9. Почти как великий Макаренко
Директор, посмотрев на меня, спросил
- А стаж у Вас есть?
- Нет.
- А кем служили в Армии?
- Секретарем комсомольской организации артиллерийского дивизиона.
- А сам стрелял?
- Только с 45-мм орудия, с гаубицы не довелось, - по-армейски очень четко отвечал я.
Мне, непонятно почему, становилось смешно. В дальнейшем я понял причину этого смеха.
Как оказалось впоследствии, работать мастером в училище особо никто не стремился.Зарплата небольшая, а работа хлопотная.
Но меня приняли на работу - это было главное.
Закончив ПТУ, я знал, что особых проблем с жильем и питанием в училищах не бывает. В училищах довольно сносно кормили обедом, а в общежитиях нужды не было.
Поворчав по поводу того, что после того, как я получу прописку в городе - я уволюсь, как впоследствии и получилось, директор отправил меня в отдел кадров.
Директор был человеком старой закалки, коммунистом, он имел любовницу, которая работала в этом же училище завучем. Рассказывали, что, однажды приехав с отдыха, он предварительно позвонил на работу, и на вокзале его встречали всем училищем. С музыкой и цветами. Как Ленина. Он, я полагаю, сказал речь. К которой долго готовился. Возможно - весь отпуск. Возможно, в местной газете появилась статья о том, что по приезду старого коммуниста и т.д. и т.п.
Звали его Михал Михалыч.
Мне дали группу, в которой обучали электросварщиков. В ней было 33 человека. Это более чем вдвое превышало норматив.
Познакомили с мастером, который тоже вел эту группу. Его звали Павел.
Я заметил, как он вздохнул с облегчением.
- Ну, вот - я теперь не один - так он и сказал.
В училище поступали тогда в основном те, кто не хотел учиться после 8 класса. Это были великовозрастные балбесы, приходящие на уроки с одной тетрадкой. Одна тетрадь на все предметы. Сейчас я весело вспоминаю про это. Хотя, сам в свое время окончив ГПТУ, повидал не мало. Но, как все молодые педагоги стремился все изменить.
Мне нравилось с ними возиться. И до сих пор нравится молодежь.
Они никогда не унывают, полны оптимизма, отчаянны, смелы, с лёту хватают всё новое.
Прекрасно танцуют. Любовь в юности - это как первый дождик. Всё настолько чисто и серьёзно, что просто диву даёшься.
В группу сварщиков,где я получил должность мастера, набирали не только городских ребят. Было много приезжих. Михаил Михайлович(директор), по всей видимости, заключил договор с одним из детских домов, и каждый год дети горьких пьяниц, лиц, отбывающих сроки в местах не столь отдаленных, малоимущих граждан пополняли училище.
Может быть, никакого договора и не было. В те времена могли просто обязать, в приказном порядке. Но недобора никогда не было. Вот на каменщика учиться идти никто не хотел, а на электросварщика шли охотно.
Я не смыслил в сварочном производстве, поэтому взял в библиотеке учебники по электросварочным работам смело взялся за дело.
Посещение первого урока повергло меня в шок.
Ученики занимались всем чем угодно, но только не учебой.
- Вот-вот, посмотрите на этих детей, - злорадно говорила учительница по математике.
На задней парте завязалась потасовка.
Я подошел и молча уставился на дерущихся.
Никакой реакции.
Наконец, ребятам это надоело и они успокоились.
"Да уж", - подумалось.
- Химии у них нет, - продолжала учительница. K чему она это сказала?..
- Почему? - спросил я.
- А я химику пи..ы дал, и он больше не пришел на работу, - спокойно так с расстановкой сказал один из учащихся.
Сказать, что я такого не видел и не слышал за всю свою жизнь, - это значит ничего не сказать.
Домой я приехал слегка озадаченный. Перед глазами виделся образ этого наглеца Казалось, что здесь даже Господь бессилен.
Вырасти среди почтения к старшим, и слышать такое!
Да в самом захудалом горном ауле при появлении старшего все дружно вставали в знак уважения!
Учитель?..
Конечно, была у нас в средней школе преподаватель по математике, она неинтересно вела урок, ее не слушали. В классе был шум и гам, но чтобы поднять на учителя руку?!
