Обоснование исторического вранья

Где-то в 1960гг мне довелось поговорить с довольно известным историком, разумеется, советским. Я откровенно заявил ему, что школьный учебник , в составлении которого он принимал участие, переполнен историческим враньем. Честно говоря, я ожидал, что он начнет яростно защищать утверждения, содержащиеся в учебнике. Его реакция меня удивила: он довольно легко и откровенно признал, что я прав.
Далее он произнес примерно следующее: «Да, мы создали фальшивую историю, расписываем подвиги, которых не было, возвеличиваем как героев , людей своекорыстных и недостойных. Но наша задача воспитать народ, ставить перед молодежью образцы, которым она будет следовать, воспитываем стремление стать лучше…» Ну и дальше в таком же духе.
В реальности все произошло прямо наоборот. Уж не знаю почему, но выдуманная история оказалась скучной и неинтересной, стала одним из самых нелюбимых школьных предметов. Нормальные дети с обычными интересами чувствовали, что они совершенно не дотягивают не только до великих людей , но и до «рядовых героев», грудью заслонявших Родину. В итоге получали нечто вроде комплекса неполноценности.
И самое главное: дети видели окружающую действительность, достаточно серую, пустую и изобилующую проблем, достаточно простых и даже примитивных; при этом дети естественно приходили к выводу, что раз усилия выдающихся деятелей прошлого привели к такому плачевному результату, то все усилия бесполезны.
Наверное, правда все-таки была бы лучше!

 


Рецензии
Реальная жизнь интереснее вымысла - даже если вымысел пишется талантливыми людьми!
А если вымыслы сочиняют бездарности...

Владимир Никитюк   11.04.2010 20:13     Заявить о нарушении