Эпитафии

Жил в одном городке гробовщик. Знал он своё дело неплохо, клиенты не жаловались. Слыл он жадноватым человеком, скупеньким. Бывало, идёт по улице, видит труп лежит. Ничёйный. Хвать его под руки и к себе. Гробовщиков ноги кормят. Реже руки.


Когда гробовщик был маленьким мальчиком, он мечтал стать боцманом на корабле, или поваром, или лётчиком, или ветеринаром, или мороженщиком. А оказался гробовщиком. Вначале было очень трудно – он на всю жизнь запомнил свой первый гроб для кого-то молодого мальчишки со смешными усами-щёточками. Но скоро набил руку и стал неплохо зарабатывать. А вот в жизни не заладилось что-то. Так бывает. Да, вообще-то, хороший он был мужик. Собаки его любили.


Набожный гробовщик был. Любил в церковь сходить, просвирен поесть, вина попить. Видит, бывало, батюшка, что гробовщик седьмой раз в очередь встаёт, матюгнётся, но кадилом ни за что не ударит. Весь приход батюшку любил. Даже гробовщик.


В другой раз прибилась к гробовщику собачка. Пожалел он её, взял к себе, посадил на цепь, и стала собака дом охранять. Не долго охраняла - сдохла через неделю. От голода.
А чтобы знали – красть тут нечего.


Была у гробовщика мечта - сделать самый красивый гроб в уезде. Только вот не получалось никак. То гвоздь торчит, то дырявый выходит гроб, то крышка не закрывается. Грустил он очень по этому поводу. Даже пить начал. Стали люди волноваться – как тут умрёшь, когда в городе гробов нет? Приходили, помогали. Кто советом, кто досок принесёт, кто гвоздей серебряных, фамильных. И взялся гробовщик за дело. Работал долго и сделал замечательный гроб – гробище! Ходил народ, да диву давался на него. Пришёл тогда к гробовщику купец. Известный ценитель искусств и меценат. Деньги большие предлагать начал, и не выдержал гробовщик – продал свою кровинушку.  Конечно, сперва в слёзы хотел кинуться, но передумал. А купец отвёз гроб к себе домой, поставил в опочивальню и стал над ним чахнуть. Так бы и зачах, если бы не умер. В том гробу и схоронили - не пропадать же добру.


Наскучила гробовщику спокойная жизнь, и пошёл он за клещами в лес. Вернулся радостный: прыгает, чешется.
«Врача мне, врача!», - кричит. А сам улыбается.
Извели клопов через пару дней. Загрустил гробовщик пуще прежнего. Но в лес не пошёл больше.


Подрался как-то гробовщик с кладбищенским сторожем. Ну, не то чтобы подрался, а зашиб насмерть. Стоит и думает, что делать, ничего решить не может. Закопать? Так за гроб неуплачено. Подошёл к сторожу, по карманам поискал – денег нет. «А чтоб покойников охранять это даже лучше самому покойником быть», - подумал гробовщик и сторожа за ноги в будку оттащил. На стул посадил, чаю налил, да и ушёл домой.


Повадился гробовщик клубнику красть у соседей. Заметил это однажды батюшка. Пристыдил гробовщика, отнял клубнику, съел всю и ушёл. А гробовщика совесть замучила. После этого он всегда, как только наберёт клубники по огородам, так сразу бежит батюшку угощать. Эх и зол бывал в такие моменты батюшка: кричит, ругается, давится, клубнику в рот набивая, а гробовщик стоит в углу, да глаза поднять боится.
«Ступай, - говорил на прощание батюшка, - завтра поговорим, коли придёшь». И никогда не улыбнётся. Ибо грех.


Гробовщику снится сон – в городе мор. Сперва он доволен. Но мэр приказывает сжигать трупы и запрещает похороны. Гробовщик покрывается холодным потом, катается по кровати, ворочается и скрипит зубами. Гробовщик идёт с жалобой к мэру и пытается выбить для себя хотя бы пару покойников. Мэр уступает, но разрешает забрать лишь тех, что распространяют по городу оппозиционные листовки.
«Только они еще живы», - кричит он вслед.
Гробовщик вприпрыжку убегает, а мэр наливает себе 50 грамм, выпивает, и принимается за написание эпитафий. Работа у него такая.


