Одесские приколы - 3

                Леонид Пржепюрко
                август 2004

                "Одесские приколы -3"
 
                Глава 1. Наставление моих руководителей.

На работе, как и в быту, бывают экстренные обстоятельства, когда принимать решения нужно бы-стро, грамотно и с экономической целесообразностью. Моё руководство так и поступило в вопросе, так какого же специалиста командировать в славный город Одессу? И этим специалистом оказался я, но сам процесс подбора кандидатов напоминал сцену из известного в прошлом фильма: «Желающие на гранитный карьер есть? Нет желающих» «Желающие на ликероводочный завод есть? Желающие все!».
 Мы стояли и слушали руководство, а оно спросило своих подчиненных о следующем: «Кто из вас посещал по работе Одесский или Ильичевский морские торговые порты?». «Ну, я посещал»- тихо сказал я, сделал шаг вперед и улыбнулся. «А разобраться в конструкции импортных транспортных средств и сделать эскизы ряда узлов этих средств сможете?» «Смогу - ответил я - ведь я в прошлом опытный конструктор, не то, что сейчас – менеджер, как говорят мои по дому соседи старшего поколения: "менеджер - значит торгаш!"». «Хорошо, мы Вас пошлем в командировку, но постарайтесь устроиться там подешевле на частном секторе, ведь сами понимаете курортный сезон жилье в гостиницах довольно дорогое. Са-мое главное: созвонитесь предварительно со специалистами портов, пусть Вам они уделят внимание и дадут возможность выполнить командировку».
 Была, ни была, подумал я, ведь снова у меня есть возможность побывать в Одессе! Опыт есть, думаю, что справлюсь, ведь одесситы люди особые: все понимают с полуслова. Одним из важных моментов разворота флюгера начальства в мою сторону был мой следующий аргумент:  «У меня есть в Одессе знакомая дальняя родственница, так что, жилье мне будет стоить недорого!». Что подумало моё начальство и сотрудники мне трудно судить. Но дорогой читатель наберитесь терпения и читайте мою зарисовку дальше: у меня именно от этого разворота флюгера начальства  по отправке меня в Одессу была впоследствии приличная головная боль, и именно, по жилищному в Одессе устройству, так как я получил с собой значительный финансовый недокомплект командировочных. Итак, я купил предварительно туда и обратно железнодорожные билеты сел в поезд Днепропетровск-Одесса и выехал, как потом оказалось, к новым одесским приключениям. Обратный билет я взял  на 31 число, так как на более ранние числа билетов не было, ведь был пик курортного сезона – июль месяц. Настроение было прекрасное, крыша над головой будет, все-таки еду я к знакомой родственнице, так почему бы мне ни побыть дольше в Одессе, вечером не посидеть у моря и не погулять по приморскому бульвару?

                Глава 2. Прелести устройства в Одессе.

Опыт советского прошлого гласит: в командировках, куда бы ты ни прибывал, нужно в первую очередь обеспечить себе жилье и поставить отметки в командировочное удостоверение. В таком варианте на 95 % можно считать, что командировка выполнена, так как финансовые документы есть, а это и есть главный козырь для бухгалтерии, а кто всегда главный начальник предприятия в прошлых и современных экономических условиях? Безусловно, это главный бухгалтер! Но мой вариант отличался от стандартного, на жилье без документа ведь средства были выданы небольшие из-за моей же информации руководству, но я тогда и не предполагал прокола в этом вопросе. А прокол не заставил себя долго ждать. Поезд прибыл в Одессу четко по расписанию в 5-30 утра. Моя знакомая живет в 10-ти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Я с ней предварительно созвонился о приезде в командировку, и она мне пообещала предоставить крышу над головой на всю командировку. В 6-00 звоню в звонок, дверь открывает моя знакомая, и я прохожу в столовую. Она садится, напротив, на диван в полулежащее положение и говорит следующее по-одесски: "С приездом дорогой, уж о такие с утра у меня дела! Мне сейчас уж слишком с утра плохо и не до гостей даже, как и ты. У меня есть аж давление и сердцебиение!» Сын Саша до работы сю дой зайдет и пойдет со мной до врачей. И я как раз  могу домой и не вер-нуться, а буду, наверное, лечиться и останусь лежать в больнице, а куды тебя пристроить с жильем у курортный сезон в Одессе я просто не знаю!» Я не растерялся, умылся, побрился и привел себя внешне в порядок для дальнейших одесских встреч. В голове начались прокрутки вариантов выхода из сложившейся ситуации с жильем. Я опешил, во дела у меня! Я спросил: «Может, тебе нужна моя помощь?» "Ха, помощь!" Ответила знакомая. "Что у тебя толстый кошель есть? Лечение ото одни гелт, гелт, и только гелт! И никто никак и не знает, и не угадает, как это у нас может стоить? Тебе ведь из-за меня твои боссы недодали гелт на жилье, так я тебе как раз и одолжу гелт, а потом отдашь. Попробуй устроиться на частную квартиру подешевле, так она и не будет близко у моря! Так вот дорогуша, запомни! Ты приехал не куды-нибудь, а до Одессы. Тут усё у нас не очень просто. Главный одесский сервис для приезжих отдыхающих у сезон  таков:
• крыша над головой и нормальные соседи квартиранты без зехеров! А уж удобства - как по-везет!
• питание – это вопрос не наш, не одесский, это приключения на голову только самого отдыхающего, его реальные экономические возможности и присутствие хорошего аппетита.
Я выслушал всю эту "глубоко познавательную" речь знакомой и понял одно: я оказался в положении известной пословицы - "На бога надейся, а сам не плошай!". Бог то меня болезнью знакомой и под-вел, и я могу рассчитывать только на свои собственные силы в сложившейся ситуации. Что поделаешь, я прощаюсь со своей знакомой и иду на вокзал к новым приключениям по поиску жилья и решению командировочных вопросов. Да! Положение то у меня получилось не простое! В 10-00 меня ожидает зам. главного инженера Илличевского морского торгового порта по вопросам командировки, а крыши над головой нет и решений грамотных пока в голове нет с моими не высокими экономическими возможностями. 
 
