Евангелие от Матфея. Глава 12

Евангелие в стихах

------------------------------
И проходил Иисус в субботу
Там, где засеяны поля.
Ученики Его взалкали,
Колосья начали срывать
И есть зерно из тех колосьев.

Увидев это, фарисеи
Ему такое говорили:
«Так вот что делают Твои
Ученики! Чего в субботу
Не должно делать никогда!».

Он им сказал: «Вы не читали?
Когда Давид взалкал и с ним
Все те, кто были рядом тоже?
И как он в Божий дом вошел
И ел хлебы, хоть и не должен
Был есть – ни он, ни те, кто с ним?

Иль не читали вы закона,
Что все священники во храме
Субботу тоже нарушают –
Слывут, однако, невиновны.

Но говорю вам, что здесь Тот,
Кто больше храма Сам Собою.

Я милости хочу – не жертвы.
Не осуждайте невиновных.
И господин субботы есть –
Сын Человеческий всегда».

И Он вошел в их синагогу,
А там такой был человек,
Имеющий сухую руку.
Тогда спросили Иисуса:
«Так можно ль исцелять в субботы?»

И Он сказал им: «Кто из вас,
Имея лишь одну овцу,
Ее не вытащит из ямы,
Коль та в субботу упадет?
Не лучше ль человек овцы,
Как не помочь ему в субботу?»

И вот больному Он сказал:
«Ты руку протяни твою».
Тот протянул. И вот рука
Здорова стала, как другая.

А фарисеи, выходя,
Между собою совещались,
Как Иисуса погубить.

Иисус, узнав, ушел оттуда.
За ним последовал народ
Во множестве, большой толпою.
Их всех Он тотчас исцелил.
Просил не объявлять про это.

Что говорил пророк Исайя –
Да сбудется: «Се, Отрок Мой,
Возлюбленный, Кого избрал,
Кому душа благоволит.

Я дух Мой положу в Него,
Он возвестит народам суд.
Не возопит, не прекословит,
И голоса Его не слышно
На улицах. И даже трости
Надломленной не переломит,
И лен горящий не угасит,
Доколь победу не доставит
На суд. И на Его святое имя
Впредь будут уповать народы».

И бесноватого ведут
К Нему – слепого и глухого.
Он исцелил его – да так,
Что говорить тот стал и видеть.

Дивился весь народ тогда
И говорил: «Христос ли это,
Не Он ли это – сын Давидов?»

А фарисеи то услышав,
Сказали: «Он ведь изгоняет
Всех бесов этих не иначе,
Как силой князя бесовского,
Кого зовем мы вельзевулом».

И помышления их зная,
Сказал Иисус: «И всяко Царство,
Само в себе что разделится,
Так непременно опустеет.

И город тот не устоит,
Который сам в себе разделен.

И дом такой не устоит,
Который сам в себе разделен.

Коль сатана себя изгонит,
То сам в себе он разделится –
Не сможет царство сатанинско
Тогда, конечно, устоять.

И если силой вельзевула
Я этих бесов изгоняю,
То чьей же силой изгоняют
Тех бесов ваши сыновья?
Пусть будут судьями они.

А если же Я – Духом Божьим
Всех этих бесов изгоняю,
Тогда, конечно, достигает
Вас Царство Божье в этот миг.

Как можно в дом войти, чтоб вещи
У сильного забрать? Лишь только
После того, когда удастся
Вам сильного связать покрепче,
Расхитив дом его позднее.

И тот, кто будет не со Мною,
Тот будет противу Меня.

И кто со Мной не собирает,
Тот будет только расточать.

И говорю вам посему:
Хула и грех всегда простятся.

Хула же Духа – не простится.

Кто слово скажет впредь на Сына,
На Человеческого Сына,
Тому простится это слово.

Коль на Святого Духа скажет,
То не простится никогда,
Ни в веке этом, ни в грядущих.

Признайте ж дерево хорошим,
И плод его хорошим будет.

И будет дерево худым,
Коли худы плоды его.
По плоду дерево узнаешь.

О, порождения ехидны!
Как вы о добром говорите,
Когда на самом деле злы.

Лишь от избытка сердца молвить
Должны уста у человека.

Выносит добрый человек
Из клада доброго – добро.

А злой выносит человек
Из клада злого – только злое.