Но надо было что-то предпринимать. Что-то из Макаренко я помнил. Он, бывало, лупил учеников. А ведь у него были экземпляры куда круче и развязнее. Но как бить!? Они, по сути, еще совсем дети.
Как выяснилось впоследствии, основными заводилами были несколько человек. Как и везде, здесь были вожаки. Все остальные были ведомыми, но они четко исполняли неписаные законы, по которым жила группа. Даже те из учащихся, кто получал хорошие отметки, и вели себя на уроках относительно хорошо, не могли пойти против мнения вожаков. Если кто-то решал бойкотировать урок, собрание или субботник - не выходила вся группа.
Поговорив с моим коллегой, я кое-что выяснил.
Паша, так звали его, и ученики в том числе, рассказал, что основными были Трубачев Александр - у него отец сидел за убийство и Дзагоев Руслан - его папа жил на Кавказе, в Осетии, а он с мамой в Саратове. Братья Ющенко, близнецы.
Я вникал в расписание занятий, посещал уроки, планерки в кабинете у Михаила Михайловича и мысли о том, что необходимо что-то менять, не покидали меня.
На планерках только и слышно было, - А в группе электросварщиков... Попов курил в помещении училища... разбил... избил... толкнул... и т. д. и т.д.
Остро стояла проблема посещаемости. Ученики на занятия из дома уходили, но на уроках их не было.
Пашу я в расчет не брал, как мастер он был, может быть, и силен, а вот как педагог? Да я сам терялся в догадках, но, откровенно признаться, меня это даже радовало. Заполучить такую группу! Мне всегда импонировало иметь противника, а тут были малолетние преступники, дети преступников. Я чувствовал себя с ними как с равными себе. Иногда мне казалось, что многие из них повидали такое, что мне и не снилось.
Меня поселили в роскошных апартаментах, похожих на номер "люкс". Говорили, что там у директора останавливались высокие гости. Все это временно было, конечно, в дальнейшем мне выделили комнатенку куда более скромную и по площади, и по удобствам. Главное - было, где жить и работать.
Моя невеста училась на третьем курсе консерватории и жила в общежитии. Времени у меня было предостаточно.
Мы встречались, как правило, на территории мужчины. А так как она часто занималась на репетициях, вечера были свободными, и я посвящал их работе.
Воевать со всей группой было неразумно - это я понимал.
Неожиданно мой коллега рассказал мне, что Трубачев уже сидел, как малолетний преступник, что, учась в этом училище, он избил своего одноклассника до такой степени, что тот лежит в настоящее время в больнице!!!
За что?
За то, что тот обозвал его пи...сом.
"Ясно - это по понятиям - за это не прощают," - так и подумал.
Побывал у избитого мальчика. Тот был крупным, но по виду как тряпка. Взгляд запомнился. Волчий какой-то. Вот в зверинцах у волков такой же взгляд. Хотя, как выяснилось впоследствии - Николай - так звали его - был очень даже прилежным учеником.
Неожиданно мне позвонили из милиции.
- Да, я слушаю?
Звонили из инспекции по делам несовершеннолетних, что-то спрашивали о Трубачеве.
- Александр просто отвратительно ведет себя, - только и мог я сказать.
- Он не убегает? Занятия посещает? - находясь в кабинете районного отделения милиции, девушка решила не обременять себя посещением училища.
- Да, с этим все нормально,- что еще я мог ответить.
Внезапно меня осенило.
- Скажите, он избил ученика, тот лежит в больнице. Mогу я сделать так, чтобы он снова сел? - я решил идти ва-банк.
"Я его посажу обратно,"- решимости моей не было границ.
Или я их, или они меня. Другого выхода я просто не видел. Все они были практически малолетними преступниками за редким исключением. В группе царил Закон Силы. Что-то объяснять или увещевать было бесполезным. На меня смотрели как на идиота. Все были бессильны. Даже появление директора или завуча предполагало тишину буквально на несколько минут.
- Да запросто,- ответила девушка мне на другом конце провода.
- Спасибо, - выдохнул одним словом.
