Школа казаков и девичий монастырь в одном флаконе

 
 Если кто-то подумал о чем-то другом...огорчу! Этот очерк-материал - о совершенно необыкновенном человеке, каким мог бы стать любой из нас -  учитель, инженер, космонавт... Но таковыми, современными Сухомлинскими и Макаренко, в нашем нелегком 21 веке чаще становятся священники. Оно и понятно:  в отличие от государственных чиновников, у них, богослужителей - и душа глубже, и крылья шире, и возможностей больше! И слава Богу...

Я расскажу о том, как протоиерей Пермской епархии содержит одновременно два приюта - воспитывает настоящих казачат и в монастыре растит настоящих ...хозяек-матерей.
 
У самого - шестеро. Плюс 12 усыновленных. Плюс два приюта. Итого - полста социальных сирот из неблагополучных семей. Некоторых подростков отцу Борису Кицко привозят специально на перевоспитание. Казацкая закалка и терпение священнослужителя помогают ему воспитывать в молодежи дух служения родине.
 
...Верещагино – заштатный провинциальный городок в Пермском крае, названный так в честь живописца Верещагина. Однако внимание к нему приковано чаще необычными подростковыми приютами, основал которые этот очень уважаемый в городе человек, многодетный Борис Кицко, настоятель местного храма.

ШКОЛА КАЗАЧАТ

Оба детища Кицко уникальны: но школа казачат - эдакий верещагинский феномен! Что-то типа смеси детдома полусемейного типа со спортинтернатом для трудных подростков, суворовского училища - с казачьим. Живет в ней около 50 подростков, но официально школа именуется Казачьим кадетским корпусом.

Ни один большой городской праздник не проходит без воспитанников школы казачат. В военной форме и папахах казачата лихо демонстрируют сноровку: спортивно-театрализованные представления на конях, сложные трюки, строевые марши с забытыми воинскими песнями -«Любо, братцы, Любо»... А бабульки слушают и утирают слезы: сироты, а какие, какие  молодцы!

Выправка у подростков отличная, недаром военком ежегодно благодарит кадетскую школу за готовых урядников,  пополняющих армейские ряды. Несколько призывников добровольно служат в горячих точках. Кстати, про приютского ослика, Ишкандера, тут поговаривают, будто привезен он на вертолете из Чечни, в подарок от здешнего призывника.

Раскинулась школа казачат на территории бывшего верещагинского пионерлагеря, о чем сейчас напоминает лишь облезлая статуя пионера. Лет десять назад местные власти отдали полуразрушенные здания отцу Борису Кицко. Он сумел собственными силами реконструировать пионерлагерь, привлек добровольные пожертвования спонсоров и прихожан, превратив старые постройки в прекрасный конно-спортивный комплекс.

Так, на некогда заброшенном подворье, для подростков появились крытый ипподром, стадион для скачек, загон для животных, где обитают десятки рысаков, игровая площадка, катамараны, лодки, походная кухня. Ремонт кардинально преобразил все: у приюта появились автономное отопление, отлично оборудованная столовая, горячая вода, русская баня, учебные комнаты, библиотека.

В кадетском корпусе живут старо-российские казачьи традиции: «За веру, царя и Отечество!». Вместо царя на стене - большой портрет Патриарха Всея Руси.

О Верещагиных. К слову сказать, живописец Верещагин, в честь которого назван город (в память о нем при въезде, на привокзальной площади, красуется большой бюст), вырос в семье из 12 детей. Все братья Верещагины стали доблестными гражданами России: Александр - военным писателем (о нем сохранились лестные отзывы самого Льва Толстого), Сергей – разведчиком, сподвижником Суворова, погибшим в бою. Старший, Николай, из военных, он прославил династию круче других: стал основоположником молочного производства и создателем знаменитого «Вологодского масла». А еще - реформатором сельского хозяйства и отцом российской кооперации. Верещагиных в городке по праву чтят, считая примером для истинного подражания. Оттого и многодетность тут поощряется, верещагинцы по примеру Кицко стремятся взять на воспитание в семью приемных детей.

ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Второй приют - для девочек - находится в окрестностях Верещагино, в деревне Гаревка, при небольшом Свято-Лазаревском монастыре. Только здешние старожилы помнят, как в 90-е среди мальчишек-беспризорников появилась тяжело больная девочка Любаша. Отец Борис пожалел ее - немощность ее была очевидной, попросил монастырских помочь ей. Девочку вылечили, но жила она недолго, и в 20 лет умерла от врожденной болезни.

Зато молва о сердобольности "матушек из Гаревки" распространилась далеко за пределы Верещагино. Так в приюте при монастыре друг за дружкой оказались новорожденные Даша и Маша, 25 и 40 дней от роду, и 9-месячный Ванюша. Ваню, умиравшего от недоедания, соседи силком отобрали у матери-пьяницы. Кицко "одним махом" усыновил всех троих, супруга не возражала, так в семье верещагинского священника появились первые приемные дети. Позже нескольких подростков батюшка оформил как усыновитель. Как говорится, лиха беда начало: «Взял бы я и больше, - признается священник, но в законе для опекунов есть ограничение».