За слово праздное, что всуе
Напрасно скажут эти люди, –
Они должны потом ответить
В грядущий грозный судный день.

От слов своих ты оправдаться,
А также осудиться можешь".

Тогда сказали фарисеи:
«Учитель! Покажи знаменье!
Хотим знаменье от Тебя!»

Но Он сказал в ответ сурово:
«О род лукавый, любодейный,
Ведь не дается вам знаменья
Другого, чем пророк Иона*
Вам может дать. Ведь был Иона
В китовом чреве поглощен,
Три дня и ночи в нем провел.

Сын Человеческий вот также
Три дня и ночи будет в сердце
Земли. Такое вам знаменье.

Ниневитяне с родом сим
На суд восстанут и осудят
Его. Они явились от Ионы,
От проповеди от его.
И вот уж – больше здесь Ионы.

Царица южная восстанет**
На суд тот вместе с родом сим.
Она когда-то приходила
Послушать речи Соломона***.
И вот – здесь больше Соломона.

Когда нечистый дух выходит
Из человека, то потом
Он ходит по местам безводным,
Ища покоя – не находит,
И говорит: «Вернусь домой,
Откуда вышел». И придя,
Он видит – убран дом и чист,
Никем не занят до сих пор.

Тогда идет злой дух, берет
Еще семь духов, злей себя.
Вошедши в дом, живут все там.

И для такого человека
Во много хуже так, чем прежде.
И будет так со всем злым родом»****.

Когда Он говорил с народом,
Мать с братьями стояли там,
Вне дома. Говорить желали
Они. Ему о том сказали:
«Вот, мать Твоя и Твои братья
Стоят, желая говорить».

А Он сказал в ответ на это:
«Кто мать Моя и Мои братья?»
И указал рукой Своею
На всех Своих учеников:
«Вот мать Моя и Мои братья:
Лишь тот, кто будет исполнять
Отца Небесного веленья –
Вот тот Мне брат, сестра и мать».
-------------------------------------

*) Иона (ивр., голубь), сын Амафии (Амитая) – библейский пророк (относящийся к так называемым «малым пророкам»), автор Книги пророка Ионы.
…Святой пророк Иона жил в 9 веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к язычникам ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3 - 10).
…По преданию он был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Его мать была та благочестивая сарептская вдова, к которой Бог послал пророка Илию, во время трёхлетнего голода, когда поток Хорив пересох.
…Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками – Илиею и Елисеем, приняты Православною Церковью и включены в службу этому пророку на 22 сентября.
…Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии – столице Ассирийского царства, среди язычников.
…В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля. Предание гласит, что жители Ниневии вняли проповедям Ионы и за это Господь отвратил от них наказание. Столица Ассирии позже стала на века самым могущественным государством региона.
…Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле – посольстве и проповеди в Ниневии, о нём самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога небесного, сын Амитая» (слав. Амафии).
…Ценное восполнение к этим сведениям дает 4-я книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II-ом, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, пророка, родом из Гефаховера». Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город, и принадлежал к пророкам Израильского царства.
…Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год.
…Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени.
…Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине 9 в. до Рождества Христова; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Елисея (Элиши) и даже, может быть, пророка Илии и их преемником по пророчеству.
…Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиею.
…Книга пророка Ионы – пятая книга «малых пророков» Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге уделено лишь несколько слов (3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.
Согласно Библии, Иона, испугавшись по началу поездки с проповедями к язычникам, решил уплыть на корабле в Фарсис. Однако, во время пути в море разыгрался шторм, и команда корабля, на котором плыл Иона, сочтя шторм наказанием господним, выбросила Иону за борт. Пророк был проглочен китом, в утробе которого раскаялся в своих поступках, за что был выпущен китом на берег в Ливане. Пораженный такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию.
После того как пророк Иона вновь обратился к Богу, Бог вторично послал его проповедовать жителям города Ниневии. Ниневитяне и их правитель вняли пророчеству Ионы – они покаялись в грехах, наложили пост и стали сокрушаться о соделанных злодеяниях, что подробно описано в Библии в Книге пророка Ионы. В результате этого Бог сжалился над ниневитянами и не уничтожил город.
...Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение: пребывания пророка во чреве кита и его проповеди в Ниневии.
Затем Иосиф Флавий, передавая содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю. Только при историческом характере книги Ионы возможно было, что она включена была еврейскими законоучителями в канон священных боговдохновенных книг; произведение вымышленное или искажающее действительность не могло пользоваться таким великим уважением.
..Вслед за иудаизмом и древнехристианская церковь понимала и толковала книгу Ионы в историческом смысле. Она в данном случае следовала непререкаемому авторитету Самого Иисуса, который засвидетельствовал покаяние ниневитян.
..Он сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной и вот здесь больше Иона». Ставить ниневитян примером отзывчивости на слово Божие Своим современникам Спаситель мог только тогда, когда и Он Сам, и Его слушатели принимали рассказ об этом книги Ионы за подлинную историю.
…Но книга пророка Ионы не только историческое повествование, а вместе с тем и писание пророческое. Ее пророчественно-преобразовательный смысл указан в приведенных выше словах Спасителя (Мф 12:40).
…Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Богопроявление распространяется на всё человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех – нравственное усовершенствование. Раскрывая эту идею в историческим рассказе, книга Ионы приготовляла евреев к усвоению главной мессианской идеи о духовном и универсальном характере Царства Мессии. В век Ионы эта идея впервые так ясно озарила религиозное сознание евреев и, как показывает пример самого Ионы, усваивалась ими с большою болезненностью.
…Последующие пророки вплоть до Иоанна Предтечи продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, то есть раскрывать основную идею книги Ионы. Таким образом, книга пророка Ионы должна быть признана первою по времени и содержанию пророческою книгою.

