Антология чувств. Ода хлебушку

Хлеб – это особый разговор. В обоих домах, где я провел свое детство (в тульской Малыни и подмосковном Пушкине), крошки черного хлеба, оставшиеся после разрезания ковриги или буханки на ломти, в мусорное ведро никогда не выбрасывались – они смахивались в ладонь и отправлялись в рот. Но моему священному отношению к хлебу я обязан, прежде всего, бабушке, которая подавать милостыню бесконечному послевоенному потоку нищих, идущему по тульской деревне, поручала мне.

Бабушка пекла хлеб раз в неделю. Вытащенные из русской печи ковриги (караваи) ржаного хлеба (из муки крупного помола) после остывания складывались в дежу с ушками (нижняя часть бочки, полбочки) и накрывались холщовой тканью. Какая-то часть хлеба сразу раздавалась тем соседям, у которых хлеб закончился, а новый по каким-то причинам поставить нет возможности. В московских магазинах подобный по форме хлеб назывался украинским. Примечательно, что хлеб, подаваемый на стол или просящим подаяние, менял свое название: он становился хлебушком…


Мое уважение к хлебу сильно возросло после рассказов школьных учителей о страданиях ленинградцев во время блокады. На меня эти рассказы подействовали сильно, а вот на одного моего одноклассника нет: на перемене он стал играть белым (!) хлебом (!!) в футбол. На меня, не видавшего белого хлеба со времен раннего детского сада,  нахлынуло острое чувство отвращения к такому отношению к хлебу. В нашем доме белый хлеб впервые появился лишь тогда, когда мама устроилась работать посудомойкой в санаторий ЦК КПСС «Пушкино» (я тогда учился в девятом классе)…

Некоторые истории, связанные с черным хлебом, врезались в память прочно. Две из них связаны с моими летними каникулами в Малыни – после седьмого класса. 

Тогда я был глубоко увлечен ловлей рыбы поплавочной удочкой: уходил до рассвета, возвращался после захода солнца. Конкурентов в рыбной ловле у меня практически не было – вся речка Малынь, на четыре километра вверх по течению, и берега Плавы между деревнями Малынь и Даниловка принадлежали мне. Дни ловли я пребывал в абсолютном уединении, тишине и блаженстве. Обед я устраивал у одного из родников. Он состоял из трех блюд: двух ломтей черного хлеба, куска разрезанного на мелкие части сала и чистейшей родниковой воды. Кто был в таком «ресторане», тот не променяет его ни на какой иной!..

Со временем домашний хлеб печь в основном перестали – больше покупали в хлебном магазине в райцентре, в Крапивне, в семи верстах от Малыни. Хорошо, если была оказия – бортовая машина. А если нет – шли пешком. Все меньше и меньше на земле остается людей, которым знакома дальняя пешая дорога. Это вам не автомобиль! Автомобиль делает людей слепыми: проехал хоть сотню километров, а ничего в сознании не осело, не отложилось – все впустую. А пеший путь далее чем километров за пять – это великая Школа Души. Одинокое путешествие заставляет видеть то, что в суматохе жизни проскальзывает мимо. Не только видеть, но и задумываться. Вот почему странники обычно необыкновенно мудры…

Но путешествие приятно и в небольшой компании – лишь бы в ней был мир и согласие. Именно в такой компании я и отправился за хлебом в Малынь. Моими попутчиками была двоюродная сестра-красавица, которая была на четыре года старше меня, и две девушки на год ее моложе, приехавшие на отдых в Малынь из Тулы. И тоже симпатичные. К девушкам старше себя я относился как к взрослым, однако весьма любезно, поскольку все они были милыми… Но я не могу ответить на один вопрос: были ли тогда у меня к девушкам или у кого-нибудь из них ко мне влечение? Однако если и было, то оно абсолютно ни в чем не проявлялось. И это как-то странно, особенно глядя на ту картину полвека спустя…

Из дома вышли на заре. Когда пересекли речку Холохольню, заиграло солнышко. Дальше дорога пошла вверх-вниз по нескончаемым холмам и оврагам, спускающимся к реке Плаве, затушеванной зарослями лозы с колониями соловьев. Утренний холодок стал рассеиваться. Когда пришли в Крапивну, у хлебной лавки уже стояла длинная очередь. Выстояв без какого-либо неудовольствия очередь, мы взяли по шесть двухкилограммовых буханок горячего черного хлеба, сложили их в мешки и тронулись в обратный путь.

***

Загадочная история с хлебом произошла во время моей учебы на физфаке МГУ. Я тогда жил в общежитии в главном здании. Единственным источником моего существования была стипендия в 28 рублей, из коих три рубля я платил за общежитие. Поэтому в столовой покупал самый дешевый абонемент – по тридцать копеек. Понятно, я полагал, что хуже меня не живет никто. Однако вскоре заметил, что в столовую часто приходит плохо одетый пожилой мужчина. Наблюдая за ним от случая к случаю, я выяснил, что это какой-то «чокнутый» математик. А питался он только хлебом и рубленой капустой, стоявшими на каждом столе на свободном доступе. Но этот математик так и остался для меня на всю жизнь «черным ящиком»…

…Когда где-то в 1970-х годах случился очередной кризис с хлебом, качество черного хлеба в моем Пушкине стало резко ухудшаться. Сначала с прилавка незаметно исчез «орловский» хлеб. А потом появился какой-то по 12 копеек, который, похоже, никакая скотина есть не стала бы. И тут Ленинградская блокада представилась мне как бы в натуре, ибо более половины состава этого хлеба мукой точно не являлась.

