О пассионарном неравенстве. Гомер Илиада

Мы все равны, и мы все неравны?!.
Равны мы перед Богом, а не равны по степени природной силы, назовём её. вслед за Львом Гумилёвым – пассионарностью.
И вот один пример – «Илиада» Гомера.
Гомеровское общество – это фотография социума, от ничтожнейшего труса - до Ахилла - показана возрастающая сила духа человеческих индивидуумов, от самых слабых до героев. У Троянцев, Гектор - лучший, Парис – ничтожество. Эта степнь силы неравномерно распределена среди людей. Но распределяется она в строго возрастающем или убывающем порядке - внутри каждого социума присутствует вся спектральная линия силы. Типы людей, как карты в колоде, с разным наполнением силы, эти типы людей существуют вечно, повторяясь в новых поколениях.
 Можно было проследить иерархию силы в ахейском обществе Ахилл – первый, лучший. Тогда на одну ступеньку ниже Ахилла. Стал бы Диомед.
В чём-то он симпатичнее неистового Ахила, в Диомеде больше чувство долга, родины, социального понимания военной доблести. Этот герой единственный дерзает вступить в сражение с богами и даже ранит Афродиту и Арея - бог войны испускает гневный рев, равный воплю десяти тысяч воинов. Однако в дерзновении Диомеда нет никакой дерзости. Ему не свойственно вульгарное хвастовство. Внутренний огонь толкает его на любой смелый поступок. Диомед — это сама страсть. Но какая огромная разница между мрачной страстностью Ахиллеса и Диомедом с его светлой порывистостью.
 С Диомедом дружит богиня — воинственная и мудрая Афина вселилась в него и сливается с его душой. Она становится рядом с ним на его колеснице. Именно она увлекает его в гущу сечи, она наполняет его сердце отвагой и страстью: «Люби меня, Афина», — кричит он, когда она указывает на пылающего Ареса, «буйного бога сего, сотворенное зло» - как она говорит, бога, ненавистного людям и богам, потому что это он развязывает отвратительные войны, бога, которому греки почти не посвящали ни храмов, ни алтарей.
Он ближе к Гектору – человеку развитого социума,
Ахилл же - представитель менее цивилизованного социума, более близкого к состоянию этнического детства. Он более витальный человек - подвержен страстям и обидам. Непосредственный, стихийно благородный, обидчивый, цельный человек общества, близкого к природе и ещё неразрывного с нею.
А на другом конце «пассионарной лестницы» воин, до смерти испугавшись, обнимает колени Ахилла, моля его о пощаде. И вот что Ахилл ему отвечает:

Так, мой любезный, умри! И о чем ты столько рыдаешь?
Умер Патрокл, несравненно тебя превосходнейший смертный!
Видишь, каков я и сам, и красив, и величествен видом;
Сын отца знаменитого, матерь имею богиню;
Но и мне на земле от могучей судьбы не избегнуть;
Смерть придет и ко мне поутру, ввечеру или в полдень…

В промежутке между этими двумя полюсами пассионарной силы, целая галерея героев поэмы, характеризуемая разной стпени обладания ею.
 Победа Ахилла над «цивилизованным» Гектором предрешена. Витальная сила одерживает верх над миром цивилизованного ментального могущества, так же как дикие народы побеждают более развитые цивилизации. Но победители заимствуют культуру побеждённых – Ахилл благородство Гектора, вернув его тело отцу, для погребения.
 Хитроумный Одиссе достоин занять место на ступеньках иерархии героев, но чуть ниже, он уходит от прямого испытания силы, манипулирует ситуацией, играет с судьбой. Но до поры до времени…
Список этот можно продолжить, но мысль и так ясна – каждый социум демонстрирует нам спектр убывающей или наоборот возрастающей пассионарности ( с какой стороны посмотреть).


Рецензии
Хорошо написано, убедительно.

С уважением,

Игорь Мельников   27.12.2008 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо.

С уважением, Евгения.

Евгения Коржунова   28.12.2008 22:30   Заявить о нарушении