                Глава 3. Мир не без добрых людей и Одесса тоже!

Вышел я на улицу и пошел к железнодорожному вокзалу с надеждой найти жилье на частном сек-торе. По дороге я обратился к прохожей одесситке зрелого возраста и объяснил ей сложившуюся ситуацию, и она решила мне помочь. «Я все равно иду на электричку, время у меня есть, поспрашиваю наших «хитро сделанных одесситов» насчет «места под солнцем для Вас, главное, чтобы Вас они не надули?». Я её поблагодарил за моральную поддержку, и мы двинулись навстречу будущим приключениям. Перед вокзалом и на его перронах стояли одесситы с табличками на шее с надписью: «Сдаю квартиру». Воз-раст этих «сдавателей» был разный,  примерно от 30-ти до 70-ти лет, и в связи с этим была и разная языковая культура общения по понятному для читателя вопросу. Моя попутчица пошла сразу ва-банк, и с лету, взяв меня под руку, как будто мы были одна семейная пара, начала выяснять наличие свободных мест и их суточную стоимость. Стоимость жилья в сутки у моря была в пределах 50 - 70 грн., условия проживания разные, но я не котировался у хозяев, когда они узнавали у моей попутчицы, что мы поселяемся не вдвоем. Нам отвечали чисто по-одесски: «Ха! Дамочка! И шо Ви так о ём пиклуетесь? Ми думали Ви у двох! Кровати у нас дебели, зроблены из советским запасом, а Ви его одного до нас предлагаете! Ну куды мы ж его одного и уложим?». Моя знакомая прохожая развела руками, вздохнула и пожелала мне успехов, я её поблагодарил  за моральную поддержку и помощь. Она ушла на электричку, а я стал на перроне, как вкопанный, и замер с мыслями, что же делать? Одного практически не берут и финансы у меня имеются всего на 50%, да и с билетом на обратную дорогу также проблемы, если просто раньше уехать! Места в поезде и на автобус, на конец месяца все уже проданы, просто какой-то тупик!
 Но бог все-таки есть! Подходит ко мне одна из сдающих квартиру и говорит: «Я Ваше положение прекрасно понимаю, ведь Вы командировочный, а в гостиницах в сутки в летний сезон стоимость жилья не малая от 80 до 150 грн.». Но я Вам помогу просто потому, что Вы мне понравились своей скромностью. Я сейчас позвоню своей знакомой, она также сдает жилье, правда живет не так близко к морю. Идите спокойно позавтракайте в кафе и подходите снова сюда минут через 40. Я подошел снова на это место, и вопрос решился для меня положительно: моих финансов хватило, жилье было хорошее, в новом доме и в отдельной комнате, а расположение дома мне было очень удобно, так как дом находился как раз на выезде из Одессы в сторону города Илличевска. Так я получил крышу над головой на всю командировку, а хозяйка квартиры оказалась очень внимательной бабушкой-пенсионеркой и, благодаря её знаниям города, у меня не было в дальнейшем проблем по поиску адресов одесских предприятий, которые мне нужно было посетить.
 Хочу обратить внимание читателя на следующий момент. В Одессе очень много переименованных улиц, но материально этот вопрос пока не доведен до конца: на многих улицах висят таблички с новыми и старыми названиями и жильцам трудно ориентироваться в правильных названиях улиц. Так было и с моей хозяйкой, человеком уже в возрасте и за её жизнь улицы действительно много раз переименовывались. У хозяйки было три справочника Одессы и она, листая их, часто путалась и тушевалась в правильности названий улиц, о которых я спрашивал.
