Золотишко

          Пришел последний августовский день 99 года. Погода стояла отличная, но настроение у меня было упадническое, почему, объяснить не могу. Обычно на речку я ходил после обеда, пока теща спала, однако, в этот раз решил сбегать ненадолго часов в 12. На пляже не было никого, вода показалась холодноватой, лёг, достал бумагу с ручкой, и как-то сразу моё состояние вылилось на листок таким вот образом:

Кончается лето, кончается лето,
Пришла моя осень уже не с утра.
И с тем, что прожито, И с тем, что пропето,
И с тем, что не спето, Прощаться пора.
   Кто в бизнесе бьётся, кто землю копает,
   Все ищут, всем нужен презренный металл
   Мне это не нужно? – Причина простая,-
   Надежда растает. Я, видно, устал.

Печаль моя чуть ли не закипает слезами, образуя куплет с пустотой:

   Зима отзимует и лето согреет
   Но жизнь не подарит мне лишнего дня
…………….
   Поскольку на свете Не будет меня.

         Бултыхается в голове строчка «Ну, камень поставят на холм через год » с последующей концовкой: «Такой вот у жизни. Идёт поворот». Пока я пытаюсь что-то вставить в середину этих куплетов, понимаю, что мне не даёт сосредоточиться посторонний звук. Поднимаю голову - слышно лучше, но ничего не видно. Встаю – что за чертовщина? – вдали огромная женщина (?) с неправильным черепом, просвечивающие руки вниз – вбок держат косу (!), саван весь дырявый, так что видно рёбра и позвоночник, и этот звенящий, зудящий звук идет от неё при голубом небе, ярком солнце и небольшом ветерке.

        Не поверил своим глазам, отвернулся, ущипнул левую руку раз, два – больно, и след на коже есть. Спустился к воде, ощутил её прохладу, обратил внимание, как потревоженные рыбки метнулись врассыпную, значит, не сплю. Ещё раз оглядел небо, никаких НЛО не видно, зафиксировал время на часах, свернул своё хозяйство в полотенце, написал записку: «12.55. Выше по течению в направлении С. обнаружил неопределённый объект (рисунок на обороте). Пошёл выяснять, расстояние не более 2 км. В случае чего, поставьте в известность администрацию и милицию. (Спиртного в течение 10 дней во рту не было). Подпись, дата ». Камнем прижал записку поверх одежды, а сам в сандалиях, плавках и часах двинулся навстречу судьбе. Поднимаясь к дороге, поставил себе условие – идти, но не смотреть в ту сторону сто шагов. И вот, наклонив голову как можно ниже, я уже на дороге и иду вперёд, считая шаги.

          Однако, я поднял голову, не пройдя и сорока шагов, т.к. звуки, доносившиеся «от объекта», мне что-то очень напоминали. Ноги мои подогнулись, я плюхнулся в дорожную пыль и начал хохотать до слез и коликов в животе – в километре или ближе стояла автомобильная буровая вышка, а рядом машина-техничка. Неправильная черепушка моей косой была гидромотором, руки - наклоненные трубы, подготовленные к опусканию в скважину, коса – шланги, по которым подаётся вода под давлением для гидромотора. Естественно, ажурная вышка могла быть принята за очень дырявый саван, ну, рёбра – понятно, а позвоночник – та центральная труба, что, медленно вращаясь, вгрызалась в землю, и издавала эти звуки. Весь в дорожной пыли, чуть ли не вприпрыжку направился я туда. Два буровика с некоторым удивлением оценили мой внешний вид. Водители кемарили за техничкой, похоже, шум им не слишком мешал. Один из буровиков прилично говорит по-русски, но и без этого я смог бы разобрать, что они уже второй год бурят вдоль реки в разных районах и этот участок самый перспективный, да, да, не отмахивайтесь, по золоту! Вот он, мой второй куплет! Хотя, честно говоря «кто землю копает» - имелись в виду те несколько бывших колхозников, что выкупили землю, обзавелись техникой и сейчас на посевную и уборку используют наёмный труд, т.е., условно, - новые кулаки. А презренным металлом числил я те бумажки с головами князей да гетманов.
 
