Инквизитор
Меня кличут демоном и сатаной
И ум мой роднят с ненавистною тьмой,
Желая в душе, чтоб под стаею птиц
Мой череп сверкал пустотою глазниц.
Меня ненавидят, шепча в спину мне:
«Проклятый святоша дал кровь сатане!
Он знает толк в злате и вкусной еде,
Молчи и дрожи, а не то быть беде!»
Я слышать проклятья как музыку рад.
Я знаю, что дух мой отправится в ад,
Но я с упоеньем смотрю, как меня
От скверны спасает стихия огня,
Что души спасает заблудших людей,
Сгубивших свой дух среди глупых идей,
И нежно шепчу я в экстазе любви:
«Прощаю тебя, душа, вечно живи!»
Ведь я — воин Света, и огненный свет
Пусть сеет в душе вечно Новый Завет,
Ученье Любви пусть повсюду придёт,
И каждый свободу в душе обретёт.
Но людям рабами быть проще всегда,
В бессмысленном рабстве проходят года,
И нас ненавидят, в нас камни летят.
Какого «спасителя» люди хотят?
Он явится в мире, и в эти года
Тьма Бездны на землю изыдет тогда,
Бескрайность желаний в момент утолит
И сердце уймёт, что по Небу болит.
И зверолюдьми под безумием птиц
Сверкать они будут пустотой глазниц,
Но примут ли после Святую Любовь,
Уйти захотят ли в пречистую новь?
30. XII. 2008
Рецензии
Хотел написать большую рецензию, с подробным разбором. Но потом понял, что вряд ли это имеет смысл. Это как в диктанте или сочинении по русскому языку - пять однотипных ошибок считаются за одну. Вот и ваши ошибки кратны цифре пять, все они одинаковые.
Читать вас невозможно, будучи хоть сколько-нибудь знакомым с настоящией поэзией. Вы напоминаете мне уже не героя-резонёра из комедий 18 века, а просто резонатор, такой кожаный нарост на теле классический поэзии, который до бесконечности готов повторять чужие мысли, образы, слова - ну и ритмы, рифмы и проч. Вы пишете стихи, но вам совершенно не понятна природа красоты (да и прекрасного - говоря более близким вам языком - тоже). Хотя в резонировании руку набить вы сможете. В ваших стихах нет ничего живого, зазывного, даже просто трогательного (я многое читал не здесь, а через третьи руки в Арзамасе).
Проза лучше и чуть поинтереснее, но в большинстве представляет собой перепевки более-менее известных текстов.
Я не хочу сказать, что вам не надо писать или печататься. Не стоит только видеть в себе прозелита и, исходя из этого, оценивать других. Ведь скромность украшает христианина?
Алексей Смехов 31.03.2009 18:22
Заявить о нарушении
Природа Истинного Прекрасного не понятна никому в совершенстве, я лишь стремлюсь познать её в той мере, в какой способен. Ну, не могут мои земные стихи, произведения человека грешного, отражать небесные реальности. Впрочем, надеюсь, что с пониманием прекрасного у меня дела обстоят лучше, чем у Вас. Говорите, нет у меня ничего трогательного, но, если бы я про порнуху писал, ну, или Церковь тонко высмеивал, как Вы, Вам бы и многим другим это непременно понравилось. Если Вы против порнухи, но за пустое, безыдейное творчество, которое бы просто глупо цепляло чувства, внушая иллюзию красоты, то я отвечу: ещё Платон во дни оны его ненавидел. Христиане же должны презирать "искусство ради искусства" тем паче. Я не вижу себя прозелитом, но, если Бог кого-нибудь приведёт к Себе через именно моё творчество - я буду только рад. Но, если Вы хотите составить себе понятие о христианстве, основываясь на нём, то советую лучше почитать наши Писания и святых. Я всё же грешный. Да, я перепеваю старые песни, ибо "нет ничего нового под солнцем". Читал святоотеческие писания, так вот у них, столь разных личностей, из разных эпох и народов, перепеваются одни и те же вечные истины, и всё равно их писания разные, и читать их по-разному интересно. Но, если у них те же самые истины, то что остаётся мне, разве могу я изобрести ещё какую-нибудь новую истину, которая окажется вечной, не повторяя старые? У Вас в этом отношении не лучше, не обольщайтесь. Но "истины" у вас не вечные, к вечности они отношения не имеют никакого. Но, если хотите, шагайте в ногу со временем. Я ни к чему Вас не призываю и не навязываю своё мнение (хотя и хотел бы, чтобы и Вы уверовали), но предупреждаю, что равнение на эту эпоху... в общем, не приведёт ни к чему хорошему.