**) Царица южная – имеется в виду Царица Савская, 10 век до Рождества Христова – легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.
…Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В массовой англоязычной культуре название её страны, Шеба, иногда ошибочно принимается за личное имя.
…Хотя историческое существование царицы не доказано, её образ оказал значительное влияние на фольклор и литературу многих народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.
…История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств (I Царей).
…Она привезла Соломону богатые дары. В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, Соломон стал получать от царицы Савской дань в размере 666 талантов золота.
…Страна Сава упоминается также в книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также в книге Иова и Псалмах.
...Согласно же Талмуду, историю о царице Савской следует считать аллегорией, а слова «царица Савская» трактуются как «царство Савское», покорившееся Соломону.
…В Новом Завете царица Савская именуется «царицей южной» и противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса:
..«Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Лк.11:31), аналогичный текст приводится и у Матфея (Мф.12:42).
…Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «под „царицей южной“ разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре».
…Указывают, что значение этой фразы таково – в Судный день царица (вместе с упомянутыми ниже у Луки язычниками-нинеевянами, уверовавшими благодаря Ионе) восстанет и осудит иудеев эпохи Иисуса, потому что они имели такие возможности и привилегии, которых не имели эти уверовавшие язычники, но отказались принять их.
…Как отмечал Иероним Стридонский, осудят не по власти произносить приговор, но по превосходству в сравнении с ними.
…Превосходство ниневитян и царицы Савской над неуверовавшими современниками Христа подчёркивает и Иоанн Златоуст в своих «Беседах на книгу Матфея»: «потому что они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему».
…Также ей была предана роль «приносящей души» далёких языческих народов.
…Соломон воплощает образ Христа, который воздвиг дом Господень для небесного Иерусалима не из камня и дерева, а из всех святых.
…Царица с Юга, которая пришла услышать мудрость Соломона, должна пониматься, как церковь, пришедшая из самых дальних границ мира, чтобы услышать голос Бога.
…Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу. Иероним Блаженный в своём толковании на «Книгу пророка Исайи» даёт следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли к Христу, который есть Божия премудрость.
…Эта трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии, где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных приподнесённых царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя - все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис.60:6).
…Новозаветные волхвы также приподнесли младенцу Иисусу ладан, золото и мирру.

***) Соломон – (др.-евр.  Шломо) – третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до Р. Х., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии , его соправитель в 967-965 до Р.Х.
…Имя Шломо (Соломон) на иврите шалом –  «мир», в значении "не война", а также шалем — «совершенный», «цельный».
…Соломон считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм – главная святыня иудаизма.
...История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников.
…Отец Соломона, Давид, собирался передать престол именно Соломону. Однако, когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.
…Тогда мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Тот спешно принял решение помазать на царствование Соломона, что и было исполнено. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника»  (3Цар.1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал.
…Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.
…Согласно легенде, Соломон имел множество жён, преимущественно чужестранок. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.
…Соломон умер в возрасте 52 лет.
…Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