            Тут буровики стали доставать керн с глубины 14 метров. Этот круглый (по диаметру трубы) образец породы сразу укладывался в брезентовый мешочек с биркой и тут же хлоп, - пломба. На техничке в ящике уже штук десять таких мешочков лежит. Попросил разрешения взять остаток длиной 10-15см - не отказали, а, учитывая мой скромный наряд, выделили под эту драгоценность старую рабочую рукавицу. Спросил, попадается ли что, если мыть? Проявил эрудицию, знаю устройство старательского лотка для мытья золота (лет 20 назад на нашем заводе прессовали такие), знаю и то, что потом ртутью надо обработать, а уж затем полученную амальгаму надо выжарить на сковородочке. Оценили, старший предупредил, что он ничего не говорил, а я ничего не слышал о том, что его бывший «старшой» года 4 назад на этой же машине вел «поисковку» в зоне N. Опять я оказался на высоте, когда назвал это место и то, что там шахта уже открыта, поскольку французы заинтересовались и финансировали строительство. Буквально, за месяц до этого в газете, что я выписываю, была заметка «В Украине – золото под ногами», там как раз об этом было написано. Ну, дальше разговор пошёл совсем откровенный: «Старшой каким-то образом узнавал результаты, а промежуточные керны всегда в определённом порядке укладывал недалеко от скважины. Не так, как мы. А после смены и в воскресенье с таким вот лотком, всё вдоль речки ходил. Но меня сразу отшил, не путайся мол, с «желтушкой», дороже обойдется. Так и получилось, поехал он в Киев, там его и взяли, когда он песок золотой пытался продать. Ну, дали ему шестёрку, учитывая, что первый раз и характеристики отличные, да там активистом был, говорят, недавно выпустили, но теперь он имеет право бурить только «на воду». Так что, сколько и на какой глубине золотишка  в породе, мы сами не знаем, но, судя по тому, как обуриваем по заданию этот участок, очень похоже на подготовку к промышленной добыче». Они начали делать очередные манипуляции с бурильной трубой, а я последовал обратно со своей «драгоценностью». На мелководье у пляжа возилась мамаша с двумя малышами, но они, слава богу, не обратили внимания на мою записку, а то, что вещи лежат, мало ли что? Ну, отошёл человек, или переплыл на ту сторону.

            Вернулся я домой, полный великих планов – у меня до отъезда ещё десять дней, беру тазы и по два часа утром что-либо намою, ну, градусник можно «случайно» разбить; выжаривать дома не желательно, но это не вопрос. Ворочался, всё не мог заснуть, чай, с утра с тележкой сразу туда, и все керны (остатки) отвезу в укромное место у воды, а там…

            Чёрт, ночью пошёл дождь, утром лило, как из ведра, к вечеру поутихло, но по такой грязи шлёпать туда бездарно. И второй день дождило, а на третий с тележкой и полиэтиленовыми мешками из-под цемента и тазиком (на всякий случай) направился к моему Клондайку (Эльдорадо). Вообще, я к деньгам отношусь спокойно, не трясусь, а тут, не поверите, сердце бьется, дыхание прерывистое, не дать, не взять – « золотая лихорадка». Издали уж вижу, что нет моей «косой, что шла с косой». Прошёл пляж, дорога вся ещё в промоинах и следы от комбайнов, а тут и от гусеничного трактора, похоже, вытаскивал кого-то. Весь  я уляпался, а кернов моих нет, как нет. И скважины нет, и вообще пусто. Впору решить, что приснилось мне всё. А что, после той заметки в газете, почему бы и не присниться. Да нет, не приснилось, поскольку в сараюшке лежит ещё эта грязная рабочая рукавица, полная землёй, каждое утро захожу туда, щупаю, убеждаюсь, что есть, отчаянно отгоняю только мысль; «она была здесь и раньше, а почему в ней земля, чёрт знает». Будь я верующим, написал бы: «И пришёл 7 день». Но я - «нехристь», как сам себя обзываю, тем более, что пришёл только 4 день, и было солнце, и жарко, и не стал я брать тележку с мешками (семь пар чистых и семь пар нечистых), а взял только один чистый тазик и одну нечистую рукавицу, полную надежд, а также очки, уж больно ответственная операция мне предстояла.

         Не буду томить вас ожиданием, утомлять подробностями того, как землю разминал в воде, полоскал, выливал, снова наливал, чертыхался, что не взял ещё тазик, но шёл я с речки, горланя песню из кинофильма « Дети капитана Гранта»:

  «Кто привык за победу бороться,
   С нами вместе пускай запоет.
   Кто весел – тот смеётся,
   Кто хочет – тот добьётся,
   Кто ищет, – тот всегда найдёт!»