Алексей Корчажкин 04.04.2009 18:16
Заявить о нарушении
А что считать равнением на эпоху? Стремление спрятаться у церковных (или псевдо-церковных) стен - тоже черта нашей эпохи. В этом плане уже я гребу против течения. Что касается философских основ, то для меня в мире нет изначально заложенной истины, она добывается и реализуется нами - и не только нами, а всем сущим в его бытии. Поэтому в принципе необходимым является как движение вперед, так и удержание уже пройденных этапов. Я не считаю себя новатором, мы просто с Вами удерживаем какие-то частицы достигнутого. Тон же моей рецензии вызван ознакомлением с Вашей критической работой на Прозе.ру. Так до людей докапываться нельзя.
Алексей Смехов 05.04.2009 12:04
Заявить о нарушении
Где-то в Писании сказано: "Расспроси ближнего своего, прежде, чем клеветать на него". Вот Вы клевещете. Без Ваших слов знаю, что есть модное, есть и псевдоцерковное "православие". Только недавно убирал на "Свободе" список таких "православных" "шедевров": один фанатик писал о том, что на Руси, мол, веке в 8-9 было языческое "православие", а потом пришли жиды и насадили там христианство, но у них ничего не вышло, и "жидовское" христианство русский народ "оправославил". Но это уж совсем надо на голову быть больным, чтобы такое писать! Вам, чтобы точно определить, прячусь ли я за церковными стенами, или, наприемр, дерзнуть предположить, что моё творчество проплачено попами (ну, кто Вас знает, может и предположите, хотя я о Вас лучшего мнения), нужно определить эмпирически точно, каков уровень искренности моей веры и развитие моей духовности, и каковы мотивы, побуждающие меня к творчеству. А уж потом утверждайте, прячусь я или нет. Так вот, я Вам говорю: я не прячусь. Ценности мира, который лежит во зле, я отвергаю, я просто смеюсь над ними, они мне не нужны, и жить по ним я считаю делом бессмысленным и глупым. Когда мир призывает меня отречься от Христа, я отрекаюсь от мира.
Если Вы не верите в Христа или (не дай Бог) отреклись, это ещё не даёт Вам повода говорить, что все верующие "прячутся" и вообще это модно.
Что касается моей литературной критики, то тут Вам тоже надо исследовать, к кому она обращена. Та девушка, над творчеством которой я маленечко поглумился (Вам, кстати, весьма далеко до неё), между нами говоря - католичка. Оставив трения между католиками и православными для личной переписки, я критиковал её с точки зрения христианина как христианку, когда она выдавала такое, что уж никак с учением Христа не вяжется. Это наши, религиозные, проблемы, и вмешиваться и рассуживать нас может только человек верующий, в христианстве сведующий. И такой человек, наверняка вчинит и мне отклонений. Тогда я буду лишь рад, поскольку объявится перспектива развития, или полемики, на худой конец. Ведь задача христиан в.ч. - помогать друг другу сохранять веру. Поэтому-то я так до неё и докапывался. И, кстати, мы весьма прекрасно с ней дружим, хотя и по переписке.
Алексей Корчажкин 06.04.2009 11:14
Заявить о нарушении
К сожалению, прячетесь, Лёша. Причем от одиночества. Это очень чётко видно по Вашим произведениям. Есть такой грех - страсти борьбы со страстями. И здесь тоже что-то вроде.
Что касается соотношения идейного и чувственно воспринимаемого уровня произведений, то опять же отсылаю Вас к монашеским практикам Византии и Руси. Мысль и чувство в них нерасторжимы, подвиг начинается с "чувственного делания", лишь затем переходит на "мысленное", и только из этого синтеза может в итоге ввырасти "умное чувство", как писал Палама.
Если же говорить о "похожести" свв. оо., то Нил Сорский, напр., писал красиво и интересно, не допуская на самом деле простых повторов. У него даже все цитаты из библии и отцов модифицированы с определенным смыслом. Здесь нужно не только читать, но и сравнивать.
Алексей Смехов 06.04.2009 11:48
Заявить о нарушении
Ладно, думайте, что хотите. Но всё же, что такое "страсти борьбы со страстями"? И почему это грех. Раз уж написали, то можно ещё раз поподробнее, и на этот раз со святоотеческой цитатой?
Алексей Корчажкин 27.04.2009 16:21
Заявить о нарушении