Лишняя?

Мать была недовольна. И не просто недовольна – она злилась. Саньке оставалось только радоваться, что не на него.  Злилась она на соседа, который явился без предупреждения и начал её жалеть и учить жизни. Мало того, что ей не нравилось, когда её учат жизни, так у неё ещё не было времени выслушивать эти поучения - она уже опаздывала на ночное дежурство.
Сосед занимал маленькую  комнату в их коммунальной двушке, а Санька с матерью жили в большой. Но сосед появлялся дома редко. Видно отмечал что-нибудь, а потом не мог в таком виде показаться жене на глаза. Утром он уходил, а комната несколько дней пахла отвратительным  мужским запахом. Санька так и не понял, от чего такой запах. Вроде и не от выпитого, и не от ног. Чем же ещё могло так неприятно пахнуть?
Сегодня сосед зашёл трезвый, и у него было к матери какое-то дело. Санька не слышал, о чём они говорили, но недовольный голос родительницы просачивался сквозь картонную дверь. Раньше в неё было вставлено стекло, но в результате невинных детских игр оно отправилось на помойку. Его примеру вскорости последовало и дверное стекло из большой комнаты. Мать, ругаясь и награждая Саньку тумаками, втиснула в проёмы картон, кое-как закрепив его гвоздиками.
Ни до чего хорошего мать с соседом не договорились. Мать сказала, что ей пора выходить и продолжить разговор можно по дороге. Сосед вышел в коридор, посмотрел на худенького бледного Саньку, нашарил у себя в кармане бумажку и попытался всучить её Санькиной матери. Санька знал, что она не возьмёт. Гордая она. Сама голодать будет, его голодом уморит, но денег не возьмёт. Потому что сосед ей ничего не должен. И потому что он учит её жить. И потому что он оставался в хороших отношениях с Санькиным отцом. А как можно дружить с ним и с ней одновременно, если они развелись и на дух друг друга не переносят? Так и есть, денег мать не взяла. А сколько всего можно купить на эту синенькую бумажку!. Санька даже зажмурился! И конфет, и колбасы, и арахиса. Ленинградский батон, посыпанный орехами и сахарной пудрой, розовую ветчину, яблоки, мандарины. Ведь скоро Новый год, мандарины уже продаются. Они такие вкусные. Жаль только, что их так редко удаётся попробовать. Санька иногда заходил в гости к одноклассникам и видел, как у них на столах свободно стоят вазы с фруктами. Санька этого не понимал. Как фрукты могут лежать дома? Почему их никто не съедает сразу же, как только приносят из магазина? Неужели их кто-то запрещает есть, и при этом не прячет? Если мать приносила что-нибудь, что она хотела растянуть на несколько дней, Саньке строго настрого запрещалось даже открывать полку, в которую она прятала вкусности.
Санька завороженно глядел на синюю бумажку, зная, что сейчас она снова ляжет в карман широких штанов соседа. Но вышло по-другому. Мужчина, не переспорив женщину, перед самым выходом вернулся и демонстративно положил пятёрку на тумбочку. Мать торопилась и махнула рукой: "Всё равно заберёшь, когда в следующий раз появишься".
Санька закрыл за ними дверь, послушал цокот каблучков и глухие шлепки мужских ботинок по лестнице. Потом на цыпочках подошёл к тумбочке, восхищённо посмотрел на бумажку с синими витиеватыми узорами и цифрой пять. Пять рублей! Сокровище! А как было бы хорошо оказаться с ней в магазине! Саньке приходилось бегать в магазин то за булкой, то за картошкой. Иногда мать посылала его за рыбой, чаще всего за салакой или путасу. Мясо они покупали редко, чаще обходились свиными почками по девяносто копеек или цыплятами по рубль пять. Обычно именно он в магазин и бегал. Приходилось ему держать в руках деньги. Но никогда ему не давали пятёрку. Обычно наскребалась мелочь или мятый рубль. Крайне редко мать ему вручала трёшку с обязательным напутствием: - Не потеряй, смотри!
