Почему мне не нравится это стихотворение?

Я вот об этом стихотворении хочу высказаться:

 Е. Евтушенко "Елабужский гвоздь".

Помнишь, гераневая Елабуга,
ту городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад.
Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
«Пытка под старость — незнамо за что.
Ходют и ходют — ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Помню — была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не управлялась она с самокрутками.
Я их крутила. Веревку — не я...»
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденящею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк. Он граненый, увесистый
для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко, чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться — оно попростей.
Ну а старушка, что выжила впроголодь,
мне говорит, будто важный я гость:
«Как мне с гвоздем-то? Все смотрят и трогают...
Может, возьмете себе этот гвоздь?»
Бабушка, я вас прошу как о милости —
только не спрашивайте опять:
«А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый... Вам легче понять...»
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете — запомните.
Самоубийств не бывает вообще.

Почему мне не нравится это  стихотворение?
Предположим, я совсем не  знаю о Цветаевой. Вот такая  - стихи  люблю, и «Мне нравится, что вы больны не  мной» - нравится, а что это за Марина  Ивановна, о которой в этом  стихотворении Евтушенко - не знаю. 
Читаю стихотворение. В нём какая-то крупная  женщина, курящая, то ли любящая стирать  белье, то ли не любящая, удавилась в  Елабуге на гвозде.
Почему-то в избу, где это произошло, ходят и ходят посетители и уже надоели  бабушке-хозяйке, которая не знает, как ей  избавиться и от избы, и от гвоздя.
Это и понятно - слава у всего этого - сомнительная.
«Ухвачу» я из этого  стихотворения, что речь идет о той,  которой «нравилось, что шар земной не  уплывёт под нашими ногами» или  благословляла кого-то «на все четыре  стороны»? Навряд ли. То есть, грубо  говоря, к Марине Цветаевой оно имеет отношение  постольку, поскольку для всех, кто её  знает, Елабужский гвоздь, это как   пароль, а кто не знает - пустое место. 
Идем дальше. Автор в стихотворной форме  описывает бытовые приметы избы и всего,  что окружало поэта в день гибели, что  знакомо по описаниям сотен  исследователей творчества М. Цветаевой,  ее родных (оставшихся), биографов. То  есть и тут для меня ничего нового. А  вот энергетики, глубины переживаний  автора, я не чувствую. Мало того, мне  сдается, что гостю на этом  историческом месте просто скучно: ну,  зашел, ну, посмотрел, отметился, так  сказать. Не чувствую я, что автор  ощущает трагедию свершившегося тут. Мне  сдается, что он недоумевает, как и  хозяйка избы: чего она самоубилась-то?  И глубокомысленный вывод: кто-то  виноват - не убил, так довёл..  «Самоубийств не бывает вообще».
И что  это значит? Если человек решил сам себя  убить, то это не само-? Шерше ля  кого-то?
Сама Марина Цветаева  разделяла смертную жизнь тела и  бессмертную души. И всю жизнь мечтала  душу свою высвободить.
Анастасия Цветаева в  своих воспоминаниях о сестре  утверждает, что в молодости Марина  совершила попытку самоубийства,  запиской попрощалась с сестрой. И никто  её тогда не доводил до этого, просто был  такой романтический порыв, сорвавшийся  почему-то - раздумала или что-то  помешало. История темная.
А потом - сколько раз и в стихах, и в черновых  записках она говорит о том же. Прикидывает способ: отравиться,  утопиться, повесится?
Так что это  Евтушеновское глубокомыслие о том, что нет  самоубийства, а только убийство (то есть  кто-то другой совершает или подводит  к этому решению, осталось лишь веревку  скрутить) - это мысль - чисто конъюнктурная,  потравляющая домыслам о каких-то  гостях из ГПУ, посетивших Марину Ивановну накануне, или что кто-то так её  флажками обложил, что осталось только  перегрызть себе вену, чтобы не даться. 
Если уж и был этот кто-то, то не  человек и не организация… Здесь вмешались силы мистические - подталкивать. А решение  и исполнение "их" задумок всё же на самом человеке лежит. 

Ну, и по технике стихотворение не предел совершенства:  «Елабуга-плакала», «зыбучую-замучили»,  "не знамо за что - никто" и т.д.
 А вот  погрустить по поводу этого драматического события... Или написать стихотворение к дате (рождения или смерти), это да, тогда стихотворение - вполне на уровне.


Рецензии
Иосиф Бродский на дух не переносил Евтушенко,считая его лжецом по содержанию.

Сергей Леонидович Мелиоранский   29.11.2021 20:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.