         Меня всего прямо распирало от гордости, что в тёмно-сером тазике, выпущенном лет 50 назад (наверняка, большинство «старателей» взяли бы желтый или белый эмалированный таз), бултыхалась у меня треть стакана воды и четыре или шесть золотистых крупинок. Каждый раз, как я начинал их считать, у меня «от радости в зобу дыханье спёрло», и после третьей я сбивался, так что получалось то четыре, то пять, а то и все шесть!

          Неважно, что стоила вся моя первая добыча меньше гривны, но это - оно, золото! Пусть это не «Золото Маккены», помните, сколько там было этого песка? Но то – кино, сказка, а тут, тут оно, действительно, под ногами, только наклонись и слегка поработай. И следующие три дня сразу после завтрака я убегал на речку, вооружившись тремя тазами (один - алюминиевый большой из-под варенья, второй - жёлтый эмалированный, ну, а третий – понятно, тот самый темно-серый) и своим НОУ-ХАУ, позволившим сохранить в целости градусник и не подвергать себя вредному действию ртути. Ладно, патент я брать не буду, всё гениальное – просто: две бутылочки из-под эфедрина и пипетка с острым носиком обеспечили мне нормальные условия работы (сапиенти сат - разумному достаточно).

   Вода в сентябре была уже холодная и стоять в ней по колено, промывая основную массу песка, было не самое приятное занятие. Зато потом, когда заключительные операции шли на берегу, и количество волшебных жёлтых крупинок уходило за 10, обо всём уже забывалось. Однако, на второй день я стал чихать и кашлять, а на третий день градусник (слава богу, не использованный для «других целей») показал, что пора глотать сульфадиметоксин, и молоко пора пить не из холодильника, а с газовой плиты, при этом, лучше с мёдом, содой и маслом. Ну, а тут уже пора и складываться, до отъезда - рукой подать. В придачу, снова задождило, но, главное, я наконец успокоился. Вот у меня в руке та бутылочка из-под эфедрина, в которой пересыпается… сколько – сколько?, не скажу, вот сколько золотого песочка там пересыпается. Зато теперь к каждому экземпляру своего рассказа я могу приклеить полоску с крупинкой этого золота. И если у вас есть возможность сделать масс-спектральный анализ – милости прошу. А если нет, обратитесь к «Знатокам», говорят, Томин приехал сниматься снова. Правда, вместо Кибрит у них сейчас другой эксперт, рядом с ними совсем молоденькая, но характер, - как у всех женщин. Кто бы из специалистов не делал анализ, результат покажет, что это не вшивая 383, и не 586, нет, чистая самородка, т.е. 999 проба. По каталогу спектрограмм легко определить, что это не Африка, не Аляска, не Бодайбо, а что-то другое, и это другое – Украина. Но она пока в мировые каталоги поставщиков золота ещё не попала.

          Были те буровики или не были; лежала в рабочей рукавице часть керна, или что другое; приснилось мне всё, или я что-то напридумывал, только содержимое пузырька из-под эфедрина есть, никуда не денешься. Так что, в «моей» речке, уж точно, помимо песочка с ракушками есть ещё вот этот песочек, – посмотри глазками, можешь в лупу, или под микроскопом, если он есть под рукой.


                Сентябрь 1999. Кировоградская область   -   сентябрь 2002. Андреевка


Рецензии
Это надо же,какая упущенная выгода,по причине поломки машины несколько дней болтались в Кировограде в прицепе, а могли ведь озолотиться. После Вашей наводки там наверное всё доступное дно перемыли.
Шурик, посылайте на конкурс юмористической прозы,для убедительности приложите золотинку - победа ждет Вас.

Тамара Меликова   22.07.2014 21:49     Заявить о нарушении
Тамара, с одной стороны, сочувствую, а с другой, - поздравляю Вас, что не ввязались в эту историю, не забывайте, драгметаллы - везде монополия государства. Так что, озолотившись на 500- 1000 гривен, можно было схлопотать 6 лет (по первости...). Я едва не лишился своей дачи, она тоже попала в зону отчуждения вместе с землей у реки, где планировалось строительство рудника.
Документировано подставляться не буду, иначе, хлопот на границе не оберешься...

Николай Шурик   23.07.2014 15:49   Заявить о нарушении
Николай,та ну его к бесу - это золотишко,куда дороже и ценнее,как Вы выразились"кеды, ледники, шашлыки, девочки"...
Пишите,шутите на радость нам и себе.Удачи.

Тамара Меликова   23.07.2014 21:45   Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара! Я - как пионер, - "Всегда готов! И, правую руку - к голове.

Николай Шурик   23.07.2014 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.