Синяя бумажка притягивала. А если бы сосед оставил красную? При мысли о таком богатстве у Саньки в глазах помутилось. Он не помнил, как сунул ноги в ботинки, как накинул пальто. И как пятёрка попала в его руки, он тоже не помнил. Но в магазине он крепко зажимал её в руке, не вытаскивая руку из кармана. Разве что для того, чтобы продемонстрировать всем, что он не праздношатающийся, что он не просто глазеет по сторонам, а что он полноправный покупатель, обладающий бесценным сокровищем и имеет право спокойно, не торопясь выбрать то, что его душа пожелает. А может и не пожелает! Может во всём магазине не найдется такого товара,  который удовлетворил бы его, Александра Георгиевича! И этот магазин окажется недостойным того, чтобы оставлять в нём свои деньги. Что вы хотели? Какой-то торговый центр в спальном районе. Это вам  не Елисеевский!
Санька переходил от отдела к отделу, чувствуя себя Волькой с Хоттабычем за спиной. Иногда он перебегал в булочную тире кондитерскую, которая находилась за углом. Но как ни жалко было уходить из сказочной пещеры Али-Бабы пора было идти домой. Мать могла в любой момент позвонить с работы, чтобы узнать, чем там сын занимается. Санька решил в последний раз покрасоваться перед продавщицей серьёзностью бумажки. Вытащил крепко сжатую руку из кармана. И…
Пятёрки в руке не было… Не было её и в кармане. Это было катастрофой. Завтра утром мать обязательно заметит, что денег нет. И что тогда? Это будет не просто порка. За такое не погладят по головке даже в богатой семье, а уж с их-то бедностью… Мать его убьёт. Она ведь не выдержит встречи с соседом. Придётся ей бегать по лестнице и просить денег в долг. Её жалко, но что будет с ним, даже представить страшно.
Санька дёрнулся обратно в магазин, внимательно шаря взглядом по земле. Что толку?! Если бы он выронил пятёрку на улице, её всё равно уже ветер бы унёс и позёмка замела. А вдруг в магазине? Он обежал все отделы, заглядывая в глаза покупателям: "Вы тут пятёрку не находили?"
 Он продолжал спрашивать  снова и снова. Всех, кого он встречал в магазине, в булочной, и по дороге от магазина к булочной. Он прикинул, куда ветер мог занести бумажку, и прошарил там намечающиеся сугробы. И снова к покупателям: "Вы тут пятёрку не видели?"
Санька не плакал. Просто в глазах у него стояло отчаяние человека, которому вместо награды объявили о немедленном расстреле. Продавщицы укоризненно качали головой и говорили, чтобы он шёл домой, а то мало того, что деньги потерял, так ещё и простудится. Они ничего не понимали. Не мог Санька уйти без этой пятёрки.
Сил у Саньки уже почти не оставалось, но он подходил ко всем прохожим и по-прежнему отчаянно спрашивал:  "Вы тут пятёрку не видели?"
Уже не только продавщицы, но и многие покупатели смотрели на него жалостливо, и советовали отправляться спать.
И Санька чувствовал, что если он не найдёт деньги, то ночевать он будет в сугробе у булочной. А если замёрзнет, то это ещё и лучше. Не надо будет объяснять матери, куда делась синяя бумажка, ради которой ей надо было бы работать две двенадцатичасовые смены.
Вопросы он задавал уже со всхлипом.
И тут рядом остановился парень. Студент, наверное. Лёгкая облезлая куртка, без шапки. Может Санька у него уже спрашивал? Парень внимательно поглядел на мальчишку, потом потянулся в карман и сказал: "На, парень,  возьми - у меня лишняя…"
Санька, сначала опешил, не веря привалившему счастью и не усомнившись в том, что у кого-то бывают лишние пятёрки, выдохнул с облегчением. И побежал домой, на ходу крича: "Спасибо!"

P.S. Санька вырос и стал уважаемым человеком. В его жизни ещё были потери, но он их переносил стойко. А студента он помнит до сих пор, прекрасно понимая, что лишнего у того не было. И если бы Александру Георгиевичу удалось встретиться с ним, то он был бы рад ещё раз сказать ему спасибо. Потому что тот сделал для него гораздо больше, чем просто дал денег. Он научил его верить в людей.


Рецензии
Замечательно! Большое спасибо автору!

Эрика Дон   10.05.2011 20:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Эрика!

Орлова Валерия   13.05.2011 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.