Так вот, дорогие читатели, чтобы Вы почувствовали одесские прелести этого вопроса, я опишу свои приключения по поиску одной одесской организации, назовем её, например, условно «Одесса-пром». Моя хозяйка мне указала только возможный район её расположения, и я поехал маршруткой в этот район. Иду по улице, примерно 13 часов дня, жарко в воздухе 30 градусов, ведь июль-месяц. Один прохожий  по-одесски мне так сказал о местоположении этой организации: «Да! Да друг любезный! Как раз эта организация о там как раз и есть. Так Ви идите за о тим трамваем, идите, идите и сверните у право по троллейбусу. А от троллейбуса идите на выложенную камнем площадь, там коменяки раньше взорвали церковь, там, на кругу о той площади, как раз и будет Ваша организация». Я, естественно, уточнил у него номер трамвая и троллейбуса и количество нужных остановок, которые мне необходимо было пройти. Одессит отвечал мне с явным недоумением, так как считал свою первичную информацию достаточно понятной и исчерпывающей.
Прихожу я на площадь, обошел её по кругу, нигде по кругу нет названий нужной мне организации. Чувствую, что устал, солнце припекает, ищу тень, чтобы отдохнуть. На углу примыкающей  торцом к площади улицы стоит СТО. Захожу туда и спрашиваю её сотрудников об искомой мною организации «Одессапром». Получаю ответ сотрудника 30-ти лет с одесским оттенком изложения и феноменом уважительного гостеприимства: «Наше СТО о тут и есть, как раз 4 года, так Ви и не толко Ви имеют интерес до «Одессапром», а ми и не знаем куды он подевался? Шо Ви у такой жару  стаите? Сядытесь о тот сто-лик, и я Вас немного попою на Ваш желание». Да, Одесса это не столичный Киев с апломбом к приезжим, не периферийный Донецк, Запорожье и крутой по автомобилям Днепропетровск. Одесса по человеколюбию и культуре общения с людьми ближе к Харькову – городу технической элиты Украины.
 Я сел за столик, попил чай с ватрушкой и немного отдохнул. Работник СТО мне говорит: «Знаетэ, о тут рядом раскрытые зеленые ворота ест, так за ными у нутри двора ещё одно "СТО" ест, оно тут  аж 8 лет, так там как раз и знают куды и подевался «Одессапром». Я поблагодарил за теплый прием, пожелал всем работникам здоровья и хороших заработков, вышел на площадь и, действительно, увидел двор с раскрытыми зелеными воротами. Прошел в глубь двора, и увидел "СТО" ещё больших размеров, зашел в ангар и спрашиваю ребят в синих робах: «Господа хорошие, помогите командировочному. Где сейчас находится «Одессапром»? Я ищу его уже много времени, и никто не дает мне его координаты по не знанию его местонахождения?
Далее я получил следующий колоритный ответ от работника в робе средних лет: «Дывись! Ему «Одессапром» давай? Дядя, а как у Вас глазки смотрят прямо, чи у разни стороны? «Одессапром» как раз о тут и есть!  Вы когда сюдой шли, то добре смотрели на уси стороны чи ни? Слева зеленую дверь бачилы? Это и будэ вход до «Одессапром», нажмить на дзвоночек и Ви как раз и там!  Двигайте туды налево за ворота, если пойдете от  нашого "СТО" назад задом». Ответ работника СТО был прекрасен по стилю изложения и очень информативен по существу моего вопроса. Я выполнил указания работника и, чтобы не сбиться с верного пути двинулся задом назад со двора к раскрытым воротам.
У зеленной двери стоял мальчик 7-8 лет, я его спросил: «Звонок работает?», «Звоните», сказал мальчик. Я позвонил. Мальчик об бежал ворота, и я услышал следующее: «Дед, проснись, к тебе пришли, открой дяде дверь!». Голос у мальчика был звонкий и он, действительно, конкурировал со звонком на двери. Дверь открыл мужчина пенсионного возраста и спросил: «Вы ко мне?» Немного помолчал: «А как Вам наша Одесса? Эх! С нашим мэром Бодэланом и его ценами, жизнь далеко у нас не простая!» Я по-молчал и вежливо спросил, не здесь ли «Одессапром», а где же вывеска этой организации? Мужчина сощурился, посмотрел на меня внимательно и сказал: «Одессапром, Одессапром! Я и есть Одессапром, зав складом, какой у Вас вопрос?» Я облегченно вздохнул, ведь я вроде бы у цели, но где приличное здание и руководство, технические службы, мне то пока склады не нужны! «Мне нужно передать руководству рекламу на наше оборудования, которое мы производим, может оно представляет интерес для Вашей организации», сказал я. Зав. складом улыбнулся и сказал: «Уважаемый, заходите, милости просим, сначала попьем