Я с трудом дождался утра.
Завтрак, небольшая прогулка пешком, утренняя линейка, урок, второй, третий.
Павла Владимировича (Пашу) я не стал посвящать в свой замысел.
На четвертом уроке я попросил Трубачева Александра зайти в комнату мастеров.
Саша, крепко сбитый парень, среднего роста. Уверенной походкой вошел в кабинет.
- Присядь.
Он уселся на стул, спокойно посмотрел на меня.
"Ну, вперед," - подбодрил я себя - дороги обратно я уже не видел.
Или это озлобит всех, и мне объявят бойкот, если он сядет, или что-то изменится. Изменится в любом случае - Закон все уважают.
Не торопясь, я начал беседу. Все внутри меня было на пределе, но виду я не подавал. Очень спокойно, стараясь обдумывать каждое слово, произнес.
- Александр, ты сидел?
- Да.
- А за что Николая избил?
- За дело.
Он смутился, или его поразила моя осведомленность, или ему было неприятно это вспоминать.
- А еще раз сесть не хочешь?
Я понимал, что перегибал палку, что это серьезно - угрожать человеку лишением свободы, но другого пути просто не видел.
- Нет, - отрицательно покачал головой.
Взгляд его был спокоен.
- Давай договоримся так, ты приходишь на урок в галстуке, ведешь себя тихо, все записываешь, никогда не пропускаешь занятий, как самый образцовый ученик, а я тебя не буду сажать, - это прозвучало как сделка между мной и им, я предлагал ему свободу в обмен на хорошее поведение. Я чувствовал, что с этого дня мне не просто будет работать, но внутренне был готов ко всему.
- Давайте, - сказал он.
- Можешь идти,- ответил я.
На следующий день Александра как будто подменили. Что интересно, он никогда не изменил себе и своему слову. Это очень по-мужски.
Может быть, это было непедагогично?..
Но на столько практично, что я тихо торжествовал. Убедить, сломить самого отчаянного в коллективе! Мне было плевать, что на нем был ореол мученика, что кто-то из ребят воспринял это как вызов.
Первый шаг был сделан.
Трубачев и Дзагоев так и сидели вместе. И когда я просил преподавателей отозваться о поведении обоих, мне отвечали
- Вы представляете? - Это что-то невообразимое! Трубачева не узнать, а Дзагоев Руслан - это просто кошмар!
Некоторые ученики смотрели на меня с презрением.
Однажды кто-то спросил в лоб.
- Ты и правда его посадишь?
- Да,- отвечаю.
- Ты с ментами заодно?
- Да, а что мне делать, если на уроках творится непонятно что?
- Если ученики могут бить учителей!
Он промолчал и удалился. В его молчании слышалась затаенная угроза.
Далее последовала пауза.
Вызов был принят. Как это часто бывает, ребята поделились на сторонников моих действий и противников. Были наверняка те, кто тайно поддерживал.
Я же выискивал очередную жертву. Рано или поздно кто-то должен был сделать ошибку. Я или они. Уж очень серьезно воспринимал я тогда все.
По правилам, мы, мастера, должны были посещать учащихся дома, смотреть, кто как живет, беседовать с родителями. Это было не совсем удобно, так как делалось в свободное от работы время, но, как впоследствии выяснилось, было очень правильным.
Посетив квартиру одного из ребят, я задал обыденный вопрос, ну, разумеется, после "здравствуйте, я мастер из училища в котором учится Ваш сын и т.д. и т.п."
- А почему Сережи не было на занятиях в понедельник?
Реакция последовала мгновенно.
- Как не было? - у мамы вытянулось лицо.
- А ну идем сюда!
Далее я услышал шлепки и обещания Сергея больше так не делать, улыбнувшись, тихонько закрыл за собой дверь и ушел.
На следующий день этот мальчик, вежливо поздоровался со мной одним из первых.
Последовали ответные действия.
Однажды я зашел в общежитие к старшим учащимся, и мне предложили по боксировать с одним из них. Это был казах, высокий и довольно крепкий. Мы надели боксерские перчатки, и поединок начался. В те времена я был в прекрасной физической форме, и уложить соперника не составляло особого труда. Даже не знаю почему, я не стал этого делать. Проводил бой одной левой рукой. Прошел раунд. Ребята как оголтелые кричали, подбадривая и его, и меня. Наконец один из них заметил, что я работаю только левой. Второму не терпелось увидеть, как мой противник падает.
