У времени в плену
- Эй, стойте, что вы делаете?! Вы что, не видите?! Это же бесценные вещи! Остановитесь! – наверное, примерно такие слова обратил к бульдозеристам житель Новороссийска Александр Кампер.
Он спасал от ножа громадной машины остатки быта и культуры народов древнего Пантикапея – осколки амфор, лекифы, черепки и венчики. И надо сказать, ему это удалось.
А потом было рождение мастера. Ведь далеко не все музеи заинтересовались находками, не взяли их на хранение: не видели ценности. И тогда Александр Кампер начал реализацию своих идей. Он стал создавать композиции из того, что находил в окрестностях села Мысхако и в других местах. Сейчас искусствоведы называют этот метод уникальным. Хотя и замечают, что какое-то время назад его могли и не понять, и не принять в силу необычности. Но хватит туманностей. Пора пойти в зал музея и познакомиться с творчеством гостя из Новороссийска поближе.
А тут как раз его представляют гостям выставки. Кроме самого мастера, на открытии – директор музея Петр Хрисанов, известный сочинский журналист, обозреватель отдела культуры Владимир Быстров. Искусствовед, заместитель директора художественного музея по науке Светлана Шелихова рассказала, как Александр Кампер создает свои произведения искусства: он деликатно дополняет древние находки деталями, и новая композиция несет в себе уже иную символику, более философскую.
На выставке, кроме античной темы, представлена в авторской интерпретации трагедия Второй мировой войны. Земли Новороссийска и его окрестностей и по сей день хранят в себе осколки тех страшных событий. Колючая проволока, пробитые фляжки, разорвавшиеся мины – все это автор облекает в новую форму, нет, не поэтизирует, но придает неожиданные и глубокие смыслы.
Целый мастер-класс Александр Кампер провел у сочинских студентов-дизайнеров, которых привела на выставку преподаватель истории искусства Нина Припорова.
- Они учатся понимать стили, эпохи. Черпают в них идеи для своих работ, - обратилась к Александру Камперу Нина Припорова. – Я и сама в молодости участвовала в археологических раскопках, и отношусь к древностям с трепетом.
Гость Сочи подробно отвечал на вопросы юных художников. Сказал, что мастерство пришло к нему как дар свыше. И идеи рождаются неожиданно.
Но обо всем, на мой взгляд, могут поведать те экспонаты, что выставлены в зале. У каждого можно простоять час в раздумьях о былом и грядущем. Чего стоят названия композиций: «Хлеб насущный», «Клад Пантикапея», «Правосудие», «Грация», «Грааль», «Чаша Сократа», «Матрица», «Гордиев узел».
- Красиво и страшно, - говорит о работах фотограф Марина Новикова. – Особенно сильное впечатление от «Эдельвейса». В разорвавшейся противопехотной мине автор композиции увидел цветок. А «Клетка»! В колючей проволоке подвешен капкан. Очень образно, мне сейчас трудно говорить о том, какие возникают ассоциации.
Боль утрат и лаву человеческих страданий от войны смягчает античная гармония форм. Прекрасна работа «Дар Диониса» - амфора для вина, оплетенная виноградной лозой. Изящно до мурашек по коже. Впечатляет и заставляет задуматься о бренности мирского «Клад Пантикапея» - горлышко сосуда в морском песке и ракушках. Ведь известно, что Черное море таит в себе много неразгаданного.
Ходишь по залу, и кажется, будто ты сам и не в 2008 году живешь. Вот сейчас придешь на приморский рынок за маслом для лампад и свежей рыбой. А потом пойдешь домой помогать родным переливать молодое вино в привезенные гончаром новые амфоры.
Время. Оно неумолимо несется куда-то. Одни люди уходят, приходят другие. И все время в голове пульсирует вопрос: «Что есть я сточки зрения вечности?!»
Александр Кампер безмолвно и талантливо знакомит нас с прошлым. И в тысячный раз тем самым доказывает: язык искусства универсален и понятен всем.
Кстати, по традиции, автор оставит в дар музею одну из своих работ. Что же подарит сочинцам новороссийский гость, мы узнаем через месяц.
Свидетельство о публикации №208122400281