал народ. На каторге Достоевский вгляделся в народ, познав меру жестокости до которой может дойти человек, и меру доброты, стойкости, порядочности, мудрости, живущую в народе. Много историй наслушался Достоевский на каторге. Это была еще никому неведомая по литературе Русь. Он писал брату: «Если я узнал не Россию, то народ русский хорошо».
С выходом из Омского острога начался духовный поиск писателя, стремление понять смысл человеческого бытия, донести до читателя Христову правду о любви и прощении.  Но Достоевского отличает не только лиризм, высокий талант, но и глубокий психологизм, всматривание в человеческую душу, борьба добра и зла во внутренней природе человека. Научная литература о творчестве Ф.М. Достоевского получила всемирное распространение. Исследователи отмечали, что в поле зрения Достоевского оказались взлеты и падения человеческой личности в эпоху девальваций духовных общечеловеческих ценностей. В своих философских романах-трагедиях писатель всматривается в социальную психологию «подпольного человека» («Записки из подполья»); бунтарские и террористические действия «сверхчеловеков» («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). Следуя своей концепции нравственного возрождения личности и общества, писатель стремится воссоздать идеал «вполне прекрасного человека» («Идиот»), «Я не хочу, не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» – убежден герой Достоевского («Сон смешного человека»). Ф.М. Достоевский любил своих героев «радовался и печалился с ними, а подчас даже и плакал самыми горькими слезами».  И вместе с тем писатель, понимает, что отсутствие в человеке моральных критериев, приводит к своеволию и вседозволенности, разрушающей не только личность, но и мир вокруг. Например, для князя Валковского из романа «Униженные и оскорбленные» не существуют нравственные понятия добра и зла, его девиз: «Я на все согласен, лишь бы мне было хорошо». Валковский делит людей на умных и дураков, призванных работать на умных. Себя князь причисляет к умным. Раскольников («Преступление и наказание») также будет делить людей, но уже по признаку обыкновенных и необыкновенных, «наполеонов» и «тварей дрожащих». Самомнение и гордость Раскольникова усиливают в нем презрение к другим людям. Вообще роман «Преступление и наказание» - одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Одна из основных проблем романа – проблема насильственного переустройства мира. Достоевский видел мир по преимуществу в пространстве, а не во времени. В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности стали проявляться первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству XX столетия. Писатель одним из первых дал этой болезни точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор.
Для Ф.М. Достоевского имели значения только истины Евангелия, а не социалистические учения, ведущей задачей искусства XIX века ему представляется «восстановление погибшего человека».  Писатель исследует личность, проверяет на человечность всех своих героев. Достоевского интересует не столько бездна человеческих пороков, а те идеологические и психологические процессы, происходящие в обществе, которые приводят человека к падению. У Достоевского выработался свой путь, свое понимание проблем. Достоевский видел как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую личность от живительной силы культурных традиций, преданий, авторитетов, исторической памяти. Личность выпадала из «экологической» системы культуры, из социальных связей, теряла самоориентацию. Особенно опасной такая ситуация была для молодежи из средних и мелких слоев общества. Лишившись прочной культурной почвы, не укоренившись в народном бытии, человек оказывается беззащитным перед «властью недоконченных идей» и сомнительных общественных теорий, которые витали в дореформенной эпохе. Идеи эти в неокрепшей душе властвуют, подчиняя себе жизнь и судьбу. Исследуя трагическое проявление этой социальной болезни, Достоевский понимал, что за внешне привлекательные неопровержимые силлогизмы приходится расплачиваться кровью. Бросая идеи в души людей, Достоевский выступает как экспериментатор, испытывая идеи человечностью. Не случайно в основе сюжетов многих романов и повестей Достоевского лежит тема преступления. Через эту проблему открывалась Достоевскому правда общества, отошедшего от истоков своей веры, своей культуры. Писателя потрясает тот факт, что человек может убить человека, что это совершается ежедневно вокруг нас. В этом страшном преступлении Достоевский как писатель и философ видит, как распадается связь времен.
