Футбол от пяти до десяти. Пособие для детей

                О том, как научиться игре в мяч?
        Привет, дружище!
        Футбол – это такая игра, в которой двадцать здоровых и сильных игроков,- а именно таким скоро станешь и ты, - с помощью ног, а иногда и других частей тела, стараются загнать мяч в ворота чужой команды и еще два игрока охраняют свои ворота. Футбол – это спорт. Спортом надо заниматься всю жизнь, чтобы меньше болеть, чтобы быть крепким и уверенным в себе, чтобы давать сдачи во дворе задиристым пацанам. Ты же не хочешь быть мальчиком для битья?

Будь ты упитышем или худым и нескладным, как трёхколесный велосипед – тебе надо как можно скорее записаться в какой-нибудь спортивный клуб. Так как речь в этой книжке пойдет о футболе, то я тебе советую записаться в детскую футбольную школу. Если, конечно, ты ещё никаким спортом не занимаешься. Если ты уже увлекся футболом, у тебя должно быть две вещи: эта книга в твоей спортивной сумке и мяч под кроватью. Про книгу я пошутил ;, хотя можешь носить её с собой, пока не прочтёшь. А вот про мяч под кроватью я сказал серьёзно. Почему под кроватью – спросишь ты, там ведь неудобно играть в футбол? А играть в футбол дома и необязательно, да и небезопасно для окружающих предметов. Ещё в детстве я заметил, что если в комнате есть хотя бы одна ваза для цветов, то мяч обязательно сбросит её на пол. Ну не дружат они! И ничего тут не поделаешь.

А мяч под кроватью тебе нужен, чтобы, проснувшись утром и встав с кровати, ты бы коснулся его ногой и сказал: “Привет, дружище!”. Затем ты можешь катнуть мяч обратно под кровать, а можешь довести его аж до кухни (почему до кухни – я объясню позже). Если каждое твоё утро будет начинаться с касания мяча, то скоро произойдёт чудо: вы с мячом станете друзьями, про которых говорят: водой не разольёшь!

Когда ты сел завтракать, то неплохо будет, если одна нога будет стоять на мяче (если две ноги поставишь на мяч, то грохнешься со стула - учти, я предупредил! ;). Но давай сразу договоримся. Подружившись с мячом, ты никогда не будешь класть его с собой в постель – это не гигиенично. Не будешь брать мяч в руки и стучать им дома об пол – соседи могут и не догадываться, что у них за стенкой живёт будущий Марадона. Давай договоримся не бить мячом в стену, диван, телевизор и другие домашние предметы. А также ты не будешь катать мяч под столом во время приготовления уроков – это отвлекает.

Дома футбольный мяч можно только катать и гладить примерно так же, как мама гладит тебя по голове, только вместо твоей головы – мяч, а вместо маминой руки – твоя нога. Известный американский баскетболист Шакил О’Нил потому стал великим игроком, что не только постоянно играл с мячом, но и спал с ним. Он клал мяч под голову вместо подушки. И, как вспоминает баскетболист, шея у него от этого никогда не болела. На мяч в кровати, как я уже говорил тебе, мы вводим строгий запрет, а вот под кроватью ему самое место. Я потому привёл тебе слова Шакила О’Нила, что все великие игроки очень рано подружились с мячом. Вот, что рассказывает звезда бразильского футболa Рональдиньо: “Я с семи лет не расстаюсь с мячом, я бы спал с мячом и просыпался с ним”.

В этой книжке я хочу предложить тебе взяться за занятия футболом серьёзно. Футбол – это великая игра, которой увлекаются миллионы людей во всем мире. Кажется, что это простая игра, но это не так. Ни в одной игре с мячом, кроме футбола, не запрещается играть руками. Дело в том, что руками человек научился управлять гораздо лучше, чем ногами (может это было бы не так, если бы люди научились есть ногами, но пока это под силу только разным фокусникам типа йогов ;).

Итак, ты записался в спортивный футбольный клуб и регулярно посещаешь тренировки. Но этого не достаточно. Ты должен подчинить себя игре в мяч. С самого начала занятий надо приучить себя к мысли: успех в футболе – дело времени. Да-да, здесь всё измеряется годами тренировок. Результат нельзя ускорить, как нельзя уговорить домашний цветок расти быстрее. Чем дольше ты тренируешься, тем легче и проще тебе постигать секреты футбола. Тут срабатывает такое правило: раз ты чему-то научился, ты можешь делать это опять и опять (вспомни, как ты учился ездить на велосипеде).

У тебя появляется уверенность, без которой нельзя выходить на футбольное поле. Когда тебе нравится что-то делать, ты делаешь это долго. Чем дольше ты занимаешься этим, тем больше уверенности в тебе. И наступает время, когда ты выходишь на футбольное поле с уверенностью льва, вышедшего прогуляться по своему лесу. Ты чувствуешь себя хозяином всего игрового пространства так же,  как ты ощущаешь себя хозяином в своей комнате (если, конечно, ты не делишь её со старшим братом или сестрой ;).

