Честь

Честь
Звон колоколов, крики толпы, улыбки, радость в глазах. Солнце, отражающееся на доспехах, жадные взоры толпы. Ни тучки на небе. Зной. Жара омывала площадь своими волнами горячего воздуха.  Люди, камни, везде - рукотворный мир, храмы, возвысившиеся  над безумной и жалкой действительностью всего прочего.  Гордость и опьяняющая слава вокруг, во всем, в камнях и в воздухе, в каждом людском крике.
В Рим входили войска с победой, а повозки были доверху набиты золотыми монетами и драгоценностями. Гордо чеканя шаг, шли римские легионеры. Ноги солдат мерно ударяли о тысячелетние камни. "Великий Рим!", "Слава Риму!" - кричала чернь, а женщины бросали солдатам цветы. За войсками ехала колесница, в которой стоял я. Мое сердце радовалось победе над варварами, которая была посвящена этим людям.
На своем троне ожидал великий император, вокруг него сидела его свита, их лица освещала  радость, и они явно восхищались мной и моими подвигами.
Я остановился, когорты замерли, толпа прекратила орать. В установившейся тишине особенно прозвучали мои слова:
- Враги Рима мертвы, кто пытался поднять оружие против римских законов, уничтожен, восстание полностью подавлено, территория  противника присоединена к Римской империи.
- Вина всем, вина…- сказал император, - в твою честь мы устроим завтра гладиаторские бои, хвала Максимусу, слава Риму!
Я обернулся к народу. Толпы кричали:
 - Слава,  Слава…
Слуги выкатили на площадь бочки с вином и разливали его людям. Стихийная, неуправляемая радость людей, ликование. Торжество правды, слава Римского закона и порядка. Никто уже не смотрел на императора и меня.
Вечером император пригласил меня к себе.
На столе лежала огромная карта, в руках императора был кинжал, он что-то показывал полководцам и его приближению.
- Мой доблестный полководец Максимус, нам лишь нужно обратить грязных варваров на севере в Римскую культуру. Последнее испытание для вас, и самое легкое: всего лишь пара тысяч человек! в случае победы я сделаю тебя верховным Понтификом в римском сенате. Могу даже сейчас написать указ, уверяю: сенат его поддержит, - сказал Император с присуще ему спокойным тоном.
- Во славу Рима я сделаю это! - сказал я.
- Так тому и быть… - констатировал император и воткнул кинжал, который был в его руке в ту область на карте, куда отправятся мои войска.
Я уже пошел к двери, как меня остановил голос императора:
- Да, говорят, женщины варваров совсем недурны, не убивайте их всех, привезите мне новых рабынь.
Неприятная дрожь прошла по моему телу. И без уверенности, как-то странно для меня мягко, я произнес:
- Да император…

Три месяца длилось мое путешествие, горы сменяли равнины, реки и озера превращались в моря. Везде приветствовали меня, в каждом городе, каждый показывал свое трепещущее отношение к императору. И вот, наконец, форт, который я должен был возглавить и привести его солдат к победе, затем навсегда бросить меч в своем доме, служа только в сенате с пером в руках. Меня встречали солдаты, через несколько секунд выбежал и начальник форта.
- О великий Максимус, мы ждали тебя, император прислал указ, - произнес он
- Приветствую тебя также. Где я могу расположиться? - сказал я.
- Пойдем, я отведу тебя к твоей палатке, - сказал начальник лагеря, слишком уж показывая свое расположение ко мне.
Я зашел в палатку, приказал принести туда мои вещи и открыл карту на столе.
- Кто эти варвары? - произнес я, одновременно отмечая удобные позиции и планы.
- Небольшой народ… Варвары… Мужчин мало… В основном вдовы…У них много золота, потому что рядом шахта, там особенное золото, оно…- с трепетом и почти шепотом говорил начальник, но я его перебил:
- Хватит. Мне это не интересно. Золото… Как скучно. Сколько у них солдат, какое оружие, почему храбрые римские солдаты не победили их давно, зачем понадобился я, у вас целый легион, у них же в лучшем случае несколько сотен плохо обученных войнов…
- Не так что бы легион… Часть солдат… э… разбежалось, стало крестьянами, жалование маленькое здесь платят, поэтому и бегут… - перебил меня, еще больше нервничая, начальник.
- Как бегут? Римские Легионеры?
- Да.. бегут, что мы только ни делали…
- Какой позор… Я доложу об этом императору. А сейчас уйдите отсюда: мне надо думать.
- Да.. как хотите… - заикаясь и бледнея, говорил начальник.
Глава форта ушел, и я мог приступить к работе. Уже на небе появилась луна, как я услышал противный и жалкий голос начальника:
- Я … подготовил вам подарок, от имени нашего легиона…
Он хлопнул в ладоши и зашли двое солдат, которые держали в руках небольшой сундучок, доверху набитый золотыми монетами.
