Свет во тьме. Либретто

                Сценарий для оперы-балета в трёх действиях.
               
Действующие лица:
               
Дневная бабочка (жёлтая)
Гном
Сверчок
Ночная бабочка
Фея Мудрости
Огонь
Дневные, ночные бабочки.

                Действие 1

Полянка, усеянная цветами. Дневные бабочки  кружатся в танце.
Постепенно расходятся, и на сцене остаётся одна жёлтая бабочка.
 
Жёлтая бабочка:
         
Вода в ручье журчит,
Роса в траве блестит.
Ах, как приятно поутру
Смотреть в хрустальную росу
И видеть в ней свою красу
И всю небес голубизну.
И блещет всё от красоты,
И греет солнце все цветы.
Для счастья моего венца.
Ведь в них нектар, ведь в них пыльца!
А солнце светит на меня,
Сверкают крылья в свете дня
Всем прочим бабочкам назло.
Не скучно жить, когда светло!
Несчастен тот, кто обречён
Жить ночью, ведь не может он
Своих же крыльев показать,
И спит, едва начнёт светать.
Оно и лучше, ведь у тех,
Кто жизнь проводит без утех
Цвет крыльев хуже, чем их тень.
Таких бы не одобрил день.
Ах, день!

Бабочка кружится вокруг цветов, потом садится на листья.
Из-за листьев испуганно выскакивает серая ночная бабочка.
Дневная бабочка презрительно отталкивает ночную от себя.
Ночная бабочка отбегает, закрывая лицо от света, но вдруг останавливается.



Ночная бабочка: Тебе никогда не понять того, что есть у меня!
Дневная бабочка: Что может быть у тебя такого, чего нет у меня? Что может быть прекрасного ночью?
Ночная бабочка: Могла бы узнать, если б имела желанье перед закатом побороться со сном,
как я борюсь с ним сейчас. Возможно, ты смогла бы услышать, но вряд ли смогла бы
понять.

Ноч. Бабочка убегает, Д.Бабочка задумчиво опускается на землю.
Становится темнее. Бабочка начинает засыпать, но резко вскакивает.

Бабочка: Нет, я хочу, я узнаю!

Становится ещё темнее. Звучит музыка (тема Сверчка).

Бабочка: Какие волшебные звуки! В жизни не слышала ничего более прекрасного!
Ах, только бы мне не заснуть! Скорее к Гному!
  Лишь мудрый Гном сейчас всё ж может мне помочь.
   И тайны мне свои откроет эта ночь.

                Занавес.

                Действие 2

Пещера. Шкафы, на полках которых много книг. Книги лежат на полу и на каменном
столе, освещённом старинным фонарём. Гном в очках и красном колпачке обходит
своё жилище, поднимая книги.

Гном:               
       
Стою на страже я законов,
На равновесии миров.
Но скрыто что-то и от гномов,
Сокрыто множеством замков.

Законы разные природы
Я изучаю много лет.
Хоть долгие я прожил годы,
Но жизни не раскрыл секрет.

Секрет любви, секрет страданья,
Секрет мечты, секрет желанья.
Желанья всё перевернуть
И высшую постигнуть суть.

Лишь Фее Мудрости одной
Секрет известен весь земной.
Хотя, быть может, и она
Слуга того, чем так полна.

                Вбегает Жёлтая бабочка.

Гном: Дневная бабочка! Лишь сильное желание могло привести тебя в это время сюда.
Бабочка: Да, Гном, я желаю. Впервые в жизни. А моя жизнь была очень проста, пока в
неё не ворвались эти звуки. Теперь я вижу, как она пуста. Но я не о чём не жалею.
Они зовут меня и это прекрасно. О, кто этот таинственный музыкант?
Гном: Твоя просьба мне понятна. Музыкант, о котором ты спрашиваешь – Сверчок.
Он играет только ночью, когда в домах зажигается свет и ночные бабочки начинают
свой танец. Но ты знаешь, что ни одна дневная бабочка не может попасть в это время туда.
Бабочка: Что же мне делать! Пожалуйста, разреши мне на одну ночь! Только на одну
ночь! Я должна увидеть его!
Гном: Ну что ж, это всё же в моей власти. Ты будешь там ночью, только одну ночь, но
на это время ты должна будешь отказаться от своего яркого наряда и принять облик
обычной ночной бабочки. Я сделаю так, что твои крылья станут тёмными, как только ты
влетишь в темноту, а когда солнце взойдёт на небо, ты снова станешь такой, как была.
Согласна ли ты на это?
Бабочка: О, да!
Гном: Но берегись – там ждёт тебя опасность. Будь сильной, и помни о том, что влечёт
тебя туда.
Бабочка: Спасибо, Гном!

            Гном кивает головой и отходит, продолжая свою работу.

Бабочка:               
                Закат. Я вся дрожу. О Боже!
                Его смогу увидеть я!
                Сыграет песню он, и может
                Сыграет только для меня.

                Уходит.

                Занавес.

                Действие 3

  Та же полянка. Свет мягкий, неяркий. Между цветами, медленно и плавно танцуя,
пробегают ночные бабочки. Их становится всё больше.
Бабочки:

Летишь, бежишь, спешишь, кружишь,
Судьбу свою вершишь, вершишь.
И забываешь, день за днём,
О сердце пламенном своём,
Что оживает лишь в ночи.
Лети сюда! Молчи, молчи!
И слушай. Только лишь в тиши
Услышишь песнь своей души.
И если только в эту ночь
Себя ты сможешь превозмочь,
Прогонишь все сомненья прочь,
То чашу лунную до дна
Ты сможешь осушить сполна.
Играй Сверчок, свети луна!
Ведь ночь нужна нам не для сна!
Скорей, скорей! Сюда, сюда!


