Диагноз АвАнгАрд Часть 2. Экспрессионизм в литерат
Как авангардное течение модернизма, экспрессионизм пережил пик популярности в первую четверть 20 в. К экспрессионистам относят таких известных авторов, как Георг Гейм, Альфред Дёблин, Эрнст Барлах, Франц Кафка, Райнер Мария Рильке.
Из всех направлений модерна экспрессионизм наиболее остро отразил конфликт человека с действительностью. Для него характерно разрушительное, апокалипсическое отношение к жизни, выраженное с максимальным нагнетанием психического напряжения через культ личного чувства.
Основными признаками экспрессионизма являются:
1. трагическое восприятие реальности
2. подчеркнутая революционность
3. крайний эгоцентризм и предельная откровенность в изображении чувств
4. стремление к упрощению и абстракции
5. концентрация на отталкивающе уродливых формах натурализма для достижения предельной выразительности.
Типичный для экспрессионизма литературный герой – эгоцентричный, революционно настроенный индивидуалист , убегающий в «чистый» духовный мир от убивающей реальный мир пошлой чувственности.
Писатели – экспрессионисты ставят перед собой две основные задачи : абстрактное стремление к высшей чистоте , трактуемое , как полный отказ от «грязных» чувственных эмоций , и утрированное и доведенное до натуралистического абсолюта изображение безобразной действительности.
Эти задачи нашли наиболее яркое выражение в творчестве немецкоязычного австрийского писателя Франца Кафки ( 1883 – 1924). В его оторванном от действительности иррациональном царстве абсурда панический страх перед окружающим миром отображен с такой драматической силой, которая в полной мере передается читателю.
Рассмотрим на конкретных примерах типичные для экспрессионизма стилевые особенности.
1. Трагическое восприятие действительности передается нагнетанием скупо описанных мрачных картин , неизбежно ведущих к смерти.
ПРИМЕР: « Ужас охватил его в этом маленьком тесном купе ; все, казалось, подтверждало это предположение: она была болезненный ребенок, в ее доме не все было благополучно, она часто плакала - конечно, она умерла. »
2. Подчеркнутая революционность достигается постоянным отрицанием.
ПРИМЕР: « В этой истории нет ничего, о чем детям нельзя было бы знать. И все же дети ее не пережили. »
3. Крайний эгоцентризм выражается в последовательно выражаемой концентрации обстоятельств и других людей на своем собственном «Я».
ПРИМЕР: «Именно поэтому я и пришел к вам. Вы единственный свидетель того
времени. Мне казалось, я найду в вас то, чего не могу найти в себе.
Какое-нибудь движение, слово, имя, от которого что-то зависит ...»
4. Стремление к упрощению и абстракции передается простыми короткими однотипными предложениями с настойчивым повторением действия.
ПРИМЕР: « Или умирают, хотите сказать. Ну, так я и умерла. О, я была мертва много лет. »
5. В натуралистических описаниях экспрессионисты используют наиболее безобразные и шокирующие детали.
ПРИМЕР: « В набитой мраком комнате орет
Рожая, баба от безумных мук
В подушках, как гора, ее живот
Столпились жадно демоны вокруг».
Цитаты для примеров 1-4 взяты автором из цикла «Рассказы о Господе Боге» - «История, рассказанная темноте» австрийского поэта Райнера Мария Рильке (1875 -1926). Цитата для примера 5 взята из стихотворения « Демоны городов» немецкого поэта Георга Гейма (1887 – 1912).
Для наглядности рассмотрим импровизацию на тему :
« Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит».
Перепишем текст языком экспрессионизма:
« Над зеленой травой закипает багровое солнце,
Зигзаг ласточки резок, как прерванный взрывом полет…
Весна атомным жаром растопит сугробы до донца -
Пусть старуха-зима, распадаясь на части, умрет!».
Свидетельство о публикации №208122200762
Елена Троянская Третья 09.01.2024 23:35 Заявить о нарушении