- Что это? Убрать это отсюда. Я прикажу в Риме повесить вас как казнокрада и плута,- ожесточенно говорил я. - Раздать ваше богатство солдатом, пусть гуляют перед боем. Мы не за этим присланы великим императором.
Начальник, казалось, сошел с ума, он бежал от меня, как от молоха. Следом за ним ушли солдаты.
Когда начало рассветать, ко мне зашел помощник начальника и спросил, не нужно ли мне чего.
- Мне нужна информация про противника.
- Утром мы ты отправили шпиона, завтра он придет и все расскажет, мой господин.
- Хорошая работа. Это приказал твой начальник?
- Нет. Я сам. Начальник ничего не хочет делать, а еще он покровительствует ворам в городе, они платят ему за это, и часто куда то уезжает, - с улыбкой произнес помощник.
Мне отчего то стало неприятно смотреть на человека, сдавшего своего начальника, и я сухо сказал:
- Иди займись делом.
Очевидно, что он искал моего расположения, но, наткнувшись на грубость, ушел. Немного поразмыслив, я решил сам пойти и все узнать.
Несколько часов пути от форта - и я у ворот города противника. Чудные храмы, разноцветные дома, дорога из морских камней. По улицам ходили в основном женщины, в чудных костюмах черного цвета, редко можно было увидеть мужчину. Лица людей были хмурые, в глазах, как на дне ямы, лежала забота и печаль. Я зашел в трактир. Несколько посетителей сидели за столами, перед каждым стояла большая кружка, казалось, они не обращали внимания на окружающий мир, и трактирщик молча иногда подливал им из кувшина. Я сел за один из столиков как простой работник, дожидаясь своей очереди.
- Приветствую тебя, скиталец! Хочешь - я наполню твою кружку вином? - сказал хозяин.
- Благодарю тебя, но нет, мне не хочется пить, расскажи об этом городе, я заплачу золотом.
- Наш город некогда был большой и богатый, наши люди добывали золото особым способом, еще никто так не умеет, его было много. Но потом пришел римлянин и сказал, что золото теперь его, конечно же, он получил отказ, но, спустя месяц, с войсками вошел в город. Кто мог держать меч, умерли с ним в руках, каждая семья понесла потерю, долгие дни вдовы оплакивали своих мужей, пока слезы женщин не сменились слезами детей по своим матерям, которых увели в город как невольниц.
- Ты хочешь сказать, что римляне были здесь и сделали все это? - спросил я.
- Да уже давно… Они и сейчас грабят наш город.
- Что ты имеешь в виду?
- Извини, странник, мне надо идти, меня ждут клиенты, - сказал трактирщик.- Если хочешь, можешь сам посмотреть: выйди на улицу.
Я бросил ему пару золотых монет и вышел из трактира. Длинные улицы, разрушенные или сожженные дома, город стал казаться иным, его сердце, или другими словами, - центр, был полностью уничтожен, здесь, скорее всего, был совет и дом правителя. Пепел и обожженные бревна так и валялись на дороге, никто их уже не убирал.
Напротив ратуши, стояла виселица, на ней раскачивалась тело женщины в черном балахоне. Я догнал идущую чуть вперед женщину и спросил:
- Приветствую тебя, незнакомка! Скажи мне, за что повесили ту женщину?
- Приветствую тебя, незнакомец! Она отказалась стать женой одного начальника, который был пленен ее красотой. Он увел многих женщин…
Сильная дрожь пробила меня насквозь, мои руки похолодели, никогда я еще не испытывал подобного чувства, даже в битве. Что же здесь происходит?
- Мне рассказывали, что здесь есть шахты, я хотел бы посмотреть на них.
Женщина кивнула и двинулась вперед, я - за ней. Наконец дома закончились. Картина, открывшаяся взору моему, заставила ужаснуться.
Около небольшого дома солдаты в римской форме избивали женщину, из окна на них смотрел ее сын. Женщина кричала и плакала, солдаты смеялись и ещё сильнее били её.
- Ну, что? Где твой муж? Где его армия? Теперь ты пойдешь со мной и будешь моей рабыней! Я позабочусь о тебе… - кричал, иногда переходя на смех, один из солдат.
Незнакомка, что вела меня к шахте, уже ушла далеко, а я все стоял, не в силах двинуться дальше. Женщина обернулась и, увидев, что я словно застыл, подбежала ко мне, схватила за рукав:
- Идем скорее, они могут убить тебя: ты не знаешь наших порядков. Быстрей!
Я с тяжелым сердцем пошел за незнакомкой. Как мне хотелось вынуть меч и наказать мерзавцев! Но мне нельзя было раскрывать себя. Всю оставшуюся дорогу, я не мог отделаться от увиденного: передо мной вставало то лицо несчастной женщины, то полный ужаса взгляд ее ребенка.