кофе, потом я Вас свяжу с руководством. Вы ведь на своих двоих и наверно устали, по-сидите у меня и отдохните немного, потом будем решать производственные дела». И он оказался прав, я побыл у него около 40 минут, пообщался с ним с большим интересом, так как много узнал новостей одесской жизни, а главное еще раз прочувствовал одесский оптимизм к жизни и многогранность его мышления в разных жизненных вопросах. После отдыха зав. складом набрал коммерческого директора «Одессапрома» и представил меня ему. Коммерческий директор сказал в трубку следующее: «Вы немного хоть на складе отдохнули? Так и не волнуйтесь, оставьте там  ваши материалы, мне их передадут, и лучше посетите пивной бар «Гамбринус".  Мы Ваши материалы рассмотрим и Вам обязательно ответим». Что сказать, вот это уже действительно ответ чисто по-одесски, именно проявлена забота обо мне!
В заключение своей зарисовки не могу не коснуться вопросов города Одессы, как курорта. То есть, хорошо ли в наше время отдыхать в Одессе? Считаю, что да! Именно в Одессе отдыхающие чувствуют себя раскованно и не чувствуют морального ущерба от местных жителей и властей города. Приведу конкретный пример интернациональных отношений одесского курорта. В Аркадии – центральной курортной зоне города находится санаторий «Молдова». В командировке у меня так складывались обстоятельства, что я весь день мотался по Одессе, а с 17-30 мог сидеть на берегу моря, дышать морским воздухом, загорать и купаться. В это время молдавский санаторий принимал много белорусов и россиян, я с ними по колено в воде на пляже с интересом разговаривал, интересовался условиями жизни в санатории, питанием и лечением. Я не услышал от них ничего отрицательного, наоборот, многие отдыхающие были поражены радушию одесситов, их гостеприимству и нескончаемому юмору в быту, в лечениях и культурной программе санатория. Многие отдыхающие: рабочие, учителя, работники медицины и инженерно-технические работники буквально молились на руководителей своих стран за то, что они имеют материальную возможность оплатить проезд в Одессу и путевки этого санатория. Я скромно молчал и только слушал, к сожалению, я себе материально не смог бы позволить такой отдых, так как на него просто не зарабатываю сейчас и вряд ли сумею заработать в будущем. Должен отметить немаловажный момент отдыха: уровень питания и благоустройства курортной зоны, то есть, пляжей Одессы. В сравнении, на-пример, с 1999 – 2002 годом, когда я был в Одессе более 6-ти раз в командировках, могу отметить только большой прогресс. Это улучшена чистота пляжей и расширен ассортимент еды в кафе, столовых и продуктов в магазинах. Положительно решен вопрос транспорта, особенно маршруток. Отдыхающие этими вопросами вообще не стесненны, транспорт ритмичен, водители вежливы и любят юмор. Блюда в кафе интернациональны,  пиво и крепкие напитки также. Прекрасна Дерибасовская, необычаен рынок Привоз, Приморский бульвар пляжная зона в Аркадии. А одесситы вообще специфичный неугомонный народ, вообще никого не боящейся и не признающий элементов насилия.  Взять, к примеру, шедевр Одессы – улицу Дерибасовскую. Улица полностью стала местом отдыха местных жителей и приезжих: отдыхающих и командировочных. Движение на улице закрыто и вся бывшая проезжая часть представле-на для отдыха – посидеть за столиком с друзьями, с сослуживцами и конечно, для отдыха влюбленных молодых пар. Подошел я к исторической достопримечательности Одессы, описанной во многих произведениях известных писателей – пивному бару «Гамбринусу» и расстроился.