Сказать, что судьбы приютских воспитанников трагичны - значит ничего не выразить.... Многие и не помнят родителей: одних бросили в младенчестве, других приняли из детдома, третьих в буквальном смысле подобрали на улице. И девочки (их около 20), и подростки-конники – все регулярно посещают школу, успевают по всем дисциплинам:претензий у учителей нет. Зато за 12 лет существования самого приюта есть несколько «профвыпускниц» - ветеринар, экономист, технолог. Закончив учебные заведения, как ни странно, девушки вновь возвратились в Гаревку: со "взрослым статусом" за ними закрепился и взрослый сектор работы, к тому же по-семейному они помогают растить малышей-сирот.

- По доброй ли воле или по вашему призыву возвращаются девушки? – спросила я монахинь. Ответила мне пожилая мать Силуана  (в миру - медсестра и зав.детсадом Людмила Владимировна):

- Кто же вправе их принуждать? Нет у нас таких порядков. Есть воспитанницы, которые даже сыграли свадьбы. Одной паре молодоженов мы помогли с квартирой. У некоторых не сложилась семейная жизнь, они  вернулись назад. Мы их с радостью приняли: чем тумаки от мужа, да скитанья по квартирам, так лучше у нас, все при деле. Хозяйство-то наше вон какое: скотный двор, птичник, пасека, теплица, сыроварня, садово-огородный участок, овощехранилище, транспорт. Места хватит всем тем, кто здесь вырос. Важно, чтобы ответственности за порученный участок хватило.

МНОГОДЕТНЫЙ ОТЕЦ

Сам 46-летний Борис Кицко – казак по происхождению и многодетный отец, повторюсь: 6 - родных детей, 12- усыновленных. Самой младшей, Лизе, два года, старшие сын и дочь закончили среднюю школу, выбрали профессии.

Что сподвигло Кицко организовать приюты для обездоленных мальчишек и девчонок? Отвечает не задумываясь: "Любовь к детям. Это произошло в лихие 90-е, когда верещагинские улицы стремительно переполнялись беспризорниками. Сейчас  приюты существуют раздельно, по гендерному признаку, однако поначалу было время, когда приют был смешанным и разновозрастным, - от 4 до 20 лет. Затем отбор упорядочился" - рассказывает протоиерей.

Но на вопросы "папарацциев" отвечает не очень охотно...Все же богослужение и журналистика - не рядом стоят...«Идеологически? Хм...Нет такой идеологии...Есть гражданская позиция , -говорит он. - Наш приют – это обоюдное стремление казаков и православных взять под крыло обездоленных детей, возродить в молодежи дух служения родине. Мы пытаемся возродить лучшие воспитательные традиции  советского времени и соединить со старороссийскими, - и продолжает: -Философия моя проста. Когда-то мы были страной победителей, знали Невского, Донского, Жукова, Ворошилова, героев Отечественной. Наши подростки – это дети, рожденные перестройкой, которые росли на поражениях. Необходимо возродить славу Отечества, вырастить поколение достойных граждан».

В народе говорят: плохая молва на коне скачет, хорошая – еле ползет. В Верещагино – наоборот: молва о приюте, о его конниках и рысаках, о летнем конном лагере с социальной закалкой давно пронеслась вихрем по Пермскому краю и дальше. Подростки едут сюда летом не только на отдых: трудных везут на перевоспитание, капризных - загасить инфантилизм. Есть и совсем "тяжелые случаи": 16-летнего  "косяка"-Вовку привезли из Питера, он жил у Кицко целых два года.

Отец его – известный питерский художник-дизайнер, Вовка же связался с компанией, «подсел» на наркотики. Отец вовремя и остро почуял: теряет сына, а сил и воспитательного родительского таланта нет, привез сюда, в Верещагино. Оставил в приюте на лечение – в прямом и переносном смысле. Родители поддерживали сына – морально и материально, а через два года Вовка получил школьный аттестат, специальность, стал строить планы. Когда пришло время прощаться - сильно прослезился. Просто не хотел уезжать!

РЕЖИМНЫЕ

В приюте у верещагинских - ранний подъем, учеба, дежурство по столовой, уборка помещений и территории, подготовка уроков, ежедневные конные тренировки. Провинившиеся выгребают «яму», то бишь чистят сортир. Старшие - в ответе за младших. Стукачество не поощряется, но честность и поддержка тут в почете. Ни один из воспитанников не курит! Заметьте: на полста казачат – полдюжины взрослых: сам Кицко и его  помощник, 28-летний иеромонах Александр, бывший выпускник театрального училища (кстати, это – единственный взрослый, живущий в корпусе с детьми). И еще четверо "добровольцев": воспитатель, тренер, водитель, плюс 2 повара.

Перед отъездом  запомнила я сцену: 16-летнего подростка «застукали» в курении. Поначалу вынесли взыскание, на второй раз отправили домой, к братьям (родителей у сироты нет). Курильщик деньги прокутил, два дня ночевал в подсобках. Оголодавшего и потрепанного, его позвали на «совет старейшин», с товарищами.

Прелюдия была недолгой, Кицко очень жестко спросил: «Как считаете, что нужно делать?». «Простите его! Надо дать ему шанс!» -заступились за "курилку" "сотоварищи"... Тот опустил голову, еле-еле не плакал, держался. ...Смотрела я и думала: сколько же неокрепших душ спасено за стенами этого приюта, благодаря мудрости человека, ставшего для подростков одновременно и отцом, и наставником, и другом? А скольких еще мальчишек и девчонок он не раз уведет от черты, за которой - тьма и шаткая бездна. Нам бы, светским, с таких Кицко во всем брать пример!


Рецензии