Не пропускай тренировки! Не бойся плохой погоды. Помни, когда ты будешь играть главный матч твоей жизни, обязательно будет либо жара, либо снег, либо дождь. Пусть ни снег, ни жара, ни ливень не станут тебе помехой для тренировок.

Особо скажу про неприятности. Что бы не случилось: получил двойку в школе, потерял ключи от дома, болят ноги после вчерашней игры (то, что не болит, то отмирает ;) – повторяй как заклинание: тренировка ни в чём не виновата. Собирай спортивную сумку и вперёд!

Если ты увлёкся футболом, старайся узнать о нём как можно больше. Смотри матчи и спортивные передачи по телевизору, читай книги, газеты и журналы о футболе (надеюсь, что чтение этой книжки – не первый опыт чтения для тебя ;). Покупай видеодиски с записями игр звёзд мирового футбола. Занимаясь футболом, ты должен умственно развиваться. Умный игрок на поле гораздо ценнее обычного. Даже компьютерные футбольные игры типа FIFA 2006 могут способствовать твоему развитию понимания футбола. В компьютерной игре ты можешь представлять себя на месте твоего любимого игрока “Барселоны”, ”Челси” или сборной твоей страны. Это поможет тебе стать одним из них. Только здесь есть одно ограничение. В компьютерную игру можно играть не больше часа. Во-первых, устают глаза, во-вторых, для будущей звезды футбола находиться больше часа в одном положении (сидя перед монитором) – это не допустимо. Движение – это жизнь (Одни ворочают извилинами, другие хлопают ушами, третьи играют ногами ;). Дальше в главе “Сам себе тренер, игрок, судья, зритель и комментатор” я расскажу об игре, которую я придумал для себя в детстве. От этой игры не устают глаза, и она тренирует тело.

Если ты уже чего-то добился в футболе и выиграл со своей командой призы, грамоты и медали, обязательно попроси родителей поставить или повесить их на самое видное место в твоей комнате. Призы будут напоминать тебе о старых, и звать к новым победам (которые у тебя обязательно будут – я тебе обещаю!).

Итак, что мы имеем? Твой футбольный клуб будет обеспечивать тебя формой и спортивным инвентарём, тренер через тренировки будет учить тебя достигать успехов в твоей любимой игре. А что должен делать ты сам, чтобы стать мастером на футбольном поле?

Как я уже тебе говорил, ты должен постоянно тренироваться. Каким бы талантливым ни был пианист, но, не играя по много часов в день, он не сможет завораживать зрительный зал своей игрой. Без сотен набросков художник не нарисует великой картины. И так далее, какую бы область деятельности человека мы ни взяли. Тщательная работа сама по себе не сделает человека гением и даже талантом. Но без нее и гений, и талант – ничто. Чем больше ты бы хотел добиться в футболе, тем больше нужно пролить пота на тренировках. Это бывает тяжело – работать через “не могу”. Но настоящим мастером без этого не стать.
Ещё ты должен всегда стремиться к победе и верить, что добьёшься того, к чему стремишься. Никогда не бойся проиграть. Когда появляется страх перед соперником, многого не добьёшься. Вот, что говорит по этому поводу звезда немецкого футбола Михаэль Балак: “Поражения помогли мне стать взрослым. Если не научиться о них забывать, лучше вообще не выходить на поле”.

        Каждый, кто занимается спортом, знает: хочешь добиться результата – будь готов к ежедневной дозе боли, к тому, что тебе будет плохо. Поначалу тебе будет казаться, что это совершенно ни к чему, что это приносит только ломоту в мышцах. Но с течением времени ты поймёшь: нет, это входит в программу тренировок. Не испытав боли в мышцах, не сможешь обрести лёгкость и силу. Приведу слова ещё одного мастера футбола, немецкого вратаря Оливера Канна: “Всё решает настрой, воля и самоотдача”.

        Итак, повторим программу твоих действий. Сначала ты должен просто играть в футбол, чтобы научиться. Затем ты на протяжении нескольких лет должен серьёзно тренироваться, чтобы повысить своё мастерство футболиста. И, наконец, ты должен выступать на различных соревнованиях, чтобы сравнить своё мастерство как игрока, а также мастерство своей команды с другими игроками и командами, которые также как и ты хотят добиваться побед.


                Сам себе тренер
Летом ты, конечно же, будешь ходить с родителями на пляж или может, даже все вместе поедете отдыхать на море. Так вот там я рекомендую некоторое время посвятить физическим тренировкам. Это будет нетрудно, а если с тобой будут тренироваться друзья, то выполнять упражнения будет интересно и весело.

Упражнение 1. На берегу отмеряется дистанция в 30 взрослых шагов вдоль воды. Заходишь по пояс в воду один или с друзьями и по команде плывешь от начала дистанции до конца, ориентируясь по меткам на берегу. Проплыв дистанцию, разворачиваешься и начинаешь двигаться по дистанции в обратном направлении. Но теперь не плывёшь, а пытаешься бежать, преодолевая сопротивление воды. Повторяешь упражнение несколько раз.