Эта историческая достопримечательность уже не бар, а ресторан и его посещение многим уже, к сожалению, не по карману. Но юмор на Дерибасовской был, есть и будет. Я это ощутил снова на себе. Сел за столик, взял бутылочку пива, сижу и смотрю по сторонам, слушаю разговоры соседей по столикам и музыку. За мой столик садится пара зрелого возраста местных жителей и, посмеиваясь, предлагает мне поддержать их мажорное настроение, причем не «нахаляву», а угощают меня отличным фруктовым соком. То есть, я бартером им должен чем-то ответить, а мне просто говорят: «Хоть Одесса сильна Филимоновым, но все-таки он не знает всех анекдотов. Вы не местный, так посмешите нас ими из расчета один анекдот за стакан сока!». А я уже в процессе дружеской беседы с ними  как раз и выпил два стакана, вот такие уж одесситы, ловко этот момент подметили. Мне пришлось по мозговать, и я решил новым знакомым рассказать старый анекдот о дружбе народов СССР. Армянское радио задает вопрос слушателям: «Уважаемые слушатели, так и кто нам расскажет, что такое дружба народов, а?». Отвечает Московское радио: «Дружба народов это целина, это восхождения альпинистов, это фестивали молодежи и студентов». Отвечает украинское радио: «Дружба народов это колы уси народы СССР люблять тилькы сало та вареники из картоплею». Потом в эфире некоторое время тишина и, наконец, в эфир выходит грузинское радио и повествует следующее: «Дружба народов СССР – это когда русский берет за руку казаха, а тот украинца, а тот туркмена, а тот узбека, а тот молдаванина, а тот грузина и все едут в Ереван бить армян!». За этот анекдот мне налили рюмочку коньяка и пригласили снова приехать в Одессу и встретиться тут же. 
Представьте себе Вы едете в троллейбусе, вдруг на остановке в троллейбус заходит яркая женщина 50-ти лет, садится в середине троллейбуса на свободное место и говорит громко на весь троллейбус, глядя на задних пассажиров: «Эй ты, старая кляча, чего намазала губы морковной помадой, что дома не сидится, кровь еще играет!». Троллейбус не молчит. С первых сидений раздается следующее: «Ха! Тоже мне Вайкуле или Распутина обозвалась, сиди молча и не порть нам курортный воздух!». Кондуктор троллейбуса цыганской внешности, весом под 90 кг, раздвигая, как ледокол, пассажиров, ходит и громко говорит: «Пассажиры, не берите все это в голову, ведь она чокнутая, поговорит и через 10 остановок выйдет, так это на маршруте каждый день потерпите, пожалуйста!». «Чокнутая красавица» продолжает цеплять следующих пассажиров в середине троллейбуса рядом с собой: «Ты усатый глист, что плохо ешь, или играешь в баскетбол? Что ты подпер своей башкой крышу троллейбуса и мне теперь не видно ничего в окно!». С задней части троллейбуса раздается совет женским голосом: «Дядя ты такой рослый, так подними её и приставь лицом к стеклу окна, пусть посмотрит на одесских бомжей и крутых, может тогда она и заглохнет!». Народ явно раздвоился в симпатиях к пререкающимся пассажирам. 
С передней части троллейбуса раздается возмущенный высокий мужской голос: «Оставьте женщину в покое, она стройна, красива и может ещё и многим джентльменам нравится!» Женский голос с задней части троллейбуса: «Почтеннейший! У Вас очки видно -6, какая она красавица для джентльменов, подойдите к ней ближе и я думаю, что Вы убедитесь в обратном!». Практически большая часть троллейбуса активно участвует в дискуссии,  но без  злобы, а когда «чокнутая» вышла, всем стало скучно ехать. Хочу еще отметить, что подобные коллективные разговоры в транспорте пассажиров вполне для Одессы нормальное явление. Безусловно, в других городах страны такого явления нет. Просто поразительно, те же «рыночные» проблемы выживания людей, но у нас у всех хмурые и недоброжелательные лица, а в Одессе все улыбаются и в транспорте даже можно и хороший анекдот услышать. А всех жителей города в основном интересует одно от приезжего: «Ну, как Вам наша Одесса? Где Вы уже были у нас? Как Вам наши цены на Привозе? Что Вы от нас увозите домой?».
 Вот именно этим и замечателен этот прекрасный город – своим не угасающим патриотизмом и человеколюбием.
Контакт читателя с автором рассказа - E-Mail: leonid2004@i.ua


Рецензии