Пираты или террористы?

               

       Российский  сторожевой корабль "Неустрашимый" упоминается  в последнее время в Испании везде и всюду. Здесь его называют Intrepida- Неустрашимая, принимая во внимание, что военный корабль такого класса считается fragata- фрегат, в испанском языке - женского рода. СКР "Неустрашимый", где-то у черта на куличках,  преследует неуловимых пиратов, стараясь защитить от них  проходящие мимо торговые суда. Как правило, сторожевой корабль, несмотря на свою приличную скорость в 30 узлов и наличие палубного вертолета КА-27 (на фото),  приходит на помощь жертвам пиратов  с опозданием. Пиратам достаточно только забросить несколько вооруженных человек на борт атакуемого судна и взять членов его экипажа на мушку. Все! С этого момента балом правят очень загорелые парни  с пулеметами и гранатометами в руках.

        За все время пиратской эпопеи у берегов Сомали была только одна удачная попытка силового освобождения экипажа захваченного пиратами судна со стороны французского фрегата "Coubert",  базирующегося в порту Джибути. В тот раз заложники не пострадали, а французами было захвачено в плен шестеро пиратов. Сейчас же украинское судно "Faina" уже 2 месяца стоит в окружении нескольких военных кораблей, среди которых американский фрегат USS "Howard". Вояки  навели на захваченное пиратами судно свои пушки и ракеты, над мачтами "Фаины" днем и ночью летают вертолеты, но никто реально заложникам помочь ничем не может. Разве только деньгами? Да и кто возьмет на себя риск штурмовать заминированное судно?

          В условиях судна, находящегося в море, на котором заложники обычно удерживаются в закрытом заминированном помещении (трюм, салон для отдыха команды или любое другое изолированное помещение со стальной дверью) шансов на спасение пленников практически нет.  Все  предыдущие случаи удачного освобождения заложников, за исключением вышеупомянутого, были решены с помощью выкупа. Отличный бизнес придумали флибустьеры! Правительство Сомали от них отказывается, мол, мы не можем контролировать ситуацию у берегов страны. Таким образом,  если эти пираты сейчас - ничейные, сами по себе, никто за ними не стоИт и они действуют на свой страх и риск, то к ним не должны применяться какие - либо международные соглашения и законы, призванные защищать права даже отьявленных преступников. Пираты обьявили войну экипажам мирных судов, начали торговать жизнями моряков. Они должны быть обьявлены вне закона и уничтожаться на месте. На  войне, как на войне!

         Что же происходит на самом деле?
         Испания арендует у французов часть военно-морской базы в порту Джибути для стоянки и обслуживания своего патрульного самолета Локхид Р3-Орион, бортовой № 22-22.  4-х моторный самолет этой серии на протяжении 45 лет считается одним из лучших в мире самолетов такого класса, и был сконструирован американцами специально для обнаружения и уничтожения советских подлодок.

         28 октября этого года этот "Орион" во время патрулирования Аденского залива, помешал пиратам с оружием в руках захватить танкер под панамским флагом. Самолет сделал три захода над пиратской лодкой с вооруженными людьми на борту, забросал их дымовыми шашками, вынудил пиратов отказаться от абордажа и позволил им благополучно скрыться за горизонтом.  Вопрос, почему самолет не применил против вооруженных пиратов свои мины, бомбы и торпеды для их уничтожения, остается открытым.

         Странам, заинтересованным в безопасном судоходстве в этом районе, необходимо договориться о совместном патрулировании военными кораблями и авиацией этой опасной для мирных судов зоны. Сейчас мы видим, что "Неустрашимый" начал координировать свои действия с другими кораблями НАТО и Индии, находящимися у берегов Сомали. Что касается Испании, то ее Министр Обороны Карме Чакон (Carme Chacon) заявила 2-го ноября, что Испания тоже направит один из своих фрегатов к берегам Сомали в конце декабря этого года.

          19-го апреля этого года в водах аденского залива пиратами был захвачен испанский тунцелов "Playa Bakio". Уже через 2 дня к месту событий был направлен самый современный фрегат испанских ВМС "Mendez Nunez" (на снимке сверху),  бортовой № F 104, но было уже поздно. Испании пришлось хорошо заплатить пиратам за жизни 26-и рыбаков. Это было уже второе испанское судно, выкупленное у пиратов.