Бабочки танцуют. Их крылья светятся серебристым сиянием. Выходит Дневная Бабочка.
У неё такие же серые крылья.
Неожиданно группа бабочек расступается, и Дневная бабочка видит Сверчка в чёрном
плаще и со скрипкой в руках. Он водит смычком по струнам. Звучит мелодия скрипки.
Дневная бабочка кружит вокруг него, тянет к нему руки, но он не замечает её.
Ночных бабочек становится всё меньше, они постепенно расходятся. Дневная бабочка
опускается на землю и опускает голову. Тут Сверчок опускает скрипку, подходит и
садится рядом с ней. Бабочка смотрит на него счастливо и удивлённо. Сверчок
улыбается ей.

Бабочка:
В небе серебристая луна,
Чем же так душа моя полна?
Волшебством наполнен мир вокруг,
Как же он так изменился вдруг?

Сверчок:
Ветер потеплел и вдруг притих.
Как ты не похожа на других!
Тайну до конца мне не познать -
Песню струн сегодня не сдержать.

Вместе:
Музыкой в ночи
Как же он звучит?
Голос мечты,
Зов темноты,
Сердце стучит,
Сердце болит,
Говорит:
Ответ знаешь ты.

Бабочка:
Словно одинокая луна,
Столько лет в толпе была одна.
Не мечтала даже, не ждала.
Как же жить я без тебя могла?

Сверчок:
Видишь - грусть твоя светлее дня.
Верь мне, ты всё знала без меня.
Будет скрипка до зари играть,
За мгновенье можно всё отдать.

Вместе:
Полная луна,
Небо без дна,
Тихие мечты,
Звёзды-огни.
В небе блестят,
С неба глядят,
Говорят,
Что с нами они.

  Неожиданно всё освещается красным светом. Сверчок и бабочка вскакивают.
Отовсюду выскакивают испуганные ночные бабочки и пытаются спрятаться.
 Появляется огонь (несколько человек в красных костюмах и масках). Начинается
их причудливый и дикий танец. Ночные бабочки отворачиваются, стараясь не
смотреть. Дневная бабочка смотрит как завороженная. Сверчок держит её за руку.

Д.Бабочка: О Боже, что это?!
Сверчок: Это огонь! Не смотри туда!
Д.Бабочка: Но это прекрасно, я чувствую, что это верх блаженства, меня тянет туда!
Сверчок: Но в этом блаженстве смерть! Ты должна противиться соблазну.
Д.Бабочка: Нет, нет! Я хочу соприкоснуться, слиться в одно единое с этим прекрасным
Источником силы и света!!

Бабочка отталкивает Сверчка и бежит к огню. Танцуя, огонь обступает её и сжимает
круг. Когда бабочка готова уже к нему прикоснутся, Сверчок хватает скрипку и начинает играть. Прекрасная мелодия скрипки вытесняет грозный мотив огня. Огонь
отступает и скрывается. Бабочка в изнеможении опускается на землю. Сверчок
медленно подходит к ней.

Сверчок: Ты чуть не погибла.
Бабочка: Да. Но я рада, что прошла через всё и познала самое главное в жизни – твою
музыку, твоё вдохновение. Теперь мне и умереть не страшно. Ведь я дневная бабочка,
а ты – музыкант, чарующий ночь. Нам не дано быть вместе.
Сверчок: Нет! Мы не должны покориться судьбе и оставить друг друга. Нам суждено
быть вместе. Быть может Гном…
Бабочка: Поздно. Сейчас начнётся рассвет. Чудесная ночь кончилась и времени почти
больше нет.
Сверчок: Но есть же ещё… фея, фея Мудрости!

Музыка меняется, свет становится ярче и появляется Фея Мудрости.

Фея Мудрости:
       
Поддавшись мелочным желаньям,
Мы слепо проживаем дни.
Но в каждом теплится созданьи
Мечта об истинной любви.

И вот священное желанье
Раскрыло вмиг твои глаза.
И, не снеся воспоминанье,
Упала сладкая слеза.

Но если б всё вдруг повторилось
И время повернуло б вспять,
Ты б всё равно не согласилась
Той жизнью зажить опять.

Ночной Сверчок и Дневная Бабочка, я знаю, зачем обращаетесь вы ко мне. Но это
невозможно. Не может изменять законы тот, кто сам стоит на страже у законов.
Но всё же будет день, когда вы снова встретитесь. Очень-очень редко бывает на
Земле диво – затмение солнца. Это день, но темно как ночью. Только тогда увидите
вы друг друга. А до тех пор вы всегда будете ждать и помнить тот миг, когда…

Все:
       
И свет, и тень, и ночь и день
В одно сливаются мгновенье.
И возникает вдохновенье,
И смех, и грусть, и неги лень.

Не плачь напрасно
В миг этот прекрасный -
Он только начало, поверь.

Хоть ждать и немало,
Верь в миг небывалый -
В ночь снова откроется дверь.

И свет, и тень, и ночь и день
В одно сливаются мгновенье.
И возникает вдохновенье,
И смех, и грусть, и неги лень.

Солнце восходит,
День новый приводит.
Жизнь вновь ускоряет свой бег.

Но засыпая,
Мир наш вспоминая,
Ты тихо прошепчешь в ответ:

И свет, и тень, и ночь и день
В одно сливаются мгновенье.
И возникает вдохновенье,
И смех, и грусть, и неги лень.

Фея: Не печалься, бабочка! Даже под яркими лучами солнца, блеском жёлтых крыльев
в твоей душе навсегда сохранится огонёк волшебного света!

                Занавес.


Рецензии