Упражнение 2. На пляже выбирается место, где много песка и нет камней, а самое главное - нет битого, мелкого стекла. Отмеряется дистанция в 10 взрослых шагов. Встаёшь на колени (корпус прямо, руками земли не касаешься) и по команде один или с друзьями преодолеваешь дистанцию на скорость. Повторяешь упражнение несколько раз.

Упражнение 3. Заходишь по пояс в воду один или с друзьями и сначала приседаешь так, чтобы вода стала по горлышко, а потом резко толкаешься ногами от дна и выпрыгиваешь из воды в полный рост. Повторяешь упражнение 10 раз.

Упражнение 4. Один или с друзьями заходишь по горлышко в воду. Поворачиваешься лицом к берегу и по команде как можно быстрее выбегаешь на берег. Повторяешь упражнение 5 раз с пятиминутным перерывом.

Упражнение 5. К обеим ногам привязываются “фанерки” так, чтобы они закрывали ноги от колена до ступни по типу футбольных щитков. Материал “фанерок” может быть любой, главное, чтобы легкий и не гнулся. Заходишь по колено в воду и начинаешь поочерёдно выбрасывать ноги из воды по направлению вперёд, не сгибая коленей. Повторяешь упражнение по 10 раз на каждую ногу.

И последнее замечание. Просто бегать по песку очень полезно для укрепления мышц ног. Поэтому как можно больше двигайся. Играй на пляже в футбол, “в догонялки”, прыгай в длину и высоту, одним словом, отдыхай активно.


 
                Сам себе тренер, игрок, судья, зритель и комментатор
В детстве я так любил футбол, что постоянно играя с друзьями на улице, мне всё равно его не хватало. И, когда мне было примерно 9 лет, я придумал для себя “домашний футбол”. На полу я расстилал большое одеяло зелёного цвета (на самом деле цвет может быть любым – мне просто повезло, что у нас было ровное одеяло ЗЕЛЁНОГО цвета). Мелом, по линейке наносил разметку футбольного поля по размеру одеяла. Из алюминиевой проволки сделал двое маленьких футбольных ворот, обшил их марлей – получилась сетка. В качестве мячей я использовал витаминки и мамины бусинки разного цвета: белые, жёлтые, оранжевые. На витаминки белого цвета я наносил карандашом тёмные точки, чтобы было похоже на настоящие футбольные мячи того времени. Футболистами у меня были шашки, причём разного цвета. Шашек какого только цвета у меня не было: чёрные и белые, жёлтые и красные. А когда я обошёл все магазины и понял, что других цветов шашек я не найду, я стал покупать бело-чёрные наборы и красил белый цвет в другой. А моя любимая команда “Торпедо” была составлена из больших и тяжёлых пуговиц – просто мне хотелось, чтобы она была не похожа на другие команды. Вратари команд отличались от полевых игроков. В качестве вратарей я использовал колпачки от аэрозолей и дезодорантов – пластиковых бутылок с их красивыми крышками тогда не было. Были у меня и трибуны со зрителями. Трибуны я складывал из книг. А болельщиками были те же шашки. По ходу игры я комментировал вслух ход матча, подражая телевизионным ведущим футбольных трансляций. Причём, так как у меня на каждой шашке, то есть игроке, был карандашом написан номер, а в специальном журнале я записывал составы футбольных команд по номерам, то я знал фамилии всех игроков матча. Со временем я выучил наизусть составы всех наших команд и ведущих сборных команд мира. Фамилии игроков я узнавал из футбольных справочников. В своём журнале я рисовал футбольные таблицы и проводил чемпионаты СССР (так тогда называлось наше государство), а также первенства мира и Европы. Игра заключалась в том, что, ползая на коленях, я старался передавать мяч от одного игрока другому, то есть от шашки в одной руке к шашке в другой. При этом можно было “водиться”, подняв шашку и играя её внутренней поверхностью. Можно было бить по воротам и отдавать пас на большое расстояние, подцепляя мяч нижней, внутренней поверхностью шашки. Были и нарушения правил. Например, “игра рукой” считалась тогда, когда мяч оставался накрытым шашкой. Или я намеренно грубо играл одним игроком в другого. Или положение “вне игры”, когда игрок атакующей команды получает пас из глубины поля, находясь один перед чужим вратарём. В общем, мне было интересно. А так как компьютеров тогда просто не было и я не мог “рубиться” как современные мальчишки в FIFA 2006, своим “домашним футболом” я увлекался несколько лет. Попробуй, может и тебе понравится. А такие элементы игры, как ползание на коленках, движения рук при перемещении сразу нескольких игроков в разных направлениях, безусловно, полезнее, чем неподвижное сидение в одной позе перед монитором, нажимание на одни и те же клавиши и переутомление глаз от мелькания изображения на экране. К тому же запоминание игроков по номерам в разных командах тренирует память, а комментирование матча вслух развивает речь и воображение. Думаю, что мой “домашний футбол” может заменить кому-то и такого монстра как FIFA 2006 и другие подобные компьютерные игры. В конце концов, не у всех дома есть компьютер или деньги и желание идти в компьютерный игровой клуб.

Вот всё, что я хотел рассказать тебе в этой книжке. Уже утро. Где мой мяч? Привет, дружище!


Рецензии