Любил гробовщик старушек через дорогу переводить. Соберёт штук 10 из тех, что покрепче, и давай: туда-сюда, туда-сюда. А что по одной размениваться, да время терять?


Записался гробовщик в пожарную дружину. Очень ему нравилось ездить на пожары, спасать кошек и вытаскивать комоды. Только вот людям он не помогал. Скорее наоборот: подопрёт дверь, чтоб никто не спасся, а сам за патефоном отправляется – вещь редкая, красивая. Не любил гробовщик мешать работу и удовольствие.


Приехал как-то в город цирк на один вечер. А потом уехал. Жаль, что гробовщик в это время  с могильщиком пил. Вот и не получилось истории. «Зря я напился, - думает гробовщик. - И похмелье того не стоило. И водка дорогая. И могильщик почти сразу заснул». Так и напился с горя.


Любил гробовщик похороны. Вот жену, например, два раза хоронил. Но горевал он не долго - лишь только начинали  заколачивать крышку гроба, так он сразу и переставал думать о человеке. А иначе гробовщики не выживают. Жить одному и так не просто, а если при этом на мёртвых надеяться, то для живых места и вовсе не остаётся.


Понравилась однажды гробовщику девушка. Но вот беда – в её доме никто не умирает. И решил гробовщик как все: с цветами и тортиком. Приходит, а у неё муж. Живой. Да ещё на домре играет. Подумал-подумал гробовщик – делать нечего – занялся домрой.
Три года учился – всё без толку. Не давалась гробовщику  домра. Так и забросил её. Теперь вот на барабане учится играть и про девушку не вспоминает даже – да и косит она на левый глаз.


Решил в городе никто не умирать долго. И стал по любому поводу гробовщик своими гробами расплачиваться. И всем  это очень понравилось. Каждый в городе имел тогда по 2-3 гроба. Включая младенцев. Кому вздремнуть надо, кому бельё постирать, кому тесто замесить. А что? Детей надо сразу приучать гробику, чтобы не капризничали в старости.


Бывало, напьётся гробовщик и клоунов вызывает по телефону из губернского центра. Хорошо, что телефон уже успели изобрести, а то пришлось бы за почтовыми голубями посылать.


Гробовщик часто рассказывал, как на похороны Сталина ездил. Ему тогда все стали руки жать и целоваться лезли: и Хрущев, и Жуков, и Киров. А Сталин даже из гроба подмигнул, когда все отвернулись. Один Ленин лежал себе тихо в мавзолее и завистливо думал о том, как же весело умирать.


Когда у гробовщика была любовница жива, он часто захаживал к ней на чай, и она всегда повторяла: «А что вы всё на чай, да на чай?». Так и перестал ходить.


Приснилось как-то гробовщику, что он тюленя ест.
Проснулся, а изо рта половина бивня торчит. С тех пор он очень боялся кому-нибудь присниться.


Гробовщик сильно не любил свой город. Даже жалобы на досуге в «Крокодил» писал. Только всё без толку. Решил он тогда уехать. Даже глобус купил.
«Нет, - думает потом, - мне столько народу не перехоронить. Со своими бы разобраться. Да и покойников здешних я в лицо знаю. А кому я там нужен?». Так и остался.


Научился как-то гробовщик пить без похмелья. А утром думает: «Не научился».


Поехал как-то гробовщик на курсы повышения квалификации. А с собой ничего не взял кроме гвоздей. Повезло, что труп выдали. Плохонький – дежурный. Хотя о расходниках  либо хорошо, либо никак.


