О холопах и холопстве
А холопи мы природные государя царя христианскаго царства московского.
Прозвище наше вечное — казачество великое донское безстрашное.
Повесть об азовском осадном сидении донских казаков.
Лета 7150
Хотелось бы обратить внимание наших казаков на такое, установившееся кое-где, определение, как крепостные крестьяне = холопы и отсюда досужие домыслы, касающиеся казачества. Даже строку из моего эпиграфа, изъятую из известной росписи, перекладывают в свою неверную сказку.
Холопы — в конце Средних веков и несколько позднее этим словом на Руси, обозначались слуги, жившие на иждивении своего хозяина. Такие X. находились при хозяйствах частных лиц, но могли быть и царские X., т. е. такие, которые несли обязанности службы царской.
Русский историк Н. Костомаров дает для XVI в. такое определение: "Холопами в обширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой-нибудь службой другому лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались царскими холопами". Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже становился его холопом. "Я холоп твой" для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма "Ваш покорный слуга". В XVII в. слова "холоп, холопство" еще употребляются, как синонимы понятий "слуга, служба". Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о "черкасах", Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: "они де люди вольные и знатные" "и отбрались в наше Московское государство на вечную службу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в вечное холопство"(1). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обозначением "служилые люди", "дворовые слуги".
Служилые Казаки тоже числились в Москве царскими Холопами. Они получали от своего хозяина-государя в XVI-XVII вв. корм и жалованье. При этом, когда о них идет речь, в актах всегда подразумевается "прибор людей вольных и охочих", т. е. набор на службу добровольный, без прямого принуждения. В этом и заключалось основное свойство их служебного договора.
В архивах сохранился Царский указ за 1592 г. о верстании казаков во вновь отстроенную на рязанской земле "Крепость Елец", по которому сюда должно было быть прибрано 280 казаков из вольных людей. Здесь вольные = вольнослужащие, добровольцы.
А так же сохранился Акт 1593 года о беглом Офоньке "збежал на Елец. И на Ельце <…> написался в козаки". В Интернете находим дополнение: "Елицкая Десятня отмечает, про "целую партию елецких помещиков, бросивших свои вотчины и ушедших в казаки".
Это почти классический пример. Здесь у некоторых наших казаков и у всех неказаков, эта строчка о беглом, почему-то не вызывает сомнений. Дескать, крепостной крестьянин Афанасий, убежал от помещика-кровопийцы на вольную волю, в казачество. Мол, этим еще раз подтверждается высказывания, о беглых крепостных, как основе казачества. Что абсолютно не верно! Разберем вышеуказанный фрагмент летописи и попытаемся разобраться: а кто же такой мог быть «Офонька», по статусу. В этом нам поможет замечательный труд В. И. Таланина «Русские сословия: история и современность»(2), «Служебные, должностные…» Карновича(3) и работы казаков-эмигрантов:
Чуть ранее XVI века «холопы» в государстве дробились на две большие группы. «Большие холопы» - служилые люди: походные спутники князей, дворян, наподобие оруженосцев. «Холопы приказные» - прикащики, ключники, дьячки и проч. Другая группа «делюи» - дворовые холопы, челядь.
В правление великого князя Василия III, все представители служилого сословия неофициально перешли в положение княжеских холопов или смердов(4), различных степеней. В тоже время появляется новый термин «мужики». Это - не служилые люди (в противовес древнему мужи, которые были вооруженными спутниками князей.
Большинство читателей, проглотив скорочтением ту строку, про себя отметят, что мол, еще один мужик сбежал от крепостной неволи и захотел стать вольным казаком. И будет читающий эти строки, как уже отмечалось, безусловно, не прав. Всего лишь в 1682 году было запрещено донским казакам принимать к себе «беглых». А если не запрещено, - то... статус меняется. Позднее: запрет - запретом, только мы знаем, как он выполнялся.
К концу XVI – самому началу XVII столетий, существовали три больших категории холопства: а) полное (старинное, обельное); б) докладное и в) кабальное холопство. К примеру, закон 1558 года гласил, что в кабальное холопство мог поступить совершеннолетний служилый человек или еще не поверстанные на службу. Но история знает и такие примеры, как поступившие в кабальную службу князя Белозерского Шелешпанского; дворянин В. Бартенев, сын боярский И. Болотников (этого представлять не надо. Так же бежавший к казакам) или будущий «царевич Петр» - казак Илейка Иванов Коровин, прозвищем Муромец.
Лишь 9 марта 1642 года выходит указ, по которому всех дворян-холопов, бывших на момент вступления в холопство, поверстанным в службу, из этого холопства изъять и к государственной службе возвратить. До того был лишь указ (1603) о немедленном освобождении, по первому их требованию. Но, кроме «боевых (служилых) холопов», которые подпадали под другую категорию.
Не многочисленные холопы от вышеуказанных разорившихся дворян-начальников, уходили прочь.
Как Офонька стал холопом и почему сбежал, мы никогда не узнаем. Если он был казаком, да умыкнул девку «крепостную», то по закону сам становился холопом. Если он брал ту же девку в жены законно, то и тут становился сам холопом у ее хозяина. Если Офонька, был взят в плен с боя, при каком-либо военном конфликте, т.е. – военнопленный, то он становился холопом. Или если его отец, по той же причине или какой иной, был в холопстве, то и Афонька – соответственно. Много вариантов в отношении его матери…
2. После смерти своего господина кабальный холоп получал вольную. А если зажилили?
3. Наш герой, нес службу в другом месте, да по какой-то причине самовольно покинул свое назначение.
«Крепостной мужик» не помещается в рамках этой символической схемы.
Холопство = крепостное крестьянство, в таком виде, в котором мы его теперь понимаем, появилось только с царского указа от 22 января 1719 года. (Отбрасывая Речь Посполитую (Rzeczpospolita), где свои проблемные холопы).
- Ну, а казаки? В казачестве совмещается несовместимое: государева служба, строжайшая дисциплина и вольная воля – свобода! Аверс и реверс дорогой медали, которая так и называется: КАЗАЧЕСТВО.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Акты "Воссоединение Украины с Россией", т. I, стр. 249, М., 1954 г.
(2) Монография. – Запорожье: ЗНУ, 2006 г., - 534 страницы.
(3) Карнович Е. «Служебные, должностные и сословные знаки отличий в России». Журнал Исторический вестник, 1885. – Т. 22. - № 11.
(4) Слово также поменяло своё значение. В Ипатьевской летописи 1240 г., в числе бояр Галицкого князя Даниила "державших" землю, т.е. участвовавших в местном самоуправлении и числившихся думцами князя, упоминаются Лазарь Домажиричъ и Иворъ Молибожичъ "от племени смердья".
Свидетельство о публикации №208123000397
Вольфганг Акунов 06.02.2012 01:30 Заявить о нарушении