- Да завали его! - орал он.
На шум прибежала вахтерша.
Поединок закончился.
Я рассмеялся, снял перчатки и ушел.
Дни шли своим чередом, мы расписались с ...., все как обычно, ЗАГС, вальс Мендельсона, катание по городу.
В директорских апартаментах мы поселились вдвоем.
Продолжались занятия в училище.
Группа стала приходить на занятия практически полным составом.
Это было немыслимо.
Во сне, как рассказывала мне моя жена, я вслух считал количество учащихся.
Как выяснилось впоследствии, ребята в основном были хорошими, а два-три по настоящему отчаянных и отрывных парня погоду не делали. Да, их слушали и уважали, но повлиять на ход действий они не могли. Это всех устраивало.
Но особенно мне нравилось, когда у нас проходили классные часы.
Однажды я взял на такой урок гитару. И сам был просто поражен. Как парни вели себя! Это было нечто! Только просьбы:А сыграйте еще что-нибудь?
Я с удовольствием пел что-то из Макаревича, запрещенного, Вилли Токарева, Высоцкого, непременно Аллу Борисовну. Что интересно - в классе была такая тишина, что завуч, пришедшая на урок, так и заявила - Надо же, неужели это 14 группа!? - я смутился.
Будучи сам, по сути, "бунтарем", я был против всяких правил и законов.А тут пришлось воевать с подобными себе.
Да, ребята были прекрасными. Однажды, спустя некоторое время, я застал с гитарой Трубачева Сашу. Откровенно признаться, они, вместе с Саковым, тоже Сашей, такое выделывали дуэтом, на двух гитарах, что я только присел в восхищении.
"Надо же,- подумалось мне,- а я так не смогу!"
Они как все мы хотели романтики и приключений, ну кто из нас не грезил этим в молодости?
Мне стало много легче справляться с группой. Единственно кто не признавал меня, так это будущие выпускники из других групп.
По этому поводу однажды произошел забавный случай.
Я дежурил в общежитии училища и один из учеников, даже не знаю по какому поводу, так оскорбил меня, что я не выдержал и ударил его. Думаю, что это была очень грубая нецензурщина. Что тут началось! Все разделились на две половины. Одна часть держала меня, вторая его. Мы дрались практически как равные. Конечно, я отдавал отчет своим действиям, но его слова были просто невыносимы. Помнится, что я слегка был ошарашен.
Нас разнимали, мне казалось, что с него достаточно и в этот момент мой противник что-то произносил, все начиналось по новой. В фойе общежития происходило что-то невообразимое.
Наконец напряжение было погашено. Мы остановились. Огонь в масло подливала женщина, тоже мастер, но другой группы, мы дежурили вместе.
- Так ему и надо, совсем обнаглел, - свою женскую беспомощность она вкладывала в мои руки.
- Если бы только я была мужчиной, - говорила она - я бы его просто растерзала!
Однажды приходили местные ребята.
Местная шпана. Но и с ними все прошло нормально. Ну - зачем им отвязный мастак? Мало ли? По - серьезному связываться со мной они не стали.
И завершающим этапом был день, когда ко мне подошел ученик из старшей группы и сказал:
- Лев,- он никогда не называл меня по отчеству,- а давай поборемся на руках?
- Давай.
Армрестлинг.
Мы начали с правой, и он с трудом, но положил меня.
Еще раз, то же самое.
От негодования мне хотелось тут же бежать в спортзал и таскать блины от штанги до тех пор, пока я не стану вдвое сильнее.
- А давай на левую? - предложил он, и совершил ошибку.
Как бы он ни занимался атлетикой, но левая рука, у меня сильнее, чем правая.
И точно, я, хотя и с трудом, но уверенно одолел его.
Он не верил своим глазам.
- Давай еще раз?