****) «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения».
…Господь обвиняет не только фарисеев и книжников, но весь народ иудейский. Они не приняли Христа Бога, предав Его смерти. Они отступили от веры своих предков: Авраама, Исаака и Иакова. Как прелюбодейная жена, изменили Богу, с Которым сочетались Заветом. И в самом их искании знамений и чудес было лукавство и прелюбодейство.
…Знамений не дастся им – кроме одного, превосходящего все другие. И это будет воскресение Христа из мертвых, которое Господь называет знамением пророка Ионы.
…«Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи», так Христос будет лежать во гробе, а потом воскреснет.
… «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы». Проповедью Ионы они принесли такое покаяние, что оно спасло их от гибели.
…А иудеи только еще больше ожесточились в неверии от проповеди Христовой, и это ускорит их погибель.
…«Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его».
…«Она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой», а эти люди не хотят послушать мудрость Христа, к Которому не надо идти – Он Сам стоит посреди них. И как небо отстоит от земли, так мудрость Христа – мудрость спасения – бесконечно превосходит мудрость всех мудрецов земли, и Он приобщает ей всех приходящих к Нему.
…«Род лукавый и прелюбодейный» – это не о нашем ли сегодняшнем обществе сказано? Достаточно вспомнить о нацистской Германии, чтобы понять, что это было несколько и ранее.
…Был ленинско-сталинский террор, Французская революция, гонения на раннюю Церковь во времена Римской империи. И в относительно спокойной, деревенской провинции Иудеи I века – тот же самый род, по слову Христа. Приближалось ли тогда человечество к пределу нравственного распада, как сегодня, или род лукавый и прелюбодейный – это постоянное устойчивое состояние падшего человечества?
…В любом случае, зло продолжает раскрываться до конца, и сегодняшнее наше общество – в зеркале этих слов Христовых. Как у толп, снующих вокруг Христа, наше общение с Ним слишком часто исполнено гордого самоутверждения и поверхностного любопытства.
…Мы настаиваем, чтобы Он сделал то, что нам нужно, мы требуем, чтобы Он явил Свою силу. Мы ждем, что Он сотворит чудо для нас, но когда получаем исцеление, не испытываем потребности сделать что-либо со своей стороны. Его благодеяния не вызывают у нас ответа, мы не становимся более чуткими сердцем, более внимательными к Его слову, более ревностными в исполнении заповедей. И мы терпим поражение, когда искушения худшие, чем все прежние, внезапно посещают нас.
…Такое отношение ко Христу смертельно опасно. Нам дано Христово воскресение, как наше собственное воскресение. Для чего мы требуем что-то еще? Разве наше постоянное уныние не показывает, что мы умудряемся превратить воскресение в нечто второстепенное для нашей жизни?
…Но когда мы не ценим этот единственный дар, нас окружают не спасительные воды крещения, а воды всемирного потопа зла. Божественное очищение, когда мы не храним его, лишает нас всякой защищенности.
…Мы не можем с точностью сравнивать один исторический период с другим, зло одного поколения с другим. Единственное, что можно сделать христианину – сравнить лукавство и прелюбодеяние, которое он обнаруживает в своем сердце, – с чистым образом Божиим, которым он призван быть.
…Там, где этот образ загрязнен и замутнен, Христос хочет восстановить его в первозданном великолепии. Но от меня зависит – принять Его благодать и хранить Его образ в чистоте так, чтобы силой Духа Святого я был Его видимым присутствием для всех, кто рядом со мною. Божественная очистительная благодать зовет нас к избавлению от гибельного бездействия. Узнавший ее с радостью бежит за своим спасением, а не сидит на месте, сложа руки, в ожидании чудес.
…Господь показывает, до какой степени можно подпасть под власть сатаны. Изгнанный из человека, нечистый дух возвращается в него с обретенной еще больше силой. Пока не обретем мы Христа и не станем пребывалищем Бога, дом наш – чего бы мы ни достигали – остается «незанятым, выметенным и убранным».
…Что толку, что изгнан из нашего отечества дух коммунизма, если вместо него, вернее, вместе с ним пришло семь других злейших духов. …В Апокалипсисе Господь предупреждает все народы и церкви о том, как опасно оставить первую любовь свою.
… «И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».
Протоиерей Александр Шаргунов.


Рецензии