          Есть надежда, что стратегия и тактика борьбы с пиратами все-таки будет другой. Сейчас это происходит примерно так. Военный корабль или патрульный вертолет (самолет), находящийся в данном районе, получив на одной из радиочастот бедствия, которые прослушиваются круглосуточно, сообщение о нападении пиратов на мирное судно, тут же направляется в указанные координаты. Но, даже будучи в пределах прямой видимости от места событий, ни вертолет, ни военный корабль помочь реально уже  ничем  обьекту нападения не может. Захват заложников совершен. Применение оружия со стороны патрульного корабля или вертолета в этом случае бессмысленно, так как ставит под угрозу жизни захваченных пиратами  моряков.

           В подтверждение вышесказанного, напомню недавний случай. 18 ноября индийский патрульный корабль  "Tabar", получив от тайского рыболовного судна сигнал о нападении пиратов, направился  к нему на помощь. Не разобравшись в ситуации (дело было ночью), военный корабль обстрелял пиратскую лодку, а заодно и захваченное пиратами судно. Чудом удалось спастись только одному рыбаку, 13 человек считаются пропавшими.

           Поэтому патрульные военные корабли и вертолеты должны упреждать действия пиратов, а защита мирных судов должна осуществляться следующим образом.  Группировка из 6-7 военных кораблей с авиацией на борту, должна сама искать пиратов и нейтрализовать их возможные действия еще до захвата ими гражданских судов. При этом каждый корабль будет иметь свою зону патрулирования и в случае необходимости оказывать помощь соседям. Палубные вертолеты могут контролировать огромные акватории при значительно удалении от линии береговой черты и действовать в отношении пиратов с опережением, не ожидая того момента, когда в эфире прозвучит сигнал бедствия. Соответствующая информация с разведывательных спутников США и других стран, значительно упростит локализацию подозрительных плавучих обьектов в районе патрулирования (малая цель, высокая скорость и т.д.)
             Девять стран ЕС, Франция, Испания, Германия, Голландия, Бельгия, Швеция, Кипр, Литва и Великобритания, заинтересованные в безопасности судоходства в указанном районе, договорились о создании там группировки военных кораблей,  и в начале 2009 года сообща направят к берегам Сомали 3 фрегата, оснащенных вертолетами.

             Принимая во внимание, что настоящие рыбаки  на лодках ловят рыбу на небольшом удалении от побережья Сомали и Йемена, любая лодка в открытом океане должна вызывать у экипажа патрульного вертолета (самолета) повышенное внимание. Если на лодке установлены мощные подвесные моторы, на борту целый взвод "рыбаков" и этот скутер несется по волнам океана вдали от береговой черты, там, где проходят основные трассы торговых судов, то, скорее всего, это не прогулочная яхта. Для конспирации в лодке могут находиться орудия лова, и даже пойманная рыба. Вертолетчики с высоты полета прекрасно разберутся, рыбацкая эта лодка или нет. Если в лодке имеется оружие, или ее экипаж начинает оказывать вооруженное сопротивление, то этот обьект должен уничтожаться на месте с фиксированием события на видеокамеру. В случае сомнения принадлежности лодки, на нее высаживается досмотровая группа с вертолета. Например, КА-27 "Неустрашимого" берет на борт десяток морских пехотинцев с полным вооружением и боезапасом. Уже после уничтожения первых  пиратских лодок можно будет ожидать значительного ослабления прессинга пиратов на мирные суда. В наше время, как хорошие, так и плохие новости,  распространяются  среди этой братвы с быстротой радиосигнала. По-настоящему пиратов еще никто не пугал.
          Последний захват пиратами танкера водоизмещением 300.000 тонн, который они грозятся взорвать в случае силового освобождения заложников, более похож на акт терроризма. При  подрыве танкера, а для такой махины достаточно несколько выстрелов из гранатомета РПГ-7, которых у пиратов немеряно, последствия будут ужасающими для всего побережья Индийского океана.
          
          Аликанте (Испания), ноябрь 2008 г.

          Фото на www.lib.ru (Заграница - Испания - Владимир Ветринцев)


Рецензии
В 2008 году сомалийские пираты совершили нападения более чем на сто судов в Аденском заливе, Аравийском море и Индийском океане. По некоторым данным, в настоящий момент они удерживают 14 судов и от 250 до 300 членов их команд. В частности, пираты захватили саудовский супертанкер "Сириус Стар", перевозивший нефти на 100 миллионов долларов.
По некоторым данным, ряд крупных судовладельческих и фрахтовых компаний рассматривают возможность изменения маршрутов своих судов, намереваясь пустить их в обход Аденского залива, вокруг Африки.
В результате этого стоимость нефти на мировом рынке будет падать?
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   01.01.2009 20:10     Заявить о нарушении