И снова я выиграл. Напряжение возрастало. Сделав один шаг и выиграв, я уже не мог проигрывать. Я не имел права. Этот парень был явным лидером в группе старших. Всем правит Сила. Он занимался и имел прекрасную фигуру. В помещении мастерских были мы одни.
- Давай еще раз?
- Бесполезно,- сказал я в ответ - у меня левая сильнее правой, тебе меня не победить.
И снова положил его.
Это была победа.
С тех самых пор все было прекрасно.
Хотя, сказать, что ребята полюбили математику, я бы не осмелился.
На уроках было так же шумно, но это была проблема учителя.
Ребята знали, что просто так я не оставлю ни одного нарушения дисциплины, поэтому всегда был под негласным надзором.
Доходило до смешного.
На уроке, чтобы как-то развлечься, кто-нибудь выкрикивал - Кто последний, тот козел!
Козлом быть никто не хотел и все срывались с мест и выбегали в холл, однажды так получилось, что я стоял перед дверью, увидев меня, они побежали обратно в класс. Давно я так не смеялся. Мы смеялись все вместе.
Стоило появиться на этаже, звучала команда - Мастак идет!
Воцарялся покой. Но это было на время.
Ну кому интересна высшая математика? Мое мнение - это полный идиотизм - пичкать пацанов высшей математикой, физикой, химией и т.д. Да их надо на стройку, дать каждому по держаку и пусть зарабатываю на хлеб. Как правило, они этого всегда хотят. Каждый парень видит себя добытчиком. Кутилой. Этаким Джоном, который никому не нужен. Заработать денег и потратить их на девушек.
Или сделать девушке подарок.
Немало было и таких ребят, кто гордо заявлял:
- Я вот маме куплю утюг, стиральную машину, баню дома построю...
До поры до времени все шло хорошо.
Однажды меня вызвал к себе директор.
- Вы уже избили пять учеников, - произнес Михаил Михайлович.
- И здесь есть стукачи, - подумалось.
Это был Знак.
Пора было менять место работы.
Оно неожиданно нашлось. В Саратове был учебный центр, где проходили обучение взрослые мужчины, как правило, семейные. И платили там больше. Туда я и отправился.
С директором, солидным мужчиной, мы договорились сразу.
На работе Михал Михалыч, когда я ему сообщил об уходе из училища, не забыл мне напомнить, что он предполагал подобный ход развития событий, на что я не преминул заметить, что я не справляюсь с работой. На этом и порешили. Мне необходимо было отработать две недели, как это и предусматривал КЗоТ.
Ребята встретили мой уход с нескрываемым сожалением. Но меня опять тянуло неведанное.
Трубачев Саша так и остался лидером. Лидер, по моему глубокому убеждению, он везде Лидер. И в местах не столь отдаленных, и в военных частях и здесь, на гражданке. Как-то он поблагодарил меня за то, что однажды я направил его на путь истинный, но я сам смутился не меньше него. Я ведь, по сути, всего лишь выполнял свою работу. И окажись на моем месте кто-либо другой, он, может быть, справился бы с этой работой лучше, чем я.
Некоторое время спустя я узнал, что он стал Чемпионом города и области по боксу, а вот это было действительно приятно. Оно и понятно, энергия всегда ищет выход. Иначе и быть не может. Братья Ющенко стали чемпионами области по вольной борьбе. Причем старший занял первое место, младший второе. Ну, надо же, всегда удивлялся я, родился на час раньше, а старший! И постоянно между ними шла борьба за первенство.
Как-то я слышал по ТВ про Александра Трубачева - боксера, но тот Саша это или нет, я не знаю.
Прошло более 20 лет, мне приятно было бы побывать на его выступлениях, если это был действительно он, но что я ему скажу?
Моя пианистка успешно училась, мы ждали ребенка. Жизнь продолжала закручивать свою спираль.
Что интересно, вот четко помню, как пришел после службы домой, а далее все промелькнуло, как один миг.
Это, наверное, правильно.
Когда я спросил про этот бег времени Николая Романовича,- а ему уже 70 лет,- он философски - обыденно заметил: "А все так живут."
И буквально сразил меня этой фразой.
Ворс.Собеседница.2008г.
.......продолжение следует....
Свидетельство о публикации №208122900499