Как-то гробовщику приснился ужасный сон: когда на кладбище не осталось места, людей начали хоронить прямо на улицах, посреди дорог и даже на тротуарах. А когда и там все места позанимали, то хоронить вообще народ перестали. Покойники были вынуждены по-прежнему ходить на работу и встречаться с живым; они как и раньше надеялись на весточку от родных и ждали хорошей погоды.
«Ты нам больше не нужен», - сказал гробовщику городской глава. - Твои гробы их уже не держат».
А через некоторое время мёртвых стало так много, что никто уже и не помнил, кто жив, а кто нет. Всё в городе перепуталось. И никто больше не считал себя мёртвым. А посему было решено отменить смерть официально.
Вот тогда-то и начался мор, вскоре уничтожившая весь город.


Умер фонарщик, и в городе стало темно.
Умер парикмахер. В моде снова борода.
Умер почтальон, и городским собакам стало грустно.
Умер пенсионер и перестал получать пенсию.
Вот такой мор стоял в городе.


Начал как-то гробовщик книгу писать, да вовремя вспомнил, что грамоте не обучен. Как же смеялись они с издателем, пока тот не вспомнил, что не умеет смеяться.


Как-то гробовщик заблудился в пустыне. Через какое-то время он встретил мираж. Слово за слово, и они подружились. К сожалению, гробовщика через два дня нашли и спасли.


Поселились у гробовщика тараканы. Вели себя спокойно, не буянили, по ночам музыку не включали. Платили исправно. Всё бы хорошо, но так они семью в 20 цыган за собой притащили. Пришлось морить.


Захотелось как-то гробовщику ласки и пирожков домашних. Пошёл он в богадельню и взял себе старушку. Самую симпатичную. И хоть она приёмной была, он её всё равно очень любил. Так и жили вдвоём – весь город им завидовал. Только не стоило ей на велосипеде учиться ездить.


Неурожайный выдался год. Город голодал. Картофель в поле охраняли посменно всей семьёй. Да что там картофель, даже за котами приглядывали – кому хотелось пустой картофель всю зиму лопать?


Решили в городе перепись населения провести. К гробовщику чиновник зашёл последним.
- Ох уж этот мор – народа почти не осталось в городе.
- И не говори ничего. Сам знаю, - ответил гробовщик, намазывая чёрную икру на колбасу. - Так сколько ваших ещё живо?
- Сейчас вот 101 человек остался… Хотя, для ровного счёта напишем 100.
Чиновник хитро подмигнул, достал табельный цианид, проглотил и умер. «Вот это работа – везёт же некоторым», - завистливо подумал гробовщик и налил себе водки.


Одной весной медведи в город повадились приходить. Сидят, бывало, в скверике, в домино с мужиками играют, да водку пьют. И всё бы ничего, но как напьются,
так сразу пасечнику идут морду бить. Из зависти или из принципа – кто их разберет, только
так с тех пор и повелось у медведей – просыпаются от удара вилами и в поле на пробежку бегут. Довольные. Но пасечник на них долго не злился. Скучно ему было с пчёлами. Он всегда мечтал о большем.


И вот пришёл день, когда гробовщик сделал последний гроб для последнего человека в городе. Им был могильщик – его ближайший друг. Много дней они провели вместе. Только вот надоели гробовщику такие посиделки, и перестал он видеться с могильщиком. А когда через долгое-долгое время гробовщик зашел к нему, то увидел могильщика мёртвым. Отнёс на кладбище и похоронил. Затем вернулся домой, выпил кофе, лёг в сколоченный для себя гроб и умер. Лучше поздно, чем никогда.








Перехоронив всех тех, кто хоть что-то для него значил, гробовщик остался один. Каждое утро он просыпался и занимался своими делами. К нему приходили люди, делали заказы, отдавали деньги и говорили о погоде. По-прежнему пили чая, по-прежнему размачивая в нем старые баранки, по-прежнему болтая о том, что прежнее куда лучше не прежнего…
И случайно на улице встречаясь взглядами с могильщиком, городским головой или бывшей женой, гробовщик отводил глаза или переходил на другую сторону дороги.
В каждом живёт гробовщик. И не так уж хорошо, когда у него много работы: он начинает богатеть и толстеть. Но жирные гробовщики долго не живут. Говорят, что они гибнут от обжорства, а на самом деле от тоски.


Рецензии