Наконец мы пришли в шахту. У ворот стояли двое римских солдат. Они презрительно смотрели на меня и мою спутницу.
Мы зашли внутрь. Нас встретил полумрак пещеры и мокрый воздух. Каменные коридоры таили в себе ужас более страшный, чем в городе. За кирками, приносившими золотые самородки, стояли измученные дети. Они долбили породу, вгрызались в скалу, чтобы добыть мертвый камень своему начальнику. Детские вздохи, как у "белых" старцев, разрывали молчание скалы. Женщина подошла к одному из юношей и дала ему кусок хлеба, поцеловала его в лоб и вернулась ко мне. Ее лицо, уже привыкшее к ужасам и унижениям, и неожиданно изменилось: она заплакала. Ее слезы чувствовал и я, они ранили мое сердце сильнее стали в боях. Впервые я не знал, что мне делать. Это незнакомое мне, новое чувство переполняло меня.
Я обнял эту женщину, и ее слезы капали на мой красный плащ. Не раз он был в крови сражений, но никогда еще не было так больно, как от слез этой женщины.
- Прошу тебя, странник, расскажи о нашем горе во всех городах, где ты будешь, люди должны знать "красоту Римской культуры",- сквозь слезы говорила женщина.
Я ничего не мог сказать, не мог найти слова. Но сердце кипело, праведный гнев переполнял его. Надо ехать к прокуратору, на коня быстрее, покончить с этим…
Взмыленный конь резко остановился у дворца. На воротах стоял солдат в блестящих доспехах, вокруг цвели кипарисы, мирно играли дети, женщины ходили в туниках. Казалось, тот злобный мир исчез. Я подошел к солдату и показал ему грамоту с моим именем и римскими печатями.
- Отведи меня  к прокуратору, - сказал я.
Солдат был очень удивлен тому, что перед ним стоит такой большой человек.
- Пройдемте со мной, великий полководец, - сказал солдат дрожащим голоском.
Я проследовал за ним в одну из комнат. И через несколько мгновений ко мне вышел сам прокуратор.
- Великий Максимус! О твоих победах слышали все граждане великого Рима. Как рад я такой встрече! Если бы ты предупредил о своем приезде заранее, я бы приказал устроить пир. Вина же! Моему гостю все, что он пожелает. - сказал он
- Нет. Не надо. Я приехал сюда по делу…- перебил я.
- По какому же делу приехал мой друг сюда?- спросил прокуратор, излучая добродушие и готовность выполнить все, что я ему скажу.
- Мятежный город к югу отсюда… - произнес я. - Великий прокуратор, я видел великую несправедливость, римские законы унижали людей, глава форта ворует из казны и эксплуатирует людей, убивает и порабощает женщин и детей, его солдаты унижают людей…- голос мой дрожал от волнения.
- Я займусь этим, мы уничтожим коррупцию и освободим людей, ты можешь больше не волноваться, - мягко сказал прокуратор и добавил: Может, ты хочешь вина?
- Я хочу, чтоб сюда прибыли из Рима сборщики налогов и выявили все систему, прибыли сыщики и наказали виновных.
Лицо прокуратора дернулось. Он взволнованно стал ходить по комнате В руках он теребил кольцо.
- Ты хочешь наказать начальника форта? Я могу выписать приказ на его казнь. Ты хочешь этого?
- Нет, я хочу правды, хочу суда, пусть люди из Рима во всем разберутся и накажут всех виновных.
- Хочешь, я сделаю тебя богатым?- вдруг предложил прокуратор.
- Что вы говорите? Как можно? Там гибнут люди за эти камни, дети работают, а их матери отданы в рабство.
- Ты можешь стать богаче императора… Возьми сколько хочешь золота..
Страшная догадка пронеслась у меня в голове.
- В Рим, скорее в Рим… 
И впервые мою щеку обагрила слеза, маленькая тонкая струйка. Я бежал к коню и твердил:
- В Рим, в вечный город. Скорее… Император должен знать…
Неожиданно мою спину пронзила острая боль, я почувствовал холод и слабость.
- Вот тебя правда, вот тебе римский закон, испытай его на себе… - уже как то издали услышал я слова прокуратора. Его лицо искажала злоба и страх потерять положение…
Забвение…
Тело великого полководца отправили в Рим, где его прах сожгли и развеяли по ветру, как подобает храбрецам. Римский император, получил записку от прокуратора, в которой говорилось о храбрости Максимуса, погибшего в бою. Вместе с запиской были присланы четыре большие амфоры, заполненные золотом. Император, задумчиво перебирая золотые монеты, произнес:
- А говорят, там такие красивые женщины, что ж, в другой раз…


Рецензии