Диагноз АвАнгАрд Часть 2. Экспрессионизм в литерат

Экспрессионизм  – направление в искусстве начала 20в., зародилось в Германии, название образовано от лат.слова expressio (выражение).
 Как авангардное течение модернизма, экспрессионизм пережил пик популярности в первую четверть 20 в. К экспрессионистам относят таких известных авторов, как Георг Гейм, Альфред Дёблин, Эрнст Барлах, Франц Кафка, Райнер Мария Рильке. 
  Из всех направлений модерна экспрессионизм наиболее остро отразил конфликт человека с действительностью. Для него характерно  разрушительное, апокалипсическое отношение к  жизни, выраженное с максимальным нагнетанием психического напряжения через культ личного чувства.            
  Основными признаками экспрессионизма  являются:
1. трагическое восприятие реальности 
2. подчеркнутая революционность
3. крайний эгоцентризм и предельная откровенность в изображении чувств
4. стремление  к упрощению и абстракции
5. концентрация на  отталкивающе  уродливых формах натурализма  для достижения предельной выразительности.
  Типичный для экспрессионизма литературный герой – эгоцентричный, революционно настроенный индивидуалист , убегающий в  «чистый»  духовный  мир  от  убивающей реальный мир пошлой  чувственности.   
  Писатели  – экспрессионисты ставят перед собой две основные задачи : абстрактное  стремление к высшей  чистоте ,  трактуемое , как полный отказ от «грязных»  чувственных эмоций , и утрированное и доведенное до натуралистического  абсолюта изображение безобразной действительности.
  Эти задачи  нашли  наиболее яркое выражение в творчестве немецкоязычного  австрийского писателя Франца Кафки ( 1883 – 1924).  В его оторванном от действительности иррациональном  царстве абсурда панический  страх перед окружающим миром отображен с  такой драматической  силой,  которая в полной мере передается читателю.         
  Рассмотрим на конкретных примерах типичные для экспрессионизма стилевые особенности.
1. Трагическое восприятие действительности передается  нагнетанием скупо описанных  мрачных картин , неизбежно ведущих к смерти.   
ПРИМЕР: « Ужас охватил его в этом маленьком тесном купе ;  все, казалось,  подтверждало это предположение: она была болезненный  ребенок, в  ее доме  не  все  было благополучно, она часто плакала - конечно, она умерла. »
2. Подчеркнутая революционность достигается постоянным отрицанием.   
ПРИМЕР: « В этой истории нет ничего, о чем детям нельзя было бы  знать. И все  же дети ее не пережили. »
3. Крайний эгоцентризм выражается в последовательно выражаемой концентрации обстоятельств и других людей на своем собственном «Я».   
ПРИМЕР: «Именно  поэтому я  и пришел к вам.  Вы  единственный  свидетель того
времени.  Мне  казалось,  я  найду  в вас то, чего  не  могу  найти  в  себе.
Какое-нибудь движение, слово, имя, от которого что-то зависит ...»
4. Стремление к упрощению и абстракции передается  простыми короткими однотипными предложениями с настойчивым повторением действия.
ПРИМЕР: « Или  умирают, хотите сказать.  Ну, так я и умерла. О,  я  была  мертва много лет. »
5. В натуралистических описаниях экспрессионисты используют наиболее безобразные и шокирующие детали.   
ПРИМЕР: « В набитой мраком комнате орет
          Рожая, баба от безумных мук
          В подушках, как гора, ее живот
          Столпились жадно демоны вокруг».
    Цитаты для примеров 1-4 взяты автором из цикла «Рассказы о Господе Боге» - «История, рассказанная темноте»  австрийского поэта Райнера Мария Рильке (1875 -1926). Цитата для примера 5 взята из стихотворения « Демоны городов»  немецкого поэта Георга Гейма (1887 – 1912).   
    Для наглядности рассмотрим импровизацию на тему :
« Травка зеленеет, солнышко блестит,
  Ласточка с весною в сени к нам летит».
    Перепишем текст языком экспрессионизма:
« Над зеленой травой закипает багровое солнце,
  Зигзаг ласточки резок, как прерванный взрывом полет…
  Весна атомным жаром растопит сугробы до донца -
  Пусть  старуха-зима, распадаясь на части, умрет!».


Рецензии
Вроде бы всё правильно, и в то же время в приведенных Вами примерах есть некий уклон в декаданс. И Кафка, и Рильке, и Гейм уже умирали, когда начинали писатели "потерянного поколения". А разве их нельзя назвать экспрессионистами? Они что, реалисты?

Елена Троянская Третья   09.01.2024 23:35     Заявить о нарушении