В проверке человека одно из ведущих мест занимают дети. Никто еще до Достоевского так глубоко не поднимал тему детства. Последняя и решающая проверка всех идей и теорий – это дети. Для Достоевского найти человека в человеке, значит найти во взрослом человеке ребенка. В этой проверке отголосок евангельского «если не станете как дети, не наследуете Царствия Божьего». Детство – это особая пора, Достоевский напишет о них: «Дети странный народ, они снятся, мерещатся» («Мальчик у Христа на елке»). Писатель и Человек Достоевский болеет за детей, за будущее. Он видит в ребенке целый мир, способный понять и вместить то, что взрослыми забыто, загублено, а именно жертвенная любовь и всепрощение,  к детям обращены слова в романе «Братья Карамазовы»: «Будем, во-первых, и, прежде всего, добры, потом честны» (глава «Мальчики»). Раскольников, идя убивать ростовщицу, случайно убивает Лизавету с детским лицом, которая, как говорят беременна. Ребенок – убийца  признается ребенку – блуднице в совершенном преступлении. В романах Достоевского вообще много детей: ребенок во взрослом и взрослость в детях, в мире где «детям нельзя оставаться детьми» («Преступление и наказание»). Раскольников рассказывает Соне о детях, которых матери посылают милостыню просить, и тут же вспоминается маленький мальчик в мире равнодушных взрослых, умирающий от холода и голода («Мальчик у Христа на елке»). И сегодня, уже в XXI веке, когда видишь детей, лишенных детства, задумываешься, о своем ли времени пишет Достоевский, или пророчески, заглядывает в будущее? А ведь именно о детях Христос сказал: «Сих есть царство Божье», в детях Ф.М. Достоевский видит неискаженный еще образ Христов: «Он велел их чтить и любить, они будущее человечество» («Преступление и наказание»). Достоевский задумывается и нас заставляет задуматься о том, что убитая Раскольниковым ростовщица была когда-то ребенком, и растлитель Свидригайлов вышел из детства. По Ильину, мир созидается и растлевается в детской. Не то же нам хочет сказать Достоевский в своих романах, или не ту же мысль Достоевского развивает Ильин? Дети не только в книгах, но и в мыслях Достоевского. Его плачь над умершим ребенком (по воспоминаниям жены А.Г. Достоевской), чтение детям отдельных глав из своих произведений, стремление понять сложный мир детства, делают великого художника слова мудрым и вдумчивым педагогом.
Все самое страшное у Достоевского связано с миром, где «детям нельзя оставаться детьми», где «семилетний развратен и вор», где «лицо длинное, худое, а на руках у нее плачет ребенок, и груди-то, должно быть, у нее такие иссохшие, и ни капли в них молока», где «ВСЕ – ДИТЕ». И этот мир, по Достоевскому не стоит слезы ребенка!
 Достоевский  проводит своих героев через вынужденные страдания, не только показывая реалистическую картину мира. Его произведения небезнадежны и не хаотичны. Как и многие русские классики, Достоевский ведет своих героев путем крестных мук, путем Христа. Но напрасно эти крестные муки воспринимались и воспринимаются многими, как необъяснимое желание русской души страдать. Такое объяснение от непонимания той, простой истины, которую пронес в своей многострадальной душе русский народ: «Христос Воскрес!». И Раскольников, и Соня, идут за Христом, подобно евангельским мытарям и блудницам. И после той духовной смерти, после того, как Раскольников убил не только ростовщицу, Лизавету, но, прежде всего свою душу, с осознания своей вины, начинается духовное возрождение Раскольникова, воскресение его души, и воскресение Раскольникова возможно, потому что в его исстрадавшейся душе все еще живет ребенок.

Используемая литература
1. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1981г.
2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Том II. С-Птб, 1994г.
3. Кирпотин В.Я. Достоевский. Творческий путь (1821 – 1859). М., 1960 г.
4. Российский архив (История отечества в свидетельствах и документах). Том I., М., 1991г.
5. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980 г.
6. Словарь древней и новой поэзии. Сост. Н. Остолопов. Ч. II., 1821 г.
Электронные ресурсы
1.В. Еремина. Русская литература в свете христовой правды (лекции в МР-3 формате Pentium).
2. http://www.geocities.com


Рецензии