Но этому факту вскоре предстал противоположный. В 1975 году при возвращении из Минвод домой мы заехали на нашем горбатеньком Запорожце в Новочеркасск за продуктами для дальнейшей поездки. Среди прочего мы купили и две буханки обыкновенного  черного хлеба. Все было обыкновенным – и цена, и название, но необыкновенным был ВКУС. А ведь не было в его составе ничего отличного от стандарта, да и отведали мы его не на голодный желудок. Но такого божественного вкуса черного хлеба ни до того, ни за последующие тридцать с лишним лет после я не встречал! Этот вкус так и зафиксировался в моей памяти как вкус Русской Души – теплый, пушистый, обдающий. Жаль только, что нет никаких инструментов, чтобы дать почувствовать этот Дух моим читателям…

Мое отношение к хлебу, к великой моей радости, полностью разделяет моя Соня. Более того, вот уже три года, как она печет хлеб сама! И каждый раз, когда мы отрезаем от буханки первую корочку, мы вспоминаем наших бабушек, похожих друг на друга, как близнецы…

==============

На фото: Традиционная гасконская печь для хлеба (под навесом). Похожа на русскую, только куполообразная.


Рецензии
Я полностью с тобой согласен, Витя, по поводу пешего передвижения. Чего-чего, а пешком и я находился - и в одиночестве и в компании. В детстве мог уйти на весь день с куском хлеба и солью, вверх по могучей реке Убе, на многие километры с познавательной целью.

Самый дальний переход в одиночку, был в сорок километров, когда я уходил, осерчав, от деда из села. И шел я на тракт ведущий в Усть-Каменогорск, желая попасть к брату а от него - уехать к родителям. Но тогда возраст мой был невелик, всего 13 лет. А вот когда переехали под Алма-ату, на стройку ГЭС, в новый городок строителей, а школа была на ст.Или и ломалась машина возившая нас, то 12-ти км переходы туда и обратно пешком, могли продолжаться несколько дней, а иногда и дольше.
Под "полтинник" накрутил заблудившись в экспедиции.

И цену хлебу и его вкус, познал и запомнил в пятидесятых, когда жил у деда, и бабушка пекла сама, круглые ржаные караваи. Натертая чесноком корочка, была лучшим лакомством....

Степаныч Казахский   27.01.2013 14:44     Заявить о нарушении
Виктор! Было бы кощунством с моей стороны,
Громогласно заявить, по Станиславскому – «Верю»
Хотя с другой стороны, невероятно как талантливо, написано.
………………..
хлеб, подаваемый на стол или просящим подаяние,
становился хлебушком…
двух ломтей черного хлеба, куска разрезанного на мелкие части сала
и чистейшей родниковой воды…
………………………
Хлеб, это труд миллионов. Хлеб – Это клад старины.
Хлеб, для всех нас не икона - Свят он, с любой стороны!
………………….
Живут все, видимо убого
Краюха хлеба, с чесноком
Живём-то в пазухе у бога,
Хоть лично с ним, я не знаком
………………………
Как всё у нас, смешно и просто:
- Мы водку пьём, зашли… на чай.
Клюют не «зелень» куры – Просо.
Поэмы пишем невзначай…
Натертая чесноком корочка, была лучшим лакомством....
…………….
Чудес на свете, есть не мало.
Легко «впасть в прелесть», видит бог.
Краюха хлеба… чеснок и сало… *1.
В гробу я видел - Ваш «хот дог».
………………….
такого божественного вкуса черного хлеба ни до того, ни
за последующие тридцать с лишним лет после я не встречал!
Этот вкус так и зафиксировался в моей памяти как вкус Русской Души
– теплый, пушистый, обдающий.
…………………………….
По-моему только в Болгарии, когда дают…
Самую строгую клятву - Клянутся хлебом.
………………………………Теперь и я наконец-то въезжаю в эту тему.
Хотя сам я, родился в 1946 году, и помню очень хорошо, как…
Очередь к киоску с хлебом, занимали с ночи. Родился в селе.
Примерно в пять лет, я приехал с бабушкой на один день в Харьков
Чем был удивлён, хлеб спокойно лежал в магазине… бери, не хочу.
Я в решті решт дійшов до дому…
……………………….Як цуценя в сінях скавчу
Де я блукав – Це всім відомо.
………………………………….Блукав я довго, до схочу.
Вот почему странники обычно «необыкновенно мудры»…
…………………….
- «Вернусь домой», войду в… самадхи,
Под колокольный… Перезвон.
Мне "Дым Отечества,
………………………….впрямь сладкий"
Бальзам души, наш самогон.
……………………….
*1.
Хотя в душе, и на деле я очень давно – Вегетарианец…
Пиво выпью, исключительно в компании своих друзей.
С теплом и уважением Павел. Быть добру!
PS.
Спільнота наша завжди спільна.
Ні! Не спіткає нас пітьма.
Сліпа природа – Божевільна,
Бо електричества нема…
Как это будет звучать, по-русски ни сном ни духом я не ведаю

Павел Яковлевич Клочков   28.01.2013 17:28   Заявить о нарушении
Степанычу:
Живя среди ЛЮДЕЙ, не замечаешь неудобств. Ах, как нам с тобой повезло в жизни!..

Виктор Сорокин   01.02.2013 02:46   Заявить о нарушении
Павлу Яковлевичу:
По-человечески и трогательно. Спасибо.
Жаль, не знаю украинского. Но в мою тульскую деревню он каким-то чудом долетал - через Орловщину, отдельными словами...

Виктор Сорокин   01.02.2013 02:54   Заявить о нарушении
Конечно повезло, Витя =:)

Степаныч Казахский   01.02.2013 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.